От Olga
К All
Дата 07.09.2004 07:33:59
Рубрики 17-19 век;

Вопрос про штурманию..... (из области истории)

Здравствуйте!
Уважаемые Господа!
У меня тут возник вопрос из области истории:
Почему у нас в период парусного флота штурманы не являлись основными корабельными специалистами?
Ведь логически рассуждая для нормального судовождения очень важно знать координаты местонахождения.
Кто нибудь может пояснить эту ненормальную историческую ситуацию.
И кстати, а у иноземцев в тот период как было?

С Уважением,
Ольга

От Rostislav
К Olga (07.09.2004 07:33:59)
Дата 08.09.2004 17:23:34

Re: Вопрос про...



Вот ссылка, хотя бы такой ответ.

http://nvo.ng.ru/printed/history/2001-01-19/5_rejim.html

С уважением, Rostislav.

От OldSalt
К Olga (07.09.2004 07:33:59)
Дата 08.09.2004 15:44:59

Штурмана и румыны (вроде обобщения)

Добрый день!
>Почему у нас в период парусного флота штурманы не являлись основными корабельными специалистами?
Не будучи знатоком истории ВМФ, хочу только напомнить достопочтенному собранию, что самое первое ВМУЗ в нашей стране называлось Навигацкая школа (основана в 1701 г.), из коего названия очевидно следует, что готовили там в первую очередь штурманов. То, что у штурманов были невысокие воинские звания, обусловлено видимо тем, что штурман был первичной офицерской должностью на корабле, впоследствии по ходу карьеры он становился старшим офицером, командиром и пр., с соответствующим ростом воинского звания. Вообще, вспоминая историю родного училища, могу сказать, что во времена парусного флота вообще в подготовке кадетов – гардемаринов не было специализации, да и профессий офицерских было только две – штурман и артиллерист, а знание устройства корабля и обращения с парусами входило в «техминимум». Хотя первый более – менее толковый учебник по устройству парусного корабля написал В.Я. Глотов только в начале XIX века, до этого учились больше на пальцАх, благо к Морскому кадетскому корпусу был приписан настоящий 40 – пушечный фрегат, вполне пригодный для ведения морского боя.
>у иностранцев как было?
Не знаю, как у иностранцев, а у нас что касается собственно штурманов, то, как и среди представителей других военно – морских специальностей, придурков среди них всегда было предостаточно.
Помнится, как-то пошли мы на стрельбу торпедами СЭТ-40 и посадили нам на шею флагманского штурмана бригады. Комбриг, напутствуя его накануне особо подчеркнул, что ФШ несет личную ответственность по поиск отстрелянных торпед и призвал его отнестись к этому делу со всей ответственностью. А поскольку штурманец только – только вылупился из очередного ликбеза – не то СКОСа, не то ВМА, то ответственность из него хлестала ч/з край. Я был за румына, вот и прилип он ко мне, как банный лист к известному месту, имея перед собой благородную цель мгновенно обнаружить отстрелянную торпеду сразу после всплытия. Хотя перед стрельбой и без того достаточно забот, кроме ответов на идиотские вопросы дилетанта, я терпеливо удовлетворял его потребность в знании того, на какое расстояние отходит торпеда от борта перед первым поворотом, какова дальность хода с учетом потерь дистанции при выполнении маневров и прочей чуши. Но когда он потребовал доложить, как далеко торпеда уклоняется от директрисы залпа при выполнении «змейки», с целью изобразить на карте "коридор движения", терпение мое истощилось. Я попросил его провести карандашом линию на карте, а потом поклялся мамой, что торпеда на змейке за пределы этой линии не выйдет. Остается только замерить ее толщину и умножить на масштаб карты. До сих пор не понимаю, чего он так разобиделся.
А кстати, во время учений когда погиб Курск одна торпеда была потеряна, искать ее должны были по крайней мере суток трое, но я ничего об этих поисках не слышал, кто-нибудь о них что-то знает?

С наилучшими пожеланиями

От Rostislav
К OldSalt (08.09.2004 15:44:59)
Дата 08.09.2004 17:14:44

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток.

Уважаемый OldSalt, Ваша версия представляется убедительной, но вызывает ряд замечаний.
Судя по изложенным мнениям, поставленный вопрос требует дополнительного изучения. Необходимо поискать
более-менее авторитетные источники информации, и может даже перечитать Станюковича, Соболева и Колбасьева. Что-то у них там было на эту тему.
Если удастся составить аргументированный ответ - обязуюсь сообщить.
С наилучшими пожеланиями, Rostislav.

От OldSalt
К Rostislav (08.09.2004 17:14:44)
Дата 09.09.2004 11:21:53

Re: Штурмана и...

Добрый день!
>более-менее авторитетные источники информации, и может даже перечитать Станюковича, Соболева и Колбасьева.
Вообще-то речь шла о парусном флоте, так что последние два вряд ли помогут.
А их Станюковича влет вспоминается рассказ "Акула" (по памяти), там дети (???) купались в море без паруса во время дальнего похода ("дул сирокко"), за ними погналась акула и не то командир, не то старший офицер лично навел пушку и подстрелил акулу (во, кто был мастер байки отливать, Станюкевич!). Штурманской подготовки он не мог не иметь по определению, но и артиллерист был неплохой, вот Вам косвенное подтверждение универсальности обучения.
Я сам как выпускник Навигацкой школы, могу сказать, что у нас только гидрографы штурманией не занимались, а нас, румынов, натаскивали очень прилично и уж что-что, а крюйс-пеленг от крюйт-камеры любой мог отличить. Тем более, что устройство штурманских классов вовсе не позволяло играть в морской бой во время занятий.
С наилучшими пожеланиями

От Esq
К OldSalt (09.09.2004 11:21:53)
Дата 11.09.2004 13:18:58

Rе: Штурмана и...

>Я сам как выпускник Навигацкой школы, могу сказать, что у нас только гидрографы штурманией не занимались, а нас, румынов, натаскивали очень прилично и уж что-что, а крюйс-пеленг от крюйт-камеры любой мог отличить. Тем более, что устройство штурманских классов вовсе не позволяло играть в морской бой во время занятий.

То-есть, боевая подготовка у Вас - так себе?

От kregl
К OldSalt (09.09.2004 11:21:53)
Дата 09.09.2004 11:35:33

Re: Штурмана и...

Здр!

>А их Станюковича влет вспоминается рассказ "Акула" (по памяти), там дети (???) купались в море без паруса во время дальнего похода ("дул сирокко"), за ними погналась акула и не то командир, не то старший офицер лично навел пушку и подстрелил акулу (во, кто был мастер байки отливать, Станюкевич!).
---------------
А не Борис ли это Житков?

уважением, kregl

От OldSalt
К kregl (09.09.2004 11:35:33)
Дата 09.09.2004 11:56:55

Берите выше!

Добрый день!
>А не Борис ли это Житков?

