Ложь и противоречия в «деле Пуманэ» продолжают наслаиваться, не приближая нас к ответу на главный вопрос: что и как случилось с бывшим подводником из Петербурга в ночь на 18 сентября в Москве. По официальным данным, он умер вскоре после допроса в милиции, обвиняется в перевозке оружия, а подозревался в подготовке теракта.
- Подпись Александра под протоколами задержания и допроса, опубликованными 7 октября в ряде московских СМИ, не его, - утверждает Ксения Вологдина, гражданская жена Пуманэ.
Ксения позвонила мне после того, как увидела копии протоколов на страницах «Комсомольской правды».
- Он никогда так не расписывался, - убеждена Вологдина. – Все время ставил какую-то закорючку, а в подписи под протоколом допроса явно читается фамилия. Да и сам почерк тоже не его.
«Я подготавливал терракт в г.Москве», - так, дословно, якобы рукой Пуманэ написано в протоколе задержания.
Ксения представила нам оригиналы рукописных текстов и подписей, сделанных Пуманэ собственноручно.
Подпись Пуманэ на заявлении
Подпись Пуманэ на загранпаспорте
Подпись Пуманэ под протоколом
И невооруженным глазом видно, что роспись Александра Пуманэ в загранпаспорте, аналогичная росписи под заявлением в телефонный узел, разительно отличается от подписи на протоколе допроса.
Заявление в телефонный узел, написанное Александром Пуманэ от имени своего отца
Фрагмент протокола допроса
Подпись под уже публиковавшимся в СМИ удостоверением военного пенсионера на имя Пуманэ, которую, очевидно, тоже надо считать подлинной, несколько отличается от первых двух, но также не совпадает с автографом на милицейских документах.
Удостоверение военного пенсионера.
Опубликовано в "Комсомольской правде"
Фрагменты допроса Александра Пуманэ.
Опубликовано в "Комсомольской правде"
Как и сам почерк якобы Пуманэ в протоколах и его оригинальные записи. В почерке Александра есть характерный обратный наклон, который почти отсутствует в его объяснениях, сделанных роковой ночью. Не говоря уже о характерном написании некоторых букв.
Фрагмент конспекта, написанного рукой Пуманэ
Можно допустить, что в стрессовой ситуации почерк сильно изменился. Но не настолько же? Ведь точно так же можно допустить, что Пуманэ был готов написать и подписать все, что угодно, вплоть заявления о рытье тоннеля от Бомбея до Лондона, не говоря уже о подготовке теракта.
Мы не эксперты и потому не беремся делать выводы. Но, возможно, московская прокуратура, расследующая это дело, также заинтересовалась подлинностью признаний бывшего военного моряка. Во всяком случае, по словам Вологдиной, несколько дней назад следователи уже взяли у нее образцы рукописного текста Александра.
Именно со слов Ксении ранее стало известно, что стоматологическая карта Пуманэ не совпала со слепками зубов тела, которое уже почти три недели пытаются опознать в морге больницы им. Склифосовского. Первоначальная сверка проводилась следователем по телефону. Неделю назад две зубные карты Александра Пуманэ времен службы в ВМФ тоже были переданы следователю прокуратуры Москвы. О том, что они все-таки совпали с зубными слепками, Ксения знает только из сообщений СМИ. В скором времени следует ожидать результатов генетической экспертизы и тогда, наконец, станет ясно, чье тело находится в «Склифе».
Хотя бы одной загадкой в этой запутанной истории может быть станет меньше. Тело, вероятнее всего, идентифицируют. Но осадок останется. В этой связи «слив» копий протоколов в СМИ, конечно, не случайная утечка информации. Документы призваны подтвердить версию о задержании злодея, готовившего теракт. Вот вам признания, вот подпись. А коли так, то скоропостижная смерть задержанного после ночного допроса отходит как бы на второй план. Победителей не судят.
Но разрозненная информация, поступающая из Москвы, позволяет предположить, что Александр Пуманэ стал пешкой в некой дьявольской игре, которую на глазах изумленной публики ведут представители правоохранительных органов. Эта игра началась, когда Пуманэ еще был жив, и продолжается до сих пор.
Так, сперва сообщалось о том, что Александра задержали сотрудники ДПС, случайно остановившие подозрительный автомобиль. Однако, по данным служебной проверки, которую обнародовал депутат Госдумы Александр Хинштейн, задержание проводили сотрудники уголовного розыска 83-го отдела милиции. В полвторого ночи они якобы заметили подозрительного гражданина в салоне машины. Вы верите в это?
