От VOICE
К All
Дата 17.11.2004 22:20:59
Рубрики Современность;

Почти секретный юбилей

Почти секретный юбилей
Газета «Северная неделя»,
Исполнилось 50 лет ордена Ленина Государственному центральному морскому полигону (ГЦМП)
Эта воинская часть, пожалуй, одна из самых закрытых на территории и окрест Северодвинска. О полигоне даже сейчас, когда время круто повернуло в сторону открытости, сведений в СМИ сообщается совсем немного.

ДЛЯ АБСОЛЮТНОГО большинства северодвинцев понятие полигона тесно ассоциируется с Неноксой, что в общем-то неверно. В древнем поморском селе действительно находится испытательная база, но это лишь одно из структурных подразделений ГЦМП. Кстати, 9 ноября управление полигона в Неноксе отметило еще только 45-летие своего существования. Всего же различных подразделений и объектов в Государственном центральном морском полигоне насчитывается 14. Расположены они на огромном пространстве от бухты Владимировской, что на Ладожском озере, до Норильска на Таймыре. А самый его центр находится в Северо-двинске - в начале улицы Орджоникидзе: небольшой военный городок, называемый в народе «девяткой» по первой цифре номерного обозначения воинской части.

Прологом создания морского полигона Министерства обороны стало принятое 26 января 1954 года Советом Министров СССР Постановление «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением».

Затем в Феодосии под руководством капитана второго ранга В.П. Мазуркевича на базе местного ракетного центра было начато формирование полигона. 1 ноября 1954 года был подписан приказ о формировании полигона ВМФ. 31 марта начальником полигона назначили Героя Советского Союза капитана I ранга И.А. Хворостянова.

Однако для сложных и секретных испытаний баллистических ракет больше подходило внутреннее, закрытое от постороннего глаза и иностранцев Белое море с обширными и малозаселенными территориями вокруг. К весне 1955 года в Молотовске было завершено строительство минимальной материально-технической базы. 22 апреля личный состав с эшелоном из восьми вагонов прибыл с уже цветущих Крымских берегов на еще заснеженные берега моря Белого. И уже 16 сентября того же года в 17 часов 32 минуты состоялся первый экспериментальный пуск ракеты Р-11ФМ из надводного положения с подводной лодки Б-67, переоборудованной под руководством И.С. Бахтина на молотовском заводе 402.

Район старта находился в четырех километрах от берега между деревнями Сюзьма и Красная Горка. На борту лодки у командирского перископа находился сам Сергей Павлович Королев. После того как ракета достигла цели на боевом поле близ поморского поселения Поной, что на Кольском полуострове, появилась первая воронка глубиной 6 и диаметром 14 метров. В этот день Советский Союз стал единственной державой, в составе ВМС которой были подводные лодки с баллистическими ракетами.

За полувековую историю ГЦМП здесь были испытаны 11 базовых и 13 модификаций комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими ракетами, 8 комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с крылатыми ракетами, 10 комплексов ракетного вооружения с противокорабельными ракетами и 2 комплекса зенитных управляемых ракет. С момента создания полигоном обеспечено около двух с половиной тысяч пусков баллистических и крылатых ракет и более тысячи запусков космических аппаратов и баллистических ракет с полигонов Ракетных войск стратегического назначения и Военно-космических сил.

Главный морской полигон Министерства обороны тяжело пережил трудное для России время. Были потери. Но и сегодня он остался сплоченным коллективом профессионалов, способных решить любую задачу командования. И сегодня ряд офицеров являются соискателями ученых степеней, готовятся к защите диссертаций.

В 2002 году командование ГЦМП принял контр-адмирал Виталий Михайлович Федорин. На полигоне прошли новые старты. Военные моряки совместно с ОКБ «Новатор» испытывали новые ракетные комплексы «Club» для вооружения подводных и надводных кораблей, предназначенных на экспорт. Совместно с ЦНИИ «Гидроприбор», НИИ «Мортеплотехника», заводом «Двигатель» на Ладожском озере сегодня ведутся испытания нового подводного оружия. С октября 2000 года совместно с ФГУП «Московский институт теплотехники» начата отработка нового корабельного комплекса стратегического назначения 3К-30.

