От mk
К mk
Дата 28.10.2003 12:34:02
Рубрики Современность;

Ещё

http://www.sci-nnov.ru/massmedia/papers/nnpapers/sormovich/16.10.2003/2.html

К 50-ЛЕТИЮ ЦКБ "ЛАЗУРИТ"

СОРМОВСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ-ПОДВОДНИКИ

К созданию подводных лодок на заводе "Красное Сормово" приступили в 1929 году, а уже 23 февраля 1930 года была
заложена первая подводная лодка "Щ-304" "Комсомолец". С самого начала строительство обеспечивалось лучшими
конструкторами (первые из них И.Игнатьев, А.Бойцов, А.Овчинников, В.Беляев и др.). А первый коллектив
конструкторов - подводников в КБ завода был организован в 1935 году (сектор И.Д.Игнатьева).

При строительстве ПЛ пр.613 в КБ завода была выделена еще большая группа конструкторов. Расширился и круг
вопросов, самостоятельно решаемых конструкторами. В соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР,
министр тяжелого и транспортного машиностроения В.Малышев своим приказом от 30 апреля 1953 г реорганизовал СКБ
завода "Красное Сормово" в специальное конструкторское бюро СКБ-112. Его начальником назначили главного
инженера ЦКБ-118 - главного конструктора ПЛ пр.613 З.Дерибина, главным инженером - заместителя главного
инженера завода по подводному судостроению В.Воробьева. Вновь созданному бюро поручалось проектирование и
модернизация лодок среднего водоизмещения и обслуживание строительства на четырех заводах страны подводных
лодок проекта 613.

Для усиления творческого потенциала в бюро из Ленинграда были командированы, кроме З.Дерибина, около тридцати
человек. Некоторые из них остались в Горьком на постоянную работу. Кроме того, к разработке проекта были
привлечены известные конструкторы-подводники М.Русанов (в будущем - гл.конструктор АПЛ пр.705) и М.Светаев (в
дальнейшем - начальник проектного отдела СПМБМ "Малахит").

Первый проект подводной лодки, разработанный СКБ-112 под руководством З.Дерибина удался. Бюро не только
защитило технический проект, но и предложило свой инициативный вариант "633И". По проекту за четыре года завод
построил 20 кораблей, которые были лучшими дизель-электрическими подводными лодками того времени. Спустя
полтора года, СКБ-112 подготовило и передало техническую документацию Китаю, и лодки большими сериями
строились в КНР и КНДР.

В 1956 году СКБ-112 полностью выделилось из состава завода и стало называться ЦКБ-112 (начальник и главный
конструктор В.Воробьев, главный инженер - Ф.Малышев). Бюро активно участвовало в освоении ракетного оружия. В
то же время велась большая работа по совершенствованию спасательной техники для подводных лодок -
разрабатывался проект модернизации 613С, первая рабочая подводная камера РК-680, первые в мире подводный
спасательный аппарат УПС и спасательная подводная лодка пр.666.

В 1963 году за активное участие в создании ракетного подводного флота ЦКБ-112 награждено орденом Трудового
Красного Знамени. В.Воробьев был удостоен звания Героя Социалистического труда, 39 сотрудников получили
правительственные награды. В 1966 г бюро получило новое название СКБ "Судопроект".

В 70-е годы началась разработка проектов АПЛ пр.670М и первого в мире подводного спасательного комплекса на
базе подводной лодки пр.940 с двумя подводными аппаратами, блоком декомпрессионных камер и центром
жизнеобеспечения спасаемых и водолазов (главный конструктор Б.Леонтьев). Его создание отмечено Государственной
премией СССР.

В 1974 году бюро опять получило новое название - ЦКБ "Лазурит" и в этом же году был утвержден технический
проект АПЛ п.945 "Барракуда". Через 10 лет головная атомная многоцелевая подводная лодка третьего поколения
вступила в строй. Проект отмечен Государственной премией РФ (ее были удостоены Б.Григорьев, Н.Жарков,
В.Китаев, С.Лавковский, А.Постнов, Ю.Хесин)

Подводная тематика бюро не ограничивалась проектированием обычных подводных кораблей. Бюро разработало проекты
экспериментальных подлодок 613Э и 651Э (главные конструкторы Е.Крылов и Н.Кваша), целый ряд подводных
аппаратов для ВМФ и для Министерства рыбного хозяйства (главные конструкторы С.Якимовский, Б.Леонтьев,
С.Молотов, Е.Крылов, А.Лещев, В.Садовников, В.Пермяков, Р.Лафер, Б.Голдовский). Все подъемно-мачтовые
устройства отечественных подводных лодок 2 и 3 поколений спроектированы ЦКБ "Лазурит" (главные конструкторы
А.Туманов, К.Шустиков).

По Постановлению комиссии Президиума Совета Министров СССР бюро было назначено головным предприятием по
созданию и внедрению в системы гидравлики подводных лодок пожаробезопасных рабочих жидкостей. Такие жидкости
были созданы совместно с химиками и внедрены на всех отечеств субмаринах (главный конструктор К.Знаменский).
Наряду с этими работами ЦКБ осуществило координацию и специализированное проектирование устройств и систем АСС
(главные конструкторы А.Туманов, Б.Булгаков), разработало корпусно-механические части стационарных
гидроакустических станций (главный конструктор Ю.Дружинин, ведущие инженеры В.Земсков, А.Успенский и
Г.Витюгов) и многое другое.

В 1993 году ЦКБ "Лазурит" стало открытым акционерным обществом, большая часть акций которого принадлежит
сотрудникам бюро. И все это время его возглавляет Генеральный директор - Генеральный конструктор, Герой
России, Почетный гражданин Нижегородской области, лауреат Премии Правительства, действительный член Академии
транспорта РФ, почетный доктор НГТУ Николай Иосифович Кваша. Среди работающих в ЦКБ два лауреата
Государственной премии Российской Федерации и 16 лауреатов Премии Правительства Российской Федерации, 35
Заслуженных конструкторов, машиностроителей и технологов Российской Федерации.

В связи с сокращением оборонных заказов ЦКБ "Лазурит" приступило к созданию высокотехнологичных образцов
техники гражданского назначения, в основном, по заказам ОАО "Газпром". Особое место занимают работы, связанные
с освоением месторождений углеводородов на шельфе арктических морей и энергообеспечением промышленных зон.
Прошло 50 лет со времени организации ЦКБ "Лазурит". Сменилось два поколения конструкторов. По чертежам,
калькодержателем которых является ЦКБ, в стране и за рубежом построено более 400 подводных лодок. По-прежнему
их отличает оригинальность, смелость и простота технических решений.

А.Постнов.