Вина за убийство Пуманэ уже возложена на майора столичного УБОПа Душенко, объявленного в розыск. Одни говорят, что майор – лучший опер, другие характеризуют его как садиста, по которому давно плачет тюрьма. Именно он якобы забрал задержанного из кабинета следователя, отвел в подвал и забил. Напомним, что в то время в отделении присутствовали десятки сотрудников всевозможных служб. И тут появляется некий майор... Вы верите в это?
Если наши сомнения хотя бы отчасти справедливы, то, не исключено, что Пуманэ оказался разменной монетой в оперативной комбинации и был убран как нежелательный свидетель.
«Дело Пуманэ» - не банальная история о смерти от «милицейского беспредела». И, к сожалению, не пример бдительности оперативников, предотвративших теракт. Это лакмусовая бумажка и момент истины для нашей правоохранительной системы. Останутся ли у нас хоть крупицы доверия к этой системе зависит от того, будет ли установлена истина.
Добрый день! http://www.ng.ru/events/2004-10-08/7_peterburg.html
Все не цитирую - длинно. Суть - некий афганец, получивший российское гражданство пошел в милицию, а через несколько минут был найден мертвым на улице. Теперь цитата: "...афганское землячество Санкт-Петербурга заявляет о необъективном расследовании дела. «Мы подготовили обращения к губернатору города, в ГУВД и ГУСБ Санкт-Петербурга, собираемся написать обращение к полпреду президента в Северо-Западном округе, чтобы было проведено всестороннее расследование этого дела. Кроме того, для этой цели землячество создало свою комиссию из числа старейшин общины», – заявил корреспонденту «НГ» представитель питерских афганцев Халиль Абафи."
А теперь сравните с нашей реакцией на похожее дело Пуманэ.
С наилучшими пожеланиями
Рисунок Алексея Меринова
Такое впечатление, что в истории с подводником-террористом Александром Пуманэ кто-то ведет свою либо очень хитрую, либо просто дурацкую игру. А может, игроков несколько, и каждый пытается запутать других...
83-е отделение милиции — “виновника” задержания Пуманэ — по-прежнему лихорадит. Два дня назад прошло сообщение, что в машине подводника вдруг обнаружили третью мину. Но Мосгорпрокуратура тут же все опровергла.
— Да не было никакой третьей мины! — первый же встреченный нами сотрудник ОВД делает большие глаза. — Мы сами узнали о ней из телевизора. И очень удивились...
Понятно, что милиционеры теперь всего боятся. Боятся опять оказаться крайними. На крыльце курят несколько только что заступивших на смену сотрудников. Обсуждают последние события:
— А представь, бабахнуло бы! — говорит один. — Разнесло бы нашу контору в щепки...
Значит, третья мина все-таки была? Вот что удалось выяснить корреспонденту “МК”.
Работники прокуратуры приезжали в отделение для проведения каких-то следственных действий. Они-то и обнаружили провода, торчащие под двигателем, в районе левого переднего колеса машины. Того самого зеленого “жигуля”, в котором задержали Пуманэ, — машина стояла вплотную к зданию отделения. Конечно, бабахнуть там ничего не могло — мина не была подсоединена к детонатору.
Прокурорские немедленно вызвали взрывотехников, двор оцепили, а автомобиль после осмотра, от греха подальше, отогнали в сторону. Всю процедуру осмотра и эвакуации авто наблюдали из окон сотрудники соседней жилконторы.
Как же мину могли проворонить при первом осмотре опытные чекисты — да еще в столь громком деле, да при таком скоплении начальства?
Как объяснили “МК” источники в ФСБ, первый осмотр машины был достаточно беглым. К тому же проводился он ночью, и среди механизмов было достаточно тяжело обнаружить пластиковый корпус мины, слившийся с другими деталями. Следовало проверить машину повторно, что, видимо, и было сделано прокурорскими сотрудниками. Непонятно только, почему ждали почти три недели?
Возможна, однако, и другая версия. Какой-то злопыхатель вполне мог заложить взрывное устройство в машину позже — в рамках все той же странной игры компроматов. Ведь все это время “Жигули” стояли в неогражденном милицейском дворе без особого присмотра. По крайней мере, корреспондент “МК” спокойно облазил машину со всех сторон. А ведь это важнейший вещдок!