Продолжается сотрудничество управления полигона с традиционными партнерами, в числе которых, конечно же, ПО «Севмаш» и ФГУП «Звездочка». Постоянные тесные шефские связи воинского подразделения установились у моряков с Северодвинским хлебокомбинатом и ОАО «Машиностроительный завод» города Электросталь.

Северодвинские оборонные предприятия, кстати, к юбилею полигона преподнесли морякам очень хорошие подарки. В этом отношении отличился и Институт теплотехники, подаривший коллективу уникальную картину «Ночной дозор» из столичного музея.

В юбилейных адресах есть и такие строки: «Семь футов под килем тебе, Государственный! Морской! Орденоносный!» Под этим поздравлением подписываемся и мы, журналисты «Корабельной стороны».

Владимир ЕФИМОВ

От VOICE
К VOICE (17.11.2004 22:20:59)
Дата 23.11.2004 17:51:22

Re: Сирийские награды генерала Семенова

Сирийские награды генерала Семенова

«Корабельная сторона»
Ракеты мы делали действительно отличные, чему Америка не радовалась
Среди гостей юбилея Центрального испытательного полигона ВМФ невольно обращал на себя внимание подтянутый пожилой человек в мундире с множеством наград, в том числе самых экзотических - как выяснилось, сирийских. Но познакомились мы с сотрудником НПО «Машиностроение» генерал-лейтенантом в отставке Владимиром Васильевичем Семеновым в неформальной обстановке - в номере гостиницы.

ПОЯВИЛСЯ я, признаюсь, не вовремя, Владимир Васильевич меня не ждал. Но тут же легко поднялся навстречу и - характерный штрих! - сразу надел форменный галстук... «Военная косточка» чувствовалась и в том, как заговорил мой собеседник.


Жаркий май 45-го

- Владимир Васильевич, без анкетных вопросов не обойтись...

- Генерал-лейтенант в отставке Семенов. Родился в 1920 году. В армии с июля 41-го. Я учился в Ленинградском политехническом институте на четвертом курсе, с началом войны обратился в военкомат, но первые недели студентов-старшекурсников не призывали, и форму я надел только в июле, когда немцы уже подходили к Ленинграду... Был тяжело ранен в Сталинграде, четыре месяца провел в госпитале. Затем - Курская дуга, освобождение Киева, бои за Ровно, за Дуклинский перевал осенью 1944-го. У Дукли запомнилась встреча с командиром отдельного Чехо-словацкого корпуса Людвигом Свободой, будущим президентом ЧССР, - наши командные пункты были рядом; впечатления самые глубокие и теплые, человек замечательный... Затем - Варшава, Висло-Одерская операция, битва за Берлин. Мы овладели окраиной Берлина, но 2 мая 1945 года 13-ю армию, где я был начальником штаба артиллерии

25-го танкового корпуса, повернули на Прагу. К чешской столице вышли утром 9 мая.

Отмечу еще, что именно наша 162-я танковая бригада взяла в плен генерала Власова. Сначала захватили штаб его армии, там сообщили, что Власов с подразделениями своей 1-й дивизии пытается уйти к американцам. Нашли Власова, закутанного в какой-то плед. Он не сопротивлялся, в штабе нашего корпуса беспрекословно написал приказ своим людям сложить оружие. Они, впрочем, уже и не сопротивлялись. Это к тому моменту, по сути, был сброд: отходили с женщинами, с барахлом каким-то... Отмечу, что власовцы стояли под Берлином во втором эшелоне, но в начале мая Власов приказал сняться и отступать к Праге. Там они оказались уже 8 мая, когда в чешской столице еще были немцы. Отсюда легенда, что Прагу освободили власовцы...


Жизнь спас перекур

- В 1949 году я поступил в академию имени Фрунзе. Окончив ее, преподавал в академии имени Дзержинского. Но с образованием Ракетных войск стратегического назначения меня перевели в Главный штаб РВСН. Скоро - в декабре - будет 45 лет с того дня... Спустя несколько лет меня назначили помощником главкома.

- Маршала Неделина?

