От Андрей Михайлов
К All
Дата 04.09.2003 00:03:37
Рубрики Прочее; 17-19 век; Курск; Симуляторы;

Ответы на несколько вопросов по К-159

http://www.nordmedia.ru/101.asp?ID=34735
Здесь, кажется, есть все предполагаемые ответы на заданные вопросы URB.

От urb
К Андрей Михайлов (04.09.2003 00:03:37)
Дата 04.09.2003 14:14:18

Re: К-159, что это за понтоны такие были

>
http://www.nordmedia.ru/101.asp?ID=34735
>Здесь, кажется, есть все предполагаемые ответы на заданные вопросы URB.

Судя по материалам различных СМИ, понтонов было 4 - по два на носу и на корме. С их креплением уже расхождения - то ли они были приварены, то ли соединялись тросами. Вопрос: как же, с наибольшей вероятностью, они все-таки крепились? Со сваркой, в принципе, понятно, а если тросами, то как они держали лодку, за что крепились (встречал варианты - к швартовым, опять-таки приваривались к корпусу). А вообще как размеры этих понтонов соотносятся с размером лодки?

Прошу прощения, наверное уже всем надоел.

С благодарностью ко всем за уже полученные ответы.

От urb
К Андрей Михайлов (04.09.2003 00:03:37)
Дата 04.09.2003 12:35:50

Re: Ответы на...

>
http://www.nordmedia.ru/101.asp?ID=34735
>Здесь, кажется, есть все предполагаемые ответы на заданные вопросы URB.

Не подскажете, что значит "тащить за ноздрю": что к чему и как крепиться, трос в этой конструкции один, если лодка начинает тонуть, что делают на буксире?

От kregl
К urb (04.09.2003 12:35:50)
Дата 04.09.2003 13:13:29

Re: Ответы на...

Здр!
>Не подскажете, что значит "тащить за ноздрю": что к чему и как крепиться, трос в этой конструкции один,
--------------------
В носовоё оконечности ПЛ, в надстройке имеется крепление для буксирного троса.
Он там и закреплён постоянно.
Выведен на палубу носовой надстройки, уложен в жёлоб и проложен по-походному в этом жёлобе до ограждения рубки, далее, по "борту" ограждения вверх, перегнут через планширь мостика и свисает внутрь, где слегка закреплён.
Чтоб не топорщился из жёлоба, жёлоб этот перехвачен примерно через метр тонкими металлическими полосками на сварке, чтоб в случае необходимости применения легко было трос вырвать из жёлоба. С мостика ПЛ (или, наоборот, с буксирного судна) линемётом, или вручную бросают линь с выброской (лёгкостью) на буксирное судно, линь привязан к петле буксирного троса, свисающего в ограждении. Трос подаётся на букс. судно и оно вырывает его из жёлоба.
Начинается буксировка.

В случае с ЭТОЙ буксировкой всё было проделано ещё в базе.

Вот, у 641 он даже не в жёлобе, прихвачен прямо поверху по левому борту носовой надстройки:


>если лодка начинает тонуть, что делают на буксире?
---------------------
Отдают буксирный конец. Уж тонуть-то хвостиком вслед за лодкой приказать невозможно.

С уважением, kregl

От serg
К kregl (04.09.2003 13:13:29)
Дата 04.09.2003 19:08:39

Re: Ответы на...

Доброго времени суток!

>В носовоё оконечности ПЛ, в надстройке имеется крепление для буксирного троса.
>Он там и закреплён постоянно.
>Выведен на палубу носовой надстройки, уложен в жёлоб и проложен по-походному в этом жёлобе до ограждения рубки, далее, по "борту" ограждения вверх, перегнут через планширь мостика и свисает внутрь, где слегка закреплён.
>Чтоб не топорщился из жёлоба, жёлоб этот перехвачен примерно через метр тонкими металлическими полосками на сварке, чтоб в случае необходимости применения легко было трос вырвать из жёлоба. С мостика ПЛ (или, наоборот, с буксирного судна) линемётом, или вручную бросают линь с выброской (лёгкостью) на буксирное судно, линь привязан к петле буксирного троса, свисающего в ограждении. Трос подаётся на букс. судно и оно вырывает его из жёлоба.

