От КЭНГЪ
К Olga
Дата 07.09.2004 08:13:28
Рубрики 17-19 век;

Re: Вопрос про...

Здравствуйте дорогая Ольга!
Думаю, что всё дело в точности определения места.
Когда-то это физически было невозможно: астрономические расчёты были собственными (а следовательно, одно место можно было целый день считать), а не с помощью математических таблиц, карты - неточными, очень многое зависело от погоды.
Когда же это стало технически возможным, а потом на основе этих расчётов стали основываться боевые расчёты при выходе в атаку (артстрельба, торпедная стрельба и т.д.), то штурманская специальность стала востребована. Сейчас происходит затухание этой специальности в силу технологичности способов определения места. Всё делает техника.
В ВМФ РФ она сохраняется, потому как штурмана обслуживают соответствующую технику и умеют использовать самые простые методы определения места, не требующие ничего, кроме горизонта, чистого неба и точного времени, прямой видимости берегов и курсоуказателя. В ВМС США штурманов уже нет, есть только вахтенные офицеры, выполняющие эту функцию как часть своих обязанностей, однако вручную они определяться уже не умеют.
С уважением - КЭНГЪ.

От Esq
К КЭНГЪ (07.09.2004 08:13:28)
Дата 11.09.2004 12:47:36

Rе: Вопрос про...

>Здравствуйте дорогая Ольга!гичности способов определения места. Всё делает техника.
>В ВМФ РФ она сохраняется, потому как штурмана обслуживают соответствующую технику и умеют использовать самые простые методы определения места, не требующие ничего, кроме горизонта, чистого неба и точного времени, прямой видимости берегов и курсоуказателя.

Особенно, если в бинокль хорошо видно табличку: "Москва - порт пяти морей".

От Rostislav
К КЭНГЪ (07.09.2004 08:13:28)
Дата 07.09.2004 10:10:55

Re: Вопрос про...

Уважаемый КЭНГЪ.

>Сейчас происходит затухание этой специальности в силу технологичности способов определения места. Всё делает техника.>

Насчёт затухания штурманской специальности - это Вы преувеличиваете , коллега.
Я всегда понимал смысл штурманской специальности не в определении места, а в решении задачи , как безопасно в навигационном отношении провести корабль из точки в точку. А определять место и матроса можно научить.
Кстати - у гражданских мореходов штурманская специальность (судовождение) - определяющая, и без такого образования капитаном судна не стать. Мой знакомый по работе - капитан дальнего дальнего плавания - вообще считает военных в этом отношении преступниками, пототму что командиром корабля может стать офицер, не имеющий изначально судоводительского (то есть по сути штурманского) образования.
А Вы вспомните, что такое штурманские сборы для командира или старпома из минёров или ракетчиков ? :-)

С уважением, Rostislav.

От КЭНГЪ
К Rostislav (07.09.2004 10:10:55)
Дата 08.09.2004 01:59:31

Re: Вопрос про...

Дорогой Rostislav, согласен с Вашими словами.
Но вот гражданские судоводы мне другую информацию подкидывают: штурмания у всех помощников капитана, начиная с третьего - вторична и не более чем рутина. Обсервационное счисление с использованием КНС, РНС практически всех типов (кроме Марса-75, разумеется), абсолютный лаг, автоматизация корректуры электронных карт делают своё дело.
Впрочем, это старая полемика.
А вот насчёт старпомов и кэпов... Наш СПК БУ был из ракетчиков. Кэп - минёр ВМУПП. И тем не менее они понимали то, что я делаю у себя в закутке, хоть и не лезли с дурными советами под руку. Понятное дело, что штурман к-а Ильин, будучи старшим на переходе с Камчатки в Приморье чуть вусмерть меня с графиками течений не достал... Видимо, больше не знал ни...чего... ;)
А вообще - спасибо, коллега, за поддержку любимой специальности.
С уважением - КЭНГЪ.

От zas
К КЭНГЪ (08.09.2004 01:59:31)
Дата 09.09.2004 11:30:30

Re: Специальность не умрет (+)

Но будет логично если БЧ1 сольется с РТС (БЧ7)

От КЭНГЪ
К zas (09.09.2004 11:30:30)
Дата 09.09.2004 12:56:28

Re: Специальность не...

