От VOICE
К All
Дата 10.11.2004 12:00:40
Рубрики Современность;

НАКОНЕЦ-ТО, ДОЖДАЛИСЬ...

НАКОНЕЦ-ТО, ДОЖДАЛИСЬ...
Военно-промышленный курьер, №43 (60) 10 - 16 ноября 2004 года
ПЕРВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 4-ГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПЛАВУ
28 октября 2004 г. на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, в канун их 300-летнего юбилея, состоялся спуск на воду первой отечественной подводной лодки 4-го поколения, ею стала неатомная ПЛ "Санкт-Петербург". Через год она может войти в состав российского ВМФ. Субмарина была спроектирована в ЦКБ МТ "Рубин" (к настоящему времени по проектам бюро уже построено более 950 подводных кораблей). Новая подводная лодка предназначается для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты своих военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, а также ведения разведки.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Работы по проектированию неатомной подводной лодки 4-го поколения проекта 677 "Лада" начались в ЦКБ МТ "Рубин" при непосредственном участии научно-исследовательских организаций в 1989 г. При этом в максимальном объеме учитывались и реализовывались современные тенденции мирового подводного неатомного кораблестроения. Основу концепции создания новой субмарины составляли: высокая боевая эффективность, превосходящая таковую у аналогов; обеспечение гарантированного упреждающего обнаружения кораблей противника; удобство и простота эксплуатации; более низкая трудоемкость постройки по отношению к ПЛ предыдущих поколений. Первоначально в бюро, кроме подлодок для отечественного ВМФ, проработали несколько вариантов ПЛ водоизмещением от 550 до 1850 т для поставки на экспорт. При этом были приняты одинаковые принципиальные конструктивные и компоновочные решения - как общекорабельные, так и по отдельным подсистемам. В дальнейшем проектирование продолжилось применительно к двум типам субмарин: "Амур-950" водоизмещением в 1060 т и "Амур-1650" (для отечественных ВМФ - проект 677 "Лада") водоизмещением 1765 т.
Все варианты ПЛ типа "Амур" спроектированы однокорпусными с минимальным запасом плавучести, достаточным для обеспечения надводной непотопляемости, что позволяет снизить не только водоизмещение, но и шумность. Впервые на отечественных неатомных лодках первую пару горизонтальных рулей разместили на ограждении рубки и выдвижных устройств. При проектировании подводной лодки типа "Амур" большое значение уделялось обитаемости. Поэтому на ПЛ созданы все условия для нормальной жизнедеятельности экипажа. Весь личный состав размещен в каютах. Эффективные системы вентиляции и кондиционирования воздуха рассчитаны на эксплуатацию корабля в любом климате.
На ПЛ типа "Амур" впервые в мире установлены системы, обеспечивающие экологическую чистоту лодки. Все отходы, производимые на субмарине, на ней же и перерабатываются. В результате за борт выделяется только чистая вода, а твердые отходы сдаются в базе. По словам генерального конструктора ЦКБМТ "Рубин" Ю.Н. Кормилицина, на проекте ПЛ внедрено более 140 новинок по материалам, оборудованию и оружию.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Подводные лодки проекта 677 "Лада" и проекта 677Э "Амур-1650" имеют практически схожие основные данные. Чем субмарины отличаются друг от друга, знают только немногие специалисты. Об экспортных ПЛ типа "Амур" много раз рассказывала печать, они неоднократно представлялись на международных выставках (впервые - в 1993 г. на IDEX-93 в Абу-Даби), по ним выпущено значительное число рекламной информации. Поэтому для представления о конструктивных особенностях спущенной на воду ПЛ "Санкт-Петербург" проекта 667 придется воспользоваться материалами по "Амуру-1650". На подводных лодках серии "Амур" внедрены самые передовые технологии и новые проектные решения. ПЛ типа "Амур-1650" будут оснащены новыми образцами универсальных самонаводящихся и телеуправляемых торпед, а также ПКР типа Clab-S, запускаемыми из торпедных аппаратов; комплексной системой управления оружием и техническими средствами; навигационным комплексом с инерциальной системой, обеспечивающей повышенную точность определения координат субмарины; ГАК с основной носовой антенной большой эффективной площади (она в несколько раз превосходит площадь гидроакустических антенн отечественных и зарубежных дизель-электрических подводных лодок); радиолокационным комплексом с пассивной и активной РЛС; радиоэлектронными средствами получения информации о внешней обстановке, объединенными специальной общекорабельной системой обмена данными; комплексом средств радиосвязи с выпускной буксируемой антенной позволяющей скрытно на глубине принимать командные и информационные сообщения; командирским перископом "Парус" (разработчик ЦНИИ "Электроприбор") с оптическим и низкоуровневым телевизионным каналами; антенной приема спутниковых навигационных систем типа GPS и GLONASS. Кроме этого, для ПЛ типа "Амур" в ЦНИ КМ "Прометей" разработана новая сталь АБ-2. Использование оружия подлодки предусмотрено из 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и специальным устройством быстрой бесшумной перезарядки торпедных аппаратов, интервал между залпами не превышает нескольких минут. Погрузка боезапаса механизирована и осуществляется через торпедопогрузочный люк. При необходимости с ПЛ можно выпускать через торпедные аппараты подводных боевых пловцов со специальным снаряжением и принимать их обратно на борт корабля. На субмарине установлен навигационный комплекс, включающий в себя малогабаритную инерциальную навигационную систему, которая обеспечивает безопасность кораблевождения и определение параметров движения подводной лодки с необходимой для применения оружия точностью. Ожидается, что гидроакустический комплекс в сочетании с низкой шумностью гарантируют кораблю упреждающее обнаружение ПЛ противника. Строящиеся подводные лодки получат новое энергетическое оборудование: дизель-генераторы переменного тока с выпрямителями и главный электродвигатель, единый для всех режимов движения ПЛ, новые, с повышенным сроком службы аккумуляторных батарей и др. Коломенским заводом создан дизель-генератор, который обеспечивает высокую удельную мощность, работу с большими противодавлениями при значительно меньших размерах и массе по сравнению с ранее применявшимися. Этот дизель-генератор имеет регулируемую систему наддува и снабжен средствами диагностики, позволяющими определять неисправности на ранних стадиях.
