От OldSalt
К All
Дата 22.10.2003 15:07:56
Рубрики Матчасть;

Детский вопрос.

Добрый день!
Приношу извинения за глупый вопрос, но понимаете, тяжелое детство, «морской бой» на задней парте и пр., а знать-то хочется. Как штурман пл определяется и прокладывает курс под водой в районе полюса (магнитного, истинного, компасного) без помощи ЖПС? Вроде любой курс - 180о, а заехать этим курсом можно и на Кольский, и на Чукотку, и в Канаду. Как вообще ходили на полюс под водой до появления инерционных навигационных систем?
С наилучшими пожеланиями

От WerWolf
К OldSalt (22.10.2003 15:07:56)
Дата 22.10.2003 20:11:23

Один из вариантов ответа (+)

предложил еще А.С.Пушкин в "Золотом Петушке":
- За совет я всё отдам, хоть гадайте по звездам!

;-)))

WerWolf

От Esq
К OldSalt (22.10.2003 15:07:56)
Дата 22.10.2003 15:32:28

Rе: Детский вопрос.

>Приношу извинения за глупый вопрос, но понимаете, тяжелое детство, «морской бой» на задней парте и пр., а знать-то хочется. Как штурман пл определяется и прокладывает курс под водой в районе полюса (магнитного, истинного, компасного) без помощи ЖПС? Вроде любой курс - 180о, а заехать этим курсом можно и на Кольский, и на Чукотку, и в Канаду. Как вообще ходили на полюс под водой до появления инерционных навигационных систем?

Когда мы играли в "морской бой" в районах полюсов (Северного и Южного), то пользовались специальными картами, у которых полюса были перенесены на экваторы (соответственно на Северный экватор и Южный экватор). Замену карт штурманА делали на широте около 45 градусов по специальной команде командира.

От serg
К Esq (22.10.2003 15:32:28)
Дата 22.10.2003 20:40:06

Re: Rе: Детский...

Доброго времени суток!

>Замену карт штурманА делали на широте около 45 градусов

Ну уж не так все страшно на самом деле...

С уважением, serg

От OldSalt
К Esq (22.10.2003 15:32:28)
Дата 22.10.2003 17:08:14

Грешно смеяться

Добрый день!
>Когда мы играли в "морской бой" в районах полюсов (Северного и Южного), то пользовались специальными картами, у которых полюса были перенесены на экваторы (соответственно на Северный экватор и Южный экватор). Замену карт штурманА делали на широте около 45 градусов по специальной команде командира.
Над неграмотными, говорю же, детство было трудное.
С наилучшими пожеланиями

От serg
К OldSalt (22.10.2003 17:08:14)
Дата 22.10.2003 19:56:55

Re: Грешно смеяться

Доброго времени суток!

Ходят там по квазигеографическим координатам. Представте Землю в виде арбуза, лежащего в сетчатой авоське меридианов и параллелей хвостиком вверх. Тогда полоски на арбузе совпадают с сеткой. А теперь поверните арбуз в авоське на 90 градусов - сетка будет представлять из себя "квазигеографическую сетку". (Ох, всыпят мне сейчас штурмана, чувствую, по самое небалуйся.)

Что касается курсоуказателей, то думаю (не застал тех времен), что это были гироазимуты.

С уважением, serg

От OldSalt
К serg (22.10.2003 19:56:55)
Дата 23.10.2003 17:35:08

Байка по теме.

Добрый день!

>Представте Землю в виде арбуза, лежащего в сетчатой авоське меридианов и параллелей хвостиком вверх. А теперь поверните арбуз в авоське на 90 градусов.

