От mk
К All
Дата 29.04.2011 15:44:28
Рубрики Современность;

Ашот Саркисов: свинец-висмут - технология, опередившая время

http://atominfo.ru/news/aira164.htm

Ашот Саркисов: свинец-висмут - технология, опередившая время

На вопросы электронного периодического издания AtomInfo.Ru отвечает академик РАН, председатель экспертного
совета по проблемам флота и кораблестроению ВАК России, вице-адмирал Ашот Аракелович САРКИСОВ.

Изумление американцев

- Ашот Аракелович, наш первый вопрос к Вам легко предугадать. Как Вы оцениваете сейчас, по прошествии лет, АПЛ
проекта 705 со свинцово-висмутовым реактором?

Без всякого преувеличения могу сказать, что это был уникальный научно-технический прорыв, который опередил
уровень того времени на несколько десятилетий. В западных публикациях устоялся тезис, что лодка 705 проекта
опередила время на 20 лет. А я бы сказал, что на 40-45 лет.
Такая установка, конечно, могла быть создана только на основе самого широкого применения новейших
научно-технических достижений. Пожалуй, это был единственный в нашей стране случай, когда научными
руководителями создания подводной лодки являлись сразу четыре академика, ведущих специалиста в своей области.
Первым из них упомяну Анатолия Петровича Александрова. За ядерную энергетическую установку отвечал Александр
Ильич Лейпунский. За всю автоматизацию управления - Владимир Александрович Трапезников, а за
электрооборудование - Андроник Гевондович Иосифьян, академик АН Армянской ССР.
Вот такая концентрация в проекте 705 была не столько личностей, сколько тех коллективов, которые стояли за
этими личностями! И того научно-производственного потенциала, который был связан с ведущими советскими
институтами. Всё это позволило создать установку, далеко обогнавшую время.
Я глубоко убеждён, что если бы не сложная экономическая ситуация, то свинцово-висмутовое направление на
подводном флоте сумело бы освободиться от недостатков, свойственных всякому начальному периоду разработки
новых проектов, и стать равноправным направлением в развитии АПЛ.

- Откуда пошла идея использовать теплоноситель свинец-висмут? Для наземной энергетики тяжёлые металлы не были
характерны.

Первоначально для новых АПЛ просматривался традиционный натрий. Но сыграли свою роль соображения
пожароопасности. Был также принят во внимание неудачный опыт эксплуатации на американской АПЛ "Seawolf"
(SSN-575). По-видимому, всё это вместе взятое и подтолкнуло к поискам альтернативного металлического
теплоносителя.
Металлический теплоноситель был нужен по той причине, что разработчиков интересовал реактор на промежуточных
или быстрых нейтронах, и поэтому теплоноситель не должен был содержать лёгких ядер, эффективно замедляющих
нейтроны.
Не могу вам ответить точно, кто именно первым назвал свинец-висмут. Есть разные версии, различные варианты, но
я думаю, что было бы справедливо приписать эту идею Александру Ильичу.
Я немного знал Лейпунского. Это был, конечно, незаурядный человек. Большой патриот, абсолютно не стеснявшийся
своих патриотических чувств и подчёркнуто их выражавший. И талантливейший, конечно, физик. С горечью должен
признать, что его незаслуженно обидели, не избрав в нашу академию наук, хотя он заслужил это многократно.
На первых этапах освоения свинца-висмута пришлось преодолеть немало трудностей, связанных с технологией этого
нигде, никогда и никем не применявшегося ранее теплоносителя. Была создана лаборатория под руководством
Валерия Ивановича Субботина. Построен в Обнинске стенд 27/ВТ, чьё пятидесятилетие отмечалось в 2008 году. В
конце концов, основные проблемы были решены.
Первой лодкой со свинцово-висмутовыми реакторами стала АПЛ "К-27", построенная по проекту 645. К сожалению, в
1968 году она потерпела аварию и была плановым порядком затоплена в Карском море, недалеко от Новой Земли, где
сейчас и покоится. Вопрос о её подъёме, на мой взгляд, является самостоятельной актуальной проблемой,
требующей специального рассмотрения. Но эту тему оставим пока в стороне.
"К-27" позволила подтвердить правильность всех основных принятых конструктивных технологических решений, и
наша страна приступила к строительству серии АПЛ 705 проекта. Эти лодки буквально взбудоражили американцев.
Наш тогдашний наиболее вероятный противник, узнав о них, испытал шок.
Что их поразило больше всего? Во-первых, широкое применение титана, в том числе, при изготовлении корпуса, что
позволило увеличить глубину погружения. Во-вторых, конечно же, установка. Неожиданно для всех у нас появилась
установка с жидкометаллическим теплоносителем, позволившим создать малогабаритный реактор с большой плотностью
объёмного энерговыделения. Иначе говоря, с возможностью получения больших мощностей при малых габаритах.
Последнее обстоятельство сразу открыло возможность создания подводной лодки небольшого размера, что на тот
момент являлось важнейшей задачей. Многие умели строить АПЛ, но лодки получались большими. А тут в руках у
СССР возникла принципиально новая технология, обеспечивавшая настоящий прорыв.
Обязательно я должен упомянуть о третьей особенности проекта 705 - его полная автоматизация, комплексная
автоматизация управления и подводной лодкой, и энергетической установкой.

- Ого! Честно говоря, даже не верится:

В то время это было сделано, понимаете? Сейчас о полной автоматизации только говорят, а на проекте 705 она
была реализована.
Американцы оказались абсолютно не готовыми к честному состязанию с нами, и единственное, чем они активно
занимались - это разведработой.

- Свинец-висмут для них оказался неизвестным направлением?

У них даже задумок не было до тех пор, пока они не узнали о наших лодках. Поэтому они не пытались сделать
что-то самостоятельно. Это совершенно новая технология, и для неё требовался огромный объём НИР и НИОКР. Одно
дело, знать, что свинец-висмут годится как теплоноситель, другое - на практике использовать его в качестве
рабочего тела, отводящего тепло из активной зоны реактора.

От проекта 705 к СВБР

- Лодки со свинцово-висмутовыми реакторами были построены, и началась их эксплуатация. Об опыте эксплуатации
есть самые разные отзывы, от положительных до негативных.

