Контр-адмирал в отставке Александр Иосифович Гольдшмидт. Фото Сергея Попова
На Тихоокеанском флоте завершены командно-штабные учения под флагом главного военмора России
Василий Буслаев
Сегодня из Владивостока в Москву вернулась инспекторская группа Главного штаба ВМФ во главе с главнокомандующим Владимиром Куроедовым. Итогом семидневной работы 50 старших офицеров и адмиралов флота на Тихом океане стали большие маневры разнородных сил ТОФ на акватории залива Петра Великого, в ходе которых несколькими кораблями были произведены стрельбы по надводным и подводным целям, вошедшие в общефлотский перечень стрельб на приз главкома.
Особое внимание во время учений уделялось вопросам безопасности и безаварийности, именно поэтому перед выходом в море главком лично заслушивал решения штабов и каждого командира корабля из соединений надводных кораблей и подводных лодок ТОФ.
Нетрадиционным элементом учений стали встречи тихоокеанцев с живой легендой флота - ветераном Великой Отечественной, контр-адмиралом в отставке Александром Иосифовичем Гольдшмидтом, прибывшим во Владивосток по специальному приглашению адмирала Куроедова.
Александр Гольдшмидт отдал службе на ТОФ 25 лет. Сегодня 84-летний моряк шутит, что его полная выслуга на флоте составляет 73 "календаря". И в этой шутке большая доля истины. Он родился в Одессе, в 12 лет втайне от родителей поступил юнгой на пограничный катер, потом - в школу сигнальщиков и Севастопольское высшее военно-морское артиллерийское училище. В мае 1941-го курсант Гольдшмидт проходил практику на подводной лодке Черноморского флота, там и застала его война. Медаль "За боевые заслуги" (два боевых похода на субмарине) стала первой из 45 наград ветерана.
В конце 1941 года лейтенант Гольдшмидт получил направление на ТОФ - помощником командира стационарной батареи Владимиро-Ольгинской базы. В августе 1945-го он принял участие в боях с японцами у порта Маоко (Холмск, Сахалин). Недалеко от острова Шикотан Александр Гольдшмидт с тремя матросами захватил шхуну с важнейшими документами и лично взял в плен японского генерала. За эту спецоперацию он награжден орденом и именным оружием "За храбрость".
В 1950-м Гольдшмидт стал начальником штаба дивизии подводных лодок на Малом Улиссе, затем служил в бухте Ольга, на острове Русский. Закончил службу героический морской офицер в Балаклавской дивизии подводных лодок в 1974 году.
Вот уже несколько лет контр-адмирал в отставке Александр Гольдшмидт является исполнительным директором Морского собрания Черноморского флота. Впервые за многие годы вновь побывав на ТОФ, он за время учений совершил удивительную одиссею по местам своей службы, преодолел более тысячи километров пути, побывал в самых отдаленных уголках Приморья. Интервью с заслуженным военмором читайте в ближайших номерах "Н".
Re: Разруха и непонимание, что со всем этим делать...
>>НЕСТАНДАРТНЫЙ АДМИРАЛ
Дата публикации: 15 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА
Контр-адмирал в отставке Александр Иванович Гольдшмидт. Фото Сергея Попова
Удивительна судьба человека... За свою долгую флотскую службу контр-адмирал в отставке Александр Иванович Гольдшмидт был пограничником, артиллеристом, подводником, разведчиком, военным строителем, снабженцем и начальником курсов взрывопожаробезопасности
Василий Буслаев
Юнга из Одессы
...Его служба на флоте началась более 72 лет тому назад совершенно неожиданно для интеллигентной и дружной еврейской семьи. Представьте: мама - врач, папа - музыкант, родственники и близкие - уважаемые в городе юристы и директора торгсинов, а воспитанный мальчик Саша из известной семьи Гольдшмидтов стал босяком, матросом! И ладно бы пошел на "дубок" контрабандистов, снабжавших многоголосый рынок на Молдаванке фильдекосовыми чулками и пластинками Вертинского, вывезенными из благословенных Констанцы и Варны. Так нет же! Двенадцатилетний "бедный Шурик" бросил школу и стал юнгой на пограничном катере.
Первой ступенью к истинно флотской профессии для Александра стала учеба в школе сигнальщиков, потом было Военно-морское артиллерийское училище им. ЛКСМУ в Севастополе. В мае 1941 года курсант Гольдшмидт проходил практику на подводной лодке - здесь и застала его война. Медаль "За боевые заслуги" стала первой из 45 наград моряка: субмарина летом сорок первого совершила два боевых похода и участвовала в обстрелах побережья, занятого фашистами. Лихим командором оказался курсант-артиллерист! А потом стало и вовсе не до учебы - в составе курсантского батальона Александр оборонял город-герой.
Морской Арсеньев
При посещении музея ТОФ Александр Гольдшмидт с интересом осмотрел вооружение времен Великой Отечественной войны. Фото Сергея Попова
С января 1942-го лейтенант-артиллерист Александр Гольдшмидт служит на Тихоокеанском флоте. Сначала был помощником командира 100-миллиметровой стационарной батареи Владимиро-Ольгинской базы. Вспомним, что всю войну Дальний Восток ждал нападения японской армады с Сахалина через узенький Татарский пролив, поэтому береговая линия восточного Приморья была буквально утыкана укрепрайонами и военно-морскими базами. Но уже через год Гольдштейн - офицер оперативного отдела штаба. Под руководством юного "морского Арсеньева" топографами и саперами укрепрайона впервые было создано оперативно-тактическое описание необжитого и дикого тогда побережья.