Все это верно. И называется "аварийное буксировочное устройство" (АБУ). Используется оно при необходимости завести на пл буксирный конец в море в штормовых условиях. А для "спокойной" штатной буксировки служит обычный буксировочный гак в носу (в отличие от аварийного буксировочного гака). Кстати, гаки могут быть "открыты" из первого отсека, не выходя на надстройку (на всякий пожарный). Кроме такой кильватерной буксировки (для которой служат эти гаки) существуют ещё методы буксировки лагом (буксир "привязывается" к борту пл), за рубку (буксирный конец обносится вокруг ограждения рубки), еще те, что перечислил уважаемый Илья, и др.
Однако, все это сказано для "линейных" кораблей. Как положено буксировать корабль ОФИ - не знаю.

С уважением, serg

От Илья
К kregl (04.09.2003 13:13:29)
Дата 04.09.2003 14:07:17

уточнение

Всем привет!

>В носовоё оконечности ПЛ, в надстройке имеется крепление для буксирного троса.
>Выведен на палубу носовой надстройки, уложен в жёлоб и проложен по-походному в этом жёлобе до ограждения рубки, далее, по "борту" ограждения вверх, перегнут через планширь мостика и свисает внутрь, где слегка закреплён.
>Чтоб не топорщился из жёлоба, жёлоб этот перехвачен примерно через метр тонкими металлическими полосками на сварке, чтоб в случае необходимости применения легко было трос вырвать из жёлоба. С мостика ПЛ (или, наоборот, с буксирного судна) линемётом, или вручную бросают линь с выброской (лёгкостью) на буксирное судно, линь привязан к петле буксирного троса, свисающего в ограждении.
>Начинается буксировка.

>В случае с ЭТОЙ буксировкой всё было проделано ещё в базе.

>С уважением, kregl

На самом деле при такой буксировке ставят т.н. браги, которые крепят за ШУ (на фото с КСФ.ру это и видно).

Илья.

От kregl
К Илья (04.09.2003 14:07:17)
Дата 04.09.2003 15:05:29

Re: уточнение

Здр!

>На самом деле при такой буксировке ставят т.н. браги, которые крепят за ШУ (на фото с КСФ.ру это и видно).
-------------------------
К ШУ крепятся понтоны?
Или буксирный трос?

Думается, что при ТАКОЙ буксировке, действительно, следует как-то разумно распределять усилие буксирного троса между собственно буксируемым кораблём и понтонами, чтоб не выдернуть оный из оных.
Может быть и так, что буксирный трос в такой ситуации крепится и не к буксируемому кораблю и не к понтонам, а к системе крепления понтонов к нему.

Так как, всё же?

С уважением, kregl

От urb
К Илья (04.09.2003 14:07:17)
Дата 04.09.2003 14:27:14

Re: уточнение

>На самом деле при такой буксировке ставят т.н. браги, которые крепят за ШУ (на фото с КСФ.ру это и видно).

>Илья.

Вы уж извините, а что такое "браги" и "ШУ", и для чего они нужны?

От Илья
К urb (04.09.2003 14:27:14)
Дата 04.09.2003 21:34:56

Re: уточнение

>>На самом деле при такой буксировке ставят т.н. браги, которые крепят за ШУ (на фото с КСФ.ру это и видно).
>
>>Илья.
>
>Вы уж извините, а что такое "браги" и "ШУ", и для чего они нужны?

Брага - устройство, к которому крепится специальный, подаваемый с буксира, трос. Понтоны не знаю как крепятся, говорить не буду.
А ШУ - штоковые устр-ва (На 627а по-моему ШУ-200), к которому крепятся судоподъемные устройства.

Илья.

От kregl
К Андрей Михайлов (04.09.2003 00:03:37)
Дата 04.09.2003 10:12:47

кол...(+)

Здр!
>
http://www.nordmedia.ru/101.asp?ID=34735
>Здесь, кажется, есть все предполагаемые ответы на заданные вопросы URB.
--------------------------