Толстой!!! Лев Николаевич!!!
http://lib.ru/LITRA/TOLSTOJ/r_akula.txt вот оказывается, какие гениальные люди морские байки писали! Как гордо звучит - Куст, OldSalt, Соболев, Колбасьев, Покровский и Толстой, ну да, тот самый, Л.Н.
С наилучшими пожеланиями

От kregl
К OldSalt (09.09.2004 11:56:55)
Дата 09.09.2004 12:04:29

Re: Берите выше!

Здр!
>Добрый день!
>>А не Борис ли это Житков?
>
>Толстой!!! Лев Николаевич!!!
--------------
Вот и я о том же!

С уважением, kregl

От OldSalt
К kregl (09.09.2004 12:04:29)
Дата 09.09.2004 12:50:58

Вот Вы все на беднягу ВСП наезжаете,

Добрый день!
>Здр!
>>Добрый день!
>>>А не Борис ли это Житков?
>>
>>Толстой!!! Лев Николаевич!!!
>--------------
>Вот и я о том же!

А почитайте, как графа-то на морскую тематику пробило -
http://lib.ru/LITRA/TOLSTOJ/r_pryzhok.txt - Пикуль просто отдыхает!
С наилучшими пожеланиями

От Mopnex
К OldSalt (09.09.2004 12:50:58)
Дата 14.09.2004 12:05:24

Re: Вот Вы...



>А почитайте, как графа-то на морскую тематику пробило -
http://lib.ru/LITRA/TOLSTOJ/r_pryzhok.txt - Пикуль просто отдыхает!
>С наилучшими пожеланиями


У меня в детстве была целая пластинка с детскими рассказами Толстого. В том числе "Акула" и "Прыжок". Открыл ссылку и понял, что помню почти наизусть.

От kregl
К OldSalt (09.09.2004 12:50:58)
Дата 09.09.2004 13:12:59

Re: Вот Вы...

Здр!

>А почитайте, как графа-то на морскую тематику пробило -
http://lib.ru/LITRA/TOLSTOJ/r_pryzhok.txt - Пикуль просто отдыхает!
----------------------------
У Толстого:
1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ детские рассказы.
2. Владение РУССКИМ - безупречно.
3. Не моряк.

Пикуль:
1. Писал для ВСЕХ (для моряков в том числе!)
2. Патологически безграмотен.
3. МОРЯК!!!

С уважением, kregl

От Esq
К kregl (09.09.2004 13:12:59)
Дата 11.09.2004 13:23:57

Rе: Вот Вы...

>У Толстого:
>1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ детские рассказы.
>2. Владение РУССКИМ - безупречно.
>3. Не моряк.

Он - береговой артиллерист, а это почти моряк.

От serg
К OldSalt (09.09.2004 11:21:53)
Дата 09.09.2004 11:31:07

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>а нас, румынов, натаскивали очень прилично и уж что-что, а крюйс-пеленг от крюйт-камеры любой мог отличить.

Аналогично. Кто хотел - научился, кто не хотел - не научился и специальности.
Пожалуй, единственное СИЛЬНОЕ отставание от штурманов - знание навигационного комплекса (как железа). Но это и понятно.

С уважением, serg

От КЭНГЪ
К serg (09.09.2004 11:31:07)
Дата 09.09.2004 12:53:57

Re: Штурмана и...

Дорогой serg, всё-таки думаю, что не единственное.
Навыки работы на Ш-8, различные извращённые методы обсервации при плавании вблизи берегов типа пеленг + вертикальный угол, навыки работы по ВАСам, да и мало ли всяких тонкостей!...
Просто я видел прокладки парней нештурманских специальностей (мы их стирали с карт и начинали свои), и редко (и практически только у курсантов 3-го факультета) я видел прокладки, выполненные по всем штурманским правилам.
Потом, такая дисциплина как КВБД, по-моему, вообще не преподавалась нештурманам, а что касается теории гироскопии и всего остального на кафедре ТСК, то тут спорить трудно, да и нафига это "разнастаронняя граматнасць"? Надо быть хорошим спецом в своём деле, и понимать как ВО, чего тут тебе штурман пальцем тычет, а практика всё сделает в лучшем виде.
(Моё частное, но твёрдое мнение.)
С уважением - КЭНГЪ.

От OldSalt
К КЭНГЪ (09.09.2004 12:53:57)
Дата 09.09.2004 16:20:01

Не совсем понятно

Добрый день!

> навыки работы по ВАСам, да и мало ли всяких тонкостей!...
А что там такого тонкого в ВАСах-то? Не только мы, румыны, но и наши ближайшие братья по разуму, тупые румыны, владели ими в совершенстве. Секстан качать всегда было муторно и ненадежно, так мы обычно по известным (украденным в штурманской рубке) координатам при помощи ВАСов легко расчитывали задом наперед нужную высоту светил для получения зачета на практике. Важно только было следить, чтобы на момент "измерения", была ясная погода - руководитель практики всегда тщательно вел свой метеожурнал.
Вот, кстати, мне пришло в голову, что, в принципе, имея некоторое терпение и запас времени, можно все ВАСы затолкать в довольно простенькую программку на каком -нибудь Басике. Или уже есть такие?
С наилучшими пожеланиями

От КЭНГЪ
К OldSalt (09.09.2004 16:20:01)
Дата 09.09.2004 23:45:40

Re: Не совсем...

Нет, в ВАСах нет ничего сложного. Но, чтобы выполнить норматив, нужны навыки, и решение астронавигационных задач "через з...цу" (чем занимались не только минёры, но и штурмана с превеликим успехом) должно быть точным и быстрым. Насколько я помню, 40 минут на расчёт вручную по 4-м линиям положения. И небо надо знать без звёздного глобуса, а для этого нужна тренировка. Не станете же Вы, дорогой OldSalt, спорить, что ключом лучше всего пользуются связюки, хотя азбуку Морзе знать должны все офицеры?
Или станете? ;)
А что касается программ, то на БКшках были астронавигационные модули где-то с 85-го года, да и суперкалькуляторы штурманские "Клейстер-Н" всё это решали влёт, но вот в чём штука - из 50-и обязательный фактически решённых задач в год 25 должны быть решены вручную: ВАС, МАЕ и карандашик.
С уважением - КЭНГЪ.

От OldSalt
К КЭНГЪ (09.09.2004 23:45:40)
Дата 10.09.2004 11:13:33

А не загибаете?