Выбранная мощность дизель-генераторов дает возможность проводить не только "обычную" зарядку аккумуляторной батареи, но и задействовать специально разработанный российскими специалистами режим ускоренной зарядки, значительно сокращающий время нахождения субмарины в перископном положении. Максимальная дальность плавания ПЛ типа "Амур-1650" экономической скоростью подводного хода 3 узла - 650 миль, в режиме РДП со скоростью 7 узлов (без учета расхода топлива на зарядку аккумуляторной батареи) - 6000 миль, при чередовании режима малошумного подводного хода скоростью 3,5 узла и хода в режиме РДП скоростью 7 узлов с зарядом аккумуляторной батареи до полного израсходования топлива (с учетом расхода топлива на зарядку аккумуляторной батареи) - 16000 миль.
Одним из важнейших приоритетов в проектировании ПЛ стало развитие автоматизированных систем боевого управления (АСБУ) вооружением и техническими средствами. АСБУ "Литий" разработана НПО "Аврора" при участии ЦКБ МТ "Рубин" и научно-исследовательских учреждений ВМФ. Кроме решения боевых задач, система обеспечивает более высокое качество руководства повседневной деятельностью экипажа при стоянке в базе в период проведения межпоходовых мероприятий по поддержанию боеготовности подводной лодки. Две субмарины типа "Амур" были заложены 26 декабря 1997 г. на закрытом стапеле ГП "Адмиралтейские верфи".
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛ "АМУР-1650":
Водоизмещение, м3: - 1765
Длина, м – 67
Ширина, м - 7,1
Осадка, м - 6,7
Скорость полного хода, узл.:
- надводная - 10-11
- подводная – 21
- Дальность плаванья, миль:
- в подводном положении – 650
- под РДП – 6000
- Энергетическая установка - дизель-электрическая
- Глубина погружения, м – 250
- Автономность, суток – 45
- Экипаж, чел. - 34-35
- 533-мм торпедные аппараты – 6
- Мины – 24
- Ракетное - есть
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
В перспективе подводные лодки серии "Амур" предполагается оснастить анаэробной, то есть воздухонезависимой, энергетической установкой АIР (Air Independent Power) с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Это было запланировано еще при начале работ по проектированию корабля. Применение установки может позволить субмарине гораздо больше времени находиться в подводном положении (свыше 20 суток) без связи с атмосферой, увеличивается и дальность подводного хода по сравнению с обычными ПЛ.
Энергоустановка с электрохимическими генераторами кислородно-водородного типа и со всеми обслуживающими ее системами компонуется в специальном отсеке-модуле, который технологически приспособлен к встраиванию в подводную лодку типа "Амур". Но при этом, по оценкам специалистов, расходы на строительство корабля и его эксплуатацию существенно возрастут. Модифицированная ПЛ имеет в несколько раз большую подводную автономность и дальность плавания, что позволяет приобрести ей новые свойства по скрытности.
ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
На международном рынке вооружений - в т.ч. и в сегменте подводного кораблестроения - идет жесткая конкурентная борьба, и потому наши основные соперники не дремлют. Например, ФРГ на протяжении многих лет успешно поставляла за рубеж неатомные ПЛ проекта 209 различных модификаций. На год позже, чем у нас, в 1998 г., по заказу ВМС Германии судостроительный концерн HDV в Киле приступил к строительству четырех субмарин проекта 212А. Оснащение их новой воздухонезависимой энергетической установкой с ЭХГ позволит ПЛ находиться в подводном положении до 20 суток, что значительно повысит их скрытность и боевые возможности. Дальность плавания в подводном положении обеспечивается на 420 миль при скорости хода в 8 узлов. Первая ПЛ проекта 212А вошла в состав Бундесмарине в мае 2004 г. Вторая лодка проходит испытания, строительство третьей заканчивается. Одновременно в Италии завершено строительство первой ПЛ по немецком проекту 212А, ввод ее в строй запланирован на 2005 г. Итальянские ВМС уже заказали две таких подлодки, и еще две могут быть заказаны. На основе проектов 212 и 209 немецкими кораблестроителями разработан экспортный вариант ПЛ (проект 214). С 1997 г. осуществляется ее активное продвижение на мировой рынок морских вооружений, и не без успеха: был заключен контракт на поставку двух субмарин ВМС Греции. Сегодня неатомные подводные лодки разрабатываются и строятся также и другими странами, например, Японией и Китаем, но особый интерес вызывают следующие проекты ПЛ с воздухонезависимыми энергоустановками: "Морей" (Нидерланды), "Готланд" (Швеция), "Агоста-90В" (Франция). Спуск на воду подводной лодки "Санкт-Петербург" - событие знаменательное для российского ВМФ. Ведь последняя головная отечественная ПЛ была спущена на воду почти 20 лет назад, а две головные атомные субмарины 4-го поколения - "Северодвинск" и "Юрий Долгорукий" - до сих пор остаются на стапелях завода-строителя в Северодвиннске. Напомню, что работы по подводным лодкам 4-го поколения начались еще в 1977-1978 гг., но в силу ряда причин затянулись. Первая многоцелевая АПЛ нового поколения "Северодвинск" проекта 885 была заложена на Севмашпредприятие 21 декабря 1993 г. Она является "детищем" СПМБМ "Малахит" (генеральный конструктор В.Н. Пялов). Другая субмарина 4-го поколения - стратегическая, это проект 955, разработанный в ЦКБ МТ "Рубин". Первая ПЛ в серии ("Юрий Долгорукий") была заложена на Севмашпредприятии 2 ноября 1996 г., вторая ("Александр Невский") - там же 19 марта 2004 г. Несмотря на значимость спуска "Санкт-Петербурга", совершенно не понятно, почему руководство ВМФ (согласно заявлению ИТАР-ТАСС, производившего аккредитацию) очень сильно ограничило допуск журналистов на это мероприятие. Если по режимным требованиям, то можно было бы применить специальные меры, например, завесить скрываемые элементы конструкции корабля, ограничить или запретить фотосъемку, как это делается за рубежом. Но оказалось, что даже винт сложной конструкции не был ничем закрыт. Нечто похожее произошло на Морском салоне в Санкт-Петербурге в 2003 г., когда также "ограничили допуск" на Ржевский полигон, а затем отснятые там видеосюжеты и фотографии появились в прессе.
Александр КАРПЕНКО
Санкт-Петербург

