От Rostislav
К OldSalt
Дата 08.09.2004 17:14:44
Рубрики 17-19 век;

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток.

Уважаемый OldSalt, Ваша версия представляется убедительной, но вызывает ряд замечаний.
Судя по изложенным мнениям, поставленный вопрос требует дополнительного изучения. Необходимо поискать
более-менее авторитетные источники информации, и может даже перечитать Станюковича, Соболева и Колбасьева. Что-то у них там было на эту тему.
Если удастся составить аргументированный ответ - обязуюсь сообщить.
С наилучшими пожеланиями, Rostislav.

От OldSalt
К Rostislav (08.09.2004 17:14:44)
Дата 09.09.2004 11:21:53

Re: Штурмана и...

Добрый день!
>более-менее авторитетные источники информации, и может даже перечитать Станюковича, Соболева и Колбасьева.
Вообще-то речь шла о парусном флоте, так что последние два вряд ли помогут.
А их Станюковича влет вспоминается рассказ "Акула" (по памяти), там дети (???) купались в море без паруса во время дальнего похода ("дул сирокко"), за ними погналась акула и не то командир, не то старший офицер лично навел пушку и подстрелил акулу (во, кто был мастер байки отливать, Станюкевич!). Штурманской подготовки он не мог не иметь по определению, но и артиллерист был неплохой, вот Вам косвенное подтверждение универсальности обучения.
Я сам как выпускник Навигацкой школы, могу сказать, что у нас только гидрографы штурманией не занимались, а нас, румынов, натаскивали очень прилично и уж что-что, а крюйс-пеленг от крюйт-камеры любой мог отличить. Тем более, что устройство штурманских классов вовсе не позволяло играть в морской бой во время занятий.
С наилучшими пожеланиями

От Esq
К OldSalt (09.09.2004 11:21:53)
Дата 11.09.2004 13:18:58

Rе: Штурмана и...

>Я сам как выпускник Навигацкой школы, могу сказать, что у нас только гидрографы штурманией не занимались, а нас, румынов, натаскивали очень прилично и уж что-что, а крюйс-пеленг от крюйт-камеры любой мог отличить. Тем более, что устройство штурманских классов вовсе не позволяло играть в морской бой во время занятий.

То-есть, боевая подготовка у Вас - так себе?

От kregl
К OldSalt (09.09.2004 11:21:53)
Дата 09.09.2004 11:35:33

Re: Штурмана и...

Здр!

>А их Станюковича влет вспоминается рассказ "Акула" (по памяти), там дети (???) купались в море без паруса во время дальнего похода ("дул сирокко"), за ними погналась акула и не то командир, не то старший офицер лично навел пушку и подстрелил акулу (во, кто был мастер байки отливать, Станюкевич!).
---------------
А не Борис ли это Житков?

уважением, kregl

От OldSalt
К kregl (09.09.2004 11:35:33)
Дата 09.09.2004 11:56:55

Берите выше!

Добрый день!
>А не Борис ли это Житков?

Толстой!!! Лев Николаевич!!!
http://lib.ru/LITRA/TOLSTOJ/r_akula.txt вот оказывается, какие гениальные люди морские байки писали! Как гордо звучит - Куст, OldSalt, Соболев, Колбасьев, Покровский и Толстой, ну да, тот самый, Л.Н.
С наилучшими пожеланиями

От kregl
К OldSalt (09.09.2004 11:56:55)
Дата 09.09.2004 12:04:29

Re: Берите выше!

Здр!
>Добрый день!
>>А не Борис ли это Житков?
>
>Толстой!!! Лев Николаевич!!!
--------------
Вот и я о том же!

С уважением, kregl

От OldSalt
К kregl (09.09.2004 12:04:29)
Дата 09.09.2004 12:50:58

Вот Вы все на беднягу ВСП наезжаете,

Добрый день!
>Здр!
>>Добрый день!
>>>А не Борис ли это Житков?
>>
>>Толстой!!! Лев Николаевич!!!
>--------------
>Вот и я о том же!