Добрый день!
>Насколько я помню, 40 минут на расчёт вручную по 4-м линиям положения.
Почему по 4-м? 2-х разве не достаточно?
>И небо надо знать без звёздного глобуса, а для этого нужна тренировка. Не станете же Вы, дорогой OldSalt, спорить, что ключом лучше всего пользуются связюки, хотя азбуку Морзе знать должны все офицеры?
Да чего уж тут спорить? Но все равно, штурмана напрасно ном задирают, а Вы еще и их защищаете, см.
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/3/archive/37/37911.htm Да уж к слову сказать, я в реальной жизни ни разу не видел штурмана с секстаном в руках, так что думаю насчет звездного глобуса Вы несколько погорячились.
>суперкалькуляторы штурманские "Клейстер-Н"
Они что, действиетльно так называются? Это ж байка в три слова!
>всё это решали влёт, но вот в чём штука - из 50-и обязательный фактически решённых задач в год 25 должны быть решены вручную: ВАС, МАЕ и карандашик.
Ну а это уж тупизм какой-то. Лоран-Декку-жопс еще можно отключить, но калькулятор куда денется? Это все равно что аттестовать бухгалтеров проверяя их умение щелкать счётами.
С наилучшими пожеланиями

От КЭНГЪ
К OldSalt (10.09.2004 11:13:33)
Дата 11.09.2004 14:16:03

Не-а. Приуменьшаю.

Здравствуйте, дорогой OldSalt.
Простите меня за длинное сообщение, но это больше беседа о мойм прошлом, некая ностальгия, а Вы наверняка знаете, что иногда Остапов как понесёт!... ;) Но я всё-таки позволю себе рассказать Вам поподробнее, как всё было...

>>Насколько я помню, 40 минут на расчёт вручную по 4-м линиям положения.
>Почему по 4-м? 2-х разве не достаточно?

Согласно прикладной теории вероятностей, которая в штурмании называется математической обработкой и анализом навигационной информации, необходимо делать 11 измерений. Две линии положения - это вообще как двое часов: одни кажуть 20.20, а другие 20.40. Вопрос: какое время числить верным?
Ответ: нужны третьи часы, а иначе - как у вас - или чёрный резать, или красный...
Так что минимум 3 ЛП. А хороший штурман берёт порядка 5-8 звёзд, ВСЕ (!!!) линии положения обсчитываются, и по сформировавшейся картине выбирает ЛП, которые сходятся между собой под углами, близкими к 90 градусов (хотя он и так это пытается сделать ещё на стадии замера, но в тропика это трудно, т.к. навигационные сумерки длятся не более 10 минут). Потом согласно своего опыта + специальный табличек, определяющих вес каждой ЛП (факторы - высота над горизонтом, звёздная величина), и проводит ещё 4-8 ЛП (кстати говоря, можно делать это и сразу по максимуму количества ЛП) - весовых, и между ними должен сформироваться ещё один много(от трёх углов)угольник, затем методом антимедиан и биссектрис устраняются инструментальные погрешности и погрешности оператора (если ещё возможно так мельчить), и получается вожделенная точка. Вот такое извращение от нас требовали, исходя из принципа "Штурман - это аккуратность + аккурастность, внимательность в квадрате, самконтроль в кубе". Но норматив по ПОШС-К ВМФ - это 4 ЛП за 40 минут.

>Да чего уж тут спорить? Но все равно, штурмана напрасно ном задирают, а Вы еще и их защищаете.

Если кто-то нос задирает, это В ПРИНЦИПЕ моветон, весьма неблагородно и дурно пахнет снобизмом. Я вот всегда на механиков наших лодочных или радиоэлектронщиков смотрел с восхищением, потому как сам - идиот идиотом в радиоэлектронике, и поражало, как механозы могут ВСЁ ЭТО помнить?!!! А они ещё и понимают, и отремонтировать могут, а сам я больше чем механизм щита якорного клюза ничего не ремонтировал, и то с Божьим и механическим руководством.

>Да уж к слову сказать, я в реальной жизни ни разу не видел штурмана с секстаном в руках, так что думаю насчет звездного глобуса Вы несколько погорячились.

Я правду говорю: есть у меня один хороший близкий знакомый (по ссылке "Клуб подводников КТОФ" с главной странице можете его увидеть в первом ряду в парадной форме), так вот он астронавигацию просто обожает, и помнит всё, включая все навигационные звёзды, легко отыскивает их по горизонту, и ему звёздный глобус, я уверен, для этого не нужен уже давно. Понятное дело, что такой штурман - редкий на флоте, но это что-то сродни езде на велике, наверное... Как-то по-особенному вплавляется в подсознание, в моторику...

>>суперкалькуляторы штурманские "Клейстер-Н"
>Они что, действиетльно так называются? Это ж байка в три слова!

Самое страшное, что они называются "навигационный МИКРОкалькулятор "Клейстер-Н", весит он что-то около 30 кг, и, как сказал serg, размер его внушает уважение: если брать габариты с клавиатурой, то он БОЛЬШЕ системного блока ПК типа "мидитауэр". А ещё он работает от 220 вольт и бъётся током (меня однажды через две руки шарахнуло!), а в тропических условиях при вводе "2 х 2" легко и уверенно выдаёт результат, приближённый к числу "пи", благо, порядок там что-то до 12-го знака, что ли... В общем, настоящая советсткая микроэлектроника. А если я Вам скажу, что ОЗУ в самом современном НК "Симфония" на ферритовых кольцах, и какие-нибудь 254К - это цельная стойка плат по 2 кг. каждая - что Вы скажете?...

>Ну а это уж тупизм какой-то. Лоран-Декку-жопс еще можно отключить, но калькулятор куда денется? Это все равно что аттестовать бухгалтеров проверяя их умение щелкать счётами.

Не совсем так. Калькулятор, если 2+2, то никуда, а навигационные задачи приходилось и на МК-52 на всяк случай раза три запускать: мог и соврать. Да и не у всех ТОГДА были, далеко не у всех! Выдавать их не выдавали, только за свой счёт, а горбатые "Клейстера" стояли только на надводных кораблях. Мне кажется, он и в рубочный люк не пролезет... Да и места на это дерьмо в штурманской на корабле нет. Наверное, наши приёмщики ещё на этапе постройки от него отказывались... В общем, цирк на конной тяге.

С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К OldSalt (10.09.2004 11:13:33)
Дата 10.09.2004 12:13:08

Re: А не...

Доброго времени суток!

>>Насколько я помню, 40 минут на расчёт вручную по 4-м линиям положения.
>Почему по 4-м? 2-х разве не достаточно?

Точность разная получается. К тому же это же ж для тренировки, так что хорошо ещё что только по четырём, а не по 10. :-))

>Да уж к слову сказать, я в реальной жизни ни разу не видел штурмана с секстаном в руках,

А я - минёра с прибором Фролова (особенности службы, что поделаешь). :-)

>>суперкалькуляторы штурманские "Клейстер-Н"
>Они что, действиетльно так называются? Это ж байка в три слова!

Именно так: "Клейстер-Н". Только ящик этот по размеру больше на системный блок ПК похож, чем на калькулятор. :-))

>Ну а это уж тупизм какой-то. Лоран-Декку-жопс еще можно отключить, но калькулятор куда денется? Это все равно что аттестовать бухгалтеров проверяя их умение щелкать счётами.

Речь не о калькуляторе, а о "Клейстере" и ему подобных.

