От ЛИС
К All
Дата 28.03.2003 08:44:38
Рубрики WWII; Современность;

История

Если есть знающие люди прошу помочь. Во время второй мировой войны у японцев были подводные лодки, способные нести до 3 самолетов в спец. ангаре. Эдакие подводные авианосцы. Интересно мнение специалистов: Почему лодки данного класса не стали развивать в дальнейшем страны победительницы? Или может быть все таки имели место проектирование, постройка и испытания таких лодок после войны?
Спасибо.
Удачи. :-)

От ЛИС
К ЛИС (28.03.2003 08:44:38)
Дата 31.03.2003 09:40:14

В кратце...

Вот в кратце об этих лодках:
А. №714 (I-400) заказали в рамках "Пятой программы по замене кораблей" 1942 г., а № 5231 (I-401), № 5232 (I1-402), № 5233 (I-403) и № 5234 (I1-404) - в рамках "Модифицированной пятой программы по замене кораблей" 1942 г. Кроме того, последняя также предполагала постройку еще 14 аналогичных кораблей (с № 5235 по № 5248), но заказы на них (за исключением № 5247 и № 5248) аннулировали в марте 1945 г. Все заложенные корабли строились по бюджету на 1942/43 гг., а остальные - в рамках бюджета на 1944/45 гг. Решение об их создании было принято в конце 1942 г. после успешного (как считалось) завершения бомбардировки побережья США бортовым ГСМ с I-25. Предназначались для нанесения ударов по объектам на территории противника и боевым кораблям в хорошо охраняемых базах. Один из вариантов-боевого использования предполагал атаку Нью-Йорка. Кроме того, данные корабли должны были (в случае необходимости) выполнять функции флагманов соединений ПЛ типов С и В. Главным оружием являлись три высокоскоростных бомбардировщика-торпедоносца "Сейран" ("Аичи" М6А). Классифицировались как подводные авианосцы. Корабль имел двухкорпус-ную конструкцию. Прочный корпус был разделен плоскими переборками на восемь отсеков, из которых четыре (с третьего по шестой) имели форму положенной горизонтально восьмерки. Отличительной особенностью конструкции являлась продольная прочная переборка, проходившая вдоль всех отсеков (за исключением концевых) и герметичная палуба. Четыре дизеля с навешанными генераторами были сгруппированы в две группы, каждая из которых обслуживала свою линию вала. Дизеля соединялись между собой с помощью разобщительных муфт и через редукторы — с навешенными генераторами и компрессорами (расположенными в пятом отсеке). Имелось устройсво работы дизелей под водой "шнорхель". Пять групп ЦГБ, топливные танки и цистерны авиационного бензина вне прочного корпуса. Главные механизмы (дизеля, генераторы, ЭД, ТГ и компрессоры ВВД) с резино-металлическими амортизаторами.Система погружения и всплытия позволяла кораблю уйти под воду в течение 70 секунд (чему в немалой степени способствовал сравнительно небольшой для японского флота запас плавучести). Легкий корпус покрыт специальным каучуковым составом. В четвертом отсеке располагался погреб авиационного боезапаса, вмещавший четыре авиационные торпеды, три 800-кг и 12 250-кг бомб. Ангар для хранения ГСМ (диаметром 3,5 м) находился над прочным корпусом (в одной диаметральной плоскости), боевая рубка (как и у типа AM) была смещена к правому борту корабля. С момента всплытия ПЛ в надводное положение и до подьема в воздух трех ГСМ (даже при отлично тренированном экипаже и благоприятных метеорологических условиях) требовалось 45 минут. На корабле имелись хорошие условия обитаемости. Запасы пресной воды и провизии обеспечивали автономность 90 суток, хотя по топливу и маслам ПЛ могла находиться в море больше 100 суток. Рабочая глубина погружения 100 метров. I-400 являлась самой большой ПЛ в период Второй Мировой войны.
Б. 4 дизеля (восьмицилиндровые, четырехтактные) - 7700 л.с. (суммарная контрактная) + ЭД -2400 л. с. (суммарная контрактная).
В. Надводная: - 18,75 узла (максимальная, контрактная); - 14 узлов (экономическая), подводная: - 6,5 узла (максимальная, контрактная); - 3 узла (в течение 20 часов).
Г. 780 т соляра + 160т авиационного бензина.
Д. Надводная: - 30000 миль (16 узлов); -37500 миль (14 узлов), подводная: -60 миль (3 узла).
Е. 20%
Ж. 144 человека.
3 . I - 140-ММ/40 тип 11тмод. А1 (Д стр. - 86 кбт; 5 выстрелов в минуту; 150 выстрелов), 10 (3x3; 1 х 1) -25-мм/бО тип 96 (Д стр. - 40 кбт/5200 м; от 110 до 260 выстрелов в минуту; 1800 унитарных патронов).