То, что есть негативные отклики, не удивительно. Имели место аварии, и аварии были неприятны тем, что они
сопровождались застыванием, замерзанием теплоносителя, которое полностью выводило из строя энергетическую
установку. Конструкция установки не допускала повторного разогрева после замерзания.

- То есть, как только запустили реактор, его требовалось постоянно поддерживать в горячем состоянии?

Всё время. Это был родовой недостаток принятой конструкции реакторной установки. Даже в тех случаях, когда
лодка была на берегу и бездействовала в течение месяцев, надо было поддерживать теплоноситель в разогретом
состоянии.

- Чего боялись? Что твэлы будут раздавлены при замерзании?

Нет, всё гораздо проще. Установка при замерзании выходила из строя. Необратимый процесс - как замёрзла, так
выбрасывать. В проекте была масса мелких трубок, страшно разветвлённая система контуров, и технически было
нереально везде освободиться от пробок, которые возникали в результате замерзания.
Это первый недостаток установки, и надо честно признать, что он существовал. Второй недостаток обуславливался
тем, что выбор спектра промежуточных нейтронов стал неоптимальным решением. В результате приходилось иметь
довольно большой запас реактивности, многократно превышавший эффективную долю запаздывающих нейтронов. То
есть, всегда была потенциальная опасность неуправляемого цепного процесса.

- И общий вес стержней был при этом высоким? И, как следствие, опасность аварии с самоходом стержней:

Да, за счёт этого. Это был второй недостаток. Были и другие претензии, это я вам могу сказать откровенно как
человек, выступавший со стороны заказчика этих лодок. Но в целом, несмотря на то, что имело место несколько
аварий, я считаю, что опыт эксплуатации подтвердил жизнеспособность и перспективность этого направления.
К сожалению, в то время не было возможности поддерживать два направления параллельно. Поэтому было построено
семь подводных лодок 705-го проекта, и на этом серия завершила своё существование.

- Приходилось слышать мнение от некоторых из Ваших коллег, что насосы никуда не годились.

Не согласен с таким утверждением. Те насосы, которые работали, свою задачу выполняли.
Я бы подошёл к делу так. Нельзя судить о правильности выбранного направления по ограниченному опыту
эксплуатации. Было построено только несколько лодок, сделаны первые шаги. Если бы направление получило более
широкое распространение, то, конечно, те идеи, которые сейчас реализуются в СВБР-100, были бы осуществлены и
на лодках. Недостатки были бы ликвидированы, и мы могли бы с чистой совестью говорить, что свинцово-висмутовая
установка по надёжности ничуть не уступает водо-водяным реакторам, а по безопасности превосходит их.
Почему превосходит? В первую очередь, потому что вода накладывает требование поддержания высокого давления в
первом контуре. Жидкий металл этого не требует. У жидкометаллических реакторов нет потенциальной энергии,
которая представляет собой "затаившийся" риск.
Я для себя сделал сравнительную таблицу - что нового предлагается реализовать в свинцово-висмутовом реакторе
СВБР-100 по сравнению с реакторами подводных лодок? Первое - в СВБР перешли на быструю зону, что резко
уменьшило запас реактивности и практически исключило возможность неуправляемого разгона. Даже при вынутых по
ошибке стержнях СУЗ реактивность в СВБР оказывается меньше суммарной доли запаздывающих нейтронов, и реактор
остаётся управляемым.
Второй революционный скачок, который мы хотели, но не успели сделать на подводных лодках - интегральная
компоновка энергетической установки, допускающая останов реактора и повторный пуск с разогревом теплоносителя.
Никаких мелких трубок, никаких разветвлённостей. В компоновке СВБР всё это исключено.
Для СВБР принято правильное решение, и я его поддержал - несколько снижено удельное энерговыделение. В
наземном реакторе нет жёсткой необходимости в уменьшении габаритов, как на подводной лодке. Для СВБР нет
смысла гнаться за напряжённость, памятуя о том, что это может быть чревато уменьшением надежности.
Следующий шаг, сделанный в СВБР - создание автоматизированной системы управления технологией теплоносителя.
Она будет регулироваться не вручную, а системой автоматики.

- То есть, автоматика будет держать примеси, температуру:

Да, она будет отслеживать заданные параметры, вводить необходимые добавки и делать другие необходимые вещи.
Очень правильно также, что в СВБР предусмотрели возможность естественной циркуляции в случае обесточивания
установки. Так что, проект СВБР можно считать капитальным усовершенствованием свинцово-висмутовой технологии
по сравнению с лодочными реакторами. В нём сохранены её уникальные положительные качества и одновременно
исключены недостатки начальных этапов разработки.

Северо-западный мастер-план

- СВБР - это будущее свинца-висмута. Но какова же судьба его наследия, лодок проекта 705? Есть ли у России
чёткое понимание, что требуется с ними сделать?

Сначала отвечу вам кратко, одним предложением, а потом можем перейти к деталям. По выводу из эксплуатации
лодок 705 проекта мы имеем совершенно чёткую картину, чёткие планы, и у нас нет ни одной технологической
проблемы, которая бы не решалась.
Положение дел на сегодняшний день таково. Все лодки выведены из числа действующих. Девять отработавших выемных
частей покоятся в специальных хранилищах ПВХ ОЯТ и РАО в посёлке Гремиха.

- Извините, Вы можете уточнить значение термина "выемная часть"?

Отработавшая выемная часть - это активная зона, то есть, вся сборка активной зоны с топливом. В проекте 705
конструкция предусматривала выгрузку не поканально, а сразу всей зоны полностью. Зона там не такая большая, и
поэтому её полная выгрузка была возможна.
Итак, семь подводных лодок были выгружены штатно, в горячем состоянии. Их выемные части были опущены в
специальные стальные шахты и залиты слоем свинца-висмута. Потом этот свинец-висмут застывал и брал на себя
роль дополнительной защиты. Как показал опыт, получающийся таким образом монолит с активной зоной внутри может
храниться безопасно и без отрицательных экологических и радиационных воздействий на окружающую среду.