Трагедия подлодки «К-159»: сработала глубинная бомба под названием «авось»
Газета «Камчатские вести» за 3 июня 1997 года. Статья «Это может повториться…» Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Владимир Куроедов высказал такой прогноз вместе с сожалением о гибели подводной лодки проекта 670. Атомная подлодка постройки середины 60-х годов прошлого века утонула прямо у причала в базе подводников «Вилючинк-3». Прогноз адмирала, который стал уже главкомом ВМФ, сбылся в минувшую субботу. В трех милях к северо-западу от острова Кильдин затонула российская лодка с оперативно-тактическим номером «К-159» проекта 627А. Ее буксировали, или, как говорят моряки, «тащили за ноздрю», на завод «СРЗ-10» в Полярном для утилизации. На флоте есть присказка: «Любой «разбор полетов» идет так: поиск виновных, наказание невиновных и поощрение непричастных». Хочется верить, что на это раз так не будет. Только опять что-то верится очень слабо…

Это вам не «Курск»…
Трагедия произошла в три часа утра 30 августа, лодка затонула, сейчас она лежит на грунте на глубине 238 метров, горизонтально, с креном градуса на левый борт, верхний рубочный люк открыт. Тема уже ушла с первых полос информагентств: все-таки древняя списанная подлодка -- это не боевой «Курск»… Предварительная причина гибели подлодки «К-159» - превышение должностных полномочий, нарушение инструкций и приказов. Оторвались понтоны, которые, как костыли, поддерживали лодку-инвалида. Об этом заявили в воскресенье журналистам на борту ракетного крейсера «Маршал Устинов» Сергей Иванов и главком ВМФ России Владимир Куроедов. «Элементарное легкомыслие, надежда на русский «Авось», на то, что все обойдется…», - подчеркнул Иванов. -- «Это ЧП в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину, что ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со стопроцентной серьезностью, иначе рано или поздно будут наступать такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди». Погибли люди из так называемого «буксировочного» экипажа. Одному моряку - Максиму Цибульскому, удалось спастись. Тела двоих были найдены в море – это капитан третьего ранга Михаил Гуров и старшина контрактной службы Андрей Князев… Пока не удалось выяснить, есть ли среди погибших северодвинцы. Но… Так или иначе, все без исключения русские подводники – наши земляки.

«Кит» номер 289
Если верить справочникам, подлодка “К-159” (заводской номер заказа – 289) была заложена на Севмаше 15 августа 1962 года. 4 ноября 1963 года подписан акт Государственной комиссии о завершении государственных испытаний, лодка вступила в строй ВМФ. 1967-1968 годы: текущий ремонт с заменой парогенераторов на “Звездочке”. Всего с момента постройки «К-159» прошла 212618 миль за 25364 ходовых часов. 30 мая 1989 года лодка выведена из боевого состава ВМФ, стояла на приколе в губе Гремиха .
Проект 627А, к которому относится и «К-159» - это проект одних из первых отечественных атомных подлодок. По-советски – «Кит», по-НАТО-вски - «November». Ржавый, совершенно уже небоеспособный, уставший корабль. Если бы не погибшие люди, «утопление» можно было бы считать своеобразным «благополучным» исходом. Но погибли люди. Зачем подводников, среди которых большинство – офицеры, запихали на кучу металлолома, которую представляла собой подлодка, непонятно… Арестован командир «отстойной» бригады подводных лодок, который руководил буксировкой, капитан 2 ранга. Подлодку «К-159» должны были отвести в Полярный еще несколько лет назад, сроки все откладывались. Наконец команда поступила: «Скорее!» Если бы комбриг не собрал впопыхах «буксирный» экипаж, не загнал бы их на борт подлодки и не «выпихнул» бы, в море «К-159», «халявно», наспех привязанную к понтонам – его бы все равно наказали. Потому что по другому – никак: «Авось»…