В середине 70-х на курсантской практике (КП) судьба свела нас на славном «Бородино» с ребятами со штурманского факультета Каспийского ВВМУ им. Кирова. Для тех, кто интересуется, а также для Гудвина персонально, скажу пару слов о том, как в те времена КП организовывали. За 5 лет обучения каждому курсанту (даже замполитенышам из Киевского ВВМУ) было положено совершить минимум 2 океанских похода. Сами походы были своеобразной лотереей. Особо невезучим доставался тур вокруг Скандинавии с заходом в какой-нибудь захолустный Росток, чуть менее несчастливым выпадало обогнуть Европу и побывать в Аннабе или Александрии (до 75 г.) или Латакии, ну, а родившиеся под счастливой звездой посещали Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Вера-Крус или уж на худой конец, Гавану. Нашему выпуску не повезло в квадрате. На два года моложе нас по выпуску был покойный Петя Горшков, внучок ГК ВМФ, поэтому его выпуску организовывали дополнительные походы, да еще и в культурные места - Копенгаген, Шербур (с экскурсией в Париж для м-м-м, «отличников БП и ПП», которые по странному стечению обстоятельств все как один были Петечкины прихлебалы) и т.п. Как раз после одного из таких походов лимит валюты Управления ВМУЗов оказался израсходованным и нас отправили просто покрутиться по Сев. Атлантике с видами на Исландию из нейтральных вод по маршруту Кронштадт - Кроншлот. По усам текло, а в рот не попало. По ходу КП мы отрабатывали штурманские вахты: по 4 часа вели прокладку. Нам, минерам, в общем-то были по барабану все эти блестящие штурманские прибамбасы - сундук с Лораном (это такая помесь рулетки, «однорукого бандита» и номерного замка с барабаном) вообще не доступен для понимания, а радиопеленгатор в основном использовался для прослушивания поп-музыки, вместе с которой, по образному выражению начфака, мы «заглатывали буржуазную наживку». Под конец вахты надо было сдать преподу координаты места, а он оценивал их весьма своеобразно - наносил все на маневровый планшет, разрисованный как стрелковая мишень, в центре было место, взятое у корабельного штурмана, а кругом - наши «попадания». Чем дальше от центра - тем ниже оценка. Чтобы зря не парится, мы обычно в нужное время посылали гонца в штурманскую рубку, а потом перерисовывали координаты штурмана, честно внося в них искажения - троечники - побольше, отличники - поменьше. Самое муторное было определение места по звездам, к концу практики надо было сдать десятка полтора задач на эту тему, но и тут находился выход. По заранее известным слегка перевранным координатам с помощью морских астрономических талмудов «задом наперед» рассчитывалось расположение звезд на небе. Случались и конфузы. Препод вел метеорологический дневник и, при сдаче задач, случалось, бравый курсант блестяще «определял место» в десятибалльную облачность, да еще и при проливном дожде. В любом случае просчитывать «в лоб» было бесполезно - можно было запросто оказаться в самом центре о.Исландия на леднике, с невоспроизводимым именем в 25 букв длиной, так что тот же «банан» зарабатывался с гораздо большими затратами труда, времени и нервов. Иное дело братаны из Баку. Мы как раз принимали у них вахту и всегда любовались тем, как они тщательно точили карандаши, пытливо всматривались в быстро мелькающие лоранные цифры или размахивали секстанами, «сажая» звезды на горизонт. По странному стечению обстоятельств я был приписан по корабельному расписанию как раз с тем парнем, который сдавал мне место в конце вахты. Попали мы в блатное место - пост управления корабельной пушкой. Сидим как -то по тревоге в удобных креслах, прототипах нынешних офисных, и начал он на жизнь жаловаться. «Несправедливо, - говорит,- вот ваших штурманов на атомные лодки назначают, а наших - только на тральцы». А через пару дней принимал я у него штурманскую вахту. К тому времени мы уже достаточно отошли от материка и аккурат в бакинскую смену перешли на крупномасштабные карты, те у которых в одном делении не миля, а две. Так этот каспийский мечтатель как шлепал по карте деление - миля, так и продолжал. Под его чутким руководством старая, добрая плавбаза пл «Бородино» мало что в самолет не превратилась. На то место, которое он мне сдал, я попал только к концу вахты.

Да... вот не доверяли бакинцам арбузы в авоськах вертеть - и правильно делали!
А после разъяснений уважаемого serg'а я штурманов зауважал еще больше - и как они себе только мозги не свернут!

С наилучшими пожеланиями

От Anjin
К OldSalt (23.10.2003 17:35:08)
Дата 26.10.2003 00:25:31

Re: Байка по...

Здравствуйте!
Не в обиду бакинцам! Просто врезалась в память обращенная к ним фраза: "Не головой качайте, а секстаном!!!"
С уважением.
Anjin

От KM
К OldSalt (23.10.2003 17:35:08)
Дата 25.10.2003 14:39:26

Re: Байка по...

Добрый день!

Самое муторное было определение места по звездам, к концу практики надо было сдать десятка полтора задач на эту тему, но и тут находился выход. По заранее известным слегка перевранным координатам с помощью морских астрономических талмудов «задом наперед» рассчитывалось расположение звезд на небе.

Вообще-то решение астрономической задачи «задом наперед» более трудоёмко, чем нормальным способом. Единственное преимущество – гарантированный результат. :)

Кстати, по теме астрономии. В свое время мы проводили любопытный эксперимент. Измеряли серию высот Солнца секстаном и определяли среднеквадратическую погрешность (а она зависит главным образом от твердости руки и остроты глаза). Затем наблюдатель выпивал 50 г. шила и через 15 мин замерял следующую серию высот. Потом еще 50 г. и новая серия замеров и т.д. Так вот, главный вывод: у большинства подопытных ПОСЛЕ ПЕРВОЙ РЮМКИ РЕЗУЛЬТАТЫ УЛУЧШАЮТСЯ!

Таким образом, получило экспериментальное подтверждение открытие М.М. Жванецкого: «Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах».


С уважением, КМ

От serg
К OldSalt (23.10.2003 17:35:08)
Дата 24.10.2003 12:42:59

Re: Байка по...

Доброго времени суток!

