От vladre
К All
Дата 21.10.2005 02:17:43
Рубрики Современность;

Вышла новая книга - о истории 7-й ДиПЛ

Здравствуйте!

Кстати. К недавно обсуждавшемуся на форуме вопросу.
На одной из страниц сказано:
В 1959 году командир ПЛ Морозов был отправлен в годичную командировку на суда торгового флота, для изучения атлантического театра боевых действий.



Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. -- Санкт-Петербург:
Специальный выпуск альманаха "Тайфун", 2005. - 208 с., ил. Мелованная
бумага, мягкий переплет.

В книге помещено почти 300 фотографий. На мелованной бумаге они
смотрятся весьма хорошо. Другой "конек" изданий -- наличие множества
фактов по истории дивизии, несколько тысяч фамилий подводников,
служивших и служащих в соединении, подробные статьи об АПЛ пр.675,
949А и 945А. Подлинный чертеж АПЛ пр.675 публикуется впервые.



Содержание

7-я дивизия ПЛ СФ (с. 2)
От составителя сборника (с. 2);

Глава 1. Боевой путь 7-й дивизии ПЛ СФ);
В.В.Осинцев. Боевой путь 7-й дивизии подводных лодок СФ (1965-2005) (с. 4);

Глава 2. Подводные лодки дивизии
В.А.Повилайтис. Атомная подводная лодка проекта 675 (с. 42);
И.Л.Баранов. Атомная подводная лодка проекта 949А (с. 53);
Н.И.Кваша. АПЛ пр.945 "Барракуда" - важный этап реализации
интеллектуального потенциала ЦКБ "Лазурит" (с. 64);
И.П.Богаченко. Атомная подводная лодка проекта 945. История создания -
взгляд главного наблюдающего от ВМФ (с. 68);
И.П.Богаченко. Атомная подводная лодка проекта 945А. История создания
- взгляд главного наблюдающего от ВМФ (с. 70);

Глава 3. Взлеты и падения
Н.С.Соколов. Первые годы службы (с. 74);
В.С.Калашников. Несколько слов о моей службе (с. 83);
М.Ю.Кузнецов. Воспоминания командира 7-й дивизии подводных лодок (с. 85);
А.Н.Федотенков. На многоцелевых подводных лодках (с. 100);
Б.А.Ананиашвили. Две лодки и одна дивизия (с. 107);
Б.А.Осипов. В 7-й дивизии подводных лодок (с. 112);
В.А.Панов. Воспоминания командира К-170 пр.675 (с. 118);
В.В.Козырь. Я принимаю "пароход"! (с. 122);
И.И.Некрасов. Воспоминания командира К-166 пр.675 (с. 129);
Г.П.Онопко. Воспоминания командира 225-го экипажа ПЛ (с. 131);
Н.П.Архипенко. Первый блин комом (с. 132);
Е.В.Катаев. Воспоминания заместителя командира 7-й дивизии ПЛ СФ (с. 135);
В.Н.Лавров. О службе на К-135 (с. 138);
Е.В.Глотов, Ю.Е.Крылов. О 7-й дивизии и её Флагмехе (с. 152);
А.С.Сецен. Будни и радости 351-го экипажа);
А.М.Красножён. О службе на К-90 пр.675 (с. 170);
С.Ковалев. Гвардейские корабли 7-й дивизии (с. 172);
С.Ковалев. Андреевский флаг над ледяным куполом (с. 173);

Глава 4 Экипажные страницы
Атомная подводная лодка Б-239 пр.945 (с. 176);
Атомная подводная лодка Б-276 пр.945 "Кострома" (с. 178);
Атомная подводная лодка Б-534 пр.945А "Нижний Новгород" (с. 180);
Атомная подводная лодка Б-336 пр.945А "Псков" (с. 182);
Атомная подводная лодка Б-414 "Даниил Московский" пр.671РТМ (с. 185);
Атомная подводная лодка Б-448 "Тамбов" пр.671РТМ (с. 188);
Атомная подводная лодка Б-292 "Пермь" пр.671РТМ (с. 192);
505-й экипаж ПЛ пр.671РТМ (с. 193);
284-й экипаж ПЛ пр.945А (с. 198);
Атомная подводная лодка Б-452 "Новгород Великий" пр.06704 (с. 201);
Атомная подводная лодка К-119 "Воронеж" пр.949А (с. 202);
Атомная подводная лодка К-141 "Курск" пр.949А (с. 204).



Основные вехи боевого пути 7-й дивизии (подробнее о перечисленных
здесь событиях рассказывается в статьях ветеранов и действующих
подводников дивизии).