Сэкономили?
Несколько лет назад в Гремихе в ожидании утилизации остается более десятка списанных АПЛ. «Северный рабочий» как-то уже писал, что к обеспечению живучести этих «отстойных» подлодок была привлечена уникальная технология, разработанная и реализованная в северодвинском предприятии «Северный рейд»: дырявые цистерны главного балласта заполняются вспененным полистиролом, и корабль не утонет уже никогда. Отрабатывалась технология «Северного рейда» как раз в Гремихе. Почему же «К-159», которая почти полтора десятка лет стояла именно в Гремихе, не подверглась такой процедуре? Загадка… Скорее всего, снова Его Величество «Авось»…
Экологи из скандально известной норвежской экологической организации «Беллона» уже заявили в воскресенье о причинах такого «Авось». Их версия, пожалуй, вполне достоверно объясняет, почему «К-159» тащили «за ноздрю» в такой спешке, с такими нарушениями. Ведь была же возможность основательно подготовится к перегону подлодки на утилизацию… Командование ВМФ проигнорировало более безопасные варианты, которые все-таки были – более подробно останавливаться на них нет смысла. Были они, были... Разделка K-159 была поручена судоремонтному заводу СРЗ-10 «Шквал» в городе Полярный, — почти единственному судоремонтному заводу, оставшемуся в подчинении Министерства обороны. Остальные судоремонтные заводы на Северо-Западе — «Нерпа», Севмаш и «Звездочка» — подчиняются Россудостроению. Если бы выгрузка топлива была проведена плавтехбазой «Имандра», а разделка произошла бы, например, в Северодвинске, на одном из наших ФГУПов, то деньги бы покинули Военно-морской флот. По мнению экологов, вполне очевидно, что именно поэтому флот самостоятельно, без привлечения «посторонних» сил, на «Авось» перетаскивал древнюю АПЛ в ведомственный завод в Полярном -- чтобы обеспечить ему будущие заказы. А финансирование уже не за горами. Оно выделяется как из федерального бюджета, так и по линии международного сотрудничества. В частности, на обращение с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и на утилизацию АПЛ европейские страны выделили порядка 200 миллионов евро...

Реакторы
Самое интересное, никто (судя по сообщениям прессы, появлявшимся до сегодняшнего дня) не знает, или просто не сообщает, есть ли ядерное топливо в реакторах затонувшей подлодки. «Необходимости срочно проводить операцию по подъему затонувшего атомохода нет, поскольку на нем выгружена активная зона реактора», - заявляет бывший главком ВМФ СССР, адмирал флота Владимир Чернавин, ныне глава Союза подводников России. «Ядерное топливо там есть. Несмотря на то, что оба реактора АПЛ были заглушены еще в 1989 году, степень их герметизации не считается надежной, учитывая возраст лодки и самих реакторов», — говорит бывший офицер Северного флота, капитан первого ранга, руководитель петербургского отделения скандально известной экологической организации «Беллона» Александр Никитин. К сожалению, на вопросы, связанные с состоянием реакторов, трубопроводов и арматуры первого контура сегодня не может ответить никто… Пока лодку не поднимут.

Что говорят
Игорь Курдин, председатель клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга, заявил, что неразрешенным пока остается вопрос о том, зачем на буксируемой «мертвой» АПЛ находились люди и почему они не были обеспечены соответствующими средствами спасения. Бывший командир дивизии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин считает, что причина гибели атомной подлодки «К-159» заключается в нарушении правил буксировки. По его словам, К-159 не плавала с 1983 года. «Я последний ходил на ней в море с исследовательскими целями и в тяжелых условиях. Она еще тогда у меня тонула: мы в подводном положении удерживались, а в надводном она теряла положительную плавучесть», – заявил Балтин в воскресенье одной из центральных газет. В таком виде, по его словам, «подлодку нельзя было буксировать». «Надо было заварить все забортные отверстия, потом задраить верхний рубочный люк и тоже прихватить его сваркой; людей там не должно было быть!», – подчеркнул Балтин. – «На подлодке ничего не работало: не было электроэнергии, не работала главная осушительная магистраль, не было работающих водоотливных средств».

Форум
Никто так четко не комментирует события, происходящие на флоте, как сами военные моряки. Есть у них в Интернете так называемый «Морской форум» на сайте «Российский подводный флот». Не секрет, что большинство «ходоков» на форум – северодвинцы. Вот несколько сообщений оттуда -- за 31 августа.
«При грамотно составленном проекте и выполнении всех требований, буксировка становится не более экстремальной чем, скажем, прогулка в парке. Есть конечно определённый риск, но он всегда предсказуем и страхуется. «Хаттон» же на Севмаш добрался из того же района вполне благополучно, а ведь это игрушка раз эдак в -дцать побольше лодки. Так что тут извечное наше разгильдяйство».
«Вечная им память. Но неужели на дырявую самотопную лодку не догадались кинуть пару плотиков хотя бы? На хрена ее вообще потащили ночью? Вечная память погибшим…»
«Почему не применили технологию наполнения цистерн главного балласта полистиролом – вопрос».
«Кто её, интересно, готовил к перегону и отправлял, хотел бы я знать. Или господа флотоводцы сэкономили деньги и не заказали прогноз? Впрочем, с нынешним состоянием пунктов метеоконтроля точность прогноза приближается к общепринятой в отечественном машиностроении (плюс-минус Трамвайная остановка). А конвертировать (то есть «сажать» «гражданский» экипаж – А.М.) лодку запрещено Правилами Морского регистра РФ. Кто-то всё равно должен следить за реактором…»

