Из бесед с норвежскими водолазами — участниками работ на «Курске»
Джим Мадлен (англичанин):
- Джим, так вы не простукивали всю подлодку, не изучали повреждение?
- Нет, наша работа заключалась в том, чтобы точно выполнить задание. А оно заключалось в люке девятого отсека.
- В каком состоянии был люк?
- В прекрасном. Без повреждений (Подчеркнуто мной. - Н.М.). У нас есть подводные съемки, минута за минутой. Оба входные - выходные аварийные люки девятого отсека были закрыты. Отсек весь был заполнен водой, которая поступала скорее всего из соседних помещений.
- Вы долго открывали люк? Трудно было?
- Люк открылся очень легко. Но времени ушло много оттого, что ждали отлива.
- Отлива на дне?
- ...Ну, конечно... Во время отлива давление на люк уменьшается (3 метра - 0,3 кг/кв.см). Мы отвернули вентиль совсем немного, пришлось повозиться. Но потом надо поднять верхнюю крышку (преодолев давление водяного столба в 10,8 кг/кв. см). Решили прикрепить к ней воздушный баллон, огромный, как воздушный шар. Во время отлива толща воды уменьшилась на три метра. Баллон поднял и потащил крышку люка. Она открылась. Но если по порядку, сначала Тони (англичанин) и Поль (норвежец) вышли из колокола.
Поль буквально руками ощупал каждый сантиметр люка, фиксируя на камеру все вплоть до царапин. И, наконец, он приступил к подъему крышки, пытаясь повернуть вентиль. В это время Тони занимался своей Работой: четыре удара по корпусу - пауза - четыре удара... Это было его заданием. Ради того чтобы получить ответ на эти удары. Так нас попросили русские, а после четырех ударов слушать, ждать ответа. Он стучал и ждал, ответа не было. Он стучал снова. Глухие удары слышали на «Морском орле» («Seaway Eagle»). Тони бил и бил полчаса подряд... Ответа нет, оставалась надежда на люки - ведь они закрыты, может за ними еще есть «воздушная подушка».
Следующая партия зарубежных спасателей (20 августа 2000 г.).
Йон Аре Хвальби:
- Когда мы с Алистером Кларком ступили на корпус подлодки, верхний люк девятого отсека уже открыли. Спустились мы точно к девятому отсеку, так что повреждений в носовой части не видели. Одно могу сказать: лодка стояла на грунте горизонтально!
- Что входило в задачу второй тройки?
- Мы - я, Алистер Кларк, Стюард Бернсон (он работал в колоколе) - должны были еще раз замерять радиационный фон, исследовать второй люк, сделать заключение о состоянии отсека, попытаться открыть люк. А если внутри оказалась бы вода, мы могли бы попытаться проникнуть внутрь.
- Второй, внутренний люк, вы предполагали открыть легко?
- Он открывается внутрь, и это возможно, если внутри вода. Если бы был воздух, надо было бы пристыковать спасательный аппарат и из него уже люди перешли бы на подлодку,чтобы оказать помощь уцелевшим. Но увы! Живых не было. Мы установили, что весь птсек заполнен
водой. Простукивали, исследовали всеми способами. Стали открывать. Когда осталось пол-оборота, ушли в сторону... Закончил дело робот: провернул ключ и толкнул люк внутрь. Поднялись остатки газа и все... Мы вернулись, заглянули внутрь. Тел моряков видно не было. Тогда мы смонтировали телекамеру на длинном штативе, опустили ее внутрь. Видимость в отсеке была очень плохая, мы взяли и пробы газа. Настроение было ужасное, стало ясно, что никого не спасем. В темноте, под толщей воды мы стояли на саркофаге - это была могила 118 человек.
- Если бы вы оказались у лодки на 3-4 дня раньше, удалось ли спасти?
- Не знаю. Я уверен, что русские сделали все возможное. Конечно, в таких случаях чем быстрее, тем лучше.
- У вас какое-то особое снаряжение?
- Да. Лучшее в мире, современнейшее. Я думаю, такого никто больше не имеет. Уникальный кабель, особые шлемы, очень хорошая связь. Скафандры надежны, с постоянным подогревом, удобные при движении.
- Как бы поступили в Норвегии, если бы такое произошло?
- Чаще всего погибших, если не поднимают сразу,! оставляют на борту и оставляют это место могилой. Про-, водят богослужение.
- За работу в России вы получили дополнительные деньги, премию?
- Нет, за что ж тут премия.
Приветствую!
>- Джим, так вы не простукивали всю подлодку, не изучали повреждение?
>- Нет, наша работа заключалась в том, чтобы точно выполнить задание. А оно заключалось в люке девятого отсека.