По мере наращивания темпов строительства АПЛ и их приема от
промышленности в составе 1-й ФлПЛ в июле 1963 г. формируется 11-я
ДиПЛ, а спустя полтора года, 10 февраля 1965 г., была издана директива
начальника ГШ ВМФ о создании в составе флотилии 7-й ДиПЛ, формирование
которой было завершено к 8 августа. В соответствии с приказом главкома
ВМФ этот день отмечается как праздник соединения.
К 15 августа сформирован штаб соединения, размещен на ПБ-32.
Местом базирования кораблей 7-й ДиПЛ стала губа Малая Лопаткина, в
дальнейшем здесь появились пирсы.
Корабельный состав дивизии комплектовался АПЛ пр.675. Лодки были
новые, включались в соединение после подписания приемного акта.
Первыми лодками дивизии стала К-74 (соответствующий приказ
командующего СФ был подписан 17.08.1965 г., командир - капитан 1 ранга
Е.А.Курдасов), К-22 (29.09.1965, капитан 1 ранга В.Н.Поникаровский),
К-90 (21.10.1965, капитан 1 ранга Н.А.Шумков), К-116 (14.11.1965,
капитан 2 ранга В.Т.Виноградов), К-125 (17.06.1965, капитан 1 ранга
А.Г.Захаров). В конце года прибыл 225-й экипаж ПЛ (7.12.1965, капитан
2 ранга Г.П.Онопко).
Первым командиром дивизии был назначен контр-адмирал Николай Семенович
Соколов, НШ - капитан 1 ранга Валентин Степанович Каравашкин,
заместителем командира дивизии - капитан 1 ранга Иван Иванович
Карачев. Заместителем командира дивизии по политической части был
назначен капитан 2 ранга Николай Николаевич Никитин, заместителем
командира дивизии по электромеханической части - капитан 2 ранга
Анатолий Федорович Агапов.
В дивизии проводилось формирование вторых экипажей ПЛ пр.675. Первым
был сформирован 281-й экипаж (приказ командующего 1-й ФлПЛ о
завершении формирования был подписан 22.04.1966 г.). За ним последовал
291-й экипаж (10.06.1966), 47-й экипаж (23.12.1967) и 48-й экипаж
(23.12.1967).
В 1967-1973 гг. в дивизию прибыли К-104, К-166, К-1, К-172, К-170,
К-135, К-47, К-35, К-131. Последней лодкой пр.675 дивизии стала К-428
(бывш. К-28), которая вошла в состав соединения в 1975 г. Ряд лодок
имел вторые экипажи.
На основании приказа министра обороны от 15 мая 1968 г. 225-й экипаж
переименован во второй экипаж К-22, 47-й экипаж - во второй экипаж
К-74, 281-й экипаж - во второй экипаж К-128, 291-й экипаж - во второй
экипаж К-125. Некоторые вторые экипажи были расформированы или
переданы в другие соединения.
Корабельный состав дивизии был однородным, и до 1985 г. через дивизию
прошли все 16 лодок пр.675 постройки СМП.
Самый недолгий срок службы в дивизии оказался у К-116. В 1966 г.,
вместе с К-133 пр.627А (капитан 2 ранга Л.Н.Столяров), К-116 пр.675
(капитан 2 ранга В.Т.Виноградов) совершила переход на ТОФ. В ходе
плавания корабли пересекли Атлантику, прошли проливом Дрейка, затем
пересекли Тихий океан и прибыли на Камчатку. В результате похода К-133
и К-116 был получен большой опыт и фактические данные о поведении
материальной части кораблей, в том числе ЯЭУ, на всех широтах Мирового
океана.
Звания Герой Советского Союза были удостоены контр-адмирал А.И.Сорокин
(руководитель похода), капитан 2 ранга В.Т.Виноградов, капитан 2 ранга
Л.Н.Столяров, капитан 3 ранга И.В.Усенко (заместитель командира по
политической части К-133), капитан 2 ранга С.П.Самсонов (командир БЧ-5
К-116), капитан 2 ранга И.Ф.Морозов (командир БЧ-5 К-133). Различными
орденами и медалями были награждены все участники перехода, лодки
стали гвардейскими.
В ходе эксплуатации у некоторых АПЛ пр.675 были изменены тактические
номера. В частности, К-28 стала К-428, К-90 - К-111, К-128 - К-62,
К-135 - К-235, К-166 - К-71, К-172 - К-192.
С первых дней существования дивизии подводники активно занимались БП,
осуществлялась подготовка к выполнению основного мероприятия - несения
БС в назначенных районах. Первой из состава соединения на БС в
Северную Атлантику и к побережью США в 1966 г. вышла гвардейская К-22
(капитан 1 ранга В.Н.Поникаровский). Поход выполнялся командиром
самостоятельно и был положительно оценен командованием.
В 1967 г. К-128 (капитан 1 ранга П.Ф.Шаров) и 225-й экипаж ПЛ (капитан
2 ранга Г.П.Онопко) приняли участие в комплексной экваториальной
экспедиции особого назначения (больше известной как "Прилив"). Целью
мероприятия была проверка возможности длительного использования и
организации поддержания технической готовности АПЛ (проведения
межпоходового ремонта, смены экипажа) непосредственно в дальней
морской зоне.
Промышленностью проводились работы по расширению боевых возможностей
АПЛ пр.675. Первой модернизации по пр.675МУ подверглась К-428 (бывш.
К-28).
Наиболее существенной модернизации подвергались лодки по пр.675МКВ. В
ходе работ на корабль устанавливался новейший по тем временам ракетный
комплекс "Вулкан". На модернизацию по пр.675МКВ из дивизии ушли К-1,
К-22, К-35.
Серьезной проверкой для подводников в апреле-мае 1970 г. стали маневры
"Океан" ВМФ СССР, в которых приняли участие К-125, К-131, К-170. Лодки