От VOICE
К VOICE (10.11.2004 12:00:40)
Дата 16.11.2004 08:28:38

Re: ОТКРЫТИЕ НОВОЙ «ЧЕРНОЙ ДЫРЫ»

>ОТКРЫТИЕ НОВОЙ «ЧЕРНОЙ ДЫРЫ»
Российское Военное Обозрение
№10, 27 окт 2004 среда, 27 октября 2004


29 июля с.г. Кильская верфь Howaldtswerke Deutsche Werft AG (HDW) передала военно-морским силам Германии головную в серии подводную лодку U-31 проекта 212А. Низкий уровень акустической заметности, теплового и магнитного излучения делает ее почти невидимой для радаров, поскольку в строительстве широко использовались стелс-технологии.
Германия и Россия в прошлом веке были, пожалуй, основными конкурентами на рынке неатомного подводного судостроения. Мы продолжаем оставаться таковыми и теперь. По крайней мере, в июле должен был состояться спуск на воду новой российской субмарины проекта 677 «Лада». Это был бы достойный ответ немецкой U-31. Но российских подводников в очередной раз попросили подождать. Теперь уже совсем немного – до октября…

Капитан 1 ранга Владимир ГУНДАРОВ

Еще три года назад U-31 назвали «бесшумной убийцей кораблей». Сейчас в это определение внесли коррективу, соответствующую духу времени: ее предназначение теперь – ведение разведки и антитеррористическая деятельность. Суть от этого не меняется. Новинка германских ВМС является последним словом техники. А введение ее в боевой состав вновь вывело Германию в лидеры неатомного подводного судостроения. «U-31» отличается от своих старших сестер как вооружением, так и энергетической установкой. Фактически создан новый класс субмарин. В качестве пропульсивной системы использованы топливные элементы, именуемые в просторечии «водородными батарейками». Это независимая от воздуха силовая установка компании Siemens. Энергия выделяется из одиннадцати водородно-кислородных топливных ячеек мощностью 120 КВт каждая через протонно-обменные мембраны и передается на основной двигатель. «Водородные батарейки» позволили увеличить автономность в несколько раз по сравнению с традиционными аккумуляторами дизель-электрических подводных лодок.
С аналогичной энергетической установкой HDW строит субмарину проекта 214 для греческих ВМС – экспортная версия 212-й. Ее спуск на воду состоялся также в июле. А передача греческой стороне произойдет в 2005 году. В портфеле судостроительного гиганта уже лежит южнокорейский заказ на 214-е.
У России есть достойный ответ на немецкую U-31. Случайно или намеренно, но ФГУП «Адмиралтейские верфи» тоже планировал в июле спустить на воду новую подводную лодку проекта 677 «Лада», которой при закладке дали имя «Санкт-Петербург». К сожалению, из-за проблем с финансированием постройки церемонию спуска пришлось перенести на октябрь. Как утверждают злые языки, генеральный директор предприятия решил приурочить это событие к празднованию своего дня рождения. Но это не более чем домысел.
Досадная задержка как бы отодвигает Россию на второе место в мировом подводном судостроении, а то и на третье после французских Scorpene и Agosta-90B. Но в данном случае речь идет только о сроках строительства. Обидно еще и потому, что немцы заложили свою U-31 почти на год позже нашей «Лады», и построили, выходит, на год быстрее. Что же касается технических решений, то наши не уступают по оригинальности немецким, а может быть, даже в чем-то их превосходят. И уж точно опережают французские в соотношении «цена-качество». Не случайно испанское правительство, ранее намеревавшееся приобрести модную французскую «штучку», в последний момент передумало. Как знать, может быть, испанцам по душе немецкое качество? Однако и русские лодки тоже ведь не лыком шиты.

Русские Whiskey – самые крепкие
100 лет назад, в разгар войны с Японией, было сформировано первое в Российском флоте соединение подводных лодок. С тех пор российскими конструкторами разработано свыше 300 проектов субмарин, из которых более половины реализованы в металле. Историками подсчитано, что более чем из 5 тысяч подводных лодок, построенных морскими державами в прошлом веке, каждая пятая плавала либо под Андреевским, либо под советским Военно-морским флагом. А после Второй мировой войны каждая вторая лодка в мире была с лейблом «Made in USSR»!
В минувшем столетии неоднократно возникал спор о роли подводных сил в обеспечении военного превосходства. Ответ на него дали две мировые войны. Первая показала, что подводные лодки – главная сила в борьбе на морских и океанских коммуникациях. Если надводные корабли потопили всего 217 транспортов, то субмарины отправили на дно около 6000 судов. Тогда для нейтрализации подводников «Кригсмарине» противостоящие силы были вынуждены привлечь свыше 5000 кораблей и 2000 самолетов. Против подлодок только в Северном море было выставлено около 140 тыс. мин.
Но после Первой мировой подавляющее большинство военных теоретиков Запада вновь в один голос заявили о том, что в будущей войне подводные лодки не смогут эффективно решать задачи борьбы на морских коммуникациях.
Между тем, к началу Второй мировой в составе советского подплава было 211 боеготовых «единичек», тогда как Германия имела всего 57, Англия – 69, Франция – 77, США – 99, Италия – 115, Япония – 63. И война отбросила все сомнения в необходимости подводного флота. До 1945 года было построено более 1850 субмарин. И на этот раз пальма первенства принадлежала Германии – 1131 «единичка»!
Подводные лодки оправдали свое предназначение. Они потопили в общей сложности около 5000 судов, в то время как надводные корабли – только 336. Причем каждый двенадцатый потопленный корабль – на счету советских моряков.
После Второй мировой войны российский опыт судостроения пополнился германскими технологиями. А наша лодка проекта 613 (по натовской классификации Whiskey) создавалась с учетом технических решений, примененных в немецкой U-250. «Иностранку» подняли со дна Финского залива и передали для изучения Военно-морскому флоту в конце 1944 года. С тех пор Россия и Германия – главные конкуренты в подводном неатомном судостроении.