> Но будет логично если БЧ1 сольется с РТС (БЧ7)

На проектах типа "Молния" или "Альбатрос" КБЧ-1 - он же (?!?!?!) КБЧ-4. Хотя логичнее было бы ему быть КБЧ-7, конечно же.
Но ничего, вроде справлялись люди...

С уважением - КЭНГЪ.

От rka1241
К КЭНГЪ (09.09.2004 12:56:28)
Дата 09.09.2004 13:49:12

Re: Специальность не...

Привет!На Молниях пать офицеров:
-командир;
-помощник, он же к-р БЧ-2,он же нач.хим;
-к-р БЧ-1;
-нач.РТС+к-р БЧ-4;
-к-р БЧ-5;
На выходе у штурмана нет понятия, что такое вахта, вышли на день- стоишь день, пошли на переход, стоишь до стенки.Спал на ГКП, на обед к-р отпускал на полчаса.Командир тоже не сходил с мостика, не ставить же помощника к рулю.SSV

От КЭНГЪ
К rka1241 (09.09.2004 13:49:12)
Дата 10.09.2004 00:00:17

Re: Специальность не...

Понял, принято.
Но на каком-то подобном проекте (малый корабль) было такое совмещение функций. На каком - точно не знаю. Может быть, тральщик?

С уважением - КЭНГЪ.

От OldSalt
К КЭНГЪ (10.09.2004 00:00:17)
Дата 10.09.2004 11:23:21

А на тральщике

Добрый день!
>Понял, принято.
>Но на каком-то подобном проекте (малый корабль) было такое совмещение функций. На каком - точно не знаю. Может быть, тральщик?

...все еще круче, например, на мтщ (до 91-го г)
-Командир
-Замполит
-Помощник
-Командир БЧ-1-4-Р
-Командир БЧ-2-3
-Командир БЧ-5
Во как! Вахтенные офицеры - зам, пом и румын, а штурман в походе - бессменный часовой.
С наилучшими пожеланиями

От КЭНГЪ
К OldSalt (10.09.2004 11:23:21)
Дата 11.09.2004 13:44:02

Ого-сь!

А колбасит его в море!... Мама дорогая! Мы в Корейском проливе кого-то снимали с МТ... пришлось посредством баркаса перевозить. И в таком состоянии - быть бессменным часовым?! Жуть...

От OldSalt
К КЭНГЪ (11.09.2004 13:44:02)
Дата 13.09.2004 11:23:02

Re: Ого-сь!

Добрый день!
>А колбасит его в море!... Мама дорогая! Мы в Корейском проливе кого-то снимали с МТ... пришлось посредством баркаса перевозить. И в таком состоянии - быть бессменным часовым?! Жуть...
Забыл добавить, что на бтщ тот же штат, за исключением пома, а на ртщ - вообще один офицер - кэп (ст. л-т)
А вообще тральщик формой корпуса наиболее приближен к бочке, уступая разве что пл, отсюда и уникальные мореходные свойства - для тщ 3 балла - это уже болтанка.
А качка - она что в штурманской, что в каюте одинакова, так что стоять вахту или валяться на койке - разницы нет. Да и ч/з неделю качка уже никак не влияет на самочувствие. Идешь по коридору, если бросает от стенки к стенки - значит снаружи штормит.
С наилучшими пожеланиями

От Rostislav
К zas (09.09.2004 11:30:30)
Дата 09.09.2004 12:31:38

Re: Специальность не...

> Но будет логично если БЧ1 сольется с РТС (БЧ7)

Нет уж, пускай БЧ7 сливается с БЧ-1. С исторической точки зрения будет правильнее. Да и с технической проще.

Rostislav

От КЭНГЪ
К Rostislav (09.09.2004 12:31:38)
Дата 09.09.2004 13:03:32

Re: Специальность не...

Военный корабль (моё твоёрдое убеждение!) не может себе позволить роскошь устранить штурмана за ненадобностью. Всякое может быть в бою, и выход из строя и без того полуобморочной техники типа Симфония-У совершенно реален.

И до сих пор данные БИУСа по ЭДЦ при выходе на торпедную стрельбу уточняет штурман и БИП. Штурман это делает графически, то есть только вручную. И точность получается такой, что...

Я так и не научился у моего штурмана, увы, а он на бегах по акустическому полигону на скоростях 12 узлов в НП проходил буй в 10 метрах. Точно, как командовали с СФП, а они потом ругались: что так близко? И давали новую дистанцию, и он её проходил с точностью до метра. Все задачи были решены графически.