были развернуты в заданных точках и, по ходу разворачивавшихся на
театре событий, выполнили условный ракетный удар по авианосной ударной
группе "противника".
По отдельной программе действовала К-135. Помимо свойственных задач,
К-135 выполнила деловой заход в Сьенфуэгос, ставший первым посещением
порта Кубы советским кораблем с ЯЭУ.
В 1973 г. на основании директивы ГШ ВМФ от 21 октября 1972 г. и
директивы командующего СФ от 15 ноября 1972 г. дивизия была
перебазирована в губу Нерпичья. Перемещение кораблей, личного состава
и имущества производилось с августа и было завершено в октябре. В
дальнейшем здесь появились пирсы, здание штаба дивизии, казармы
экипажей ПЛ, камбуз личного состава и другая необходимая для
нормальной жизнедеятельности соединения инфраструктура. Ряд лодок
дивизии убывал на БС из старого пункта базирования, а возвращался к
новому.
К концу 1973 г. в состав дивизии входило 14 АПЛ пр.675, 5 вторых
экипажей ПЛ пр.675, 5 ПКЗ и 1 торпедолов.
В 1970-х гг. дивизия успешно выполняла поставленные перед соединением
задачи. Приобретался и осмысливался боевой опыт, экипажи осваивали
эксплуатацию боевой техники и оружия в водах Атлантического океана.
Ежегодно экипажи соединения совершали пять-семь БС, регулярно
выполняли задачи в Средиземном море.
Подводные лодки дивизии принимали активное участие в различных
мероприятиях СФ и ВМФ, в том числе в 1975 г. в учениях "Океан-75",
"Север", "Океанская охота" (К-104, К-128, К-125, К-166, К-74, К-1), в
1976 г. - "Крым-76" (К-125), в 1980 г. - "Атлантика" (К-35, К-74,
К-235).
На основании директивы начальника ГШ ВМФ от 28 марта 1980 г. началось
перебазирование дивизии в Ара-губу. Помимо решения задач БП и
выполнения БС, подводникам дивизии приходилось много времени посвящать
обустройству нового места базирования.
1 декабря 1982 г. (на основании директивы ГШ ВМФ от 5 мая 1982 г.)
дивизия была из 1-й ФлПЛ передана в 9-ю ЭсПЛ СФ.
В 1984 г. лодки дивизии приняли участие в учении "Атлантика-84".
Согласно директиве ГШ ВМФ от 15 марта 1984 г. в течение года в состав
50-й ДиПЛ, формирование которой заканчивалось в Видяево, были переданы
К-1 (капитан 1 ранга С.А.Лобанов), К-35 (капитан 1 ранга
В.И.Васильев), К-62 (капитан 1 ранга Г.А.Клюквин), К-104 (капитан 1
ранга В.П.Чирков), К-428 (капитан 1 ранга М.М.Николенко) и 351-й
экипаж ПЛ (капитан 1 ранга И.А.Арбузов).
В 1972-1985 гг. по итогам БП лучшими объявлялись экипажи капитанов 1
ранга И.А.Арбузова, Н.П.Архипенко, В.Я.Варнакова, Ю.В.Васильева,
А.Л.Германа, Б.Ф.Дурышева, В.Н.Захарова, А.М.Ивлева, В.Е.Катаева,
Г.А.Клюквина, П.В.Ковальчука, Г.Н.Коробниченко, Г.Н.Локтионова,
В.М.Нарети, И.И.Некрасова, М.М.Николенко, Л.Д.Папунашвили,
Ю.П.Патрушева, В.Н.Печалина, В.Л.Рачковского, А.П.Севастьянова,
Е.Н.Селиванова, И.А.Семенова, В.В.Сиденко, В.И.Сорокина,
В.П.Спасенникова, М.З.Степанова, Ю.П.Черичена, В.Г.Черникова,
В.П.Чиркова, Г.И.Шевченко, О.Т.Шкирятова и других.
В 1980-х гг. подводники дивизии приняли активное участие в испытаниях
новой техники.
В 1986 г. на основании директивы командующего СФ от 16 января 1986 г.
в состав дивизии была включена Б-68 (капитан 1 ранга В.А.Полежаев)
пр.651Э. Лодка на заводе "Красное Сормово" в Горьком прошла
модернизацию по пр.651Э (главный конструктор Н.И.Кваша), в ходе
которой была дооборудована опытной вспомогательной атомной
энергетической установкой ВАУ-6. Использование ВАУ-6 увеличило время
нахождения корабля в подводном положении и поисковую скорость и
расширило тактические возможности корабля.
Экипаж Б-68, ЭМС дивизии выполнили большой объем работ по введению
этого корабля в строй. Корабль практически полностью завершил
программу опытной эксплуатации, и лишь изменения, происходящие в
стране, помешали дальнейшму развитию этого направления.
Более пяти лет в состав дивизии входила КС-19. Ранее эта лодка имела
тактический номер К-19 и несла на борту три БРПЛ. В 1970-е гг. было
принято решение ракетный комплекс демонтировать, а К-19 перевести в
класс лодок специального назначения (с изменением тактического номера
на КС-19). Проект переоборудования, получивший номер 658С, был
разработан в ЦКБ-18. Работы по модернизации проводились СРЗ-10 в
Полярном и были завершены в 1979 г. В дальнейшем КС-19 использовалась
в ближней морской зоне для проведения испытаний опытных и головных
устройств и систем радиосвязи.
Некоторое время корабль входил в состав соединения ремонтирующихся ПЛ,
а в 1983 г. КС-19 включили в состав 7-й ДиПЛ. Однако и после этого
лодка продолжала оставаться редким гостем в Ара-губе, так как
испытания новой техники требовали постоянного нахождения корабля либо
в полигоне, либо у стенки СРЗ.
В 1990 г. была расформирована 35-я ДиПЛ и часть её кораблей была
передана в состав 7-й ДиПЛ - дизель-электрические ПЛ БС-257 пр.940
(шифр проекта - "Ленок"), СС-256 пр.690 ("Кефаль") и Б-77 пр.651.