- Владимир был в те годы укрепрайоном, из которого после войны выросла огромная военно-морская база: у пирсов стояли боевые корабли и ракетные атомные подводные лодки. Кстати, Ракушанский дивизион ПЛ был создан в 1936 году из лодок Малого Улисса, потом, уже в годы моей службы в Ракушке, он был преобразован во 2-й отдельный дивизион ПЛ под командованием Героя Советского Союза Трипольского.
Во время короткой осенней войны с Японией в сорок пятом старший лейтенант Гольдшмидт вместе с десантом из Владимира принял участие в бою у японского порта Маоко (ныне Холмск) на Сахалине. А позже недалеко от острова Шикотан Александр с тремя матросами захватил шхуну с важнейшими документами и лично пленил японского генерала. За эту операцию был награжден орденом и именным оружием "За храбрость". А дальше - высадка десантов на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан, два ранения, короткие передышки между боями и награды перед строем... Все это не бравада ветерана, а скупые строки из личного дела офицера.
- Вообще, японские части на Сахалине и Курильских островах напоминали армию начала века. Форма куцая, ноги в обмотках, на вооружении только устаревшие винтовки. Интересно, что на пилотках японские солдаты носили звезду - как красноармейцы. Только лучи у нее были длинными, напоминая острия боевых сюрикенов.
Строитель и созидатель
Успехи молодого офицера в возведении оборонительных сооружений не остались незамеченными. В дальнейшем Александр Иосифович Гольдшмидт участвовал в строительстве и обустройстве многих береговых объектов Тихоокеанского флота. Но в 1950 году комТОФ удовлетворил его просьбу и снова перевел в подводники. В 1950-м он уже начальник штаба дивизии подводных лодок на Малом Улиссе. Затем - служба в бухте Ольга, на острове Русский... И всюду командование ценит его как высококлассного специалиста, умного и порядочного человека.
В это время боевой офицер оканчивает историко-филологический факультет ДВГУ. И получает назначение на строительство первой базы атомных ПЛ в Павловске. Того самого скального укрытия, в котором ТОФ долгие годы прятал самые современные атомоходы. С заданием Гольдшмидт справился успешно: неслучайно же в 1967 году он получил новое назначение - на Черноморский флот. Здесь Гольдшмидт успешно реализовал себя в качестве начальника тыла Балаклавской дивизии подводных лодок, где строилась аналогичная скальная база.
- На Улиссе тогда базировалась дивизия ПЛ, в которую входили две "местные" бригады. 123-я бригада состояла из "эсок", командовал ею герой войны Володя Цветко; в составе 124-й были "щуки" и новые лодки 613-го проекта. Командовал бригадой Кучин. А 171-я бригада нашей дивизии - "малютки" - базировалась тогда в Находке. Позже, когда порт открыли для иностранцев, лодки перебазировали в Магадан...
Погоны от Путина
В 1974 году капитан 1 ранга Гольдшмидт принимает, наверное, самое трудное для него решение - уволиться в запас. Официальная причина - выслуга лет и здоровье, подорванное двумя фронтовыми ранениями. Но с флота Гольдшмидт не ушел - не отпустили, назначив запасника в учебный отряд на офицерскую должность начальника противопожарных курсов "Пламя"! И свое нынешнее адмиральское звание Гольдшмидт получил в этой же должности. Правда, уже в отставке. Подписал указ о присвоении звания отставнику президент России Владимир Путин. Кстати, Александра Иосифовича нередко спрашивают: кто еще из евреев достиг высшего флотского звания?
- Вице-адмирал Александр Орлов, в годы войны начальник технического управления ВМФ, и вице-адмирал Абрам Генкин, в послевоенные годы начальник радиотехнического управления ВМФ. Я был дружен с замечательным моряком-подводником Наумом Израилевичем Цирульниковым. Такое имя-отчество не помешало командованию присвоить ему звание контр-адмирала в 1949 году - в разгар борьбы с космополитизмом. Еще один мой сослуживец - Даниил Гилелевич Шиндель - стал контр-адмиралом в 1965 году. Пойми теперь наших партийных начальников, которые в конце 1960-х решили, что все евреи - тайные или явные друзья Израиля...
- Александр Иосифович, каким вам показался Тихоокеанский флот спустя 40 лет?
- Я потрясен и счастлив. Потрясен тем, что кое-где наблюдал картину откровенного распада. И счастлив тем, что вновь увидел эти благословенные места. Каждое из них для меня - кусочек жизни. Взять хотя бы гарнизон залива Владимира. Там началась моя служба на Тихом океане, это моя первая военно-морская база. Самым волнующим и неожиданным стало то, что я встретил в поселке Ольга своего племянника, который до этого меня совершенно не знал... А вот в Павловске было тяжело. Я вспоминал, с какой железной настойчивостью создавался атомный подводный флот, как не жалели мы ни сил, ни времени. И что теперь? Разруха и непонимание, что со всем этим делать...