- Нет, уже маршала Советского Союза Крылова. Кстати, если интересно, - я видел гибель маршала Неделина. Я сопровождал его на испытаниях и в тот вечер на Байконуре стоял рядом с ним. Слышал, как начальник полигона Герчик, мой хороший товарищ по академии, просил маршала уйти в укрытие: начинались электрические испытания. Но главком есть главком... Испытания начались, и тут главный конструктор Янгель сказал мне: пойдем покурим. Мы отошли... Несколько минут спустя произошел несанкционированный запуск рулевого двигателя. Газовая струя ударила по «столику», где был маршал и только что стояли мы, потом прожгла стенки ракеты. Пошло, воспламеняясь, топливо - погиб весь стартовый расчет...


«Защитили» министра

- Если говорить обо мне, то потом я был помощником первого замминистра обороны генерала Соколова, - продолжает мой собеседник. - А завершил службу заместителем начальника Главного управления военных учебных заведений. Три года был в командировке в Сирии. Мы создавали там высшую военную академию, организовывали переобучение офицеров - вплоть до президента Асада и министра обороны Тласа. Они получили дипломы советской Академии Генштаба. Тлас потом защитил и диссертацию.

- И каков был ее научный уровень?

- Не мне судить, ведь готовили ее мы...

- Владимир Васильевич, сейчас много говорят о советском военном сотрудничестве с арабами: мол, наши советники готовили террористов...

- Мы готовили кадровых офицеров. У меня остались самые приятные воспоминания о тех трех годах. Для нашей страны было очень важно, чтобы та же Сирия покупала оружие и технику - в том числе и ракетную - именно у нас, хотя США всячески этому препятствовали.

Уволился из армии я в 1981 году и по предложению академика Челомея поступил на работу в НПО «Машиностроение» заместителем генерального конструктора по испытаниям. Продолжаю работать до сих пор главным специалистом по организации испытаний.


Генеральные «без галстуков»

- Вы общались с ведущими конструкторами ракет - академиками Королевым, Янгелем, Челомеем; с военачальниками. Каковы они были в быту?

- Да, я знал их близко. На испытаниях мы буквально жили вместе. У Михаила Кузьмича Янгеля в Днепропетровске я бывал в гостях. Там он жил один - жена его работала в Москве. Я запомнил его исключительно порядочным человеком по отношению к семье, к коллегам... Помню и прекрасную семью академика Челомея - я знал и его сына, он тоже работал в НПО инженером. Обоих уже нет в живых... В работе же Челомея отличали уникальные способности конструктора, поразительная творческая мысль и при этом определенная жесткость, что ли. Его конфликт с Устиновым проистекал именно от этого: однажды Челомей, будучи занят, не сразу принял его. Секретарю ЦК пришлось дожидаться! Устинов это запомнил... Королев? Прекрасный организатор. Именно благодаря ему мы после войны смогли воспользоваться немецкими разработками в области ракетной техники. Наша первая «машина»,

Р-1, это, по сути, модернизированная «Фау-2». Но человеческие его качества мне нравились гораздо меньше.

Запомнился и маршал Крылов. Гостеприимный человек, настоящий хлебосол. Готовить любил и умел сам - помню прекрасные шашлыки. Очень любил людей, заботился о них, но и послаблений не давал. Это был такой русский самородок - во всем. Окончил лишь приходскую школу - и вырос до таких высот! Гречко его охарактеризовал кратко, но точно: «Академий не кончал и в них не нуждается». Что касается командования РВСН, то материалы для него готовили мы, но он тщательно вникал в детали, доклады писал сам.


Техника на месте не стоит

- Раскрыть военную тайну не прошу. Но вкратце - каково сейчас состояние наших ракетных систем?

- Есть определенные трудности в разработке техники. Причина, как вы понимаете, финансовая. Тем не менее конструкторские объединения изыскивают средства прежде всего от работы с «инозаказчиками», как мы говорим. Наше НПО получило разрешение на совместную деятельность с индийцами. Сейчас наша бригада работает в Индии - продолжаются успешные испытания комплекса «БраМос». Ведется работа с имеющимися на вооружении системами, например с «Гранитом», создаются новые образцы. В общем, техника на месте не стоит.

- А какова роль Северодвинска, нашего полигона в вашей работе?

- В Северодвинске я начал работать с 1981 года. Порой по две трети года проводил здесь. Инженеры-конструкторы всегда получали большую, даже неоценимую помощь от испытателей-северодвинцев. Командование полигона организовывало испытания на высочайшем уровне, обеспечивало участие флота, авиации. Это было в полном смысле сотрудничество!

- О солдатах и матросах: что вы думаете о современном «негативе» в армии?