Спасательная ПЛ БС-257 была построена в Комсомольске-на-Амуре,
совершила переход с Дальнего Востока на Север северным морским путем.
Длительное время командиром БС-257 был капитан 2 ранга В.Ларин, а
затем его сменил капитан 2 ранга В.Удонов, служивший на ПЛ с 1986 г. К
1990 г. ПЛ прошла заводской ремонт на СРЗ-35, была установлена новая
гидроакустическая аппаратура, значительно расширившая её поисковые
возможности. Вместе с тем, ремонт и освидетельствование глубоководного
водолазного комплекса был не выполнен и БС-257, простояв несколько лет
в заводе, была выведена из состава флота.
Б-77 после большой подготовительной работы была передана в состав 14-й
ЭсПЛ БФ и в 1991 г. самостоятельно перешла в Лиепаю, а СС-256 была
подготовлена и передана в состав ЧФ.
Отдельная строка в истории освоения новейшего вооружение принадлежит
участию подводников дивизии в испытаниях ракетного комплекса "Оникс".
Для проведения морской части испытаний была переоборудована АПЛ
пр.670М-1 - Б-452. Работы по её модернизации по пр.06704 были
проведены на одном из СРЗ, большая часть испытаний прошла в полигонах
Белого моря, число проведенных пусков исчислялось десятками. Из-за
слабого финансирования испытания растянулись на несколько лет и, к
сожалению, были прерваны. Тем временем Б-452, успевшая получить
наименование "Новгород Великий", была выведена из боевого состава
флота.
В 1991 г. в состав дивизии вошел первый корабль 3-го поколения. Им
стала К-119 пр.949А (капитан 1 ранга В.А.Кизилов), строительство
которой было завершено на СМП.
В 1991-1994 г. из боевого состава флота исключены К-22
"Красногвардеец" (капитан 1 ранга В.А.Осекин), К-47 (капитан 1 ранга
В.Г.Соловей), К-71 (капитан 1 ранга Н.Руденко), К-74 (капитан 1 ранга
А.Болдырев), К-111 (капитан 1 ранга В.В.Сыроежко), К-125 (капитан 1
ранга И.М.Ивашута), К-131 (капитан 1 ранга В.В.Абхалимов), К-192
(капитан 1 ранга А.Тарасенко), К-235 (капитан 2 ранга В.Я.Челпанов),
Б-68 (капитан 1 ранга Н.Л.Стратанович). На период ожидания утилизации
и временного хранения на плаву лодки передавались в состав дивизионов
ОФИ с базированием у пирсов в Ара-губе и Ура-губе.
В начале 1990-х гг. начался процесс сокращения корабельного состава
отечественного флота. Как следствие, сокращалось количество соединений
и объединений флота. В 1994 г. было принято решение о расформировании
9-й ЭсПЛ. Имеющиеся в составе объединения 6-я и 7-я ДиПЛ в
соответствии с директивой ГШ ВМФ от 7 июля 1994 г. к 1 октября
переформировываются в 7-ю ДиПЛ с подчинением командующему 1-й ФлПЛ. В
новое соединение из состава 6-й ДиПЛ входят АПЛ пр.945 и 945А (Б-239,
Б-276, Б-534, Б-336), пр.671РТМ (Б-414, Б-448). Из состава 7-й ДиПЛ
включаются лодки пр.949А (К-119) и пр.06704 (К-452).
Первоначально планировалось за переформированным соединением оставить
наименование 6-я ДиПЛ СФ, но позднее было принято решение сохранить
наименование 7-й ДиПЛ как старейшего в ВМФ соединения АПЛ.
В конце 1994 г. по окончании государственных испытаний из
Северодвинска прибывает К-141 пр.949А.
С прибытием этого корабля завершаются организационно-штатные
мероприятия, дивизии придается новый статус, и перед соединением
ставятся задачи по уничтожению как самостоятельно, так и во
взаимодействии с другими силами флота авианосных групп и отрядов
боевых кораблей, по ведению боевых действий на коммуникациях
противника, по уничтожению десантных сил, конвоев и специальных судов
противника. На СФ появляется вторая дивизия ПЛ (после 11-й ДиПЛ),
главной задачей для которой становится с началом боевых действий
уничтожение авианосцев вероятного противника.
Корабельный состав дивизии распределяется по группам, во главе ударной
группы находится АПЛ пр.949А. Штаб начинает осваивать и отрабатывать
тактику действия дивизии в едином боевом порядке для уничтожения
авианосных ударных групп.
В 1994 г. Б-414 (капитан 1 ранга С.В.Кузьмин) совместно с К-18
пр.667БДРМ совершила поход к Северному полюсу. Впервые в отечественной
истории здесь был поднят государственный флаг России и Андреевский
флаг ВМФ. По результатам похода 35 членов экипажа награждены орденами
