Прощание с «Народовольцем»
Олег ХИМАНЫЧ,Корабельная сторона
Заслуженная лодка служит музеем истории подводного флота
Подводный корабль Д-2 «Народоволец» сегодня стоит на берегу Шкиперской протоки Васильевского острова Санкт-Петербурга. Сюда он был доставлен и водружен на специальный пьедестал еще в начале 90-х годов прошлого века. Таким образом ветераны подводного флота России решили увековечить не только подвиги своих товарищей по оружию в Великой Отечественной войне, но и усилия создателей первых советских подлодок отечественной постройки.
СЕРИЮ больших торпедных подлодок «Д» строили в рамках первой программы военного судостроения, принятой еще в 1927 году. «Народоволец» был ее вторым кораблем. А первым стал «Декабрист», по названию которого и вся серия подлодок стала именоваться «декабристами». Проект их удался. Лодки не уступали зарубежным аналогам того времени, а по некоторым тактико-техническим данным даже превосходили их. Первые три корабля - «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец», между прочим, служили на Северном флоте. «Декабрист» погиб при таинственных обстоятельствах перед самой войной - в 1940-м, «Красногвардеец», как полагают, нарвался на фашистскую мину в 1942-м, а «Народовольца», отправленного на ремонт в Ленинград, война застигла на Балтике. Там корабль и воевал.
А потом единственный уцелевший из серии себе подобных, «Народоволец» очень долгое время продолжал служить морякам и после Великой Отечественной, правда, уже в качестве УТС - учебно-тренировочного судна. Базировалась лодка в Кронштадте и, собственно, отсюда она и отправилась в последний свой поход - на ремонт и реставрацию. Момент торжественных проводов корабля из Кронштадта запечатлел фотограф-любитель на этом снимке. Все было как полагается: оркестр, Военно-морской флаг и прохождение парадным строем...
Если будете в Санкт-Петербурге, непременно побывайте на «Народовольце». В его отсеках реставраторы восстановили реальную обстановку первых советских подводных лодок, а это, признаться, не только любопытно, но и волнительно, как бывает в мгновения, когда в буквальном смысле прикасаешься к реликвии.
>Подводный корабль Д-2 «Народоволец» сегодня стоит на берегу Шкиперской протоки Васильевского острова Санкт-Петербурга. Сюда он был доставлен и водружен на специальный пьедестал еще в начале 90-х годов прошлого века. Таким образом ветераны подводного флота России решили увековечить не только подвиги своих товарищей по оружию в Великой Отечественной войне, но и усилия создателей первых советских подлодок отечественной постройки.
Ничего не имею против ветеранов подводного флота Росии,но не знаю ни одного,кто бы принимал решение в увековечивании... и т.д.Хотя.Ветеран - участник.Наверняка кто-то был.Но решение было принято еще в середине 80-х или раньше,так как в 86 я лично,опять-таки своими мозолистыми руками во главе коллектива моряков отвинчивал компрессор в 6м отсеке вышеупомянутой пл.Две гайки отдались сами!Это с 30 какого-то года.А так да,стояло такое УТС в 25-й краснознаменной.Потом он,говорят,едва не утонул на переходе в Питер.
>А потом единственный уцелевший из серии себе подобных, «Народоволец» очень долгое время продолжал служить морякам и после Великой Отечественной, правда, уже в качестве УТС - учебно-тренировочного судна. Базировалась лодка в Кронштадте и, собственно, отсюда она и отправилась в последний свой поход - на ремонт и реставрацию. Момент торжественных проводов корабля из Кронштадта запечатлел фотограф-любитель на этом снимке. Все было как полагается: оркестр, Военно-морской флаг и прохождение парадным строем...
>Если будете в Санкт-Петербурге, непременно побывайте на «Народовольце». В его отсеках реставраторы восстановили реальную обстановку первых советских подводных лодок, а это, признаться, не только любопытно, но и волнительно, как бывает в мгновения, когда в буквальном смысле прикасаешься к реликвии.
Да-да,особенно в 6-м,в корме,по левому борту.Я прикаслся к релеквии большим гаечным ключом:))Следы заметны до сих пор:))