С уважением, serg

От Rostislav
К OldSalt (09.09.2004 16:20:01)
Дата 09.09.2004 16:53:00

Re: Не совсем...

Добрый день!

>Вот, кстати, мне пришло в голову, что, в принципе, имея некоторое терпение и запас времени, можно все ВАСы затолкать в довольно простенькую программку на каком -нибудь Басике. Или уже есть такие?

Можно, я ещё на 2 курсе (1988 г) "затолкал ВАСы" в МК-52.(Это я не к тому, что очень умный , а к тому, что на 2 курсе в достаточном для этого объёме получил знания по астрономии). Ничего сложного там нет. Правда, без МАЕ тогда обойтись не удавалось.
А сегодня таких пакетов программ - я не искал, но думаю не мало.

С уважением, Rostislav.

От serg
К КЭНГЪ (09.09.2004 12:53:57)
Дата 09.09.2004 15:22:18

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Навыки работы на Ш-8, различные извращённые методы обсервации при плавании вблизи берегов типа пеленг + вертикальный угол, навыки работы по ВАСам, да и мало ли всяких тонкостей!...

Упомянутое Вами выше преподавалось во ВВМУППе точно. Дело в другом: штурман постоянно применяет эти знания на практике, поддерживая необходимый уровень владения ими. Другим не приходится этого делать, поэтому со временем ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки (если они вообще были приобретены) утрачиваются. Остаётся голая теория. Вот и получается, что заходя в штурмансую рубку, ты понимаешь, что всё знаешь, но нифига не умеешь. :-) А учитывая, что у штурманов главное - точность, которая напрямую зависит от практических навыков, картина для "нештурмана" складывается совсем печальная.

>Потом, такая дисциплина как КВБД, по-моему, вообще не преподавалась нештурманам

Напомните, о чём там, ибо мы все занятия, проводимые на штурманском факультете называли "кораблевождением". :-) Не запомнились названия предметов.

>а что касается теории гироскопии

На кафедре торпедного оружия эта дисциплина преподавалась не хуже. :-)

> и всего остального на кафедре ТСК, то тут спорить трудно

Чего тут спорить, я ж говорю, что в вопросах "железа" НК я, например, почти ноль.

С уважением, serg

От КЭНГЪ
К serg (09.09.2004 15:22:18)
Дата 09.09.2004 23:54:12

Re: Штурмана и...

Дорогой serg!

>Напомните, о чём там, ибо мы все занятия, проводимые на штурманском факультете называли "кораблевождением". :-) Не запомнились названия предметов.

Имеется в виду спецманеврирование (тактическое), а дисциплина называлась "кораблевождение при ведении боевых действий".

>>а что касается теории гироскопии
>
>На кафедре торпедного оружия эта дисциплина преподавалась не хуже. :-)

Может быть, может быть... Но торпедные гироскопы - это немножко другое... Там, наверное, астатические применялись? Я вот даже не в курсе...
У нас два года подряд были сначала ГИНСы (гироскопические и инерциальные навигационные системы), потом и того круче - ИНСы (инерциальные навигационные системы) - гольная математика... Ужасы нашего городка...
Вот это и закладывало основу получения первичной информации в навигационных комплексах. А там - понеслась... Но опять же, дальше СЛС работы абсолютного лага или ещё чего-нибудь не рыли - сплошная электроника, но почему-то потактово изучали работу центрального процессора ЦВМ. Трудно сказать, как мне это помогло...

С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К КЭНГЪ (09.09.2004 23:54:12)
Дата 10.09.2004 12:01:46

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Имеется в виду спецманеврирование (тактическое)

Это о КРП, КОПе, КО, БК и прочем подобном?

>Может быть, может быть... Но торпедные гироскопы - это немножко другое... Там, наверное, астатические применялись? Я вот даже не в курсе...

Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).

С уважением, serg

От КЭНГЪ
К serg (10.09.2004 12:01:46)
Дата 11.09.2004 14:34:06

Re: Штурмана и...

Здравствуй, коллега!

>Это о КРП, КОПе, КО, БК и прочем подобном?

КО - не помню, что такое. А остальное вроде оттуда, но суть не в этом, а в том, как ведёт себя корабль в оредере, как лодка уклоняется от вертолёто с ОГАС, и всё это - на фактической карте в разрезе работы штурмана, потому как всё остальное - на кафедре ТФ учат. Грубо говоря, приходится вести прокладку на плоском планшете Ш-10 (по-моему) или на карте за все цели. Ненавидел эти прокладки, просто башка трескалась! Но, наверное, если бы побольше тренировался бы, то привык бы потом...

А КРУ (курс, равный пеленгу) и КОП (курс одержания пеленга) - это, по моему, как раз работа по пределению ЭДЦ цели без использования активных посылок ГАС (то есть по вееру пеленгов в режише ШП), мы отрабатывали три способа, один из которых включал в себя два разворота на эти курсы для определения дистанции до цели. Блин, уже плохо что-либо помню... на переподготовку пора! ;)))

>Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).

Акселераторы - это что? Акселерометры?
Не знаю даже, для чего гироскопы используются в оружии, но могу предположить, что для удержания горизонта - это раз, и для удержания направления - два. Это как раз астатические, у которых центр масс точно совпадает с осью симметрии (она же ось вращения), и тогда прецессия у такого гироскопа отсутствует, а остальные гироскопы, у которых центр масс смещён, по одному из свойст гироскопа, приходят в меридиан, и ось их вращения становиться параллельно оси вращения Земли. Такие, навреное, в БЧ БР применяются, потому как у них даже астрокоррекция есть, пока она в космосе летит... Но я не знаю даже приблизительно, двоешник я, надо у минёров и ракетчиков спрашивать. Но уверен, что торпеда уж точно не определяет широту своего места, слишком мало времени, да и не нужно ей это.
Кстати, гироскопы успешно применяются и в танкостроении для стабилизации прицеливания, и даже в военной медицине, когда на пародоже в качку операционная дердится на платворме, управляемой гирогоризонтом. Удивительная вещь - гироскоп, всегда меня восхищала!...

С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К КЭНГЪ (11.09.2004 14:34:06)
Дата 13.09.2004 12:02:24

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>КО - не помню, что такое.

Курс отхода(для увеличения ВИП, если она на КРП меньше допустимого значения).

>но суть не в этом, а в том, как ведёт себя корабль в оредере, как лодка уклоняется от вертолёто с ОГАС, и всё это - на фактической карте в разрезе работы штурмана, потому как всё остальное - на кафедре ТФ учат.

Нас учили "рисовать" такие штуки (уклонение от ОГАС), но только не на карте, а на Ш-26 и, да, на кафедре Тактики ВМФ. Понимаю, что это не есть прокладка в точном понимании этого слова, но принцип, согласитесь, тот же.

>Акселераторы - это что? Акселерометры?