и медалями, а командиру АПЛ присвоено звание Героя Российской
Федерации. Кроме того, к подводникам с личным посланием обратился
Президент РФ Б.Н.Ельцин.
В 1995 г. Б-414 с 485-м экипажем ПЛ на борту приняла участие в
мероприятии "Раскат". Впервые в истории подводного плавания был
проведен эксперимент по доставке подо льдами Арктики партии
гражданских грузов к полуострову Ямал в порт Харасавей для Карской
нефтегазоразведывательной экспедиции. Поставленная задача была успешно
выполнена, а лодка продолжила поход согласно плану.
Главный штаб ВМФ планировал после окончания постройки К-150 "Томск"
получить в состав флота также К-329 "Белгород", строительство которой
велось на СМП. Для "новостройки" на базе 7-й ДиПЛ СФ был сформирован
экипаж, командиром которого был назначен капитан 1 ранга
В.В.Абхалимов, ранее командовавший К-131. Однако после 1997 г.
постройка корабля была отложена на неопределенный срок и согласно
директиве ГШ ВМФ от 22 января 1998 г. экипаж К-329 (успевший к тому
времени пройти обучение в 510-м УЦ ВМФ) был расформирован. Этой же
директивой был расформирован еще один экипаж дивизии - 582-й,
предназначенный для эксплуатации АПЛ пр.945. Расформирование этого
экипажа было вызвано суровыми реалиями: Б-239 находилась в отстое в
Северодвинске, а К-276 встала на длительный ремонт в СРЗ.
2000 г. стал роковым и для соединения, и для всего подводного флота
страны. 12 августа в полигоне БП со всем экипажем погибла К-141
"Курск" (капитан 1 ранга Г.П.Лячин). Несколько недель страна жила в
напряжении, наблюдая с экранов телевизоров за разыгравшейся в
Баренцевом море трагедией, за проведением спасательной операции и
подъемом тел погибших подводников. В 2001 г. лодка была поднята,
поставлена в док для извлечения останков погибших подводников,
проведения следственных мероприятий и установления причин
происшедшего.
2000 и 2001 г. дивизия прожила под знаком беды. Задач БП с соединения
никто не снимал, так же как и прежде ПЛ уходили в море, но при этом
личный состав и командование дивизии занимались траурными
мероприятиями и общались с родственниками погибших, способствуя
нормализации морально-психологического климата в гарнизоне.
Согласно планам реформирования ВМФ планировалось 7-ю ДиПЛ СФ сократить
в конце 2000 г., однако трагедия в Баренцевом море и последовавшие за
ней события внесли свои коррективы. Было принято решение дивизию
сохранить, произвести изменения корабельного и экипажного состава. На
практике это выразилось в следующем.
В 2001 г. из дивизии был исключена и передана 11-й ДиПЛ К-119
"Воронеж" пр.949А. В 7-ю ДиПЛ 1 декабря была включена Б-292 (капитан 1
ранга Е.И.Кушнир) пр.671РТМ из расформировываемой 33-й ДиПЛ СФ.
30 ноября 2001 г. были расформированы 150-й экипаж ПЛ (капитан 1 ранга
О.Г.Якубина) пр.949А и 485-й экипаж ПЛ (капитан 1 ранга С.Фалеев)
пр.671РТМ. 1 декабря в дивизию был включен 505-й экипаж ПЛ (капитан 1
ранга А.А.Шепеленко), переданный из 33-й ДиПЛ.
В марте 2002 г. между управлением соединения и администрацией ЗАТО
Видяево был заключен договор о дружбе и сотрудничестве.
12 августа 2002 г. состоялось торжественное открытие храма Святого
Николая Чудотворца, который был подарен соединению костромичами.
Сооружение было доставлено в расположение дивизии в разобранном виде и
в короткий срок собрано напротив здания штаба соединения. Первую
торжественную литургию в храме служил епископ Мурманский и
Мончегорский Владыка Симон.
В этот же день в помещении бывшей казармы экипажа К-141 "Курск"
открылся музей соединения. Нештатным начальником музея стала старший
мичман Наталья Васильевна Маляренко, прилагающая немало сил для
наиболее полного отражения истории дивизии.
1 сентября 2002 г. на основании директивы НШ СФ от 4 июля 1992 г. 1-й
ФлПЛ переформирована в 11-ю ЭсПЛ СФ. Дивизия переподчинена эскадре.
По результатам 2004 г. первое место в дивизии занял экипаж Б-448
"Тамбов" (капитан 1 ранга Н.И.Юзгин), второе место - экипаж Б-336
"Псков" (капитан 1 ранга А.Ю.Беляев), третье место - 505-й экипаж ПЛ
(капитан 1 ранга М.Ю.Коцегуб).