А почитайте, как графа-то на морскую тематику пробило -
http://lib.ru/LITRA/TOLSTOJ/r_pryzhok.txt - Пикуль просто отдыхает!
С наилучшими пожеланиями

От Mopnex
К OldSalt (09.09.2004 12:50:58)
Дата 14.09.2004 12:05:24

Re: Вот Вы...



>А почитайте, как графа-то на морскую тематику пробило -
http://lib.ru/LITRA/TOLSTOJ/r_pryzhok.txt - Пикуль просто отдыхает!
>С наилучшими пожеланиями


У меня в детстве была целая пластинка с детскими рассказами Толстого. В том числе "Акула" и "Прыжок". Открыл ссылку и понял, что помню почти наизусть.

От kregl
К OldSalt (09.09.2004 12:50:58)
Дата 09.09.2004 13:12:59

Re: Вот Вы...

Здр!

>А почитайте, как графа-то на морскую тематику пробило -
http://lib.ru/LITRA/TOLSTOJ/r_pryzhok.txt - Пикуль просто отдыхает!
----------------------------
У Толстого:
1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ детские рассказы.
2. Владение РУССКИМ - безупречно.
3. Не моряк.

Пикуль:
1. Писал для ВСЕХ (для моряков в том числе!)
2. Патологически безграмотен.
3. МОРЯК!!!

С уважением, kregl

От Esq
К kregl (09.09.2004 13:12:59)
Дата 11.09.2004 13:23:57

Rе: Вот Вы...

>У Толстого:
>1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ детские рассказы.
>2. Владение РУССКИМ - безупречно.
>3. Не моряк.

Он - береговой артиллерист, а это почти моряк.

От serg
К OldSalt (09.09.2004 11:21:53)
Дата 09.09.2004 11:31:07

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>а нас, румынов, натаскивали очень прилично и уж что-что, а крюйс-пеленг от крюйт-камеры любой мог отличить.

Аналогично. Кто хотел - научился, кто не хотел - не научился и специальности.
Пожалуй, единственное СИЛЬНОЕ отставание от штурманов - знание навигационного комплекса (как железа). Но это и понятно.

С уважением, serg

От КЭНГЪ
К serg (09.09.2004 11:31:07)
Дата 09.09.2004 12:53:57

Re: Штурмана и...

Дорогой serg, всё-таки думаю, что не единственное.
Навыки работы на Ш-8, различные извращённые методы обсервации при плавании вблизи берегов типа пеленг + вертикальный угол, навыки работы по ВАСам, да и мало ли всяких тонкостей!...
Просто я видел прокладки парней нештурманских специальностей (мы их стирали с карт и начинали свои), и редко (и практически только у курсантов 3-го факультета) я видел прокладки, выполненные по всем штурманским правилам.
Потом, такая дисциплина как КВБД, по-моему, вообще не преподавалась нештурманам, а что касается теории гироскопии и всего остального на кафедре ТСК, то тут спорить трудно, да и нафига это "разнастаронняя граматнасць"? Надо быть хорошим спецом в своём деле, и понимать как ВО, чего тут тебе штурман пальцем тычет, а практика всё сделает в лучшем виде.
(Моё частное, но твёрдое мнение.)
С уважением - КЭНГЪ.

От OldSalt
К КЭНГЪ (09.09.2004 12:53:57)
Дата 09.09.2004 16:20:01

Не совсем понятно

Добрый день!

> навыки работы по ВАСам, да и мало ли всяких тонкостей!...
А что там такого тонкого в ВАСах-то? Не только мы, румыны, но и наши ближайшие братья по разуму, тупые румыны, владели ими в совершенстве. Секстан качать всегда было муторно и ненадежно, так мы обычно по известным (украденным в штурманской рубке) координатам при помощи ВАСов легко расчитывали задом наперед нужную высоту светил для получения зачета на практике. Важно только было следить, чтобы на момент "измерения", была ясная погода - руководитель практики всегда тщательно вел свой метеожурнал.
Вот, кстати, мне пришло в голову, что, в принципе, имея некоторое терпение и запас времени, можно все ВАСы затолкать в довольно простенькую программку на каком -нибудь Басике. Или уже есть такие?
С наилучшими пожеланиями

От КЭНГЪ
К OldSalt (09.09.2004 16:20:01)
Дата 09.09.2004 23:45:40

Re: Не совсем...