- Часто вспоминают о полониевой проблеме:

Альфа-активный полоний, который образуется за счёт захвата нейтронов в висмуте, следует принимать во внимание
при авариях с разливом теплоносителя. Но при эксплуатации и, тем более, при хранении вышедших из строя
активных частей такой опасности просто не существует.
И вы задумайтесь - полоний ведь альфа-активный изотоп. Для защиты от такого излучения порой достаточно тонкой
фольги, а мы заливаем реактор толстым слоем свинца-висмута. Так что, полоний при хранении реакторов не играет
никакой роли.
Возвращаясь к исходной теме. Я сказал про семь выгруженных нормальных активных зон, но остаются ещё две
аварийные. В сентябре 2009 года в Гремихе прошла операция по выгрузке выемной части из АПЛ No 910. Это лодка
аварийная, в 1989 году она была выведена из состава ВМФ и поставлена в режим ожидания своей дальнейшей судьбы.
Первоначально считалось, что выгрузка выемной части из аварийной лодки будет делом сложным, если не
невозможным. Но эпопея выгрузки из лодки No 910 показала, что задачу это можно решить. Конечно, для этого
потребовалась смелость.
Я отдаю должное Валерию Николаевичу Пантелееву, который возглавлял операцию. Победителей не судят, а он стал
очевидным победителем - выгрузил и сделал. Теперь Валерий Николаевич и его предприятие "СевРАО" готовятся к
разгрузке блока реакторного отсека аварийной подводной лодки No 900.

- А что предполагается делать с активными зонами дальше?

В 2007 году мы закончили разработку стратегического мастер-плана утилизации и экологической реабилитации
выведенных из эксплуатации объектов атомного флота и обеспечивающей инфраструктуры в Северо-Западном регионе
России.
Несколько слов о важности этого документа. До 2002 года работы по данному направлению велись только по
краткосрочным ведомственным планам, ориентированным на 5-7 лет вперёд. В них не охватывались все объекты, не
учитывались должным образом взаимосвязи, и так далее.
В 2002 году на саммите G-8 в Кананаскисе было принято решение помочь России в ликвидации наследия холодной
войны, выделив ей 10 миллиардов долларов в течение 10 лет. В качестве одной из главных задач рассматривалась
задача утилизации подводных лодок и реабилитация объектов инфраструктуры, которые обслуживали АПЛ.
Но европейский банк реконструкции и развития поставил вопрос таким образом - мы не дадим России ни одного
цента, пока у нашей страны не появится всеобъемлющий план. План, учитывающий все объекты, ориентированный на
выполнение конечных целей, обосновывающий все приоритеты, и так далее. Тогда и была поставлена задача
разработать мастер-план.
Руководство разработкой этого многотомного документа было поручено мне. Мы потратили на его составление целых
четыре года.
В чём заключается его особенность? Прежде всего, он охватывает все объекты, представляющие радиационную
опасность. И атомные подводные лодки, и атомные надводные корабли, и суда технологического обслуживания, и
объекты береговой инфраструктуры. То есть всё, что представляет радиационную опасность. Ни один план раньше
такой широтой не отличался.
Второе. В отличие от всех предыдущих планов, здесь осуществлена беспрецедентная глубина планирования. Мы
планируем не на пять, не на семь лет, а вплоть до достижения конечных целей. Поэтому некоторые проекты,
которые здесь предусмотрены, будут выполняться через 25-30 лет.

- Что Вы имеете в виду под конечной целью?

Первое - полный вывоз всего ядерного топлива из региона. Второе - создание инфраструктур обращения с
радиоактивными отходами и захоронение радиоактивных отходов в регионе. Третье и очень важное - экологическая
реабилитация загрязнённых территорий до уровня, позволяющего использовать их в нормальных промышленных целях.
Вернёмся к особенностям мастер-плана. Две я уже назвал, дополню их третьей. Мы этот проект выполняли с учетом
как нашего, так и западного опыта. До сих пор не было, пожалуй, ни одного отечественного планового документа,
который разрабатывался бы с участием иностранных специалистов.
У нас был назначенный банком международный консультант. Правда, честно признаться, мы его больше
консультировали, чем он нас, но, тем не менее, совместная работа с компанией-консультантом позволила
использовать накопленный на Западе позитивный опыт в этих вопросах.
Наконец, четвёртая особенность мастер-плана. Если раньше планы составлялись, опираясь на исследования,
сделанные ранее или выполняемые в других учреждениях, то в рамках стратегического мастер-плана было
предусмотрено восемь специальных стратегических исследований, ориентированных на решение принципиально важных
проблем.

- Пример таких исследований Вы можете привести?

Пожалуйста - обоснование критериев реабилитации радиационно-загрязнённых объектов береговой инфраструктуры.
Здесь подходы могут быть разные, например, зелёная лужайка или что-то другое. Нам нужно было обосновать тот
разумный критерий, до уровня которого надо заниматься реабилитацией.
Второе специальное стратегическое исследование касалось реакторов с жидко-металлическими теплоносителем. Было
много неясностей у нас, и требовалось создать цельную картину обращения с ними.
Также были проведены исследования по обращению с дефектным и неперерабатываемым ОЯТ, по усовершенствованию
нормативной правовой базы в сфере комплексной утилизации АПЛ и экологической реабилитации ОЯТ и РАО и другие.

- Каков на данный момент статус мастер-плана?

Прежде всего, с гордостью скажу, что он утверждён. Он одобрен ассамблеей стран-доноров и введён в действие
приказом руководителя Росатома С.В.Кириенко 26 декабря 2007 года как основной плановый документ самого
высокого уровня, определяющий все работы в области утилизации. Сейчас всё, что делается по утилизации и
экологической реабилитации в северо-западном регионе, проходит в соответствии с мастер-планом.
Недавно в дополнение к мастер-плану была разработана информационная система управления - специализированная
ИСУП. В январе этого года ИСУП была утверждена госкорпорацией "Росатом" и введена в действие.
Группа, которая занимается ИСУП, находится в ИБРАЭ. К ней стекаются все сведения по работам, связанным с
утилизацией. Если возникают какие-то новые обстоятельства, требующие альтернативных решений, то подключается
группа экспертов, созданная при проектном офисе "Комплексная утилизация АПЛ Госкорпорации "Росатом", которая
анализирует ситуацию и рекомендует оптимальные действия. После этого решение утверждается руководством
"Росатома" и выдаётся как указание тем, кто занимается этими работами.
Подчёркиваю ещё раз, что сейчас все работы, связанные с утилизацией выведенного из эксплуатации атомного
подводного флота, а так же объектов инфраструктуры, которая его обслуживала, сверяются и ведутся в
соответствии с предначертаниями стратегического мастер-плана.