С уважением Владимир

От Alexander
К vladre (21.10.2005 02:17:43)
Дата 21.10.2005 21:36:40

Re: Вышла новая...

>Кстати. К недавно обсуждавшемуся на форуме вопросу.
>На одной из страниц сказано:
>В 1959 году командир ПЛ Морозов был отправлен в годичную командировку на суда торгового флота, для изучения атлантического театра боевых действий.

Добавлю, в таком случае, пару своих слов по "обсуждавшемуся на форуме вопросу".
Альберт Мухаметов, ст.л-т, к-р БЧ-1 БС-167 182 ОБПЛ КВФ ТОФ, летом 1982-го был командирован в Дальневосточное морское пароходство (ДВМП). Должность - 4-й помощник капитана какого-нибудь судна, имеющего заходы в порты Японии. Задача - изучение навигационной обстановки и приобретение практических навыков плавания на предполагаемом ТВД (Тихоокеанское побережье Японских ов-в и подходы Токийскому заливу). Легенда - заочно закончил какую-то там среднюю мореходку и недавно поступил на работу в ДВМП.

В аналогичной командировке за год до А.Мухаметова побывал ещё один штурман одного из корпусов 182-й ОБПЛ, фамилию не помню, а звать Александром.

Ни о какой разведке не было и речи. Будущий к-р ПЛ должен был произвести "рекогносцировку местности".