Если собрать вместе все загадки этого странного дела (а они прибавляются с каждым днем), получится следующая картина.
Моспрокуратура сообщила, что труп капитана третьего ранга в отставке Александра Пуманэ опознан. Это произошло в ходе сверки стоматологической карты бывшего подводника с зубами покойного. Опознали труп и милиционеры, которые задерживали бывшего офицера. Напомним, что ранее его бывшая жена Наталья утверждала, что карты не совпали. Напрашиваются два вывода: либо после расторжения брака Пуманэ поменял себе все зубы, либо прокуратура и Наталья осматривали разные тела. Теперь вся надежда на результаты генетической экспертизы. Правда, и в этом случае остается вопрос: какое тело будут исследовать?
Моспрокуратура предъявила заочное обвинение бывшему сотруднику столичного УБОПа майору милиции Вячеславу Душенко в том, что тот забил Пуманэ до смерти. При этом сам Душенко скрылся, и допросить его не удалось. Его коллеги продолжают утверждать, что из Душенко сделали крайнего. Они резонно говорят, что за такой короткий промежуток времени и при таком скоплении начальства Душенко вряд ли в одиночку мог так отделать Пуманэ. Более того, утверждают, что майора предупредили, какая роль ему уготована, и дали время скрыться.
Непонятна позиция Мосгорпрокуратуры, опровергающей находку третьей мины. Сначала все отрицать, а там посмотрим? Ведь когда скрыть смерть Пуманэ стало невозможно, первым заявлением было, что он умер от сердечного приступа.
Плохо разработаны следствием пока и связи Пуманэ. Как утверждают в питерском Агентстве журналистских расследований, бывший подводник совсем не был “ангелом”. Он вполне мог иметь отношение к взрыву у Ленинградской областной прокуратуры, прогремевшему два года назад, и имел тесные контакты с “московской” бизнес-группой города Кингисеппа. Ее членов, кстати, защищает адвокат Эмиль Кулиев — друг Пуманэ, имя которого прозвучало на первом (и последнем) допросе подводника.
А самое грустное в этой истории, что никак не могут определиться с сотрудниками 83-го отделения. То ли они герои, то ли преступники... Их сначала наказывают, потом награждают...
— Я дежурил в ту злополучную ночь, — рассказывает один из сотрудников. — Вы бы видели, что здесь делалось. Человек 40—50 из ФСБ оккупировали наши кабинеты. Что делать — решало высокое начальство, а с нами обращались, как с холопами. “Ты кто? Вот и закрой дверь!” — это самое мягкое, что мы слышали. Даже наш начальник Семигин был вынужден ютиться в дежурке или ходить по коридору — его кабинет тоже был занят.
— Мы тут получили приказ об отстранении Семигина, — подключается третий сотрудник. — Его наказали за то, что он вовремя не предупредил начальство, что Пуманэ скончался, и за плохую организацию работы. Но это же бред полный! Как он мог что-либо тут организовывать в ту ночь? А вообще он был нашим лучшим начальником. Только с приходом Семигина отделение вздохнуло спокойно. У нас раскрываемость повысилась, дисциплина. А теперь наш отдел практически вышел из строя. Люди дезориентированы, оперов затаскали в прокуратуру, им работать некогда. Вы представьте себе: милиционеры спрашивают друг друга: “А вообще-то нужно кого-то задерживать?”
А вчера глава управы Пресненского района Лев Моисеенко наградил пятерых милиционеров — участников задержания Пуманэ — премиями и ценными подарками. Вот их имена: подполковник милиции Андрей Семигин — начальник 83-го отделения (отстраненный от должности); капитан Максим Камша — сейчас он исполняет обязанности начальника (получил строгий выговор); капитан Рустам Зайнуллин — оперуполномоченный ОУР; лейтенант Леонид Денисов — оперуполномоченный ОУР; младший сержант Евгений Гулин — милиционер подразделения охраны и обслуживания отдела милиции ОВД Пресненского района.
Андрея Семигина и Максима Камшу наградили швейцарскими наручными часами. Остальным дали денежные премии — по 15 тыс. руб.
Московский Комсомолец
от 08.10.2004
Лина ПАНЧЕНКО, Олег ФОЧКИН.
С наилучшими пожеланиями