«Только гибель ни в чём не повинных моряков и трагизм ситуации не позволяет нам стать всеобщим посмешищем. Ни минуты не сомневаюсь, что с проверками на готовность к буксировке там все в порядке. И бумаготворчество после Курска поднято на новую ранее не виданную высоту, и качество проверок вышестоящими штабами ужесточено многократно. Может быть, всё таки не бумага, а железо, не истерия проверок, а средства на содержание и восстановление?». Комментарии нужны?

Такое уже было
Не менее драматично, чем судьба «К-159», сгинувшей только что, складывалась история другой советской АПЛ проекта 627А, «К-8»:12 апреля 1970 года во время крупномасштабных учений «Океан» подлодка «К-8» затонула. Тоже в какой-то мере из за него самого, из-за «Авось». Этот подводный корабль специально не готовился к участию в этих учениях, он завершил длительную боевую службу в Средиземном море. Наскоро пополнив запасы продовольствия и средств регенерации с надводного корабля, «К-8» прошла Гибралтарский пролив и вышла в Атлантику, где и получила 7 апреля приказ следовать в заданный район для участия в учениях. В дальнейшем корабль на связь не выходил. 8 апреля в 21.30 в Бискайском заливе, нескольких сотнях миль от берегов Испании, на борту лодки в 3-м отсеке возник пожар, вызванный возгораниями патронов регенерации, принятых на борт впопыхав, прямо в море. Сработала система аварийной защиты реактора, и корабль, всплывший в надводное положение, остался практически без электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не удалось. На вторые сутки был израсходован запас воздуха, что затруднило выравнивание дифферента и поддержание плавучести. Экипаж боролся за живучесть корабля более трех суток. 12 апреля в 6.18 лодка затонула на глубине 4680 метров, унеся с собой жизни 52 членов экипажа… «Авось» не сработал. Не готовая к активному использованию на учениях уставшая в автономке подлодка погибли. Говорят, снаряд не падает в одно место дважды. Бомба по имени «Авось» попала в серию подлодок проекта 627А как раз дважды…

Андрей Михайлов, капитан 3 ранга запаса, бывший командир дивизиона живучести АПЛ «К-241»
Фото www.bellona.ru

Снимок сделан в Гремихе за два месяца до гибели К-159, в начале июля 2003 года.

Реквием погибшей подлодке “К-159”: “Смирно встаньте и скиньте пилотки!..”

Это фраза из известной песни, которая известна, наверное, каждому русскому подводнику. Никто точно не знает, кто ее автор. Легенда гласит, что песня о трагической судьбе военных моряков подводников --Владимира Высоцкого. Да будет так. «Встаньте все, кто сейчас водку пьет и поет, замолчите -- и выпейте стоя. Наш подводный, ракетный, наш ядерный флот отдает честь погибшим героям!» Сегодня наш реквием – экипажу атомной подлодки «К-159», погибшему 30 апреля в Баренцевом море у острова Кильдин. На этом черно-белом снимке «К-159» -- в море, за много лет до своей гибели. Помолчим…

Список погибших членов экипажа АПЛ “К-159”
Командир подводной лодки капитан второго ранга Сергей Лаппа,
Командир электромеханической боевой части капитан третьего ранга Михаил Гуров,
Командир дивизиона движения капитан третьего ранга Юрий Жадан,
Командир дивизиона живучести капитан третьего ранга Олег Андреев,
Командир электротехнического дивизиона старший лейтенант Сергей Соколов,
Старший боцман старший мичман Александр Алешкин,
Начальник химической службы специалист по корабельной дозиметрии мичман Роман Куринный,
Командир отделения турбинистов старшина первой статьи контрактной службы Евгений Смирнов,
Машинист группы дистанционного управления главный старшина контрактной службы Андрей Князев,
Какой была подлодка «К-159»
Технические характеристики АПЛ: длина 107,4м; ширина 7,9м; средняя осадка 5,7м. Водоизмещение 3101м3. Запас плавучести 30%; Предельная глубина погружения 300м; Полная скорость подводного хода 30 узлов; Надводная скорость 15 узлов; Автономность 50 суток; Экипаж 110 человека. АПЛ К-159 имеет два реактора типа ВМА, мощностью 70 Мегаватт каждый.