Предвидение адмирала Риковера

- Какой итог получился по реакторам? Что будут делать с выемными частями? Пойдут в хранилище?

Посмотрите мастер-план. Вот девять выемных частей, плюс ещё одна, которая находится в Сосновом Бору. В 2013
году начнётся их вывоз. Они сначала будут вывозиться к месту погрузки на железную дорогу морским путем
специальным судном, которое строится сейчас в Италии, потом по железной дороге на площадку временного
хранения.

- Она будет расположена в Димитровграде?

Да, предполагается, что в Димитровграде. По каждой зоне составлен план по разборке и утилизации, от начала до
конца.

- Кроме реактора, есть ведь ещё собственно корпус и всё остальное. Если не ошибаемся, американцы предпочитают
поставить всё это куда-нибудь лет на 50, чтобы всё спокойно высветилось.

Ответ простой. Всё, что связано с радиоактивностью, ограничивается реакторным отсеком. Как поступают
американцы - и кстати, за что я воевал ещё в далёкие 80-ые годы, но тогда не получал поддержки? Они вырезают
реакторный отсек вместе с реактором, в котором топлива уже нет. Иногда в этот реакторный отсек загружают
радиоактивные детали и конструкции из других мест. Потом бочку с твёрдым радиоактивным металлом везут в
пустыню Невада в штате Вашингтон и устанавливают на бетонные блоки.
В той местности очень маленькая влажность. Дожди там выпадают пять-семь дней в году. Поэтому всё хранилище
просто обнесено колючей проволокой, а весь обслуживающий персонал - пара десятков человек.
Не могу не вспомнить экзотическую картину, которую я наблюдал в американском хранилище - по территории
свободно идёт индеец в красочном облачении и с перьями. Задаём вопрос, как он туда попал. Ответ таков - это
индейская земля, их община дала разрешение на строительство хранилища, но землю они продолжают считать своей и
гуляют по ней, как им заблагорассудится.
Реакторные отсеки американцы собираются хранить в течение 70-80 лет. Мы спрашивали их - как вы планируете
поступать по окончанию этого срока? Неофициально нам сказали, хитро улыбнувшись, что получат разрешение на
следующие 70-80 лет хранения.
В США никто ничего с реакторными отсеками делать не собирается. Нет смысла. Есть, конечно, технологии,
позволяющие в результате переплавки выделять радиоактивную часть, а остальное пускать в производство, в
промышленность. Но это будут настолько дорогие стали, что смысла заниматься такой работой нет. Проще
выдерживать в хранилище. И мы поступим точно также.
Остальная часть подводной лодки не радиоактивна. Она разрезается на части, разделяется резина, кабели, медь,
сталь, и всё идет на переплавку в производство. Это классическая схема.
У нас пытались сначала отсеки разместить в штольнях, которые были выстроены в своё время в скальном массиве на
Севере и Дальнем Востоке для укрытия подводных лодок в случае атомного удара. Штольни представляют собой
циклопические сооружения.
Но я, когда в первый раз приехал на объект вместе с группой специалистов, обратил внимание на две вещи.
Первое - уровень нижнего основания штолен на десять метров ниже уровня моря. Там стоит плотина, и в случае её
прорыва отсеки окажутся в морской воде со всеми вытекающими последствиями.
И второе - обстановка там не слишком подходящая для длительного хранения отсеков. Считалось, что в скальном
грунте должно быть сухо, но, на самом деле, там было "сыровато". В сутки через щели в штольни поступали
десятки тонн воды.
Я в свое время, будучи ещё председателем научно-технического комитета ВМФ, написал главнокомандующему письмо,
где обратил внимание на нецелесообразность такого способа обращения. Тем более, что мне на тот момент уже были
известны разведданные об американских подходах к хранению реакторных отсеков.
Меня вызвал к себе главком, Сергей Георгиевич Горшков, и сказал так: "Что касается техники я с вами согласен.
Но вы рассуждаете слишком узко. У меня есть ещё социальные проблемы. Что я буду делать с десятком тысяч
строителей, которые остаются на севере без работы?". На том беседа и закончилась. Загрузка строительных
предприятий, другие социальные вопросы интересовали главкома в не меньшей степени, чем решение технических
проблем. И это было по-своему понятно.
Всё-таки, в конце концов от этой идеи благополучно отказались, и сегодня мы идём тем же путём, что и в
остальном мире. Хранение отсеков никакой опасности для окружающей среды не представляет. За ними нужно
присматривать и осуществлять локальный мониторинг.
Так вот и заканчивается жизненный цикл подводных лодок. Хотелось бы вернуться к концу 50-ых годов, когда
началась разработка и была спущена первая атомная подводная лодка. Это было время гонки вооружений, отчаянное
время. У нас, к сожалению, весь жизненный цикл продуман не был. Считалось, что надо в первую очередь строить,
а обо всём прочем можно задуматься и потом.

- Американцы действовали по тому же принципу?

Нет. У них руководителем создания АПЛ был адмирал Риковер. Читая его мемуары, я сам своими глазами нашёл в
документах, относящихся к времени разработки "Наутилуса", указания о том, что надо думать о конечных стадиях
обращения. Поэтому американцы так легко подошли к этому этапу, у них была готова концепция и даже выбрано
место для хранения.

- Знаете, наше личное мнение - Риковер был просто фантастически умный специалист.

Да, умный и пробивной. И очень проницательный. Незаурядный человек, конечно. Ничего не скажешь. Но тем
приятнее подчеркнуть, что талант нашего российского ученого и конструктора оказался значительно более богатым
и многообразным, чем американский. И лодки со свинцом-висмутом появились в нашей стране, а не в Соединённых
Штатах. А американцы так и "упёрлись" в водо-водяные реакторы.
Благодаря нашему заделу, полученному на лодках, мы можем теперь переходить к созданию АЭС малой мощности с
реакторами СВБР. Свинцово-висмутовые реакторы прописаны в ФЦП на новой технологической платформе. Есть все
шансы, что этот реактор будет построен, им заинтересовался, как все знают, Дерипаска.

- Сколько времени может потребоваться потенциальным конкурентам, чтобы догнать Россию по свинцу-висмуту?