Нет, в ВАСах нет ничего сложного. Но, чтобы выполнить норматив, нужны навыки, и решение астронавигационных задач "через з...цу" (чем занимались не только минёры, но и штурмана с превеликим успехом) должно быть точным и быстрым. Насколько я помню, 40 минут на расчёт вручную по 4-м линиям положения. И небо надо знать без звёздного глобуса, а для этого нужна тренировка. Не станете же Вы, дорогой OldSalt, спорить, что ключом лучше всего пользуются связюки, хотя азбуку Морзе знать должны все офицеры?
Или станете? ;)
А что касается программ, то на БКшках были астронавигационные модули где-то с 85-го года, да и суперкалькуляторы штурманские "Клейстер-Н" всё это решали влёт, но вот в чём штука - из 50-и обязательный фактически решённых задач в год 25 должны быть решены вручную: ВАС, МАЕ и карандашик.
С уважением - КЭНГЪ.

От OldSalt
К КЭНГЪ (09.09.2004 23:45:40)
Дата 10.09.2004 11:13:33

А не загибаете?

Добрый день!
>Насколько я помню, 40 минут на расчёт вручную по 4-м линиям положения.
Почему по 4-м? 2-х разве не достаточно?
>И небо надо знать без звёздного глобуса, а для этого нужна тренировка. Не станете же Вы, дорогой OldSalt, спорить, что ключом лучше всего пользуются связюки, хотя азбуку Морзе знать должны все офицеры?
Да чего уж тут спорить? Но все равно, штурмана напрасно ном задирают, а Вы еще и их защищаете, см.
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/3/archive/37/37911.htm Да уж к слову сказать, я в реальной жизни ни разу не видел штурмана с секстаном в руках, так что думаю насчет звездного глобуса Вы несколько погорячились.
>суперкалькуляторы штурманские "Клейстер-Н"
Они что, действиетльно так называются? Это ж байка в три слова!
>всё это решали влёт, но вот в чём штука - из 50-и обязательный фактически решённых задач в год 25 должны быть решены вручную: ВАС, МАЕ и карандашик.
Ну а это уж тупизм какой-то. Лоран-Декку-жопс еще можно отключить, но калькулятор куда денется? Это все равно что аттестовать бухгалтеров проверяя их умение щелкать счётами.
С наилучшими пожеланиями

От КЭНГЪ
К OldSalt (10.09.2004 11:13:33)
Дата 11.09.2004 14:16:03

Не-а. Приуменьшаю.

Здравствуйте, дорогой OldSalt.
Простите меня за длинное сообщение, но это больше беседа о мойм прошлом, некая ностальгия, а Вы наверняка знаете, что иногда Остапов как понесёт!... ;) Но я всё-таки позволю себе рассказать Вам поподробнее, как всё было...

>>Насколько я помню, 40 минут на расчёт вручную по 4-м линиям положения.
>Почему по 4-м? 2-х разве не достаточно?

Согласно прикладной теории вероятностей, которая в штурмании называется математической обработкой и анализом навигационной информации, необходимо делать 11 измерений. Две линии положения - это вообще как двое часов: одни кажуть 20.20, а другие 20.40. Вопрос: какое время числить верным?
Ответ: нужны третьи часы, а иначе - как у вас - или чёрный резать, или красный...
Так что минимум 3 ЛП. А хороший штурман берёт порядка 5-8 звёзд, ВСЕ (!!!) линии положения обсчитываются, и по сформировавшейся картине выбирает ЛП, которые сходятся между собой под углами, близкими к 90 градусов (хотя он и так это пытается сделать ещё на стадии замера, но в тропика это трудно, т.к. навигационные сумерки длятся не более 10 минут). Потом согласно своего опыта + специальный табличек, определяющих вес каждой ЛП (факторы - высота над горизонтом, звёздная величина), и проводит ещё 4-8 ЛП (кстати говоря, можно делать это и сразу по максимуму количества ЛП) - весовых, и между ними должен сформироваться ещё один много(от трёх углов)угольник, затем методом антимедиан и биссектрис устраняются инструментальные погрешности и погрешности оператора (если ещё возможно так мельчить), и получается вожделенная точка. Вот такое извращение от нас требовали, исходя из принципа "Штурман - это аккуратность + аккурастность, внимательность в квадрате, самконтроль в кубе". Но норматив по ПОШС-К ВМФ - это 4 ЛП за 40 минут.