Тише воды
Проект 677 «Лада» продолжает линию 636-х и 877-х (по натовской классификации Kilo), которые за малошумность получили на Западе прозвище «Черная дыра». Мы можем гордиться своими новыми достижениями, ведь тактико-технические элементы «Санкт-Петербурга» позволяют в два–три раза превзойти по боевой эффективности подлодки третьего поколения.
Новостройка относится к четвертому поколению субмарин и имеет ряд принципиальных отличий. Прежде всего, это проявилось в высокой степени автоматизации процессов централизованного управления всеми корабельными системами и оружием с операторских пультов, расположенных в главном командном пункте. Увеличена мощность ракето-торпедного комплекса. К нему «приложили руку» конструкторские бюро, научно-производственные объединения и научно-исследовательские институты. В их числе ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Аврора», ФГУП ЦНИИ «Электроприбор», ОКБ «Новатор» и НПО «Агат». В результате совместного труда появился противокорабельный КЛАБ-С (CLUB-S). Это интегрированная ракетная система, представляющая собой уникальную разработку, фактически не имеющую аналогов в мире.
Российские ученые, конструкторы, строители, по сути, осуществили прорыв в технико-экономических характеристиках и технологии создания проекта «Лада». В ходе опытно-конструкторских работ были предложены десятки новых решений. Все вооружение, лодочные системы и материалы – это последнее слово науки и техники. Например, гидроакустический комплекс построен на новейшей элементной базе и с новейшим математическим обеспечением. В носовой оконечности размещена высокочувствительная шумопеленгаторная антенна. Установлен принципиально новый универсальный многофункциональный перископ. Подъемно-мачтовые устройства сделаны телескопическими. Они не проникают в прочный корпус, за исключением командирского перископа. Внедрена новая система приема радиоинформации с берега в подводном положении.
Ахиллесовой пятой всех наших лодок, за исключением дизельной проекта Kilo и атомной проекта 971, считалась высокая подводная шумность. Начиная с 1968 до 1986 года было четыре (!) постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР по этой проблеме. Каждые шесть лет давалось задание уменьшить уровень шума в 2–3 раза. Все они выполнялись, кроме последнего, когда оборвалась работа по этой теме в связи с отсутствием финансирования. Наконец, на атомных многоцелевых подводных лодках проекта 971А удалось уменьшить уровень подводного шума на 30 децибел, то есть по уровню звукового давления – в 30 раз, а по уровню излучаемой звуковой мощности – в тысячу раз!
В минувшем месяце одна из этих субмарин – К-157 «Вепрь» – продемонстрировала свою «кошачью поступь» во время официального визита во французский порт Брест.
Однако «Санкт-Петербург» не зря уже сейчас называют наследницей «Черной дыры». Ее шумность должна приблизиться к фоновым значениям моря. А по скрытности – превзойти все субмарины, построенные раньше не только у нас, но и за рубежом.
Как этого удастся достичь? Ответ был получен в Государственном научном центре «Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова» – Krylov Shipbuilding Research Institute (KSRI). Для лодок четвертого поколения созданы особые шумопоглощающие – вплоть до низких частот – резиновые покрытия толщиной всего 40 мм. Они в два раза тоньше тех, которые применялись у нас ранее. Новое покрытие состоит из 7 – 8 слоев различной перфорации и профиля резины. Идея простая: чем больше воздушных полостей – тем оно более эффективно поглощает шум различных частот и на различной глубине. Об этом рассказал начальник отделения судовой и промышленной акустики института доктор технических наук профессор Эрнст Мышинский.
Но гидроакустическое покрытие – лишь пассивная защита от шума. А в институте уже разрабатывают принципиально новые приборы активной защиты. По словам ученого, создание таких средств снижения шума – суперновое направление в мировой науке. А в России активные методы появились четверть века назад, но тогда считалось, что это «лекарство», ну, типа нитроглицерина.
– Двадцать пять лет назад электроника была ужасная. И мы все боялись, что вместо того, чтобы создать противозвук – звук в противофазе, выведем, не дай Бог, из строя управление электроникой. И шум, напротив, усилится, – рассказывает Эрнст Мышинский. – Но сейчас электроника нормальная, поэтому пришла пора разрабатывать комплексные активные системы снижения шума.
Возможно, что они появятся уже на следующей лодке, которая будет построена вслед за «Санкт-Петербургом».

Лучше, чем Energiser
Набившая оскомину телевизионная реклама батареек, которые «будут работать, работать и работать…» померкла бы, решись создатели «водородных батареек» для лодки «Санкт-Петербург» представить в эфире свой товар.
Еще 30 лет назад ЦКБ «Лазурит», НПО «Квант» и «Криогенмаш» приступили к созданию для подводных лодок пропульсивных систем с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Субмарину С-273 проекта 613, о которой речь шла выше, переоборудовали по проекту 613Э «Катран». Если обычные лодки на двухузловой скорости без подзарядки батарей могли находиться под водой не более четырех суток, то при использовании ЭХГ срок возрос до месяца.
Второе направление российских конструкторов – создание дизелей, работающих по замкнутому циклу. Проект 615 с единым двигателем, воплощенный в металле еще в середине прошлого века, стал уникальным во всем мире.
С 1978 года головным разработчиком пропульсивных систем с ЭХГ стало Специальное конструкторское бюро котлостроения. Оно обратилось к опыту Уральского электрохимического комбината и НПО «Энергия» по созданию ЭХГ для космических аппаратов. Так появился двигатель для подводных лодок «Кристалл-20», в котором используется кислород и водород. Последний находится в связанном виде – в интерметаллидном соединении. Двигатели второго поколения «Кристалл-27» и «Кристалл-273» теперь могут устанавливаться и на новых дизель-электрических подводных лодках, увеличивая их автономность до 45 суток. Не раскрывая всех секретов российского судостроения, скажем, что у «Санкт-Петербурга» автономность как раз и составляет 45 суток.