Точную оценку дать трудно. Если где-то будут сконцентрированы большие деньги, то с учётом известного нашего
опыта, который в значительной степени сегодня раскрыт, то время на создание таких технологий развитой страной
я оцениваю, как лет 15, не менее.
Но спать нам ни в коем случае не надо! Нужно торопиться. Нужно работать, продвигаться вперёд и сохранять
созданный в советские времена отрыв от конкурентов.

- Большое спасибо, Ашот Аракелович, за интересное интервью для электронного издания AtomInfo.Ru. И, конечно
же, поздравляем Вас с великим праздником - Днём Победы!

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 09.05.2010


От 2503
К mk (29.04.2011 15:44:28)
Дата 02.05.2011 23:31:52

лукавое интервью ...

о-ф-и-г-е-т-ь:
>Второй недостаток обуславливался
>тем, что выбор спектра промежуточных нейтронов стал неоптимальным решением. В результате приходилось иметь
>довольно большой запас реактивности, многократно превышавший эффективную долю запаздывающих нейтронов. То
>есть, всегда была потенциальная опасность неуправляемого цепного процесса.

да с ТАКИМ недостатком неудивительно то что сам Лейпунский заявил о ошибочности выбора для ЯЭУ 705 схемы с ЖМТ ...
ТАКУЮ установку, в откровенно недоработаном виде, НЕЛЬЗЯ было тащить на лодки ...

От ТК 202
К 2503 (02.05.2011 23:31:52)
Дата 04.05.2011 07:49:51

Re: лукавое интервью

>о-ф-и-г-е-т-ь:
>>Второй недостаток обуславливался
>>тем, что выбор спектра промежуточных нейтронов стал неоптимальным решением. В результате приходилось иметь
>>довольно большой запас реактивности, многократно превышавший эффективную долю запаздывающих нейтронов. То
>>есть, всегда была потенциальная опасность неуправляемого цепного процесса.
>
>да с ТАКИМ недостатком неудивительно то что сам Лейпунский заявил о ошибочности выбора для ЯЭУ 705 схемы с ЖМТ ...
>ТАКУЮ установку, в откровенно недоработаном виде, НЕЛЬЗЯ было тащить на лодки ...
Эт точно. Но до сих пор есть энтузиасты!
С уважением

От harden
К 2503 (02.05.2011 23:31:52)
Дата 04.05.2011 00:37:21

"Вижу блестящий серебристый металл..."

Вспомнил об одной серьезной аварии, К-123.
И она непосредственно связана с висмутом.