И. 8 носовых ТА 533-мм (20 торпед).
К. Катапульта тип 4 N° 1 мод. 10, 3 ГСМ "Сей-ран" ("Аичи" М6А).
Л. СУАО для 140-мм орудия: 1,5-м дальномер тип 97 (переносной), ПУТС для 533-мм ТА: АПТС тип 93; линейчатый ночной прицел тип 93; командирский перископ.
М. РЛС обнаружения воздушных целей тип 3 мод. 3 модиф. 1, РЛС обнаружения надводных целей тип 3 мод. 2 модиф. 2.
I-400 (до сентября 1943 г. заказ № 714) После вступления в строй вошла в состав 1-го ДПЛ Шестого флота, и до июня 1945 г. занималась подготовкой к нанесению удара по шлюзам Панамского канала. Бортовые ГСМ корабля взлетали с внешнего рейда Куре и отрабатывали атаку по макетам, построенным в бухте Нанао (в заливе Тояма) на западном побережье о, Хонсю. Тренировки были затруднены из-за отсутствия авиационного топлива. С 17-го по 24.06.1945 г. I-400 совершила переход в Дайрен, где приняла топливо. 26.07.1945г. ПЛ вышла из Куре и направилась к атоллу Трук, имея на борту три боеготовых ГСМ "Сейран" ("Аичи" М6А). Их планировали использовать с пилотами-смертниками для атаки американских АВ у атолла Улити. Самолеты были покрыты специальной лю-минисцентной краской, что позволяло их привести в боеспособное состояние в темное время суток без искусственного освещения. 15.08.1945 г. I-400 получила приказ возвращаться в Куре. Экипаж корабля разбил и выбросил за борт ГСМ и торпеды. 25.08.1945 г. ПЛ пришла в Токийский залив, где перешла в распоряжение американских оккупационных властей. 15.09.1945 г. I-400 пришла в Перл-Харбор. 4.06.1946 г. ПЛ была затоплена на западных подходах к о. Оаху. I-401 (до сентября 1943 г. заказ № 5231) После вступления в строй вошла в соста 1-го ДПЛ Шестого флота, и до июня 1945 г. занималась подготовкой к нанесению удара шлюзам Панамского канала. Бортовые ГСМ корабля взлетали с внешнего рейда Куре и отрабатывали атаку по макетам, построенным в бухте Нанао (в заливе Тояма) на западном побережье о. Хонсю. Тренировки были затруднены из-за отсутствия авиационного топлива. 1.06.1945 г. ПЛ возглавила 1-й ДПЛ (флаг капитана 1 ранга Аридзуми). 17.06.1945 г. I-401 направилась в Дайрен для приема топлива. 19.06.1945 г. к югу от о. Хонсю она по-дарвалась на магнитной мине, выставленной 16.06.1945 г. американской базовой авиацией. 21.06.1945 г. корабль пришел в Куре, где на верфи флота провели восстановительный ремонт. 26.07.1945 г. ПЛ вышла из Куре и направилась к атоллу Трук, имея на борту три боеготовых ГСМ "Сейран" ("Аичи" М6А). Их планировали использовать с пилотами-смертниками для атаки американских АВ у атолла Улити. Самолеты были покрыты специальной люминисцентной краской, что позволяло их привести в боеспособное состояние в темное время суток без искусственного освещения. 15.08.1945 г. I-401 получила приказ возвращаться в Куре. Командир 1-го ДПЛ капитан 1 ранга Аридзуми застрелился. Экипаж корабля разбил и выбросил за борт ГСМ и торпеды. 25.08.1945 г. ПЛ пришла в Токийский залив, где перешла в распоряжение американских оккупационных властей. 15.09.1945г. I-401 пришла в Перл-Харбор и 31.05.1946 г была затоплена на западных подходах к о. Оаху.
I-402 (до сентября 1943 г заказ № 5232) В процессе достройки возглавила 1-й ДПЛ Шестого флота, и на ней поднял флаг капитан 2 ранга (с июля 1945 г. 1 ранга) Аридзуми (после прихода 1-8 в Куре). 1.06.1945 г МГШ принял решение переоборудовать 1-402 в ТН. Корабль вновь ввели в док на верфи флота в Сасебо. 19.08.1945 г. ПЛ передали в распоряжение американских оккупационных властей. В декабре 1945 г I-402 полностью разоружили и 1.04.1946 г. затопили у о. Гото (32° 37' N; 129° 17' Ost), предварительно взорвав главные механизмы.
I-403 (до сентября 1943 г. заказ № 5233) В марте 1945 г. постройку корабля приостановили при 60% готовности. В конце этого же месяца заказ аннулировали, и лодку разобрали на верфи флота в Сасебо.
I-404 (до сентября 1943 г. заказ № 5233) В процессе достройки вошла в состав 1-го ДПЛ Шестого флота. 28.07.1945 г. во время налета американской-палубной авиации (с АВ TF. 38) I-404, имевшая готовность 95%, получила тяжелые повреждения и затонула у достроечной стенки верфи флота в Куре.