>Да чего уж тут спорить? Но все равно, штурмана напрасно ном задирают, а Вы еще и их защищаете.

Если кто-то нос задирает, это В ПРИНЦИПЕ моветон, весьма неблагородно и дурно пахнет снобизмом. Я вот всегда на механиков наших лодочных или радиоэлектронщиков смотрел с восхищением, потому как сам - идиот идиотом в радиоэлектронике, и поражало, как механозы могут ВСЁ ЭТО помнить?!!! А они ещё и понимают, и отремонтировать могут, а сам я больше чем механизм щита якорного клюза ничего не ремонтировал, и то с Божьим и механическим руководством.

>Да уж к слову сказать, я в реальной жизни ни разу не видел штурмана с секстаном в руках, так что думаю насчет звездного глобуса Вы несколько погорячились.

Я правду говорю: есть у меня один хороший близкий знакомый (по ссылке "Клуб подводников КТОФ" с главной странице можете его увидеть в первом ряду в парадной форме), так вот он астронавигацию просто обожает, и помнит всё, включая все навигационные звёзды, легко отыскивает их по горизонту, и ему звёздный глобус, я уверен, для этого не нужен уже давно. Понятное дело, что такой штурман - редкий на флоте, но это что-то сродни езде на велике, наверное... Как-то по-особенному вплавляется в подсознание, в моторику...

>>суперкалькуляторы штурманские "Клейстер-Н"
>Они что, действиетльно так называются? Это ж байка в три слова!

Самое страшное, что они называются "навигационный МИКРОкалькулятор "Клейстер-Н", весит он что-то около 30 кг, и, как сказал serg, размер его внушает уважение: если брать габариты с клавиатурой, то он БОЛЬШЕ системного блока ПК типа "мидитауэр". А ещё он работает от 220 вольт и бъётся током (меня однажды через две руки шарахнуло!), а в тропических условиях при вводе "2 х 2" легко и уверенно выдаёт результат, приближённый к числу "пи", благо, порядок там что-то до 12-го знака, что ли... В общем, настоящая советсткая микроэлектроника. А если я Вам скажу, что ОЗУ в самом современном НК "Симфония" на ферритовых кольцах, и какие-нибудь 254К - это цельная стойка плат по 2 кг. каждая - что Вы скажете?...

>Ну а это уж тупизм какой-то. Лоран-Декку-жопс еще можно отключить, но калькулятор куда денется? Это все равно что аттестовать бухгалтеров проверяя их умение щелкать счётами.

Не совсем так. Калькулятор, если 2+2, то никуда, а навигационные задачи приходилось и на МК-52 на всяк случай раза три запускать: мог и соврать. Да и не у всех ТОГДА были, далеко не у всех! Выдавать их не выдавали, только за свой счёт, а горбатые "Клейстера" стояли только на надводных кораблях. Мне кажется, он и в рубочный люк не пролезет... Да и места на это дерьмо в штурманской на корабле нет. Наверное, наши приёмщики ещё на этапе постройки от него отказывались... В общем, цирк на конной тяге.

С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К OldSalt (10.09.2004 11:13:33)
Дата 10.09.2004 12:13:08

Re: А не...

Доброго времени суток!

>>Насколько я помню, 40 минут на расчёт вручную по 4-м линиям положения.
>Почему по 4-м? 2-х разве не достаточно?

Точность разная получается. К тому же это же ж для тренировки, так что хорошо ещё что только по четырём, а не по 10. :-))

>Да уж к слову сказать, я в реальной жизни ни разу не видел штурмана с секстаном в руках,

А я - минёра с прибором Фролова (особенности службы, что поделаешь). :-)

>>суперкалькуляторы штурманские "Клейстер-Н"
>Они что, действиетльно так называются? Это ж байка в три слова!