Ну да. Вертелась на языке ещё определённая ассоциация с "нутацией", но убоялся ЛАА и не рискнул. :-))

>Но уверен, что торпеда уж точно не определяет широту своего места

Ну, Вы хотели, чтобы торпеда ещё и с собакой гулять умела! :-))

>Кстати, гироскопы успешно применяются и в танкостроении для стабилизации прицеливания, и даже в военной медицине,

Я бы с детского волчка начал. :-)))

С уважением, serg

От Igor
К serg (10.09.2004 12:01:46)
Дата 11.09.2004 14:13:57

Re: Штурмана и...

Здравствуйте.


>>Может быть, может быть... Но торпедные гироскопы - это немножко другое... Там, наверное, астатические применялись? Я вот даже не в курсе...
>
>Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).

Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))

С уважекнием
Игорь

От kregl
К Igor (11.09.2004 14:13:57)
Дата 11.09.2004 16:43:39

Re: Штурмана и...

Здр!

>>Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).
>
>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
------------------------------
А по самому большому, в торпеде - автомат курса.

С уважением, kregl

От OldSalt
К kregl (11.09.2004 16:43:39)
Дата 13.09.2004 11:04:08

Обижаете!

Добрый день!
>>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
>------------------------------
>А по самому большому, в торпеде - автомат курса.

А как тогда по - Вашему, определяется угол дифферента при изменении глубины хода? А выравнивание крена? Нет, господа, почтенные, торпедный гироскоп - прибор для наведения во всех 3-х плоскостях, как на порядочной ракете!
С наилучшими пожеланиями

От kregl
К OldSalt (13.09.2004 11:04:08)
Дата 13.09.2004 15:15:49

Re: Обижаете!

Здр!
>Добрый день!
>>>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
>>------------------------------
>>А по самому большому, в торпеде - автомат курса.
>
>А как тогда по - Вашему, определяется угол дифферента при изменении глубины хода? А выравнивание крена? Нет, господа, почтенные, торпедный гироскоп - прибор для наведения во всех 3-х плоскостях, как на порядочной ракете!
-------------------
А тут АЗИМУТ-то тут вообще, собственно, при чём?
Гироазимут - азимутами занимается. Но не в торпеде. В торпеде азимутами, т.е, точнее, курсами - исключительно автомат курса. С подсказками от ССН.

С уважением, kregl

От kregl
К OldSalt (13.09.2004 11:04:08)
Дата 13.09.2004 11:33:35

Re: Обижаете!

Здр!
>Добрый день!
>>>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
>>------------------------------
>>А по самому большому, в торпеде - автомат курса.
>
>А как тогда по - Вашему, определяется угол дифферента при изменении глубины хода? А выравнивание крена? Нет, господа, почтенные, торпедный гироскоп - прибор для наведения во всех 3-х плоскостях, как на порядочной ракете!
------------------------------
По кр. мере в тех изделиях, что рыл руками, автомат курса это - автомат курса. Самый большой гироскопический прибор в торпеде.
Автомат глубины - здоровенный маятник и гидростат. Дифференты - глубИны отслеживает.
А кренами ведает отдельная система (тоже гироскопическая), связанная с элеронами.

Ну и сигналы от ССН, само собой, во всё это дело вмешиваются...

С уважением, kregl

От КЭНГЪ
К OldSalt (13.09.2004 11:04:08)
Дата 13.09.2004 11:20:48

Даже и не думали!

Дорогой OldSalt, я с Вами согласен, кроме того, что гироскопическая сисема (или один единственный, я не знаю, т.к. может быть и то и другое) в оружии предназначена для наведения. Она нужна для удержания на боевом курме и коррекции отклонения от БК. А свистки этой системе может подавать акустическая станция наведения (мне как штурману, такое можно ляпнуть - она ещё резиновая сверху... ;))) )...
С уважением - КЭНГЪ.

От Rostislav
К serg (09.09.2004 15:22:18)
Дата 09.09.2004 15:54:36

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Напомните, о чём там, ибо мы все занятия, >проводимые на штурманском факультете >называли "кораблевождением". :-) Не запомнились >названия предметов.

Ну так в этом всё дело - учебные программы были разных объёмов.

Нам, например, читали такую дисциплину, как "боевые средства флота", куда умудрились втиснуть за год всё понемногу о корабельном оружии. Я учил и сдавал эту дисциплину только на отлично, и складывалось впечатление, что знаешь всё.
Нечто подобное и с штурманским образованием.
В училище будущим штурманам рассказывают о навигации почти всё, что известно, а курсантам других факультетов - только некоторую необходимую часть.


С уважением, Rostislav.

От serg
К Rostislav (09.09.2004 15:54:36)
Дата 09.09.2004 16:01:13

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Ну так в этом всё дело - учебные программы были разных объёмов.

>В училище будущим штурманам рассказывают о навигации почти всё, что известно, а курсантам других факультетов - только некоторую необходимую часть.

Разумеется. Но не до степени БСФ всё же. :-)

С уважением, serg

От kregl
К OldSalt (08.09.2004 15:44:59)
Дата 08.09.2004 15:59:15

Re: Штурмана и...

Здр!

>А кстати, во время учений когда погиб Курск одна торпеда была потеряна,
-----------------
Кем?

>искать ее должны были по крайней мере суток трое, но я ничего об этих поисках не слышал, кто-нибудь о них что-то знает?
------------
Нужно у min-ы спросить.

С уважением, kregl

От OldSalt
К kregl (08.09.2004 15:59:15)
Дата 09.09.2004 11:08:09

Re: Штурмана и...

Добрый день!
>Здр!

>>А кстати, во время учений когда погиб Курск одна торпеда была потеряна,
>-----------------
>Кем?

А так же какая - на это нигде я ответа не встречал.

С наилучшими пожеланиями

От mina
К OldSalt (09.09.2004 11:08:09)
Дата 09.09.2004 12:00:51

Re: Штурмана и...

Здравствуйте
По моей информации, искали две торпеды. Одну 298-ю потопил я лично, а вторую 243к Кизёв на 388. Вернее, она не вышла из ТА, а это сразу не обнаружили и 2-а часа её искали по р-ну, пока боец торпедист не обратил внимание на " какие-то " стуки из ТА.

С уважением, mina

От Григорий
К mina (09.09.2004 12:00:51)
Дата 09.09.2004 17:49:37

Re: Штурмана и...

>Здравствуйте
>По моей информации, искали две торпеды. Одну 298-ю потопил я лично, а вторую 243к Кизёв на 388. Вернее, она не вышла из ТА, а это сразу не обнаружили и 2-а часа её искали по р-ну, пока боец торпедист не обратил внимание на " какие-то " стуки из ТА.

А Вашу-то толстуху нашли? И почему две однотипные посудины выполняют одно и тоже упражнение разными изделиями? Одинаковых на всех не хватало?

Григорий

От mina
К Григорий (09.09.2004 17:49:37)
Дата 10.09.2004 10:31:17

Re: Штурмана и...

