От искатель
К All
Дата 28.02.2005 21:12:00
Рубрики Прочее;

Субмарины спешат на помощь.

Два случая с советскими ПЛ.
Первый не очень известный.
Летом 1966г. 4 ПЛ пр.641 Северного флота находились на боевой трехмесячной службе в Средиземном море. Подводная лодка под командованием капитана 2 ранга А.Г. Бекетова спасла в море четверых итальянцев. Вот как этот случай был описан в «Красной звезде» в 1967 году.
«В глубинах открытых вод Тирренского моря гидроакустик советской подводной лодки услышал, что там, наверху, кто-то мучительно пытается завести мотор, но он только взвывает и тут же глохнет. Командир решил подвсплыть, глянуть, в чем дело. Подняв перископ, офицер увидел рыболовецкий барказ под итальянским флагом, люди на барказе были заросшие, изможденные. Наверное, не первый день носило их по воле волн, а мотор все не заводился.
— Что-нибудь существенное, Александр Георгиевич? — спросил у командира его заместитель по политической части.
— А посмотри! — предложил командир. — Ситуация!
Ситуация действительно складывалась головоломная. Всплывешь, чтобы помочь рыбакам, — нарушишь условия выполнения своей задачи, и оценка может быть законно снижена. А она добывалась неделями очень напряженного труда и вырисовывалась высокой. С другой стороны, уйти, оставить людей без помощи — это тоже не укладывается в сознании.
Все в центральном посту напряженно ждали, какое из двух решений примет командир.
— Надо же было им свалиться на нашу голову, — в сердцах сказал он. И отдал команду на всплытие,
По общему вздоху облегчения можно было судить: каждый из тех, кто находился сейчас рядом с командиром, поступил бы на его месте точно так же.
Нетрудно представить себе сначала изумление, а затем восторг итальянцев, когда они увидели, что спасение, как в сказке, пришло из морских глубин.
. — Америка? — тыча пальцем в сторону лодки, надрывая голос спрашивал один из рыбаков.
— Нет, мы — советские, — пояснил Александр Георгиевич и поправил пилотку, чтобы лучше была видна на ней красная звездочка.
— О, совьетико! Прима!
На долгий разговор не было времени. Наш матрос-дизелист перебрался на барказ, несколько минут повозился так с двигателем, и он затарахтел ровно, уверенно. Рыбакам дали горючего, чтобы хватило до Сицилии, консервов, галет, сухого вина. Й еще сигнальщик подарил им на прощание добродушнейшую улыбку, подмигнул и сказал: «Привет Софи Лорен!»
Рассказывают, Александр Георгиевич все-таки ждал назидания за непредусмотренное задачей всплытие. Но произошло неожиданное. Добравшись до родных берегов, спасенные рыбаки со своими чадами, домочадцами, друзьями двинули в Рим и по-итальянски темпераментно устроили у советского посольства демонстрацию благодарности. О ней стало известно в Москве. Теперь уже перед старшими начальниками — дилемма: с одном стороны, надо бы поощрить командира лодки. Но с другой стороны...»
Эту историю дополнил в соей книге «Шоколад подводника» участник того похода Н.П.Марчук, спасенные были портовыми грузчиками вышедшими в море порыбачить, отдохнуть но штормом их унесло в море и десять дней носило по волнам пока они не попались на пути советских подводников.
- «Красная звезда» 27.12.1967г. Кореневский М. «Вышел корабль в Средиземное».
- Марчук Н.П. «Шоколад подводника» Одесса. «Маяк» 1990г.
Второй случай более известен.
24 февраля 1992г. дизельная ПЛ пр.877 под командованием капитана 2 ранга Александра Олейника Северного флота в Атлантике у берегов Португалии приняла сигнал бедствия с французского судна «Вибель». Чуть позже патрульный самолет ВМС США «Р-3С»-«Орион» передал находившейся в надводном положении ПЛ что поблизости с подавшим SOS судном нет других судов. Командир лодки пошел на помощь. Наша ПЛ пришвартовалась к яхте и лодочный врач капитан медицинской службы П.Палюх оказал медицинскую помощь французу Мишелю Дебайалю. После этого прилетел вызванный «Орионом» вертолет береговой охраны Португалии и доставил пациента в госпиталь. Наша ПЛ вернулась в базу 13 марта 1992г. Экипаж хотел чтобы ПЛ присвоили наименование «Дельфин». (журнал «Эхо планеты» № 12 1992г. Белоусов В. «"Дельфин", ставший звездой» стр18-19.)
Этот случай описал писатель маринист Николай Черкашин в разных публикациях рассказ называется по разному: «Последний поход «холодной войны»» в газете «Северный край» (Ярославль) 28.08.1999г. стр3., «Одна чашка, два ложка…» в книге «Повседневная жизнь российских подводников» Москва «Молодая гвардия» 2000г., «Кофе лаптем не хлебаем…» в книге «Черная эскадра» Москва 2003г. Но везде он пишет что ПЛ переходила с ЧФ на СФ летом 1992г., старшим на переходе был капитан 1 ранга Александр Тарасов, имен командира ПЛ и врача он не упоминает.
Может кто знает номера подводных лодок которые были участниками спасательных операций в 1966 и 1992 годах, и действительно ли в 1992г. спасательная операция выполнена на переходе с ЧФ на СФ. И были ли еще подобные случаи.

От Uzel
К искатель (28.02.2005 21:12:00)
Дата 28.02.2005 21:45:17

Re: Субмарины спешат...


> Может кто знает номера подводных лодок которые были участниками спасательных операций в 1966 и 1992 годах, и действительно ли в 1992г. спасательная операция выполнена на переходе с ЧФ на СФ. И были ли еще подобные случаи.

Номер пл я не помню,но экипаж помню хорошо,так как незадолго до описываемыъх событий я его покинул.Экипаж,в общем,был наш - в.ч.63829,к-р к.2р. Гончарик А.А.,спк Попов И.Е.А от штатного экипажа был только командир и спк к.3.р.Стремоухов Д.С. и еще неск.человек,мехнаник,зам(куда ж без него)так как они еще нелинейные были на тот момент.На счет времени не помню,но не летом точно.Не знаю,чем там французы потом расщедрились,но Палюха приглашали во Францию покутить за их счет,так как он того француза все-таки откачал,но я его встречал как раз в тот момент,когда какая-то крыса его не пустила,не дали загранпаспорт.А то свойство х-ра,что называется "хитрожопостью" у него отсутствовало напрочь,хоть он и хохол.Переход был действительно с ЧФ,так как Украина начала бурно отделяться и все,что могло плавать лихорадочно распихивали подальше от греха.