«Амур» – брат «Лады»
Как и немецкая Howaldtswerke Deutsche Werft AG, «Адмиралтейские верфи» параллельно с лодкой проекта «Лада» для российского ВМФ строит на экспорт субмарину четвертого поколения по проекту «Амур-1650». Они почти близнецы. «Амур» будет способен наносить залповые ракетные удары по надводным одиночным и групповым целям. По сравнению с лодками предыдущих проектов у него в несколько раз снижен уровень акустического поля. Установлено радиоэлектронное вооружение нового поколения.
Автоматизированное управление кораблем, его боевыми и техническими средствами будет осуществляться с главного командного пункта. Инерциальный навигационный комплекс обеспечит безопасность кораблевождения и определение параметров движения с необходимой для использования ракетного оружия точностью, находясь длительное время под водой. У «Амура» будет всережимный гребной электродвигатель новой разработки, а также аккумуляторная батарея с повышенным сроком службы.
Как и «Лада», экспортная «единичка» оснащена высокочувствительной шумопеленгаторной антенной гидроакустического комплекса «Лира». На легкий корпус нанесено противогидролокационное покрытие нового поколения «Молния».
ФГУП «Адмиралтейские верфи» участвуют в финансировании создания воздухонезависимой энергетической установки для использования ее в качестве альтернативного источника электроэнергии.

Все – на продажу
У «Адмиралтейских верфей», как говорят финансисты, хорошая кредитная история. До 2002 года они передали иностранным заказчикам тринадцать субмарин проектов 877ЭКМ и 636, то есть больше половины всех лодок этого класса, построенных в нашей стране. Одновременно здесь прошли ремонт четыре корабля.
Новая продукция предприятия также найдет своего потребителя. Наиболее перспективным рынком специалисты называют Юго-Восточную Азию. В числе вероятных покупателей «Амура» – Вьетнам, Таиланд, Филиппины. В прошлом веке Россия продала около 50 подводных лодок. Не исключено, что и в XXI веке продукция российских корабелов по-прежнему будет востребована на международном рынке вооружений.

Тактико-технические элементы ПЛ проекта 214
Количество торпедных аппаратов, ед./в том числе с функцией запуска ракет - 8 /4
Надводное (нормальное) водоизмещение, т 1700
Длина, м 65
Максимальное время пребывания под водой, сут. 14
Предельная глубина погружения, м 400
Экипаж, чел. 27


Тактико-технические элементы ПЛ проекта «Амур-1650»
Количество торпедных аппаратов, ед. (калибр, мм) 6 (533)
Боезапас ракет, торпед, мин, ед. 18
Надводное (нормальное) водоизмещение, м3 6765
Длина, м 66.8
Ширина (диаметр прочного корпуса), м 7.1
Осадка 6.7
Скорость полного подводного хода, уз. 21
Дальность подводного плавания с экономической скоростью 3 узла, миль 650
Дальность плавания в режиме РДП со скоростью 7 узлов, миль 6000
Предельная глубина погружения, м 300
Автономность, сутки 45
Экипаж, чел 35


Тактико-технические элементы ПЛ проекта 677 «Лада»
Количество торпедных аппаратов, ед. (калибр, мм) 6 (533)
Суммарный боезапас: ракет / торпед / мин. ед. 4* / 18 / 24
Надводное (нормальное) водоизмещение, м3 2350
Длина, м 73,8
Ширина (диаметр прочного корпуса), м 9,9
Скорость полного подводного хода, уз. 20
Дальность подводного плавания с экономической скоростью 3 узла, миль 400
Дальность плавания под РДП со скоростью 7 уз., миль 7500
Предельная глубина погружения, м 300
Автономность, сут. 45
Экипаж, чел. 52
* Количество ракет может быть увеличено