"Кошмар у острова Медвежий

8 апреля 1982 года у острова Медвежий (Баренцево море) потерпела аварию советская сверхновая атомная подводная лодка-истребитель класса "Альфа". Спустя 7 лет, тоже в апреле, примерно здесь же утонет АПЛ "Комсомолец".
В 60-х годах в СССР начали создаваться атомные подводные лодки, принципиально отличающиеся от других лодок с "атомным сердцем". Они выполнялись из титана, могли двигаться быстрее многих видов торпед, имели обтекаемую каплеобразную форму и новую систему подавления шумов работающих механизмов и эха от работающих гидролокаторов. Они несли принципиально новые системы стрельбы и оружие. Сердцем лодки был ее реактор, также существенно отличавшийся от аналогов. Мощность силовой установки доведена до 40 тыс. л.с. при сравнительно небольших размерах.
О повышенных требованиях к психологической, волевой и профессиональной подготовке каждого члена экипажа таких лодок уже рассказывалось ("Солдат удачи". 1996. ¦3). Среди 30 человек экипажа единственным матросом был помощник кока, остальные - офицеры и опытные мичманы. Интенсивность тренировок была такой, что за недельный выход в море во время боевой учебы отдохнуть, лежа головой на подушке, удавалось не более 6-7 часов, урывками.
В то злополучное плавание людей собирали со всего соединения. Подводная лодка пользовалась дурной славой, поэтому люди не спешили попадать в списки идущих в поход. Один из членов экипажа в тесном кругу мрачно пошутил: "Если вернемся живыми, будет чего вспомнить", хотя объективно не было никаких признаков близкой беды.
Но шестое чувство подводника не обманывало ни разу.
Первая неделя адаптации в боевом походе прошла быстро. Треть экипажа были прикомандированные, и за это время подводники только-только успели познакомиться. Поэтому приказ командования Северного флота о заходе на базу ракетных лодок Гремиха для встречи с лодкой стратегического назначения и проведения совместных маневрирований ни у кого особой радости не вызвал, кроме химика, у которого не хотела нормально работать установка автоматической регенерации воздуха. Для него это был повод провентилировать отсеки свежим воздухом, а заодно и подремонтировать установку.
Вслед за перебоями в работе установки автоматической регенерации воздуха начались и другие неприятности. Несколько раз по непонятным причинам срабатывала аварийная защита реактора. Механики, эксплуатирующие реактор, ничего внятно объяснить не могли. Потом доктор начал неофициально намекать, что воду из крана пить не следует, так как в ней обнаружен изотоп полония-210. С полонием210 шутки плохи: он чрезвычайно токсичен и радиоактивен, при попадании внутрь вызывает ожог слизистой, рак желудка или других органов. Поэтому все, кто всерьез принимал молодого доктора, слегка насторожились.
Откуда на лодке полоний-210, известно. Он образуется из висмута при нейтронном облучении в первом контуре теплообмена реактора. Но он и должен оставаться только там! Первый контур абсолютно герметичен (во всяком случае, должен быть), и при чем здесь вода?
Посыпались вопросы химику о радиационной обстановке на борту АПЛ. Нарасхват стал датчик замера радиоактивности на одежде, руках и подошвах обуви. Аппарат оказался не рассчитан на то, чтобы его в течение недели интенсивно использовали по прямому назначению. Тонкая пленка, покрывающая чувствительный элемент, была прорвана, и датчик вышел из строя.
Проблему регенерации воздуха в центральном жилом отсеке еще можно было решить, используя дедовский химический способ, но в кормовых отсеках, где люди появлялись лишь эпизодически, этой проблемой вообще никто не занимался. Хотя нет худа без добра. Через несколько дней это спасло нас от серьезных осложнений.
Учения шли по плану, и никто из командования не хотел прислушаться к докладам турбинистов, что необходимо сбросить мощность и отремонтировать масляную систему турбины. В результате струя синтетического масла, прорвавшись из-под прокладки, попала на теплоизоляцию паровых коллекторов, разогретую до 600 градусов. К счастью, в турбинном отсеке было мало кислорода, и только это спасло от полномасштабного взрыва и пожара.
Защита реактора к этому времени срабатывала уже по несколько раз в сутки, а на вопрос о причинах такого поведения реактора техники лишь пожимали плечами. Авария в турбинном отсеке отвлекла мысли всех от радиоактивности воды и возможных проблемах с реактором. Нужно было продержаться еще хоть немного вместе с ракетной лодкой. На этом задание совместного маневрирования заканчивалось.
В 7 утра в вахтенном журнале появилась запись об окончании совместных действий, и в эту самую минуту на пульте электроэнергетической системы загорелся сигнал аварийного состояния основной силовой сети по признаку низкого сопротивления изоляции в кормовых отсеках. Как следует в таких случаях, на лодке объявили аварийную тревогу по поиску участка цепи с низким сопротивлением изоляции. Люди, занятые по расписанию в носовых отсеках, медленно расползлись по своим постам, кто досыпая на ходу, кто дожевывая завтрак, даже не подозревая, что через несколько минут этот сон и этот завтрак могут в самом деле стать последними.
Механики бросились в турбинный отсек, предполагая, что возгорание масла - причина падения сопротивления изоляции. Командир дивизиона движения (и соответственно реактора) начал лихорадочно щелкать переключателями на своем пульте. Спустя несколько минут от него поступил доклад о нештатном состоянии реактора, требующем переключений в самом реакторном отсеке. Туда побежал лейтенант, командир отсека Валера Логинов. Его доклад со средней палубы реакторного отсека ошеломил всех: "Вижу блестящий серебристый металл, растекающийся по двигателям и приборам". А потом - крик: "Сплав на средней палубе отсека!" Мы обмерли.
О Валере подумали уже в прошедшем времени. Тут наконец сработала система замера радиационной обстановки в отсеках (а может, ее просто включил химик). Загорелся транспарант "Загрязнение реакторного отсека, покинуть отсек". Но возвращать Валеру в жилой отсек было уже нельзя, парень теперь был радиоактивный.
О чрезвычайной опасности полония вспомнили сразу. Командир приказал объявить по лодке: "Радиационная опасность!", "Загрязнение реакторного отсека!". Однако что делать дальше, он явно не знал и растерялся. Ситуацию спас капитан 1 ранга В. Гринкевич. О нем ходило много слухов, особенно о его отважном поведении в молодости при авариях на подводных лодках, поэтому когда он начал командовать, все пошло как по нотам.
Логинова вывели в тамбур-шлюз - специальное устройство, предусмотренное как раз для таких ситуаций, откуда в жилой отсек можно попасть лишь после специальной помывки и обработки.
Аварийная защита реактора окончательно была сброшена, и лодка без хода, продувая цистерны главного балласта, стала всплывать.
Связисты запросили добро на передачу радио об аварии реактора; все остальные начали поспешно отключать аппаратуру от электросети, так как нагрузку на себя взяла единственная аккумуляторная батарея.
Всплыв в крейсерское положение и передав радио об аварии, запустив дизель-генератор, мы увидели на горизонте самолет. Связисты тут же попытались установить с ним радиосвязь. Но радость наша быстро рассеялась. Это был "Орион" - НАТОвский. Наши прилетели часа через два.
А реактор продолжал извергать из себя через разорванный от избыточного давления клапан раскаленный жидкий металл - чрезвычайно радиоактивный, токсичный, готовый поджечь оборудование отсека. Туда надо было срочно посылать людей - разобраться в обстановке и локализовать аварию. В турбинном не было такой концентрации полония-210, хотя сохранялось очень много угарного газа от предыдущей аварии.
Кое-как развернув лодку против ветра при помощи вспомогательного двигательного комплекса (ВДК), командир приказал провентилировать отсеки в корме. Но тут же от этой затеи пришлось отказаться: аэрозоли полония-210 могли попасть в вентиляционные системы всех кормовых отсеков, после чего избавиться от полония было бы невозможно. Поэтому было решено вакуумировать отсеки компрессорами и сбрасывать по "грязным" компрессорным трубам частично очищенный воздух в атмосферу.
Погода продолжала ухудшаться, и лодку стало ощутимо раскачивать. ВДК едва успевал разворачивать АПЛ так, чтобы выброс грязного воздуха от вакуумирования не попадал на мостик. В кормовых отсеках готовили турбины к режиму буксировки, так как было ясно, что на ВДК мы не дойдем. С берега сообщили, что надводные корабли Северного флота скоро прибудут для оказания помощи.