Best regards,
Alexander Petrunev

От val46
К Alexander (21.10.2005 21:36:40)
Дата 30.10.2005 11:59:27

Re: Вышла новая...

>Ни о какой разведке не было и речи. Будущий к-р ПЛ должен был произвести "рекогносцировку местности".

А что такое, по-вашему, "рекогносцировка местности"

С уважением,


>Alexander Petrunev

От KM
К Alexander (21.10.2005 21:36:40)
Дата 22.10.2005 19:39:43

Re: Вышла новая...

Добрый день!
>>Кстати. К недавно обсуждавшемуся на форуме вопросу.
>Добавлю, в таком случае, пару своих слов по "обсуждавшемуся на форуме вопросу".
>Альберт Мухаметов, ст.л-т, к-р БЧ-1 БС-167 182 ОБПЛ КВФ ТОФ, летом 1982-го был командирован в Дальневосточное морское пароходство (ДВМП). Должность - 4-й помощник капитана
>Ни о какой разведке не было и речи.
И не должно было быть никакой речи - с Вами. На то и разведка. Но такую командировку в такое ведомство организовать - это не в колхоз за картошкой. Мне рассказывали, что рабочий диплом штурмана малого плавания и все прочие необходимые документы (а их немало) оформляли в два - три дня. Фантастика, для тех, кто понимает. Очень специальные дяди этим занимались.
>Будущий к-р ПЛ должен был произвести "рекогносцировку местности".
Дык, далековато еще до командира и совсем не обязательно, что дослужится. Для "рекогносцировки" логичнее готового командира посылать.
>Best regards,
>Alexander Petrunev
С уважением, КМ

От Alexander
К KM (22.10.2005 19:39:43)
Дата 23.10.2005 09:47:38

Оффтоп получается, однако...

Уважаемый КМ,
по поводу обсуждавшегося на форуме вопроса
изложу свои "размышлизмы" с точки зрения человека сугубо штатского, но во времена "холодной войны" в загранзаплыве побывавшего

Вы пишете:
>Для "рекогносцировки" логичнее готового командира посылать.

В том то и дело, что к-р ПЛ или старпом - уже взрослые дяденьки, опытные мореходы, привыкшие властвовать морские волки. А 4-й п-к - не то, чтобы мальчик на побегушках, но на пароходе фигура незначительная. К тому же мужик в возрасте за 30 странновато смотрится на этой должности (если не сказать - подозрительно), да и психологически трудновато будет ему найти общий язык с более молодыми по возрасту старпомами, 2-ми и 3-ми помощниками. На должность 2-го или 3-го п-ка "шпиона" тоже не поставишь, потому как "сэконд" (ревизор) отвечает за погрузку/выгрузку и размещение груза (нужны соответствующие знания и опыт), а 3-й (Вы будете смеяться) - кассир и кадровик по-совместительству. "Чиф" - довольно-таки важная фигура на судне, и кого-попало старпомом не поставят. Так что из штурманских должностей остаётся только 4-й п-к, который поначалу вахту несёт дублёром вместе со старпомом. 1-й помощник капитана - это замполит (компостер), если кто не в курсе. Ни для кого не секрет, что в командиры зачастую выходили из минёров, а штурман - он и в Африке штурман. Если к этому ещё добавить, что супостат внимательно отслеживает все перемещения к-ров ПЛ, то нетрудно прийти к выводу о нецелесообразности таких рекогносцировок к-рами. Так что, совершенно очевидно, в такие командировки лучше посылать людей помоложе (из перспективных, разумеется, а не кого попало), ещё не засветившихся перед супостатом.

>Но такую командировку в такое ведомство организовать - это не в колхоз за картошкой.

На самом же деле всё намного проще. Сами факты командировок и их цели не представляли из себя никакого секрета ни до, ни после, и обсуждались в Бечевинке всеми, кому не лень. С обоими "шпионами" был знаком лично, и за рюмкой чая оба охотно развязывали языки. Оформлением документов занималось Управлени кадров штаба ТОФ. Средних мореходок ММФ и МРХ в Сов.Союзе было огромное количество, и сделать липовый диплом не составляло труда. Ни о какой разведке, повторяю, не было и речи. Как минимум, 80% (если не 99,9) всей "разведывательной" информации "добывается" из совершенно открытых на загнивающем Западе источников. Другое дело, что схемы, например, минных заграждений и проходов в них на случай войны надо искать в штабах супостата, и это уже занятие для всамделишных шпионов. А командировки подводных штурманов на торговые суда организовывались именно с целью дать им возможность побывать на предполагаемом ТВД (в описываемом случае - восточное побережье Японских о-вов и подходы к Токийскому заливу) и своими глазами всё увидеть. Навигационные карты всех масштабов и лоции по всем районам плавания имеются в достаточном количестве, информация обо всех изменениях и дополнениях своевременно обрабатывается. Но одно дело прийти в заданный район в первый раз и ознакамливаться с обстановкой в ходе боевых действий, и совсем другое дело - прийти в район, навигационная обстановка в котором тебе уже знакома. Во втором случае действия штурмана (или к-ра) будут уже более уверенными, что будет способствовать нанесению противнику большего урона.