От VOICE
К VOICE (10.11.2004 12:00:40)
Дата 12.11.2004 17:25:04

Re: "ПОДВОДНЫЙ ОХОТНИК" ВЫШЕЛ В ПЛАВАНИЕ

>"ПОДВОДНЫЙ ОХОТНИК" ВЫШЕЛ В ПЛАВАНИЕ
В конце 2005 года на вооружение ВМФ должна поступить неатомная подводная лодка 4-го поколения
Владислав Крамар
Если основу советского подводного флота составляли атомоходы, то сегодня приоритеты смещают в сторону дизельных субмарин. Именно такие подлодки незаменимы для операций в локальных конфликтах, для досмотра морского транспорта в прибрежных зонах и других антитеррористических мероприятий. Переходу на "дизель" способствуют и соображения обеспечения радиационной и экологической безопасности. Тем не менее российский ВМФ не получал ДЭПЛ (дизель-электрических подводных лодок) с 1994 года. Поэтому спуск со стапелей "Адмиралтейских верфей" ДЭПЛ "Санкт-Петербург", состоявшийся 28 октября, не мог не стать значимым событием, тем более что оно неоднократно откладывалось.
Лодка была заложена еще в 1997 году, но только в последние два года заказчик полностью стабилизировал финансирование. Спуск на воду корабля, носящего имя северной столицы, планировалось приурочить к празднованию 300-летия основания города и провести в рамках Военно-морского салона, проводившегося в конце мая - начале июня 2003 года. В результате мероприятие оказалось приурочено к 300-летнему юбилею судостроительного предприятия, которое отсчитывает свою историю с 5 ноября 1704 года.
ПРОЕКТ "ЛАДА"
"Санкт-Петербург" - головной образец ДЭПЛ 4-го поколения проекта 677 "Лада", которые должны прийти на смену субмаринам класса "Варшавянка" проекта 877. Их строительство ведется еще с 1980 года, а 677-й - первый проект неатомной подводной лодки (НАПЛ), разработанный в России в постсоветские годы.
"Отраден сам факт, что впервые с 40-х годов прошлого века в практике отечественного подводного кораблестроения использована однокорпусная архитектура", - отметил в беседе с корреспондентом "НВО" вице-адмирал Тенгиз Борисов, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. Эксперт рассказал, как в конце 1960-х годов сотрудник одного из НИИ Минобороны СССР контр-адмирал-инженер Феоктистов представил командованию советского ВМФ доклад с подробным обоснованием преимуществ однокорпусных подлодок. К числу основных плюсов относились снижение водоизмещения и мощности главной энергетической установки (ГЭУ) и вспомогательных механизмов, что вело к снижению шумности и повышению скрытности. Расчеты контр-адмирала демонстрировали, что двухкорпусные лодки, несмотря на больший по сравнению с однокорпусными запас плавучести, не обеспечивают должный уровень живучести корабля. Отечественные лодки нередко теряли остойчивость и гибли, не израсходовав полностью запас плавучести. Не став разбираться с длинным списком формул, заместитель главкома ВМФ по вооружению адмирал Павел Котов отписал документ на рассмотрение в нижестоящие инстанции. И в результате он попал на стол к капитану 1 ранга, курировавшему проекты новых лодок 2-го поколения, представлявших собой двухкорпусные конструкции.
Таким образом, новые подходы не прошли: два корпуса по-прежнему признавались залогом живучести, не говоря уже о том, что в пользу традиционной архитектуры говорила ее большая технологическая простота. Для контр-адмирала Феоктистова инициатива оказалась наказуемой - он вынужден был уволиться из Вооруженных сил.
Водоизмещение однокорпусной "Лады" по сравнению с двухкорпусной "Варшавянкой" снижено почти в 1,3 раза - с 2300 до 1765 тонн (надводное). Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Рабочая глубина погружения у "Лады" осталась на уровне "Варшавянки" - 250 м, несколько увеличена мощность полного подводного хода - с 5500 до 5576 л.с. Экипаж состоит из 34 подводников вместо 52, автономность плавания доведена до 45 суток. Длина НАПЛ "Санкт-Петербург" составляет около 67 м; ширина - 7 м; осадок - 6,5 м. Если "Варшавянку" в НАТО окрестили "черной дырой", то "Лада" обладает еще большим уровнем скрытности - как за счет внедрения однокорпусной архитектуры, нанесения гидролокационного покрытия нового поколения, так и за счет широкого применения шумопоглощающих элементов и развитой амортизации всех механизмов.
На субмарине установлен всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах и аккумуляторная батарея с повышенным сроком службы. Подлодка оснащена системами экологической безопасности - впервые в мировой практике. С учетом трагедии на АПЛ "Курск" внедрен комплекс дополнительных мер по обеспечению живучести. Установлено радиоэлектронное вооружение нового поколения на современной элементной базе, создана комплексная система автоматизированного управления кораблем. Гидроакустический комплекс "ЛИРА", установленный на НАПЛ, имеет в носовой оконечности высокочувствительную шумопеленгаторную антенну, площадь которой в несколько раз превышает площадь антенн подводных лодок предыдущего поколения.
Как и "Варшавянка", "Лада" имеет шесть торпедных аппаратов быстрого заряжания калибра 533 мм с системой быстрого заряжания, которые оснащаются торпедами нового образца. Но в комплекс вооружения новой субмарины внедрено новое качество - способность наносить залповые удары крылатыми ракетами сразу по нескольким целям. По словам конструктора ЦКБ морской техники "Рубин" Юрия Кормилицина, руководившего проектированием субмарин 677-го, а до этого 877-го и 636-го проектов, лодка задумывалась "как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов".
Как рассказал генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Спасский, соотнести существенно увеличенный боевой потенциал с уменьшенным водоизмещением представляло большую сложность. В решении этих проблем помогло использование новых информационных технологий проектирования, применявшихся ранее только в аэрокосмической промышленности. А целый ряд систем и комплексов подлодки в российской промышленности вообще ранее не выпускались. Их внедрение одновременно означало и отработку новых технологий. По словам гендиректора "Адмиралтейских верфей" Владимира Александрова, создание такой лодки потребовало повышения квалификации сотрудников предприятия и модернизации производственных мощностей.
СТАВКА НА "АМУРЫ"
После прохождения швартовых и ходовых испытаний, полный цикл которых должен завершиться к 2005 году, НАПЛ "Санкт-Петербург" будет передана ВМФ. Пока, как сообщил присутствовавший на церемонии спуска заместитель главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Смоляков, определено, что она пополнит боевой состав Балтийского флота. В военно-морскую стратегию России заложена потребность в 40 подлодках данного типа. Ранее в печати приводились выдержки из программы кораблестроения ВМФ до 2010 года, предусматривавшей строительство трех подлодок проекта 677, однако адмирал Смоляков в беседе с корреспондентом "НВО" подтверждать эти параметры не стал, отметив лишь, что ВМФ предусматривает серийное строительство подлодок на базе головного образца "Санкт-Петербург" и в будущем году вероятнее всего закажет "Адмиралтейским верфям" еще одну подлодку данного класса.
Сдача в эксплуатацию ВМФ лодки типа "Лада" рассматривается и как импульс для продвижения за рубеж ее экспортной модификации "Амур-1650" - именно в расчете на инозаказчика еще в 1998 году на "Адмиралтейских верфях" за счет собственных средств предприятия была заложена еще одна лодка 677-го проекта. Заявления конструкторов о том, что "Амур" превосходит зарубежные аналоги, к которым относятся франко-испанские субмарины "Скорпен" и германские проекта 212, опрошенные "НВО" источники относят прежде всего на счет комплекса вооружения. В то же время - об этом упоминал на церемонии спуска Игорь Спасский - в России пока не завершены испытания воздухонезависимых (анаэробных) энергетических установок, позволяющих совершать продолжительные плавания в подводном положении.
В одном из своих выступлений - в апреле прошлого, 2003 года - гендиректор "Адмиралтейских верфей" оценил возможный объем продаж российских ДЭПЛ 4-го поколения до 2015 года в более чем 20 млрд. долл. Правда, при условии проведения в сжатые сроки интеграции производственного потенциала судостроительной отрасли, в частности, объединения с ЦКБ МТ "Рубин" с одновременным предоставлением права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Однако в ближайшее время добро на реализацию этих планов получено не будет, заявил корреспонденту "НВО" Игорь Спасский. В ходе выставки вооружений ЛИМА-2003 Юрий Кормилицин рассказывал, как российские "Амуры" практически выиграли тендер, проводившийся малайзийскими ВМС, и лишь по политическим мотивам страна предпочла закупить "Скорпены". С французами ведет переговоры и Индия, но считается, что закупать "Скорпены" - в августе индийская сторона объявила об окончательном согласовании условий закупки 6 таких лодок - страна будет одновременно с "Амурами". Представители ВМС Индии заявляли о намерении получить 8 лодок типа "Амур", при этом основную часть этой партии азиатская держава рассчитывает строить у себя по лицензии.
Тем временем российские судостроительные предприятия продолжают выполнять заключенный два года назад "Рособоронэкспортом" контракт на строительство 8 ДЭПЛ класса "Варшавянка" проекта 636 (по международной классификации "Кило") для Китая. Пять подводных лодок согласно этому соглашению было заложено на "Адмиралтейских верфях", а две уже в этом году переданы инозаказчику.
Санкт-Петербург-Москва