Именно так: "Клейстер-Н". Только ящик этот по размеру больше на системный блок ПК похож, чем на калькулятор. :-))

>Ну а это уж тупизм какой-то. Лоран-Декку-жопс еще можно отключить, но калькулятор куда денется? Это все равно что аттестовать бухгалтеров проверяя их умение щелкать счётами.

Речь не о калькуляторе, а о "Клейстере" и ему подобных.

С уважением, serg

От Rostislav
К OldSalt (09.09.2004 16:20:01)
Дата 09.09.2004 16:53:00

Re: Не совсем...

Добрый день!

>Вот, кстати, мне пришло в голову, что, в принципе, имея некоторое терпение и запас времени, можно все ВАСы затолкать в довольно простенькую программку на каком -нибудь Басике. Или уже есть такие?

Можно, я ещё на 2 курсе (1988 г) "затолкал ВАСы" в МК-52.(Это я не к тому, что очень умный , а к тому, что на 2 курсе в достаточном для этого объёме получил знания по астрономии). Ничего сложного там нет. Правда, без МАЕ тогда обойтись не удавалось.
А сегодня таких пакетов программ - я не искал, но думаю не мало.

С уважением, Rostislav.

От serg
К КЭНГЪ (09.09.2004 12:53:57)
Дата 09.09.2004 15:22:18

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Навыки работы на Ш-8, различные извращённые методы обсервации при плавании вблизи берегов типа пеленг + вертикальный угол, навыки работы по ВАСам, да и мало ли всяких тонкостей!...

Упомянутое Вами выше преподавалось во ВВМУППе точно. Дело в другом: штурман постоянно применяет эти знания на практике, поддерживая необходимый уровень владения ими. Другим не приходится этого делать, поэтому со временем ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки (если они вообще были приобретены) утрачиваются. Остаётся голая теория. Вот и получается, что заходя в штурмансую рубку, ты понимаешь, что всё знаешь, но нифига не умеешь. :-) А учитывая, что у штурманов главное - точность, которая напрямую зависит от практических навыков, картина для "нештурмана" складывается совсем печальная.

>Потом, такая дисциплина как КВБД, по-моему, вообще не преподавалась нештурманам

Напомните, о чём там, ибо мы все занятия, проводимые на штурманском факультете называли "кораблевождением". :-) Не запомнились названия предметов.

>а что касается теории гироскопии

На кафедре торпедного оружия эта дисциплина преподавалась не хуже. :-)

> и всего остального на кафедре ТСК, то тут спорить трудно

Чего тут спорить, я ж говорю, что в вопросах "железа" НК я, например, почти ноль.

С уважением, serg

От КЭНГЪ
К serg (09.09.2004 15:22:18)
Дата 09.09.2004 23:54:12

Re: Штурмана и...

Дорогой serg!

>Напомните, о чём там, ибо мы все занятия, проводимые на штурманском факультете называли "кораблевождением". :-) Не запомнились названия предметов.

Имеется в виду спецманеврирование (тактическое), а дисциплина называлась "кораблевождение при ведении боевых действий".

>>а что касается теории гироскопии
>
>На кафедре торпедного оружия эта дисциплина преподавалась не хуже. :-)

Может быть, может быть... Но торпедные гироскопы - это немножко другое... Там, наверное, астатические применялись? Я вот даже не в курсе...
У нас два года подряд были сначала ГИНСы (гироскопические и инерциальные навигационные системы), потом и того круче - ИНСы (инерциальные навигационные системы) - гольная математика... Ужасы нашего городка...
Вот это и закладывало основу получения первичной информации в навигационных комплексах. А там - понеслась... Но опять же, дальше СЛС работы абсолютного лага или ещё чего-нибудь не рыли - сплошная электроника, но почему-то потактово изучали работу центрального процессора ЦВМ. Трудно сказать, как мне это помогло...

С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К КЭНГЪ (09.09.2004 23:54:12)
Дата 10.09.2004 12:01:46

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Имеется в виду спецманеврирование (тактическое)

Это о КРП, КОПе, КО, БК и прочем подобном?

