>>Выбором траектории можно лишь примерно определить район падения, т. к. тяга ТРД не управляема и имеет большой разброс. Его просто надо вовремя выключить, кажется пиропатронами делают дырки в боку корпуса и тяга прекращается, или, покрайней мере, падает. Именно для этого нужно иметь "продвинутую" систему управления.
>Вот это похоже на действующую схему. Но как представишь себе математику процесса - остатки волос дыбом. Учитывая нижеизложенное, понятно, почему ТТД появились у нас только сейчас.
>>На всех остальных носителях электромеханические системы управления, разработанные наверно еще во времена Королева.
Как нам рассказывал преподаватель курса "Методы вычислений" в МИФИ, в свое время была поставлена задача - рассчитать влияние прохождения ударной волны на поджиг топлива в разгоняющейся ракете. Это была очень важная задача, на ее решение были брошены большие силы. Но оказалось, что это совершенно непод^емная проблема, прикинули сколько понадобится времени для расчета на наших ЭВМ, оказалось от полугода, не считая времени на написание программы и отладку. И тогда пришла на помощь русская "голь на выдумки хитра" в лице членкора Люстерника. Он нашел способ переформулировать задачу так, чтобы она поддалась доступным средствам. В результате машинного времени было потрачено всего 2 недели. А американцы особо не парились, на своих Крэях они решили задачу в лоб за разумное время.
>И тогда пришла на помощь русская "голь на выдумки хитра" в лице членкора Люстерника. Он нашел способ переформулировать задачу так, чтобы она поддалась доступным средствам. В результате машинного времени было потрачено всего 2 недели. А американцы особо не парились, на своих Крэях они решили задачу в лоб за разумное время.
Когда я попал с мпк на мтщ, то практически сразу уперся в проблему расчета эффективности противоминных действий. Сии расчеты необходимо было проводить и представлять накануне каждой постановки тралов, в том числе и с учебными целями. Будучи плошником по специальности, я принципиально ничего тогда не понимал в минно – тральном деле вообще и в расчетах чего бы то ни было в частности. Вообще, тогда на тральцах ходила поговорка: «В нашем деле, как нигде, вся загвоздка в щеколдЕ» и соответственно уровень интеллекта румын далее области применения упомянутого прибора простираться не рисковал. К счастью, мне подсказали, в какой книге искать методику расчетов. Называлась эта кладезь премудрости «Руководство по проведению противоминных действий» (РПМД) и была просто набита цифирью. Как сейчас помню функцию Лапласа с шапочкой, которую надо было извлечь из трехэтажной дроби, густо поперченной натуральными логарифмами. Из счетных приборов и справочников в наличии имелся только известный высокоточный прибор кувалдометр и таблица силуэтов вражеских самолетов, грубо намалеванная на посту сигнальщиков. Будучи даже несколько глубоко в душе честным и порядочным человеком, я было начал, по примеру американцев, ломиться напролом через частокол, но быстро застрял на первом же логарифме. И тут пришла на выручку та самая дама, что «на выдумку хитра». Проще сказать не зря меня в ВУЗе учили анализировать ситуацию, прежде, чем лезть в петлю. Внимательно присмотревшись к формулам, я обнаружил, что в них входят величины заведомо никому не известные – число выставленных противником мин, плотность протраливаемого минного заграждения, вероятность вытраливания одиночной мины и пр. и более того, эти величины могут быть какими угодно (в разумных пределах). Стало быть, и все, что при их помощи рассчитывается, также может быть каким угодно! Осталось подобрать нужный результат. Немного поразмыслив, я решил, что характеристиками эффективности будут:
- вероятность подрыва одиночного корабля на протраленном заграждении - 0.01
- матожидание пораженных кораблей соединения из 10 корпусов – 0.3
Когда утром я принес кэпу Лене свои расчеты на утверждение, он, почесав в затылке, сказал: «Неладно получается-то, выходит, у тебя корабль погибнет после твоего траления?» - «Как это, тащкмндр?» - «Ну смотри, одна треть корабля – это, скажем, корма, так?» - «Так» - «Ну, а если кораблю корму оторвет, то и остальное тоже утонет!»
Тогда я не нашел достойного ответа, отмычался, типа, война, мол, что тут поделаешь? И только много лет спустя, в Академии, до меня таки дошло, что из моих расчетов следовало, что из 10 кораблей 9 успешно форсируют заграждение, а один имеет 2 шанса на удачный проход и 1 шанс на подрыв!
Мораль – обучение в ВУЗе имеет целью не обретение суммы знаний, а овладение навыками творческого мЫшления.