От Uzel
К VOICE (10.11.2004 12:00:40)
Дата 11.11.2004 04:56:52

Re: НАКОНЕЦ-ТО, ДОЖДАЛИСЬ...

В общем эта...Низкопоклонство перед западом приводит иногда к смешным результатам.А именно.ГЛОНАСС никогда не был GLONASSом,и,надеюсь,им не будет,ибо это глобальная навигационная система,а не всякие хухры-мухры.

От razlib
К VOICE (10.11.2004 12:00:40)
Дата 10.11.2004 18:32:44

Re: НАКОНЕЦ-ТО, ДОЖДАЛИСЬ...

>Военно-промышленный курьер, №43 (60) 10 - 16 ноября 2004 года
>ПЕРВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 4-ГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПЛАВУ

>ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛ "АМУР-1650":
>Водоизмещение, м3: - 1765
>Длина, м – 67
>Ширина, м - 7,1
>Осадка, м - 6,7

>Александр КАРПЕНКО
>Санкт-Петербург
Видимо, по части водоизмещения вкралась опечатка: 1765. Может, 4765?
С уважением, razlib.

От VOICE
К razlib (10.11.2004 18:32:44)
Дата 10.11.2004 19:11:16

Re: Нашу «Ладу» ждут океаны

>>
Вот еще статьи:

Неатомная подводная лодка - "Амур 1650"
http://www.admship.ru/ru/html/ships/sub_amur

Нашу «Ладу» ждут океаны
http://www.myfreedom.ru/modules/news/article.php?storyid=177



От razlib
К VOICE (10.11.2004 19:11:16)
Дата 10.11.2004 21:48:16

Re: Нашу «Ладу»...

>>>
>Вот еще статьи:

>Неатомная подводная лодка - "Амур 1650"
>
http://www.admship.ru/ru/html/ships/sub_amur

>Нашу «Ладу» ждут океаны
> http://www.myfreedom.ru/modules/news/article.php?storyid=177
Спасибо!
Да, всё правильно, сперва в уме прикинул (как цилиндр) и не учёл "минусы", получалось больше (это насчёт водоизмещения).

С уважением, razlib.

От JZJ
К VOICE (10.11.2004 12:00:40)
Дата 10.11.2004 16:20:47

Re: НАКОНЕЦ-ТО, ДОЖДАЛИСЬ...

>НАКОНЕЦ-ТО, ДОЖДАЛИСЬ...
>Военно-промышленный курьер, №43 (60) 10 - 16 ноября 2004 года
>ПЕРВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 4-ГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПЛАВУ
>В перспективе подводные лодки серии "Амур" предполагается оснастить анаэробной, то есть воздухонезависимой, энергетической установкой АIР (Air Independent Power) с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Это было запланировано еще при начале работ по проектированию корабля. Применение установки может позволить субмарине гораздо больше времени находиться в подводном положении (свыше 20 суток) без связи с атмосферой, увеличивается и дальность подводного хода по сравнению с обычными ПЛ.

***
Для полноты картины приведу некие сведения по строительству неатомных лодок с новыми пропульсивными системами. Данные приведены по состоянию на ноябрь 2003 года. с тех пор никаких особенных изменений не произошло. Разве что некоторые предположения можно считать свершившимися.

***
С 1978 года головным разработчиком пропульсивных систем с электрохимическими генераторами стало Специальное конструкторское бюро котлостроения. СКБК обратилось к опыту Уральского электрохимического комбината и НПО «Энергия» по созданию электрохимических генераторов для космических аппаратов. Это позволило резко уменьшить массогабаритные характеристики разработанного к тому времени двигателя «Кристалл-20». В нем, так же как и в энергоустановке С-273, используются кислород и водород. Но водород хранится не в емкости, а находится в связанном виде - в интерметаллидном соединении (сплав металла в соединении с водородом).
В СКБК создаются ЭХГ второго поколения - «Кристалл-27» и «Кристалл-273», которые могут устанавливаться в качестве вспомогательных на российских дизель-электрических подводных лодках проекта 677 и их экспортной модификации «Амур-1650». По расчетам, «Кристалл-273» позволит увеличить подводную автономность лодок типа «Амур» на 15-45 суток.
Разработчик этих подлодок - ЦКБ МТ «Рубин» - совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» создает еще одну систему и предлагает варианты оснащения анаэробными установками субмарин более ранней постройки, проектов 877ЭКМ и 636, путем врезки в корпус при модернизации дополнительного отсека с ЭХГ.
ЦКБ «Лазурит» создало проекты торпедных и торпедно-ракетных подлодок с воздухонезависимыми установками водоизмещением от 1000 до 4000 тонн. Целое семейство лодок «Кронверк» водоизмещением от 150 до 2000 тонн разработано СПМБМ «Малахит».
***

>ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
>На международном рынке вооружений - в т.ч. и в сегменте подводного кораблестроения - идет жесткая конкурентная борьба, и потому наши основные соперники не дремлют. Например, ФРГ на протяжении многих лет успешно поставляла за рубеж неатомные ПЛ проекта 209 различных модификаций.