>Может быть, может быть... Но торпедные гироскопы - это немножко другое... Там, наверное, астатические применялись? Я вот даже не в курсе...

Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).

С уважением, serg

От КЭНГЪ
К serg (10.09.2004 12:01:46)
Дата 11.09.2004 14:34:06

Re: Штурмана и...

Здравствуй, коллега!

>Это о КРП, КОПе, КО, БК и прочем подобном?

КО - не помню, что такое. А остальное вроде оттуда, но суть не в этом, а в том, как ведёт себя корабль в оредере, как лодка уклоняется от вертолёто с ОГАС, и всё это - на фактической карте в разрезе работы штурмана, потому как всё остальное - на кафедре ТФ учат. Грубо говоря, приходится вести прокладку на плоском планшете Ш-10 (по-моему) или на карте за все цели. Ненавидел эти прокладки, просто башка трескалась! Но, наверное, если бы побольше тренировался бы, то привык бы потом...

А КРУ (курс, равный пеленгу) и КОП (курс одержания пеленга) - это, по моему, как раз работа по пределению ЭДЦ цели без использования активных посылок ГАС (то есть по вееру пеленгов в режише ШП), мы отрабатывали три способа, один из которых включал в себя два разворота на эти курсы для определения дистанции до цели. Блин, уже плохо что-либо помню... на переподготовку пора! ;)))

>Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).

Акселераторы - это что? Акселерометры?
Не знаю даже, для чего гироскопы используются в оружии, но могу предположить, что для удержания горизонта - это раз, и для удержания направления - два. Это как раз астатические, у которых центр масс точно совпадает с осью симметрии (она же ось вращения), и тогда прецессия у такого гироскопа отсутствует, а остальные гироскопы, у которых центр масс смещён, по одному из свойст гироскопа, приходят в меридиан, и ось их вращения становиться параллельно оси вращения Земли. Такие, навреное, в БЧ БР применяются, потому как у них даже астрокоррекция есть, пока она в космосе летит... Но я не знаю даже приблизительно, двоешник я, надо у минёров и ракетчиков спрашивать. Но уверен, что торпеда уж точно не определяет широту своего места, слишком мало времени, да и не нужно ей это.
Кстати, гироскопы успешно применяются и в танкостроении для стабилизации прицеливания, и даже в военной медицине, когда на пародоже в качку операционная дердится на платворме, управляемой гирогоризонтом. Удивительная вещь - гироскоп, всегда меня восхищала!...

С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К КЭНГЪ (11.09.2004 14:34:06)
Дата 13.09.2004 12:02:24

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>КО - не помню, что такое.

Курс отхода(для увеличения ВИП, если она на КРП меньше допустимого значения).

>но суть не в этом, а в том, как ведёт себя корабль в оредере, как лодка уклоняется от вертолёто с ОГАС, и всё это - на фактической карте в разрезе работы штурмана, потому как всё остальное - на кафедре ТФ учат.

Нас учили "рисовать" такие штуки (уклонение от ОГАС), но только не на карте, а на Ш-26 и, да, на кафедре Тактики ВМФ. Понимаю, что это не есть прокладка в точном понимании этого слова, но принцип, согласитесь, тот же.

>Акселераторы - это что? Акселерометры?

Ну да. Вертелась на языке ещё определённая ассоциация с "нутацией", но убоялся ЛАА и не рискнул. :-))

>Но уверен, что торпеда уж точно не определяет широту своего места

Ну, Вы хотели, чтобы торпеда ещё и с собакой гулять умела! :-))

>Кстати, гироскопы успешно применяются и в танкостроении для стабилизации прицеливания, и даже в военной медицине,

Я бы с детского волчка начал. :-)))

С уважением, serg

От Igor
К serg (10.09.2004 12:01:46)
Дата 11.09.2004 14:13:57

Re: Штурмана и...

Здравствуйте.


>>Может быть, может быть... Но торпедные гироскопы - это немножко другое... Там, наверное, астатические применялись? Я вот даже не в курсе...
>
>Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).

Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))

С уважекнием
Игорь

От kregl
К Igor (11.09.2004 14:13:57)
Дата 11.09.2004 16:43:39

Re: Штурмана и...