Здравствуйте

>А Вашу-то толстуху нашли?
Нет. потом долго долго списывал.
> И почему две однотипные посудины выполняют одно и тоже упражнение разными изделиями?
И мы, и 388 применяли 2-е 298ПВ и 4-243ПВ т.е. загрузка была одинаковой. Я, по моему, это уже разъяснял, поройтесь в архиве.

С уважением, mina

От Григорий
К mina (10.09.2004 10:31:17)
Дата 10.09.2004 12:49:21

Re: Штурмана и...

>И мы, и 388 применяли 2-е 298ПВ и 4-243ПВ т.е. загрузка была одинаковой. Я, по моему, это уже разъяснял, поройтесь в архиве.

Спасибо.
Порылся, нет такого. Видимо разъясняли кому-то в привате.

Григорий

От serg
К mina (09.09.2004 12:00:51)
Дата 09.09.2004 12:06:14

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Вернее, она не вышла из ТА, а это сразу не обнаружили и 2-а часа её искали по р-ну, пока боец торпедист не обратил внимание на " какие-то " стуки из ТА.

Фамилия минёра известна? Родина должна знать своих героев.

С уважением, serg

От mina
К serg (09.09.2004 12:06:14)
Дата 09.09.2004 17:33:06

Re: Штурмана и...

Здравствуйте
Грю же КИЗЁВ.
С уважением, mina

От Rostislav
К Olga (07.09.2004 07:33:59)
Дата 07.09.2004 10:33:02

Re: Вопрос про...

Здравствуйте, Ольга.

Я не авторитет в области истории ВМФ, но насколько я знаю историю этого вопроса , то дело в сословных отношениях того времени.
Упрощённо - офицер командовал, руководил, как и подобает дворянину. Штурман же должен был работать сам, что не достойно дворянина. Лучше всего положение штурмана того времени характеризует выдержка из указа Петра 1, в разных вариациях до сих пор висящая во многих штурманских рубках: "Штурмана народ подлый, до вина и баб зело охочий, но за знание наук редкостных офицером величать и кают-компанию пущать". Впрочем по службе штурманам удавалось продвигаться с трудом, и к концу 18 века офицерами они, кажется не были.К концу 18 века положение со штурманами было совсем скверным, навигационная аварийность была запредельной. Тогда штурманам стали присваивать офицерские звания, чтобы привлечь на службу по данной специальности людей образованных и благородных. Но даже к началу 1 мировой погоны у штурманов были с серебрянными просветами, а не золотыми.
Я не ссылаюсь на источники, книги - просто вот что вспомнил по данному вопросу.
На сегодняшний день практически все системы оружия зависят от работы технических средств, находящихся в заведовании штурмана.

С уважением, Rostislav.

От Olga
К Rostislav (07.09.2004 10:33:02)
Дата 07.09.2004 12:37:56

Re: Вопрос про...

Добрый день!

>Упрощённо - офицер командовал, руководил, как и подобает дворянину. Штурман же должен был работать сам, что не достойно дворянина.
>выдержка из указа Петра 1, в разных вариациях до сих пор висящая во многих штурманских рубках: "Штурмана народ подлый, до вина и баб зело охочий, но за знание наук редкостных офицером величать и в кают-компанию пущать".
Будь хоть сто раз редкостен, в то время штурман числился согласно "Табели ..." и «Устава Морского» унтер-офицером чуть выше по званию боцмана.
А гражданские суда в то время (почерпнуто у Маркова С.Н.) водили вообще люди с чином ученика штурмана.
А если исходить из сословного постулата, то возникает тогда вопрос почему корабельные мастера (в принципе выходцы их плотников ) имели чин капитана-майора.


С уважением,
Ольга

От КЭНГЪ
К Olga (07.09.2004 07:33:59)
Дата 07.09.2004 08:13:28

Re: Вопрос про...

Здравствуйте дорогая Ольга!
Думаю, что всё дело в точности определения места.
Когда-то это физически было невозможно: астрономические расчёты были собственными (а следовательно, одно место можно было целый день считать), а не с помощью математических таблиц, карты - неточными, очень многое зависело от погоды.
Когда же это стало технически возможным, а потом на основе этих расчётов стали основываться боевые расчёты при выходе в атаку (артстрельба, торпедная стрельба и т.д.), то штурманская специальность стала востребована. Сейчас происходит затухание этой специальности в силу технологичности способов определения места. Всё делает техника.
В ВМФ РФ она сохраняется, потому как штурмана обслуживают соответствующую технику и умеют использовать самые простые методы определения места, не требующие ничего, кроме горизонта, чистого неба и точного времени, прямой видимости берегов и курсоуказателя. В ВМС США штурманов уже нет, есть только вахтенные офицеры, выполняющие эту функцию как часть своих обязанностей, однако вручную они определяться уже не умеют.
С уважением - КЭНГЪ.

От Esq
К КЭНГЪ (07.09.2004 08:13:28)
Дата 11.09.2004 12:47:36

Rе: Вопрос про...

>Здравствуйте дорогая Ольга!гичности способов определения места. Всё делает техника.
>В ВМФ РФ она сохраняется, потому как штурмана обслуживают соответствующую технику и умеют использовать самые простые методы определения места, не требующие ничего, кроме горизонта, чистого неба и точного времени, прямой видимости берегов и курсоуказателя.

Особенно, если в бинокль хорошо видно табличку: "Москва - порт пяти морей".

От Rostislav
К КЭНГЪ (07.09.2004 08:13:28)
Дата 07.09.2004 10:10:55

Re: Вопрос про...

Уважаемый КЭНГЪ.

>Сейчас происходит затухание этой специальности в силу технологичности способов определения места. Всё делает техника.>

Насчёт затухания штурманской специальности - это Вы преувеличиваете , коллега.
Я всегда понимал смысл штурманской специальности не в определении места, а в решении задачи , как безопасно в навигационном отношении провести корабль из точки в точку. А определять место и матроса можно научить.
Кстати - у гражданских мореходов штурманская специальность (судовождение) - определяющая, и без такого образования капитаном судна не стать. Мой знакомый по работе - капитан дальнего дальнего плавания - вообще считает военных в этом отношении преступниками, пототму что командиром корабля может стать офицер, не имеющий изначально судоводительского (то есть по сути штурманского) образования.
А Вы вспомните, что такое штурманские сборы для командира или старпома из минёров или ракетчиков ? :-)

С уважением, Rostislav.

От КЭНГЪ
К Rostislav (07.09.2004 10:10:55)
Дата 08.09.2004 01:59:31

Re: Вопрос про...