- Я, как вы понимаете, немало послужил, и именно поэтому вся эта дедовщина для меня - дикость какая-то. Раньше родители сами стремились отдать сыновей в армию... Что делать, спрашиваете? Мы, ветераны, делаем что можем. Я вот, помимо прочего, член Академии военно-исторических наук. Стремимся делать так, чтобы молодежь знала историю. Славную историю.

Беседовал Станислав ЗЕЛЯНИН

От VOICE
К VOICE (17.11.2004 22:20:59)
Дата 18.11.2004 19:03:08

Re: Полигон, связавший Нёноксу и: Кубу

>Полигон, связавший Нёноксу и: Кубу
Правда Северо-Запада
10 ноября 2004 (45)
Владимир ЗОЛОТОВ,
На днях отпраздновал полувековой юбилей Центральный военно-морской полигон России - знаменитая северодвинско-нёнокская "ноль-девятка" (так называют эту уникальную воинскую часть военные моряки Беломорской военно-морской базы). С пусковых позиций возле старинного поморского села Нёнокса "обкатываются" практически все ракеты, которыми вооружены боевые корабли военного флота страны. Бывает, в результате старта очередной баллистической ракеты в соседнем Северодвинске звенят оконные стекла, в результате финиша на Камчатке исчезает очередная учебная цель, а весь мир делает про себя вполне определенные выводы: "Этих русских лучше не трогать:".
Но что интересно, Нёнокса имела самое прямое отношение к защите государственного суверенитета и в далеком прошлом. Родом из села происходит знаменитый мастер Трифон, под руководством которого в конце 16-го века на Соловецких островах была выстроена одна из самых мощных в России крепостей, поражающая воображение и по сей день. Поражает воображение и полигон. Секретность в таком важном деле соблюдается нешуточная, военные говорят, что до недавних времен полигон "Нёнокса" формально был "расположен" (по документам) аж в Крымской области - в городе Феодосия. В этой уникальной воинской части на Белом море "ставят на крыло", то есть испытывают все без исключения морские боевые ракеты, которыми вооружен подводный военный флот России.
История полигона полна заметных событий, известных всей стране. Офицер полигона, известный в Северодвинске самодеятельный поэт и литератор, капитан 2 ранга Александр Ширшиков поделился с "Правдой Северо-Запада" некоторыми "особо приметными" примерами "полигоновской" истории, о которых раньше никто и не говорил.
Есть, например, в его архиве уникальный снимок, который публикуется сегодня в "Правде Северо-Запада" впервые. А история его такова. 22 июля 1962 года, как раз во время известного Карибского кризиса, в политбюро решили "испугать супостатов" - провести крупномасштабные учения Северного флота. Полигон посетила правительственная делегация. В Нёноксе на пуске крылатой ракеты "П-6" по мишенной позиции на боевом поле "Гридино" присутствовал Председатель Совета министров СССР (и прочая-прочая) Никита Сергеевич Хрущев в сопровождении маршалов и адмиралов. Говорят, Хрущев дал самую высокую оценку действиям личного состава полигона. И высказался примерно так: мол, с такими орлами (это он и про ракеты, и про личный состав) мы любую Америку одолеем! Не исключено, что именно тот памятный ракетный пуск в Нёноксе и придал Хрущеву уверенности во время трудных переговоров с Кеннеди по Кубе. А ведь если бы у той "карибской истории" был другой результат, еще неизвестно, как сложилась бы тогда всемирная история: Так что за благополучный исход того кризиса Фидель Кастро должен был благодарить и нашу северную Нёноксу.
Интересно, что и сейчас, как только в мировой политике возникает какая-нибудь "сложность", русские подлодки из океана или стартовые позиции нёнокского полигона напоминают миру, "кто есть ху". И ситуация сама собой как бы "рассасывается":
Остается добавить, что за полвека на полигоне испытаны 11 базовых и 13 модификаций комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими ракетами, 8 комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с крылатыми ракетами, 10 комплексов ракетного вооружения с противокорабельными ракетами и 2 комплекса зенитных управляемых ракет. С момента создания и по настоящее время полигоном обеспечено около двух с половиной тысяч пусков баллистических и крылатых ракет. Свыше трехсот военнослужащих соединения отмечены высокими правительственными наградами.