>Нашему выпуску не повезло в квадрате. На два года моложе нас по выпуску был покойный Петя Горшков, внучок ГК ВМФ,

С нами Петя Горшков не учился, но вот другая беда: незадолго до нашей практики отечественный УК переехал в Черноморских проливах какой-то турецкий катер. Турки возьми и запрети проход наших учебных кораблей (а может и не только учебных - не помню уже) через проливы. Поэтому нам дали добро из Усть-Рогатки только до Геркулесовых Столбов и обратно тем же маршрутом.

>Самое муторное было определение места по звездам, к концу практики надо было сдать десятка полтора задач на эту тему, но и тут находился выход.

Нее. Не 15, а 20.

>По заранее известным слегка перевранным координатам с помощью морских астрономических талмудов «задом наперед» рассчитывалось расположение звезд на небе.

Прогресс не дремлет... Мы составили программку на программируемом калькуляторе с выводом промежуточных итогов. Скорость решения задачи определялась только скоростью заполнения бланка...

С уважением, serg

От KM
К serg (24.10.2003 12:42:59)
Дата 25.10.2003 14:41:01

Re: Байка по...

Добрый день!
> незадолго до нашей практики отечественный УК переехал в Черноморских проливах какой-то турецкий катер. Турки возьми и запрети проход наших учебных кораблей (а может и не только учебных - не помню уже) через проливы.

Меня терзают смутные подозрения… Это сейчас турки такие смелые стали – «Варяга», например, волынили - не пропускали долго через проливы даже в качестве металлолома. В советское время чтобы вопреки международному праву запретить проход военного корабля, да ещё по такому смехотворному поводу, - просто немыслимо! Скорее всего, доморощенные флотоводцы-перестраховщики расстарались.


С уважением, КМ

От Russ2
К KM (25.10.2003 14:41:01)
Дата 27.10.2003 20:31:37

Утопленный катер

>Добрый день!
>> незадолго до нашей практики отечественный УК переехал в Черноморских проливах какой-то турецкий катер. Турки возьми и запрети проход наших учебных кораблей (а может и не только учебных - не помню уже) через проливы.
>
>Меня терзают смутные подозрения… Это сейчас турки такие смелые стали – «Варяга», например, волынили - не пропускали долго через проливы даже в качестве металлолома. В советское время чтобы вопреки международному праву запретить проход военного корабля, да ещё по такому смехотворному поводу, - просто немыслимо! Скорее всего, доморощенные флотоводцы-перестраховщики расстарались.

Катер был вполне боевой - торпедный, полученный турками от ФРГ. А наш корабль не вполне учебный, а, скажем, гидрографический, много таких тогда было. Турков утонуло 11 или 12, столько же наши спасли, за что им была турецкая благодарность.


>С уважением, КМ

От Dyakov
К Russ2 (27.10.2003 20:31:37)
Дата 27.10.2003 21:24:33

Re: Утопленный катер

Добрый день!
Учебный корабль "Хасан" 8500 т из Черного моря в проливе Босфор 24 сентября 1985 года встретился турецкий ракетный катер "З-325" типа "Картал" 190 т.
Dyakov.

От Russ2
К Dyakov (27.10.2003 21:24:33)
Дата 28.10.2003 20:23:34

Re: Утопленный катер

>Добрый день!
>Учебный корабль "Хасан" 8500 т из Черного моря в проливе Босфор 24 сентября 1985 года встретился турецкий ракетный катер "З-325" типа "Картал" 190 т.
>Dyakov.

Спасибо за уточнение, в сети есть немного другая версия:

"27 ноября 1985 г при прохождении Босфора в условиях тумана учебный корабль«Хасан» протаранил и утопил случайно подвернувшийся на пересекающемся курсе турецкий ракетный катер "Мелтен" (немецкой постройки типа "Ягуар", переобрудованный в РКА). Форштевнем турецкий катер был попросту перерублен пополам и утонул, погибла часть экипажа. "Хасан" был временно арестован турецкими властями, но расследование показало вину командира турецкого катера."

Один мой знакомый в этот момент служил срочную на Хасане.
Информация от него, но подробности уже забылись.

С уважением, Russ2


От OldSalt
К serg (24.10.2003 12:42:59)
Дата 24.10.2003 16:24:21

А как в ТОВВМУ ?

Добрый день!
Вот тихоокеанцев мне на практиках встречать не приходилось, расскажите кто=нибудь, как у вас это проходило (имеется в виду доперестроечные годы)
>Прогресс не дремлет... Мы составили программку на программируемом калькуляторе с выводом промежуточных итогов. Скорость решения задачи определялась только скоростью заполнения бланка...

Первый доступный калькулятор появился когда я писал уже училищный диплом, одному нашему папа привез из-за бугра, к нему в очередь стояли - диплом обсчитать. А уж программируемые появились только лет ч/з 10, так что нам приходилось пахать по полной. А потом там же надо массу значений из таблиц выковыривать, так что работа в любом случае определялалась не только скоростью заполнения бланка, сколько прыткостью листания ВАСов, МАЕ и пр.

С наилучшими пожеланиями