Удачи.

От Илья
К ЛИС (31.03.2003 09:40:14)
Дата 31.03.2003 23:14:38

Хороший кратец!

Хороший кратец!

Спасибо! Интересный информейшн.
А откуда, из какого источника?
Илья.

От ЛИС
К Илья (31.03.2003 23:14:38)
Дата 01.04.2003 08:03:44

Re: Хороший кратец!

"Боевые корабли японского флота" Подводные лодки 10.1918-8.1945 гг. Справочник. Ю.В. Апальков по дредакцией кап 1 ранга Е.И.Версоцкого Санкт-Петербург 1999г.

От Илья
К ЛИС (01.04.2003 08:03:44)
Дата 01.04.2003 21:25:34

понял

Спасибо!
иду к Апалькову.
Илья.

От Anjin
К ЛИС (28.03.2003 08:44:38)
Дата 29.03.2003 21:07:21

Re: История

Или может быть все таки имели место проектирование, постройка и испытания таких лодок после войны
Что касается СССР неплохая книга ШИРОКОРАДА А.Б. "Советские подводные лодки послевоенной постройки"
>Спасибо.
>Удачи. :-)
Удачи. С уважением Anjin

От Илья
К Anjin (29.03.2003 21:07:21)
Дата 29.03.2003 21:45:42

Re: История


>Что касается СССР неплохая книга ШИРОКОРАДА А.Б. "Советские подводные лодки послевоенной постройки"

Всем привет!
Книга то не плохая, только там не его фамилия должна быть на обложке.
Илья.


От ЛАА
К ЛИС (28.03.2003 08:44:38)
Дата 28.03.2003 18:43:38

еще раз про рубрику "Техподдержка"

Уважаемый ЛИС!

Совсем недавно я тут уже разразился воплями на всю Кают-компанию: "только не Техподдержка!!!"... И что же вижу??? Вот честное слово, поверьте пожалуйста: дразнить уважаемого Novik-a этой страшной рубрикой куда опаснее, чем меня - "барбосами", "держимордами" и "удавами свободы слова и совести".

Напоминаю еще раз: рубрика "Техподдержка" предназначена ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для обсуждения вопросов, связанных с технической поддержкой Форума. Каковая ни к подплаву, ни к матчасти, ни вообще к реальности никакого отношения не имеет.