Из-за необходимости работать в корме пришлось опять открывать реакторный отсек и опять "пачкать" людей, на этот раз уже имевших все необходимое для защиты от полония-210. Но этот изотоп оказался хитрее и коварнее наших ожиданий. Переносимый любыми предметами или по воздуху в виде аэрозолей, он имел свойство "расползаться" даже через герметичные уплотнения. После нескольких посещений кормы признаки очагового заражения появились и в жилом отсеке. А тут опять вышла из строя аппаратура контроля. Последнее, что успели замерить, были продукты. Все они были заражены и к употреблению непригодны, как и вода.
Неизвестность мест заражения, их "расползание" действовали на психику хуже, чем сами эти места. И когда из нескольких неисправных удалось собрать один работающий дозиметр, все вздохнули с облегчением.
Однако наши беды еще не кончились. Подоспевший на помощь корабль боялся подойти к нам ближе 200-300 метров, и мы с удивлением смотрели, как команда в защитной резиновой одежде и в противогазах приветствовала нас. Мы надевали средства защиты только при проходе в реакторный отсек, и свежий ветер мостика нам казался эталоном чистоты.
Как показали дальнейшие события, осторожность командира крейсера не была напрасной. Реактор перешел в состояние, при котором никто не гарантировал его надежность с точки зрения теплового взрыва. Даже когда все компенсирующие и аварийные стержни поглотителей были опущены, механики реактора не без опасения суетились вокруг. Самое страшное в такой обстановке - потеря управления состоянием реактора, его клапанов, насосов и датчиков первого контура, где находятся жидкий раскаленный металл и ядерное топливо.
Возникли проблемы с буксировкой. Опыта стрельбы из реактивного линемета на 300 метров ни у кого не было. Первая ракета ушла "за молоком", вторая аккуратно выпущена в звезду на рубке крейсера, где как раз собралось все командование крейсера. Командование соображало медленно, но когда ракета подлетела на расстояние десяти метров, поняло, что через мгновение всем сорвет головы, и успело упасть за защитный бортик (на котором и была нарисована звезда). Ракета, просвистев, ударилась в стену, рикошетировала в сторону и завертелась, запутавшись линем в антеннах.
Естественно, при натяжке линя с фалом узел, на который был привязан фал, развязался.
Только с третьей ракеты фал наконец был выбран на борт крейсера, и начались работы по заводке основного буксирного троса. Но... Как и все, что никогда не испытывалось в жизни, буксирный трос, скрытый в обтекаемом корпусе АПЛ специальными отрывными планками, не хотел выходить и отрывать эти планки. В конце концов крейсер дернул сильнее, и трос диаметром 10 см как бритвой перерезало гранью одной из планок.
А погода продолжала ухудшаться. На помощь пришли вертолетчики с крейсера. Толстый плавающий пропиленовый трос они бесстрашно принесли на вертолете прямо к надстройке, но зацепились за перископ лодки и сами чуть не свалились в воду. По абсолютно обтекаемому, скользкому корпусу лодки мы перенесли трос на нос лодки.
Буксир пришлось обмотать вокруг аппаратуры внутри мостика, пропустив его через входной люк ограждения. Это было опасно, так как оставляло открытым отверстие, через которое накатывающиеся волны заливали мостик и всех стоящих рядом. Кроме того, сам трос начал перетираться острыми краями входного люка и через 2 дня буксировки на полпути лопнул-таки. Все пришлось повторять сначала.
А пока, начав буксировку, мы облегченно вздохнули, не подозревая, что нас ждет впереди.
В кают-компанию почти никто не ходил: качало (для подводников не очень привычно), да и есть было нечего. Помощник командира объявил, что не заражены только говяжьи языки в железных банках, айвовый сок и маринованные котлеты. В отсутствие пресной воды даже для мытья рук, чистой посуды и приборов для еды и из-за частой рвоты (качка плюс признаки облучения) возникало стойкое отвращение к еде, а к этим продуктам осталось до сих пор.
Между тем волны уже переваливали через мостик, заливая рубочный люк и проникая внутрь, грозя залить кабели и аппаратуру. Возникла угроза пожара в центральном отсеке. Закрыть люк было невозможно, так как через него поступал воздух для дизеля.
Наконец, накатившаяся волна сама решила все проблемы, сорвав со стопора люк мостика и захлопнув его. Дизель-генератор, высосав воздух из отсеков так, что у нас глаза полезли из орбит, заглох. Отдраить люк при таком подпоре давления снаружи невозможно даже впятером, и пока с люком боролись снизу и сверху, кое-как выравнивая давление, дизель через выпускной коллектор заполнялся забортной водой.
Когда люк отдраили, было уже поздно. Единственным источником электроэнергии на корабле осталась аккумуляторная батарея, но ее хватило бы лишь на несколько часов. А потом реактор станет неконтролируемым и неуправляемым.
Немедленно были отключены все потребители электричества, оставлен в работе только один курсоуказатель. Но это все равно не спасало.
Надо было срочно вводить в строй дизель-генератор - в условиях открытого моря, качки, радиационного заражения отсеков, отсутствия питания, питья, тепла, света, загазованности кормовых отсеков, где находились запасные части для дизеля.
Почти сутки шла борьба с дизелем. Последние четыре часа через каждые 10 минут объявляли плотность электролита в банках аккумуляторной батареи. В некоторых банках оставалась уже вода. Начиналась переполюсовка элементов, напряжение упало много ниже всех допустимых пределов, но преобразователь чудом еще вращался.
Тогда еще не было Чернобыля, но последствия катастрофы ядерной установки такого типа в открытом море и неизбежность апокалипсиса возле своих и норвежских берегов понимались отчетливо.
Первые попытки завести дизель после блицремонта ни к чему не привели. Он даже не проворачивался. Наконец, командир дал приказание провернуть дизель сжатым воздухом при давлении, в несколько раз превышающем допустимое. Дизель заскрежетал, задребезжал, чихнул - и завелся.
Заглушая грохот дизеля, все от души кричали, орали, топали и вопили "Ура!".
Между тем "подошло время" очередного обрыва буксирного троса. Авральная группа по пояс в ледяной воде (а иногда и по шею), рискуя быть смытой в океан или разбитой волнами о корпус лодки, заводила буксирный трос заново.
Даже в условиях суши работать с мокрым тросом толщиной до 20 см - дело не простое, тем более - заводить за неприспособленную для этого арматуру.
На базу пришли утром. Торжественной встречи не было. Прямо на борту нас переодели в какую-то непонятную одежду и под присмотром людей в резиновых защитных комбинезонах из службы радиационной безопасности перевезли в спецпропускник. Там, после тотальной помывки, нам объявили, что из "грязной" половины этого учреждения не выйдет никто, включая командира, пока все не сдадут анализы на наличие радиоизотопов. Если с жидкими анализами, включая кровь, проблем не было, то с твердыми... Попробуйте почти ничего не есть несколько дней, а потом сдать такой анализ!
Представьте картину: сидят на корточках в большой комнате 30 мужиков, от командира до помощника кока, голые разумеется, кряхтят и пытаются уложить на спецбумажку "твердый анализ". Ни у кого ничего.
Но тут с сияющим лицом победителя поднимает над головой, как лавровый венок, свой анализ на бумажке помощник командира. Его анализа хватило на всех. Начали делить, конечно, по старшинству и занимаемой должности.
После этого ему больше никто не задавал вопросов, куда девались дефицитные продукты, которыми он заведовал и которых никто не видел.
Постскриптум
С тех дней утекло много воды. Умер от рака в тяжелых мучениях Дима Кондратьев, заведующий контрольными и измерительными приборами реактора и систем.
С тяжелой болезнью демобилизован Валера Логинов. Судьбы остальных сложились по-разному. Некоторые впоследствии стали Героями России, но не за этот поход.
Герои, принимавшие участие в описанных событиях, названы только сейчас: А.Котаров, В.Максимов, Д. Кондратьев, А.Логинов, В.Михальчук, Ф.Петров, А.Щуренко, И.Воронков, Г.Игольников, В.Булгаков, В.Гринкевич, В.Дуткин, Г.Левашов, Г.Мазуркин, Б.Крошкин, А.Виляйкин, Е.Зубченко, А.Михайлюк, А.Бурлычев, А.Дрыгин, А.Федоров, А.Яковлев, В.Кортилищин."