***
Французское управление военного кораблестроения разработало систему типа MESMA. Это паротурбинная установка замкнутого цикла. Она прошла всесторонние стендовые испытания и готова к запуску в серию. Однако французский флот не решился сразу же заказывать субмарины с такими двигателями.
Вот и получилось, что первую серийную энергоустановку MESMA предполагалось установить на третьей подводной лодке типа «Агоста-90Б», которая по французским чертежам и с использованием французских комплектующих должна быть построена на судоверфи в Карачи для пакистанских ВМС. У новой «Агосты», по сравнению с прототипом - лодкой «Агоста-70», дальность подводного хода увеличится в 3-5 раз.
Пакистан даже заявил, что готов строить субмарины типа «Агоста-90Б» на экспорт. Тем не менее французское управление военного кораблестроения совместно с испанской судостроительной фирмой «Базан» разработало проект другой подводной лодки, типа «Скорпен», на которой предусматривается размещение системы MESMA.
Две такие лодки даже были заказаны ВМС Чили. Правительство Испании заявило о намерении приобрести четыре аналогичные субмарины для своего флота. Но тут оказалось, что французская новинка, мягко говоря, дороговата, а сам проект сыроват. Поэтому охота выкладывать большие деньги за новый проект у партнеров Франции как-то отпала.
В 1998 году, когда немцы закладывали свою U-31, представители Франции провели переговоры со шведским «Кокумсом» о создании совместного предприятия по проектированию перспективной лодки. Ее предполагалось предложить на рынок после 2010 года. Но немцы и тут их опередили: слиянием «Ховальдтсверке Дойче верфт» с «Кокумс», похоже, пресекли это намерение. Эксперты считают, что, несмотря на агрессивную французскую кампанию по рекламе двигателей MESMA, французской фирме вряд ли стоит рассчитывать на большой успех. Немецкий проект 214 оказался более законченным и более дешевым.

***
Как видим, мы с немцами идем ноздря в ноздрю. У нас даже подходы в организации производства в чем-то одинаковые. У немцев гамма проектов: 206/209/212/214. У нас: 877/636/677/1650. Еще проскользнула где-то год назад информация, что в создании «водородных батареек», в том числе деньгами, хочет поучаствовать «Норникель». Каким-то образом его продукция крайне необходима при создании компактных анаэробных установок.
И еще. По некоторым оценкам до 2010 года мировой рынок неатомных подводных лодок составляет около 200 единиц. Россия может предложить около полусотни.

С уважением, JZJ.

От OldSalt
К VOICE (10.11.2004 12:00:40)
Дата 10.11.2004 15:02:53

Есть вопрос

Добрый день!
> ПЛ типа "Амур-1650" будут оснащены новыми образцами универсальных самонаводящихся и телеуправляемых торпед

Это обычный рекламный треп разработчиков с прицелом на экспорт или действительно что-то новое?

С наилучшими пожеланиями

От Григорий
К OldSalt (10.11.2004 15:02:53)
Дата 11.11.2004 10:15:08

Re: Есть вопрос

>Это обычный рекламный треп разработчиков с прицелом на экспорт или действительно что-то новое?

Всё в мире относительно, так что это "новое" - новое относительно имеющегося. У Лады ТА с ЭВД и там вместо ТЭСТов и 53-65к, которыми оснащаются 877, могут применяться УСЭТы (имеющиеся в наличие) и пресловутые УГСТ (имеющиеся в планах).

Григорий

От OldSalt
К Григорий (11.11.2004 10:15:08)
Дата 12.11.2004 16:04:24

Тогда понятно.

Добрый день!
>>Это обычный рекламный треп разработчиков с прицелом на экспорт или действительно что-то новое?
>
>Всё в мире относительно, так что это "новое" - новое относительно имеющегося. У Лады ТА с ЭВД и там вместо ТЭСТов и 53-65к, которыми оснащаются 877, могут применяться УСЭТы (имеющиеся в наличие) и пресловутые УГСТ (имеющиеся в планах).

Я тоже был причастен к этому делу до 94-го и оно было в таком положении, что ничего нового появиться точно не могло, думаю и сейчас мало что изменилосб.
С наилучшими пожеланиями

От shark
К OldSalt (10.11.2004 15:02:53)
Дата 10.11.2004 16:18:40

Re: Есть вопрос

>Это обычный рекламный треп разработчиков с прицелом на экспорт или действительно что-то новое?

Я работаю в этой системе, это не трёп, это действительно новое.



От Igor
К shark (10.11.2004 16:18:40)
Дата 10.11.2004 19:37:03

Re: Есть вопрос

День добрый.

>>Это обычный рекламный треп разработчиков с прицелом на экспорт или действительно что-то новое?
>
>Я работаю в этой системе, это не трёп, это действительно новое.

Хм... Интересно :-))

С уважением
Игорь



От OldSalt
К shark (10.11.2004 16:18:40)
Дата 10.11.2004 17:23:34

Re: Есть вопрос

Добрый день!
>>Это обычный рекламный треп разработчиков с прицелом на экспорт или действительно что-то новое?
>
>Я работаю в этой системе, это не трёп, это действительно новое.
А можно поподробнее, не затрагивая безопасности страны?

С наилучшими пожеланиями

От shark
К VOICE (10.11.2004 12:00:40)
Дата 10.11.2004 14:24:45

Re: НАКОНЕЦ-ТО, ДОЖДАЛИСЬ...

>НАКОНЕЦ-ТО, ДОЖДАЛИСЬ...

Будем восторгаться после государственных испытаний и передаче ПЛ ВМФ

От serg
К shark (10.11.2004 14:24:45)
Дата 10.11.2004 14:48:43

Re: НАКОНЕЦ-ТО, ДОЖДАЛИСЬ...

Доброго времени суток!

>Будем восторгаться после государственных испытаний и передаче ПЛ ВМФ

Я бы даже усилил: после того, как на флоте их будет хотя бы штук 5 ходовых.

С уважением, serg