Здр!

>>Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).
>
>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
------------------------------
А по самому большому, в торпеде - автомат курса.

С уважением, kregl

От OldSalt
К kregl (11.09.2004 16:43:39)
Дата 13.09.2004 11:04:08

Обижаете!

Добрый день!
>>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
>------------------------------
>А по самому большому, в торпеде - автомат курса.

А как тогда по - Вашему, определяется угол дифферента при изменении глубины хода? А выравнивание крена? Нет, господа, почтенные, торпедный гироскоп - прибор для наведения во всех 3-х плоскостях, как на порядочной ракете!
С наилучшими пожеланиями

От kregl
К OldSalt (13.09.2004 11:04:08)
Дата 13.09.2004 15:15:49

Re: Обижаете!

Здр!
>Добрый день!
>>>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
>>------------------------------
>>А по самому большому, в торпеде - автомат курса.
>
>А как тогда по - Вашему, определяется угол дифферента при изменении глубины хода? А выравнивание крена? Нет, господа, почтенные, торпедный гироскоп - прибор для наведения во всех 3-х плоскостях, как на порядочной ракете!
-------------------
А тут АЗИМУТ-то тут вообще, собственно, при чём?
Гироазимут - азимутами занимается. Но не в торпеде. В торпеде азимутами, т.е, точнее, курсами - исключительно автомат курса. С подсказками от ССН.

С уважением, kregl

От kregl
К OldSalt (13.09.2004 11:04:08)
Дата 13.09.2004 11:33:35

Re: Обижаете!

Здр!
>Добрый день!
>>>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
>>------------------------------
>>А по самому большому, в торпеде - автомат курса.
>
>А как тогда по - Вашему, определяется угол дифферента при изменении глубины хода? А выравнивание крена? Нет, господа, почтенные, торпедный гироскоп - прибор для наведения во всех 3-х плоскостях, как на порядочной ракете!
------------------------------
По кр. мере в тех изделиях, что рыл руками, автомат курса это - автомат курса. Самый большой гироскопический прибор в торпеде.
Автомат глубины - здоровенный маятник и гидростат. Дифференты - глубИны отслеживает.
А кренами ведает отдельная система (тоже гироскопическая), связанная с элеронами.

Ну и сигналы от ССН, само собой, во всё это дело вмешиваются...

С уважением, kregl

От КЭНГЪ
К OldSalt (13.09.2004 11:04:08)
Дата 13.09.2004 11:20:48

Даже и не думали!

Дорогой OldSalt, я с Вами согласен, кроме того, что гироскопическая сисема (или один единственный, я не знаю, т.к. может быть и то и другое) в оружии предназначена для наведения. Она нужна для удержания на боевом курме и коррекции отклонения от БК. А свистки этой системе может подавать акустическая станция наведения (мне как штурману, такое можно ляпнуть - она ещё резиновая сверху... ;))) )...
С уважением - КЭНГЪ.

От Rostislav
К serg (09.09.2004 15:22:18)
Дата 09.09.2004 15:54:36

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Напомните, о чём там, ибо мы все занятия, >проводимые на штурманском факультете >называли "кораблевождением". :-) Не запомнились >названия предметов.

Ну так в этом всё дело - учебные программы были разных объёмов.

Нам, например, читали такую дисциплину, как "боевые средства флота", куда умудрились втиснуть за год всё понемногу о корабельном оружии. Я учил и сдавал эту дисциплину только на отлично, и складывалось впечатление, что знаешь всё.
Нечто подобное и с штурманским образованием.
В училище будущим штурманам рассказывают о навигации почти всё, что известно, а курсантам других факультетов - только некоторую необходимую часть.


С уважением, Rostislav.

От serg
К Rostislav (09.09.2004 15:54:36)
Дата 09.09.2004 16:01:13

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Ну так в этом всё дело - учебные программы были разных объёмов.

>В училище будущим штурманам рассказывают о навигации почти всё, что известно, а курсантам других факультетов - только некоторую необходимую часть.

Разумеется. Но не до степени БСФ всё же. :-)

С уважением, serg