За злостное непонимание этого важного момента уважаемые участники несут ту же ответственность, как и за мелкое хулиганство: незнание закона, как говорится, никого ни от чего не освобождает... (чтобы не подумали чего плохого: это я специально Вас так пугаю). Короче, рубрики "Техподдержка" надо бояться как... ну, как мышка кошки, что ли... Не уподобляясь при этом персонажам нижеследующего наглядного пособия:



Пользуясь несвойственным мне миролюбием и терпимостью, а так же всевозможными смягчающими обстоятельствами, я поменял рубрику Вашей ветки, но в следующий раз и настроение может оказаться угрюмее, да и погода - дождливее...

С уважением!

От ЛИС
К ЛАА (28.03.2003 18:43:38)
Дата 31.03.2003 08:35:22

Re: еще раз...

>За злостное непонимание этого важного момента уважаемые участники несут ту же ответственность, как и за мелкое хулиганство: незнание закона, как говорится, никого ни от чего не освобождает...

Учтем-с...

>Пользуясь несвойственным мне миролюбием и терпимостью, а так же всевозможными смягчающими обстоятельствами, я поменял рубрику Вашей ветки, но в следующий раз и настроение может оказаться угрюмее, да и погода - дождливее...

Спасибо хорошей погоде...

>С уважением!
С неменьшим уважением!

От WerWolf
К ЛИС (28.03.2003 08:44:38)
Дата 28.03.2003 09:04:05

это не История, это "Путь Воина"

>[...] Во время второй мировой войны у японцев были подводные лодки, способные нести до 3 самолетов в спец. ангаре. Эдакие подводные авианосцы. Интересно мнение специалистов: Почему лодки данного класса не стали развивать в дальнейшем страны победительницы?

Дело в том, что возвращение из полета взлетевших летательных аппаратов не предусматривалось - летчики были камикадзе, а самолет, начиненный взрывчаткой и управляемый камикадзе (с учетом современных знаний) можно назвать прототипом современных крылатых ракет. Поскольку современные системы наведения и управления КР имеют заведомо меньшие габариты чем 01 человеческая тушка, то ВВ напихать туда также можно больше (или уменьшить габариты собственно ракеты и увеличить их количество).
Хотя, возможно, отдельно взятые страны (где жизнь людей дешевле электроники) когда-нибудь реанимируют эту идею... Страшно...

С уважением - WerWolf

От Anjin
К WerWolf (28.03.2003 09:04:05)
Дата 29.03.2003 21:40:44

Re: это не...

Что касается Бусидо, наибольшее уважение у меня вызывает принцип: "Ценнейший подвиг тот, о котором никто не знает."
Лётчики (пилоты ОКА и БАКА) - камикадзе
моряки (боевые пловцы управляемых торпед)- кайтен
пехота (смертники с "поясами шахидов") - кейсинтай
>С уважением - WerWolf
С уважением Anjin

От zas
К WerWolf (28.03.2003 09:04:05)
Дата 28.03.2003 09:32:17

Re: это не...


>Дело в том, что возвращение из полета взлетевших летательных аппаратов не предусматривалось - летчики были камикадзе, а самолет, начиненный взрывчаткой и управляемый камикадзе (с учетом современных знаний) можно назвать прототипом современных крылатых ракет. Поскольку современные системы наведения и управления КР имеют заведомо меньшие габариты чем 01 человеческая тушка, то ВВ напихать туда также можно больше (или уменьшить габариты собственно ракеты и увеличить их количество).
Тут немного не так. Подводныелодки (SenToku type)предназначались для запуска торпедоносцев Сейран. Взрывчаткой оные не начинялись- несли торпеды. Действительно, возвращение этого самолета на палубу ПЛ было невозможно. Но- на сейранах стояли поплавки. По идее, после нанесения удара оне должны были максимально отрываться от противника, садиться на воду и ждать хелпа или дозаправки.
>Хотя, возможно, отдельно взятые страны (где жизнь людей дешевле электроники) когда-нибудь реанимируют эту идею... Страшно...
Так не думаю. Ветвь тупиковая.


От ZAA
К zas (28.03.2003 09:32:17)
Дата 28.03.2003 11:10:40

Re: это не...