История службы «К-159»:
11.06-20.08.63г. Швартовые испытания; 11.09-09.10.63г. Совместные ходовые испытания; 09.10.1963г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний; 04.11.1963г. Вошла в состав Северного флота; 1963-1967гг. Совершила два автономных похода на БС общей продолжительностью 74 суток; 02.03.1965г. В море обнаружена микротечь левого конденсатора, что привело к необходимости возвращения в базу; 1967-1968гг. Текущий ремонт с заменой ПГ на СРЗ "Звездочка"; 1969г. Совершила автономный поход на БС общей продолжительностью 65 суток; 1970-1972гг. Проводился ремонт с перезарядкой реакторов; 1973-1975гг. Совершила два автономных похода на БС общей продолжительностью 115 суток; 25.07.1977г. Отнесена к подклассу БПЛ; 1979-1980гг. Находилась в текущем ремонте на СРЗ-10; 1981-1984гг. Совершила четыре автономных похода на БС общей продолжительностью 138 суток; 1985-1988гг. Отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе; 30.05.1989г. Выведена из боевого состава ВМФ; 2000г. Хранилась на приколе в губе Гремиха (о. Островной).
Всего с момента постройки К-159 прошла 212618 миль за 25364 ходовых часов
После гибели «К-159» 30 августа 2003 года остался жив лишь один член экипажа, командир группы дистанционного управления старший лейтенант Максим Цибульский…



В Северодвинске остались семьи у двух военных моряков, погибших на подлодке “К-159”

Вчера на всех кораблях, а также в береговых частях и подразделениях Северного флота был день траура – моряки поминали коллег, погибших во время аварии с подводной лодкой “К-159”. Как сообщил нашему корреспонденту начальник штаба, исполняющий обязанности командира Беломорской ВМБ капитан 1 ранга Сергей Баранников, у двоих погибших моряков остались жены и семьи в Северодвинске. Но пока нет официального, то есть заверенного законным образом уведомления о гибели военнослужащих, сообщать прессе фамилии вдов Сергей Баранников посчитал нетактичным…

Между тем подобное уведомление может появиться не свет лишь в двух случаях: либо после обнаружения и опознания тел погибших, либо после специального распоряжения президента. Подобным образом были признаны погибшими подволдники с трагически погибшей АПЛ “Курск”. Как сообщили нам информационные партнеры из “Северной субботней газеты” (город Полярный) и сайта КСФ.Ру, в Гремихе начала работать следственная группа Главной военной прокуратуры РФ. На допросы вызываются офицеры штаба бригады подводных лодок, к которой была приписана погибшая “К-159”. По предварительным данным, конкретное указание о начале буксировки из Гремихи в Полярный с помощью четырех понтонов было отдано из штаба Северного флота. Пока, до выяснения обстоятельств буксировки, под стражу взят лишь один офицер, командир бригады подлодок капитан 2 ранга Сергей Жемчугов. За дальнейшим развитием событий следите по сообщениям ИА “НОМКА”.
(С. Гаганин)
--------------------------
С уважением, kregl

От Aut
К kregl (04.09.2003 10:12:47)
Дата 04.09.2003 13:13:28

Re: кол...

Добрый день!

> Сегодня наш реквием – экипажу атомной подлодки «К-159», погибшему 30 апреля в Баренцевом море у острова Кильдин.

30 августа

С уважением.
Aut


От Григорий
К kregl (04.09.2003 10:12:47)
Дата 04.09.2003 11:51:07

Re: кол...

>Форум
>Никто так четко не комментирует события, происходящие на флоте, как сами военные моряки. Есть у них в Интернете так называемый «Морской форум» на сайте «Российский подводный флот». Не секрет, что большинство «ходоков» на форум – северодвинцы. Вот

Это про нас? Северодвицы тут определённо есть, но не сказал бы, что большинство...

Григорий