Дорогой Rostislav, согласен с Вашими словами.
Но вот гражданские судоводы мне другую информацию подкидывают: штурмания у всех помощников капитана, начиная с третьего - вторична и не более чем рутина. Обсервационное счисление с использованием КНС, РНС практически всех типов (кроме Марса-75, разумеется), абсолютный лаг, автоматизация корректуры электронных карт делают своё дело.
Впрочем, это старая полемика.
А вот насчёт старпомов и кэпов... Наш СПК БУ был из ракетчиков. Кэп - минёр ВМУПП. И тем не менее они понимали то, что я делаю у себя в закутке, хоть и не лезли с дурными советами под руку. Понятное дело, что штурман к-а Ильин, будучи старшим на переходе с Камчатки в Приморье чуть вусмерть меня с графиками течений не достал... Видимо, больше не знал ни...чего... ;)
А вообще - спасибо, коллега, за поддержку любимой специальности.
С уважением - КЭНГЪ.

От zas
К КЭНГЪ (08.09.2004 01:59:31)
Дата 09.09.2004 11:30:30

Re: Специальность не умрет (+)

Но будет логично если БЧ1 сольется с РТС (БЧ7)

От КЭНГЪ
К zas (09.09.2004 11:30:30)
Дата 09.09.2004 12:56:28

Re: Специальность не...

> Но будет логично если БЧ1 сольется с РТС (БЧ7)

На проектах типа "Молния" или "Альбатрос" КБЧ-1 - он же (?!?!?!) КБЧ-4. Хотя логичнее было бы ему быть КБЧ-7, конечно же.
Но ничего, вроде справлялись люди...

С уважением - КЭНГЪ.

От rka1241
К КЭНГЪ (09.09.2004 12:56:28)
Дата 09.09.2004 13:49:12

Re: Специальность не...

Привет!На Молниях пать офицеров:
-командир;
-помощник, он же к-р БЧ-2,он же нач.хим;
-к-р БЧ-1;
-нач.РТС+к-р БЧ-4;
-к-р БЧ-5;
На выходе у штурмана нет понятия, что такое вахта, вышли на день- стоишь день, пошли на переход, стоишь до стенки.Спал на ГКП, на обед к-р отпускал на полчаса.Командир тоже не сходил с мостика, не ставить же помощника к рулю.SSV

От КЭНГЪ
К rka1241 (09.09.2004 13:49:12)
Дата 10.09.2004 00:00:17

Re: Специальность не...

Понял, принято.
Но на каком-то подобном проекте (малый корабль) было такое совмещение функций. На каком - точно не знаю. Может быть, тральщик?

С уважением - КЭНГЪ.

От OldSalt
К КЭНГЪ (10.09.2004 00:00:17)
Дата 10.09.2004 11:23:21

А на тральщике

Добрый день!
>Понял, принято.
>Но на каком-то подобном проекте (малый корабль) было такое совмещение функций. На каком - точно не знаю. Может быть, тральщик?

...все еще круче, например, на мтщ (до 91-го г)
-Командир
-Замполит
-Помощник
-Командир БЧ-1-4-Р
-Командир БЧ-2-3
-Командир БЧ-5
Во как! Вахтенные офицеры - зам, пом и румын, а штурман в походе - бессменный часовой.
С наилучшими пожеланиями

От КЭНГЪ
К OldSalt (10.09.2004 11:23:21)
Дата 11.09.2004 13:44:02

Ого-сь!

А колбасит его в море!... Мама дорогая! Мы в Корейском проливе кого-то снимали с МТ... пришлось посредством баркаса перевозить. И в таком состоянии - быть бессменным часовым?! Жуть...

От OldSalt
К КЭНГЪ (11.09.2004 13:44:02)
Дата 13.09.2004 11:23:02

Re: Ого-сь!

Добрый день!
>А колбасит его в море!... Мама дорогая! Мы в Корейском проливе кого-то снимали с МТ... пришлось посредством баркаса перевозить. И в таком состоянии - быть бессменным часовым?! Жуть...
Забыл добавить, что на бтщ тот же штат, за исключением пома, а на ртщ - вообще один офицер - кэп (ст. л-т)
А вообще тральщик формой корпуса наиболее приближен к бочке, уступая разве что пл, отсюда и уникальные мореходные свойства - для тщ 3 балла - это уже болтанка.
А качка - она что в штурманской, что в каюте одинакова, так что стоять вахту или валяться на койке - разницы нет. Да и ч/з неделю качка уже никак не влияет на самочувствие. Идешь по коридору, если бросает от стенки к стенки - значит снаружи штормит.
С наилучшими пожеланиями

От Rostislav
К zas (09.09.2004 11:30:30)
Дата 09.09.2004 12:31:38

Re: Специальность не...

> Но будет логично если БЧ1 сольется с РТС (БЧ7)

Нет уж, пускай БЧ7 сливается с БЧ-1. С исторической точки зрения будет правильнее. Да и с технической проще.

Rostislav

От КЭНГЪ
К Rostislav (09.09.2004 12:31:38)
Дата 09.09.2004 13:03:32

Re: Специальность не...

Военный корабль (моё твоёрдое убеждение!) не может себе позволить роскошь устранить штурмана за ненадобностью. Всякое может быть в бою, и выход из строя и без того полуобморочной техники типа Симфония-У совершенно реален.

И до сих пор данные БИУСа по ЭДЦ при выходе на торпедную стрельбу уточняет штурман и БИП. Штурман это делает графически, то есть только вручную. И точность получается такой, что...

Я так и не научился у моего штурмана, увы, а он на бегах по акустическому полигону на скоростях 12 узлов в НП проходил буй в 10 метрах. Точно, как командовали с СФП, а они потом ругались: что так близко? И давали новую дистанцию, и он её проходил с точностью до метра. Все задачи были решены графически.

С уважением - КЭНГЪ.

От Elizar
К КЭНГЪ (09.09.2004 13:03:32)
Дата 09.09.2004 13:22:16

Re: Специальность не...

>
>И до сих пор данные БИУСа по ЭДЦ при выходе на торпедную стрельбу уточняет штурман и БИП. Штурман это делает графически, то есть только вручную. И точность получается такой, что...

>Я так и не научился у моего штурмана, увы, а он на бегах по акустическому полигону на скоростях 12 узлов в НП проходил буй в 10 метрах. Точно, как командовали с СФП, а они потом ругались: что так близко? И давали новую дистанцию, и он её проходил с точностью до метра. Все задачи были решены графически.

>С уважением - КЭНГЪ.

Просто фантастика,

С не меньшим.
Elizar

От КЭНГЪ
К Elizar (09.09.2004 13:22:16)
Дата 09.09.2004 13:36:44

Re: Специальность не...

Дорогой Elizar, сам был поражён...
Сидел, как и положено инженеру по учебной тревоге, на журнале, записывал замеры и помогал ему, а потом, когда вышли на курс, он говорит: дуй на мост, посмотри в окошко: буй пройдёт прямо под ухом. Я влетел по трапу и прилип носом к боковому окну в рубке: буй прошёл точно под срез левого рубочного горизонтального руля. У меня аж дух захватило: я списывал все эти метры просто как "приближённо на выпуклый военно-морской глаз"...
После этого я долго его тиранил и просил научить...
Оказывается, этот способ, суть которого я уже, к сожалению, не помню, преподавали в Палдисках, и вроду бы он там же и был придуман. По крайней мере, в системе нас такому, увы, не учили...
С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К zas (09.09.2004 11:30:30)
Дата 09.09.2004 11:40:12

Re: Специальность не...