С уважением - КЭНГЪ.

От Elizar
К КЭНГЪ (09.09.2004 13:03:32)
Дата 09.09.2004 13:22:16

Re: Специальность не...

>
>И до сих пор данные БИУСа по ЭДЦ при выходе на торпедную стрельбу уточняет штурман и БИП. Штурман это делает графически, то есть только вручную. И точность получается такой, что...

>Я так и не научился у моего штурмана, увы, а он на бегах по акустическому полигону на скоростях 12 узлов в НП проходил буй в 10 метрах. Точно, как командовали с СФП, а они потом ругались: что так близко? И давали новую дистанцию, и он её проходил с точностью до метра. Все задачи были решены графически.

>С уважением - КЭНГЪ.

Просто фантастика,

С не меньшим.
Elizar

От КЭНГЪ
К Elizar (09.09.2004 13:22:16)
Дата 09.09.2004 13:36:44

Re: Специальность не...

Дорогой Elizar, сам был поражён...
Сидел, как и положено инженеру по учебной тревоге, на журнале, записывал замеры и помогал ему, а потом, когда вышли на курс, он говорит: дуй на мост, посмотри в окошко: буй пройдёт прямо под ухом. Я влетел по трапу и прилип носом к боковому окну в рубке: буй прошёл точно под срез левого рубочного горизонтального руля. У меня аж дух захватило: я списывал все эти метры просто как "приближённо на выпуклый военно-морской глаз"...
После этого я долго его тиранил и просил научить...
Оказывается, этот способ, суть которого я уже, к сожалению, не помню, преподавали в Палдисках, и вроду бы он там же и был придуман. По крайней мере, в системе нас такому, увы, не учили...
С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К zas (09.09.2004 11:30:30)
Дата 09.09.2004 11:40:12

Re: Специальность не...

Доброго времени суток!

Предлагаю в целях экономии бюджетных средств на ненужных корабельных командирах оставить две БЧ: БЧ-люкс и БЧ-мех. Впрочем, и этого, пожалуй, многовато.

С уважением, serg

От Rostislav
К serg (09.09.2004 11:40:12)
Дата 09.09.2004 12:46:24

Re: Специальность не...

>Доброго времени суток!

>Предлагаю в целях экономии бюджетных средств на ненужных корабельных командирах оставить две БЧ: БЧ-люкс и БЧ-мех. Впрочем, и этого, пожалуй, многовато.

>С уважением, serg

Судя по техническим средствам, которые разрабатываются для будущих НК и ПЛ, мы к этому уже идём полным ходом. На сегодняшний (или завтрашний) день вполне возможно создание единого комплекса средств РЭВ. А работа с таким комплексом потребует одинаково хороших знаний во всех областях - навигации, гидроакустике, связи и т.д.

Вычислительные средства, органы управления и средства индикации - уже изрядно унифицированы, различные комплексы РЭВ (разрабатываемые) требуют электронную карту для отбражения информации на её фоне, а в ЭНИС, входящую в состав штурманского вооружения, как правило закладываются возможности по рещению задач тактического маневрирования и применения оружия, а также отображения радиолокационной информаци. Можно и гидроакустическую информацию отобразить - у заказчиков пока мысль ещё не дошла до этого.

"Всё смешалось в доме Облонских..."

С уважением, Rostislav.

От serg
К Rostislav (09.09.2004 12:46:24)
Дата 09.09.2004 15:06:32

Re: Специальность не...

Доброго времени суток!

Мы очень часто забываем две вещи. Первая это старая добрая заповедь дедушки Макарова о том, что нужно помнить войну. А война, в которой дело дойдёт до применения наших пл, это явно не война с банановыми странами. И о разных там спутниках, GPS'ах, лоранах с декками во время этой войны можно будет забыть совершенно спокойно.
Второе это распределение ответственности. Ибо, какая бы ни была крутая машина, "отвечать" сама за свои действия она не может.

Впрочем, если подходить к проблеме объединения БЧ-1 и БЧ-7 с точки зрения повседневной, а не боевой организации корабля, то большой разницы нет. Главное - не рушить систему командных пунктов и боевых постов.

С уважением, serg

От rka1241
К Rostislav (09.09.2004 12:46:24)
Дата 09.09.2004 13:57:12

Re: Специальность не...