Здравствуйте!

> По идее, после нанесения удара оне должны были максимально отрываться от противника, садиться на воду...
...и жать клавишу F1 :-)
С уважением Александр.

От zas
К ZAA (28.03.2003 11:10:40)
Дата 31.03.2003 14:06:14

Re: это не...

>Здравствуйте!

>> По идее, после нанесения удара оне должны были максимально отрываться от противника, садиться на воду...
>...и жать клавишу F1 :-)
Лучше Ctrl+Alt+Del:)

От ZAA
К zas (31.03.2003 14:06:14)
Дата 31.03.2003 14:39:54

Re: это не...

Здравствуйте!


>>...и жать клавишу F1 :-)
>Лучше Ctrl+Alt+Del:)
Ага и начать миссию заново...
С уважением Александр.

От ЛИС
К WerWolf (28.03.2003 09:04:05)
Дата 28.03.2003 09:30:41

поспорю

А уменя другие данные... В большинстве случаев такие лодки с их самолетами использовались в качестве дальней авиаразведки. и не было ни одного случая, когда бы самолеты с этих лодок участвовали в атаках на корабли и соединения противника(были лишь случаи поддержки высадки десанта и снабжения дальних метеостанций)...
Удачи.

От vladre
К ЛИС (28.03.2003 09:30:41)
Дата 30.03.2003 06:48:23

Re: поспорю

простите, но по моему общеизвестный (ИМХО) факт, самолеты именно с такой ПЛ бомбили территорию США во второй мировой войне.

с уважением Владимир.

P.S. Есть отличная книга Подводная лодка и самолет, где подробно описывают массу различных проектов. Вплоть до вертолета Камова выстреливаемого из ТА (для диверсантов). Кстати ранее я встречал краткое описание этого вертолета "вертолет для подводной лодки" и долго мучился вопросом: на кой черт на лодке сейчас вертолет?

От WerWolf
К ЛИС (28.03.2003 09:30:41)
Дата 28.03.2003 09:54:13

Дело не предназначении, а целесообразности

Не буду развивать тему насчет применения самолетов - это не так важно. А вот то, что выполняемые этими самолетами функции стало можно решить гораздо "меньшей кровью" стало критичным и свело на нет саму идею.
Варианты применения самолетов:
- разведка
- ведение боя
- обеспечение удаленных баз
- ?? - больше придумать не могу.

Разведку "одноразовыми средствами" целесообразно проводить непосредственно перед нанесеним главного удара - для уточнения отдельных элементов ордера, боевого порядка, местоположения целей и т.д. Ведение же авиаразведки методом "свободной охоты" - не проще ли иными средствами? А главное, дешевле!
Я недаром упомянул Бушидо - менталитет у японцев отличен от "держав-победительниц", поэтому японцев такой метод разведки, возможно, устраивал, остальных - нет. Кроме того, основное тактическое свойство пл - СКРЫТНОСТЬ. Это азбука. А старт самолета - НП, т.е. заведомая потеря скрытности. В войну амеры наблюдали работу радиолокаторов японских пл, но мер не принимали, за что и были утоплены. Сейчас же - дудки, ученые стали! Старт КР (БР) - тоже явная потеря скрытности, но тут другой коленкор - атака, скрытность побоку, задача врага поразить.

Ведение боя - я уже упоминал КР. Dixi.

Снабжение баз и т.п. - лодки-матки с боевыми пловцами и/или миниатюрными пл - есть и остаются, иногда решая эти задачи. В осажденный Севастополь пл тоже возили грузы и топливо, да и сейчас задача "доставка грузов" есть в ТРПЛ.

Именно НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ применения одиночных (или малыми группами) самолетов (при наличии гораздо более эффективных и экономичных альтернативных способов) и похоронили идею "подводных авианосцев".

С уважением - WerWolf

От ЛИС
К WerWolf (28.03.2003 09:54:13)
Дата 28.03.2003 10:00:02

Спасибо

Спасибо за разъяснения. начал разбираться в конструкции этих лодок, очень интересные решения применены в конструкции...
еще раз спасибо :-)