В Сингапуре "штормило"
Трибуна (Москва), 28.05.2005
Сергей ЗАВОРОТНЫЙ (Спец. корр. "Трибуны") СИНГАПУР - МОСКВА
На Международном военно-морском салоне экспозиция "Рособоронэкспорта" признана лучшей. Сингапурский военно-морской салон скандалов не обещал, но в тиши его павильонов шла своя, не менее интригующая, жизнь: уж слишком аппетитно выглядит пирог военно-морских заказов на ближайшее десятилетие в Юго-Восточной Азии. Он, по оценкам экспертов, только по военным кораблям к 2009 году подскочит с 7 до 14 млрд. долларов в год. Рывок тем интересен, что расходы на эти же цели в Европе вырастут всего лишь до 10,5 млрд., а в США - до 11,5 миллиарда долларов. Главными "возмутителями" спокойствия станут Южная Корея, Япония, Индия и Китай. Что мы можем "откусить" от этого пирога? Многое - считает руководитель делегации "Рособоронэкспорта" адмирал Иннокентий Налетов. "Судите сами: в ближайшие 11 лет предстоит обновление подводного флота ведущих стран региона. Портфель потенциальных заказов составит около 60 подводных лодок, - продолжает адмирал.
- Только у Сингапура сегодня на вооружении 4 устаревшие подлодки. Командующий местным флотом контр-адмирал Ронни Тай в беседе со мной не скрывал, что им интересны наши малые подлодки тоннажем до 600 тонн. А нам есть, что предложить. "Пиранью", к примеру". Стенд "Рособоронэкспорта" прошерстил и командующий ВМФ Малайзии адмирал Дато Илиас. Он в буквальном смысле слова пощупал своими руками все выставленные модели наших подлодок, фрегатов и корветов. А потом почти час беседовал в переговорной комнате с адмиралом Налетовым.
- О чем говорили? Да вот пригласил адмирала Илиаса в Санкт-Петербург на наш военно-морской салон, который пройдет летом. Обещал быть. На солидность индийского павильона обратил внимание даже наш адмирал Анатолий Шлемов. "Индия привела на сингапурский рейд сразу два своих корабля. Они доводят до ума купленный у нас авианосец "Адмирал Горшков".
На вооружении стоят и наши подлодки. На выставке индийская делегация проявила интерес к нашим субмаринам класса "Амур". Что ж, сегодня у Индии один из самых мощных флотов в Юго-Восточной Азии. Китай болезненно относится к факту превосходства индийского флота. У Пекина просто руки не доходили до морей. Сначала китайцы "влюбились" в российскую авиацию: скоро по нашей лицензии они наладят производство "сушек". Потом не без нашей помощи подтянули космос. И вот занялись флотом: купили два наших эсминца, еще пара таких же кораблей поступит к ним до конца 2006 года. Один из западных экспертов, просивший не называть его имя, в разговоре со мной заметил: "Запад пугают методичность и напор, с которыми Китай добивается своих целей. Сегодня они поставили задачу вернуть себе Тайвань, а для этого им нужен сильный флот. Вот они и занялись флотом". Правда, на салоне они отсутствовали. Не были замечены здесь и украинцы. Но повод поговорить о них нашелся. И дело не в "оранжевой революции", а в самых простых газотурбинных двигателях для наших "Зубров" на воздушных подушках. Такие двигатели производят на Украине. И стоят они примерно 4 миллиона долларов. Мы же делаем "железо", а это тянет всего на 2 миллиона долларов. Согласитесь: большой соблазн все сделать без "старшего брата". Вот украинцы и сделали, но вместе с сингапурцами. Такой корабль стал гордостью местного флота и обещал быть грозой пиратов. Но потерпел аварию, повлекшую за собой человеческие жертвы. Трагический случай высветил одну весьма застарелую проблему. После распада СССР по соглашению о межзаводской кооперации в военной области Украина, как, впрочем, и Россия, получила возможность закупать запчасти к любым видам вооружения, авиации и флота - с одной оговоркой - только для своих нужд. Но Украина почему-то все эти годы делала закупки в количествах, явно превышавших потребности. Не надо ходить к гадалке, чтобы понять, зачем это делалось. Лихие хлопцы развернули бойкую продажу танков и самолетов за границей, сбивая на них цены. А это уже ударило, и весьма больно, по интересам России. Надо договариваться в этой области? Конечно. И сингапурская история с кораблем-амфибией лишнее свидетельство тому, что, когда мы вместе с Украиной, то нас, как пели на Майдане, "не подолати" - не победить. Каждый вечер, когда участников морского салона занимали культурной программой, из мангровых зарослей во влажную ночь выползали пираты. С соратниками капитана Блада у нынешних - ничего общего. Пираты ХХI века выходят в море на рыбацких лодках, оснащенных мощными моторами "Ямаха", вооруженные автоматами и новейшими средствами связи. Атакуют суда со знанием дела: ловко бросается "кошка", спящая команда застается врасплох, связывается. Капитану предъявляется ультиматум: деньги на бочку или корабль пойдет на дно. В сейфах у "морских волков" уже лежат припасенные для таких случаев откупные - от 10 до 20 тысяч долларов в зависимости от перевозимого груза. В общем, самый обычный морской рэкет. Проблема эта обсуждалась на семинаре с участием глав всех делегаций салона. Ведь до сих пор в этом регионе нет единого центра, который бы отслеживал всю ситуацию с проходом кораблей через проливы, оперативно принимал решения и быстро оказывал помощь попавшим в беду. Пока все борются в одиночку. В прошлом году морские рэкетиры просто обнаглели: они сразу два сухогруза взяли в заложники и спрятали в мангровых зарослях. На счастье оба судна были оснащены космической системой слежения. Владельцы заметили отклонение от маршрута и тут же забили тревогу. Пираты об этой системе не знали - и их мгновенно накрыли катера береговой охраны. Почему не оснастить все корабли современными средствами локации? Не отслеживать передвижения из совместного контрольного центра? Не выставить в ключевых точках проливов силы оперативного реагирования?
Вопросы остались без ответов. А пока в Сингапуре договорились, что следующее место встречи "морских волков" на военно-морском салоне - в Санкт-Петербурге.
>В Сингапуре "штормило"
.....
>А пока в Сингапуре договорились, что следующее место >встречи "морских волков" на военно-морском салоне - в >Санкт-Петербурге.
Это очень хорошо! Приглашаю также всех на МВМС-2005 в Питер. Покажем кое-что новенькое и для борьбы с пиратами!