От
|
mk
|
К
|
All
|
Дата
|
11.03.2005 14:40:14
|
Рубрики
|
Современность;
|
ПЛ на батарейках?
Серия "На службе Отечеству" - выпуск No 2
Краснознамённое
ордена Ушакова 1-й степени
соединение ПЛ СФ
Спецвыпуск альманаха "Тайфун"
2003
О СЛУЖБЕ В ПОЛЯРНОМ
капитан 1 ранга Е.К.Пензин
Волны в море берут начало
Начальнику штаба 4-й ЭсПЛ
Ивану Николаевичу Паргамону посвящается.
<...> стр.108
Как-то командующий флотом адмирал флота Г.М.Егоров подбросил нашей эскадре вводную - найти районы
патрулирования норвежских ПЛ. Они очень досаждали флоту. Практически ни одна из наших атомных ПЛ не могла
войти или выйти из главной базы, незаметно для них. О их присутствие поблизости мы знали, но требовалось найти
способ как обойти их позиции?
Нам было предложено осуществить поиск районов зарядки аккумуляторных батарей, и, уцепившись за лодку,
проследить за ней до прихода в район патрулирования. Эскадра выделила две пары ПЛ, действовавших в составе
тактических групп. Безрезультатно. Много позже было установлено, что норвежские "Коббены" перед выходом
загружают одноразовые источники тока. Их ёмкости хватало на 15 суток патрулирования. Так что районов зарядки у
них просто не существовало. Эти лодки западногерманского производства оказались опас-ным противником. Имея
водоизмещение 350 тонн, они вооружены восьмью ТА, расположенными по кругу, как патроны в барабане револьвера.
В каждый аппарат они имеют возможность загружать две противолодочные торпеды Мк37С. Система телеуправления
позволяет управлять одновременно двумя торпедами. Лодки исключительно малошумные, в первую очередь, за счёт
ликвидации электромеханических преобразователей.
Лодочные приборы требуют большого разнообразия питания, как по напряжению, так и по частоте. Общекорабельной
сети нужно стандартное питание 220 вольт/ 50 герц, торпедистам и акустикам нужна частота около 500 герц, для
работы гирокомпаса необходимо 33 килогерца и так далее. Если на наших подводных лодках каждая боевая часть
обслуживается своими агрегатами, и лодка начинает шуметь, ещё находясь у причала, то на "Коббенах" установлены
электронные преобразователи частоты. Обнаружить такую цель в режиме шумопеленгования весьма затруднительно.
---
Хотя там же чуть раньше:
---
О службе на подводных лодках пр.641Б
капитан 1 ранга И.А.Виноградов
<...> стр. 098
Б-290. Последние годы в плавсоставе
В свое время Б-290 прошла ремонт силами экипажа. После этого лодка благополучно отплавала почти 10 лет. Три
последних БС лодки были в Средиземное море. Первую "автономку" экипаж выполнил под командованием капитана 2
ранга А.В.Свинцова, вторую - с капитаном 2 ранга К.Л.Васильевым. На третью службу в 1990 г. лодку довелось
вести мне.
Служба прошла в штатном режиме, без особых запоминающихся событий. Этот поход (мы действовали совместно с
Б-519) стал последним для полярнинских ПЛ в Средиземном море. Больше дизельные лодки советского (российского)
ВМФ сюда с Севера не ходили.
В 1991 г. Б-290 ходила на еще службу - в ближнюю зону. Общая продолжительность службы достигла восьми месяцев
и выполнялась следующим образом. В течение двух месяцев лодка находилась в море, патрулируя в указанном
районе. На 3-4 дня мы возвращались в Полярный, производили пополнение запасов, планово-предупредительный
ремонт и опять уходили в море. Через четыре месяца службы мы в течение месяца выполняли межпоходовый ремонт в
течение месяца.
Несмотря на то, что служба проходила в ближней зоне, нельзя сказать, что она протекала легко. Плавать в зимних
условиях в Норвежском и Баренцевом морях гораздо сложнее чем в Средиземном (холод, льды, частые шторма). Но
результаты были. Запомнились контакты с иностранными АПЛ, слежения за норвежскими ПЛ типа и . По
итогам службы автор этих строк был представлен к ордену Красной Звезды. Указ о награждении подписывал
М.С.Горбачев в конце 1991 г. (это, может быть, был один из последних его указов).
---
С уважением, Михаил