Привет!Да нет на данный момент у штурманов ЭКНИСа, она только у командира (и то только на пяти-шести кораблях)на мостике.Любимое ГУНИО не может разродиться.
SSV

От Rostislav
К rka1241 (09.09.2004 13:57:12)
Дата 09.09.2004 14:24:29

Re: Специальность не...

>Привет!Да нет на данный момент у штурманов ЭКНИСа, она только у командира (и то только на пяти-шести кораблях)на мостике.Любимое ГУНИО не может разродиться.
>SSV

Да, конечно, извините. Дело в том, что я вот уже 4 года "живу в будущем" - то есть работаю с ОКРами, техпроектами, а от реальностей сегодняшнего несколько оторван.
А сегодня на существующих ПЛ и НК ЭНИСов почти нет. Впрочем это спровоцировано просто отсутствием у ГУНиО самих карт. А распространение ЭНИС, без карт, как технического средства - не имеет смысла. Разве что индицировать курс и скорость и отображать "заяц" на белом поле.

(А ещё на подходе страшный-страшный КАРТ-СЕРВЕР).

С наилучшими пожеланиями, Rostislav.

От rka1241
К Rostislav (09.09.2004 14:24:29)
Дата 09.09.2004 15:12:33

Re: Специальность не...

Привет!Немножко не так.У них (ГУНИО) карт побольше 200, в основном Балтика, немного Север, ТОФ.А карт-сервер стоит пока у китайцев и индусов, где есть БИУС. Мысль при его создании- если есть покупатель на воздух, то почему бы его и не продать.Хотя кое-что там и полезное.А как еще соединить потребителей, которых научили читать только одним им ведомые форматы?
SSV

От КЭНГЪ
К rka1241 (09.09.2004 15:12:33)
Дата 10.09.2004 00:02:42

Re: Специальность не...

Да, дорогие штурмана!...
Отстал я от жизни, однако!
О чём речь? Что такое ЭНИС, электронные навигационные информационные системы?
Надо же, я только на яхтах такое видел, и только японское оборудование...

С уважением - КЭНГЪ.

От zas
К serg (09.09.2004 11:40:12)
Дата 09.09.2004 11:53:55

Re: А что же американцы??? (+)

Опять тупые?

От serg
К zas (09.09.2004 11:53:55)
Дата 09.09.2004 11:57:40

Re: А что...

Доброго времени суток!

Вы чем-нибудь, кроме примера американцев, обосновать своё мнение можете?

С уважением, serg

От zas
К serg (09.09.2004 11:57:40)
Дата 09.09.2004 17:50:49

Re: А что...



>Вы чем-нибудь, кроме примера американцев, обосновать своё мнение можете?
1.Хотя бы тем, что воюют нынче не ядрами. Если уж в корапь и попадут (будь-то ракета или торпеда), то, поверьте, секстаны уже не понадобятся. Конечно можно предположить, что полоснут разок из авиационной пушки, но обычно конструкторы прыгают от основных средств поражения, кои фактически сегодня делают корабли (и особенно ПЛ) одноразовыми. Дублировать автоматику людьми попросту незачем.


С уважением...

От КЭНГЪ
К zas (09.09.2004 17:50:49)
Дата 10.09.2004 00:08:08

Re: А что...


Нет, дорогой zas ты не прав...
Если секстан не понадобится, тогда и вообще ничего не нужно будет уже на данном объекте...
А если объект останется на плаву, надо будет выяснить, где же он болтается...

А автоматика... она иногда гонит. Да и не такая она надёжная, как кажется. Это же не писишник, там системы охлаждения ЧЭ как радиаторы на автомобилях... дрейфы всякие, которые зависят от того, что боцман, зараза, расчихался... всё-таки под водой без обсерваций иногда приходится долго идти, а НК только широту вырабатывает, и то с погрешностями... течения, опять же, учитывать, а ГАЛ врубать - нарушать режим скрытности... в общем, компутеру поручить всё это - просто несерьёзно. Да и и моряками надо кому-то командовать. И обратный отсчёт на ракетную атаку давать! ;)))
С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К zas (09.09.2004 17:50:49)
Дата 09.09.2004 18:47:13

Re: А что...

Доброго времени суток!

http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/0/co/48835.htm

С уважением, serg