Надеюсь, подобного рода командировки уже не практикуются.

Best regards,
Alexander Petrunev

P.S. Прошу прощения за оффтоп и раскрытие страшной тайны :)
Можно было бы ещё раз обсудить недостатки герм.пр.212, но я таки считаю, что их конструкция оптимизирована с учётом действий вне зоны досягаемости ПЛО вероятного противника (т.е.СССР и его преемницы РФ).

От KM
К Alexander (23.10.2005 09:47:38)
Дата 23.10.2005 14:10:03

Re: Оффтоп получается,

Добрый день!

>по поводу обсуждавшегося на форуме вопроса
>изложу свои "размышлизмы"

В принципе - не смею разубеждать (на всякий случай).
Только позволю себе два "контрразмышлизма":
1. Из 2х "круизников", которых я лично знал, один так и закончил военно-морскую карьеру командиром БЧ-1, а другой с должности старпома пошел преподавать в УЦ.
2. А самый главный резидент разведки может работать садовником при посольстве, если надо.

С уважением, КМ

От Alexander
К KM (23.10.2005 14:10:03)
Дата 23.10.2005 15:27:30

Re: Оффтоп получается,

>Добрый день!

Вы в этом уверены ? (программерская шутка) :=))

>1. Из 2х "круизников", которых я лично знал, один так и закончил военно-морскую карьеру командиром БЧ-1, а другой с должности старпома пошел преподавать в УЦ.

Да, этого следовало ожидать. Это только на Сокотре и в Камрани преимущества социалистического строя очевидны. А когда гуляешь по Гамбургу или Лондону, в голове начинают появляться антикоммунистические мыслишки. Неудивительно, что у некоторых "круизников" пропадало желание стойко переносить тяготы и лишения военной службы.

>2. А самый главный резидент разведки может работать садовником при посольстве, если надо.

И при этом будет руководить агентурой, а не бегать с "Минолтой" по военным объектам.

>С уважением, КМ

Best regards,
Alexander Petrunev


От info
К Alexander (21.10.2005 21:36:40)
Дата 22.10.2005 11:22:48

Вышла новая...

Здр!
Я не припомню,чтобы 80-х годах,на обычных судах ММФ была должность 4 пом к-на... Хозяйственный пом. был (заведовал бумагами и колбасой) а вот 4 пом...Суда академии наук -может быть, причем рейс в Японию домашний - рядом

krgds

s b



От Alexander
К info (22.10.2005 11:22:48)
Дата 22.10.2005 13:06:32

Re: Вышла новая...

>Я не припомню,чтобы 80-х годах,на обычных судах ММФ была должность 4 пом к-на... Хозяйственный пом. был (заведовал бумагами и колбасой) а вот 4 пом...Суда академии наук -может быть, причем рейс в Японию домашний - рядом

Да, это была отмирающая должность. Тем не менее, на танкере "Инженер Агеев" Приморского пароходства (да и на многих других) была, и в каботаже, и на загранлиниях. 4-й пом.нёс ходовую вахту с 8:00 до 12:00, а с 20:00 до 24:00 - старпом. И на судах ДВМП в начале 80-х годов такая должность тоже была. Как правило, на эту должность назначались выпускники средних мореходок. А выпускники морВУЗов шли сразу 3-ми.

Best regards,
Alexander Petrunev



От gugol
К vladre (21.10.2005 02:17:43)
Дата 21.10.2005 11:18:17

Re: Вышла новая...

Здравствуйте!
Не подумайте, что придираюсь, но с ходу две ошибки заметил:
>К-235 (капитан 2 ранга В.Я.Челпанов),
Он первого ранга
И "Курск" пришел в Ара-губу не в конце 1994, а начале 1995-го. К сожалению, точную дату не помню.

От vladre
К vladre (21.10.2005 02:17:43)
Дата 21.10.2005 07:52:48

Извиняюсь, забыл условия заказа...

О цене - 350 рублей, плюс 50-100 рублей почтовые услуги.
Почтовый адрес :
navy@tonika.org
или
navy2000@pochtamt.ru.