Доброго времени суток!

Предлагаю в целях экономии бюджетных средств на ненужных корабельных командирах оставить две БЧ: БЧ-люкс и БЧ-мех. Впрочем, и этого, пожалуй, многовато.

С уважением, serg

От Rostislav
К serg (09.09.2004 11:40:12)
Дата 09.09.2004 12:46:24

Re: Специальность не...

>Доброго времени суток!

>Предлагаю в целях экономии бюджетных средств на ненужных корабельных командирах оставить две БЧ: БЧ-люкс и БЧ-мех. Впрочем, и этого, пожалуй, многовато.

>С уважением, serg

Судя по техническим средствам, которые разрабатываются для будущих НК и ПЛ, мы к этому уже идём полным ходом. На сегодняшний (или завтрашний) день вполне возможно создание единого комплекса средств РЭВ. А работа с таким комплексом потребует одинаково хороших знаний во всех областях - навигации, гидроакустике, связи и т.д.

Вычислительные средства, органы управления и средства индикации - уже изрядно унифицированы, различные комплексы РЭВ (разрабатываемые) требуют электронную карту для отбражения информации на её фоне, а в ЭНИС, входящую в состав штурманского вооружения, как правило закладываются возможности по рещению задач тактического маневрирования и применения оружия, а также отображения радиолокационной информаци. Можно и гидроакустическую информацию отобразить - у заказчиков пока мысль ещё не дошла до этого.

"Всё смешалось в доме Облонских..."

С уважением, Rostislav.

От serg
К Rostislav (09.09.2004 12:46:24)
Дата 09.09.2004 15:06:32

Re: Специальность не...

Доброго времени суток!

Мы очень часто забываем две вещи. Первая это старая добрая заповедь дедушки Макарова о том, что нужно помнить войну. А война, в которой дело дойдёт до применения наших пл, это явно не война с банановыми странами. И о разных там спутниках, GPS'ах, лоранах с декками во время этой войны можно будет забыть совершенно спокойно.
Второе это распределение ответственности. Ибо, какая бы ни была крутая машина, "отвечать" сама за свои действия она не может.

Впрочем, если подходить к проблеме объединения БЧ-1 и БЧ-7 с точки зрения повседневной, а не боевой организации корабля, то большой разницы нет. Главное - не рушить систему командных пунктов и боевых постов.

С уважением, serg

От rka1241
К Rostislav (09.09.2004 12:46:24)
Дата 09.09.2004 13:57:12

Re: Специальность не...

Привет!Да нет на данный момент у штурманов ЭКНИСа, она только у командира (и то только на пяти-шести кораблях)на мостике.Любимое ГУНИО не может разродиться.
SSV

От Rostislav
К rka1241 (09.09.2004 13:57:12)
Дата 09.09.2004 14:24:29

Re: Специальность не...

>Привет!Да нет на данный момент у штурманов ЭКНИСа, она только у командира (и то только на пяти-шести кораблях)на мостике.Любимое ГУНИО не может разродиться.
>SSV

Да, конечно, извините. Дело в том, что я вот уже 4 года "живу в будущем" - то есть работаю с ОКРами, техпроектами, а от реальностей сегодняшнего несколько оторван.
А сегодня на существующих ПЛ и НК ЭНИСов почти нет. Впрочем это спровоцировано просто отсутствием у ГУНиО самих карт. А распространение ЭНИС, без карт, как технического средства - не имеет смысла. Разве что индицировать курс и скорость и отображать "заяц" на белом поле.

(А ещё на подходе страшный-страшный КАРТ-СЕРВЕР).

С наилучшими пожеланиями, Rostislav.

От rka1241
К Rostislav (09.09.2004 14:24:29)
Дата 09.09.2004 15:12:33

Re: Специальность не...

Привет!Немножко не так.У них (ГУНИО) карт побольше 200, в основном Балтика, немного Север, ТОФ.А карт-сервер стоит пока у китайцев и индусов, где есть БИУС. Мысль при его создании- если есть покупатель на воздух, то почему бы его и не продать.Хотя кое-что там и полезное.А как еще соединить потребителей, которых научили читать только одним им ведомые форматы?
SSV

От КЭНГЪ
К rka1241 (09.09.2004 15:12:33)
Дата 10.09.2004 00:02:42

Re: Специальность не...

Да, дорогие штурмана!...
Отстал я от жизни, однако!
О чём речь? Что такое ЭНИС, электронные навигационные информационные системы?
Надо же, я только на яхтах такое видел, и только японское оборудование...

С уважением - КЭНГЪ.

От zas
К serg (09.09.2004 11:40:12)
Дата 09.09.2004 11:53:55

Re: А что же американцы??? (+)

Опять тупые?

От serg
К zas (09.09.2004 11:53:55)
Дата 09.09.2004 11:57:40

Re: А что...

Доброго времени суток!

Вы чем-нибудь, кроме примера американцев, обосновать своё мнение можете?

С уважением, serg

От zas
К serg (09.09.2004 11:57:40)
Дата 09.09.2004 17:50:49

Re: А что...



>Вы чем-нибудь, кроме примера американцев, обосновать своё мнение можете?
1.Хотя бы тем, что воюют нынче не ядрами. Если уж в корапь и попадут (будь-то ракета или торпеда), то, поверьте, секстаны уже не понадобятся. Конечно можно предположить, что полоснут разок из авиационной пушки, но обычно конструкторы прыгают от основных средств поражения, кои фактически сегодня делают корабли (и особенно ПЛ) одноразовыми. Дублировать автоматику людьми попросту незачем.


С уважением...

От КЭНГЪ
К zas (09.09.2004 17:50:49)
Дата 10.09.2004 00:08:08

Re: А что...


Нет, дорогой zas ты не прав...
Если секстан не понадобится, тогда и вообще ничего не нужно будет уже на данном объекте...
А если объект останется на плаву, надо будет выяснить, где же он болтается...

А автоматика... она иногда гонит. Да и не такая она надёжная, как кажется. Это же не писишник, там системы охлаждения ЧЭ как радиаторы на автомобилях... дрейфы всякие, которые зависят от того, что боцман, зараза, расчихался... всё-таки под водой без обсерваций иногда приходится долго идти, а НК только широту вырабатывает, и то с погрешностями... течения, опять же, учитывать, а ГАЛ врубать - нарушать режим скрытности... в общем, компутеру поручить всё это - просто несерьёзно. Да и и моряками надо кому-то командовать. И обратный отсчёт на ракетную атаку давать! ;)))
С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К zas (09.09.2004 17:50:49)
Дата 09.09.2004 18:47:13

Re: А что...

Доброго времени суток!

http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/0/co/48835.htm

С уважением, serg