А почему не было "нашего" вместе с ними?!
>- В каком состоянии был люк?
>- В прекрасном. Без повреждений (Подчеркнуто мной. - Н.М.). У нас есть подводные съемки, минута за минутой. Оба входные - выходные аварийные люки девятого отсека были закрыты. Отсек весь был заполнен водой, которая поступала скорее всего из соседних помещений.
Какой скоропалительный вывод, ни на чём не основанный.
>- Вы долго открывали люк? Трудно было?
>- Люк открылся очень легко. Но времени ушло много оттого, что ждали отлива.
Надо было нового ледникового периода дождаться.
>- Отлива на дне?
>- ...Ну, конечно... Во время отлива давление на люк уменьшается (3 метра - 0,3 кг/кв.см). Мы отвернули вентиль совсем немного, пришлось повозиться.
Очевидно, впустили воду (пока в стакан), сравнялось давление... впрочем , это уже ранее и не раз обсуждалось.
>Но потом надо поднять верхнюю крышку (преодолев давление водяного столба в 10,8 кг/кв. см). Решили прикрепить к ней воздушный баллон, огромный, как воздушный шар.
С тем же успехом можно было использованный свой презерватив подвесить: неужели так они всерьёз и думали? Может, специально подобрали неучей?
>Во время отлива толща воды уменьшилась на три метра. Баллон поднял и потащил крышку люка. Она открылась.
Это победа!!! Это победа беЗспорная: если ОНИ в своём "халлЕБУрТоне" ТАК думают, Русь никогда не будет завоёвана!
>- Когда мы с Алистером Кларком ступили на корпус подлодки, верхний люк девятого отсека уже открыли.
>- Второй, внутренний люк, вы предполагали открыть легко?
>- Он открывается внутрь, и это возможно, если внутри вода.
А если воздух, то - невозможно, что ли?!
>Если бы был воздух, надо было бы пристыковать спасательный аппарат и из него уже люди перешли бы на подлодку,чтобы оказать помощь уцелевшим. Но увы! Живых не было. Мы установили, что весь птсек заполнен водой.
Во логика, а?! Как же можно установить, есть ли воздух, ДО того, как открыть люк и впустить воду?
>Простукивали, исследовали всеми способами.
Стучали-то по ЛК, а не по ПК! Да и какая разница?
>Стали открывать. Когда осталось пол-оборота, ушли в сторону... Закончил дело робот: провернул ключ и толкнул люк внутрь. Поднялись остатки газа и все...
А ВОТ ЗДЕСЬ И ЕСТЬ САМАЯ ГЛАВНАЯ ЛОЖЬ! ЭТО БЫЛИ НЕ ОСТАТКИ, А ПОЛНЫЙ ОБЪЁМ КАК МИНИМУМ ОДНОГО СУХОГО (!!!) ОТСЕКА! Клубы воздуха вырывались из отсека в течение всей зафиксированной съёмки, которую показали, но которую почему-то оборвали по времени. И в месте обрыва не было признаков того, что выход воздуха заканчивается. Но всё равно длительность и этого отрезка видеозаписи достаточна для того, чтобы зделать главный вывод: речь могла идти ни в коем случае не о воздушной "подушке", а о БОЛЬШОМ объёме воздуха, сравнимом с целым сухим отсеком!
>Мы вернулись, заглянули внутрь. Тел моряков видно не было. Тогда мы смонтировали телекамеру на длинном штативе, опустили ее внутрь. Видимость в отсеке была очень плохая, мы взяли и пробы газа. Настроение было ужасное, стало ясно, что никого не спасем. В темноте, под толщей воды мы стояли на саркофаге - это была могила 118 человек.
Ах, прямо прослезились... вполне возможно, что ещё тогда кто-то был жив в ослабленном состоянии, а то и вовсе остался живым в задраенном 8-м отсеке после ухода "спасателей".
>- Если бы вы оказались у лодки на 3-4 дня раньше, удалось ли спасти?
>- Не знаю. Я уверен, что русские сделали все возможное. Конечно, в таких случаях чем быстрее, тем лучше.
А где вы там русских видели во главе "спасателей"?! Это Клебанов, что ли, русский?! Тогда я чистокровный китаец или пасюк вовсе... Русские рвались спасать, да их НЕ ПУСКАЛИ!
>- У вас какое-то особое снаряжение?
>- Да. Лучшее в мире, современнейшее. Я думаю, такого никто больше не имеет. Уникальный кабель, особые шлемы, очень хорошая связь. Скафандры надежны, с постоянным подогревом, удобные при движении.
Угу... вам бы ещё тот кофэ в скафандры, который якобы подавали в девятый...