От ТК 202
К harden (04.05.2011 00:37:21)
Дата 04.05.2011 07:54:45

Re: "Вижу блестящий...

>Вспомнил об одной серьезной аварии, К-123.
>И она непосредственно связана с висмутом.

>"Кошмар у острова Медвежий

которых никто не видел.
>Постскриптум
>С тех дней утекло много воды. Умер от рака в тяжелых мучениях Дима Кондратьев, заведующий контрольными и измерительными приборами реактора и систем.
>С тяжелой болезнью демобилизован Валера Логинов. Судьбы остальных сложились по-разному. Некоторые впоследствии стали Героями России, но не за этот поход.
>Герои, принимавшие участие в описанных событиях, названы только сейчас: А.Котаров, В.Максимов, Д. Кондратьев, А.Логинов, В.Михальчук, Ф.Петров, А.Щуренко, И.Воронков, Г.Игольников, В.Булгаков, В.Гринкевич, В.Дуткин, Г.Левашов, Г.Мазуркин, Б.Крошкин, А.Виляйкин, Е.Зубченко, А.Михайлюк, А.Бурлычев, А.Дрыгин, А.Федоров, А.Яковлев, В.Кортилищин."

Автора! Дима Кондратьев просто из окна сиганул.Не надо драматизировать. Он Валера, а не А. Логинов. А В. Буриличев Герой России и вице-адмирал. Живой, здоровый.

С уважением

От mk
К ТК 202 (04.05.2011 07:54:45)
Дата 04.05.2011 17:59:29

Re: "Вижу блестящий...

А удалось узнать, кто именно из этого списка не закрыл тот клапан у злополучного манометра? Эта авария с ЖМТ
не связана почти никак.

--
С уважением, Михаил


От harden
К ТК 202 (04.05.2011 07:54:45)
Дата 04.05.2011 16:31:32

Re: "Вижу блестящий...


>Автора!

>С уважением

Дмитрий Дианов.
http://mypage.sbor.net/psv/SeaWolf/nightmar.htm

От ТК 202
К harden (04.05.2011 16:31:32)
Дата 05.05.2011 21:46:52

Re: "Вижу блестящий...


>>Автора!
>
>>С уважением
>
>Дмитрий Дианов.
http://mypage.sbor.net/psv/SeaWolf/nightmar.htm
Спасибо! Остальное сказал выше.
С уважением

От harden
К ТК 202 (05.05.2011 21:46:52)
Дата 06.05.2011 12:14:13

Re: "Вижу блестящий...


>Спасибо! Остальное сказал выше.

Я, безусловно, ни о чем спорить не буду, не могу и не хочу.

По тексту автором не сказано о смерти перечисленных. Сказано другое, - посмотрите.

...Что за трагедия у Д. Кондратьева случилась вы не рассказали, хотя вряд ли и уместно. Я его не знаю.

Извините.



От harden
К harden (06.05.2011 12:14:13)
Дата 06.05.2011 12:23:58

Re: "Вижу блестящий...


>>Спасибо! Остальное сказал выше.
>
>Я, безусловно, ни о чем спорить не буду, не могу и не хочу.

>По тексту автором не сказано о смерти перечисленных. Сказано другое, - посмотрите.

>...Что за трагедия у Д. Кондратьева случилась вы не рассказали, хотя вряд ли и уместно. Я его не знаю.

>Извините.

... Я вспомнил одного офицера, у которого вся жизнь сломалась и пошла совсем по другому руслу после трагедии (совсем другой), к которой он был причастен...

От mk
К harden (06.05.2011 12:23:58)
Дата 10.05.2011 10:50:39

Re: "Вижу блестящий...

Этот рассказ из жанра баек, т.е. некоторые описанные там события описывались другими непосредственными
участниками иначе. Авария во многом была рукотворной. Наказали - как всегда ...
--
С уважением, Михаил


От KTG
К 2503 (02.05.2011 23:31:52)
Дата 03.05.2011 17:42:10

И почему то забыли, что зоны ВСЕГДА должны были быть горячими:)))(-)


От 2503
К KTG (03.05.2011 17:42:10)
Дата 03.05.2011 18:25:32

на фоне большой избыточной реактивности это уже второе-третье ... (-)


От KTG
К 2503 (03.05.2011 18:25:32)
Дата 03.05.2011 18:29:25

Да - хотелось бы видеть таблицу реактивности ЖМТ и как ребята режимы меняли(-)


От KTG
К KTG (03.05.2011 18:29:25)
Дата 03.05.2011 18:32:22

И токсичность висмута. Свинец - просто присыпка для младенцев по сравнению(-)


От mk
К KTG (03.05.2011 18:32:22)
Дата 03.05.2011 20:42:28

токсичность висмута?

Из висмута делают лекарство для лечения язвы желудка и присыпку для детей. Токсичен получающийся из него
полоний-210 с примерно 5-ти месячным полураспадом.

--
С уважением, Михаил


От KTG
К mk (03.05.2011 20:42:28)
Дата 03.05.2011 23:44:13

Re: токсичность висмута?

доброго времени суток
про это лекарство я увы все знаю:)) Язвенник. У меня прободение было днем и в больнице и в рабочий день и когда уже 3 дня был на внутривенном питании. - Повезло по полной. Но я знаю, где язву получил. Нет - висмутом интересовался когда-то по своим делам и очень давно - поднимать лень данные - не тот вопрос. Но штука очень не хорошая. Точно абсолютно. Он просто очень редкий металл (71 первый по частоте "встречаемост") Все растворимые соли ядовиты. Ввиду редкости о нем мало знают - он кроме узких спецов никому не нужен.
С уважением
>Из висмута делают лекарство для лечения язвы желудка и присыпку для детей. Токсичен получающийся из него
>полоний-210 с примерно 5-ти месячным полураспадом.

>--
>С уважением, Михаил

ktg

От harden
К KTG (03.05.2011 23:44:13)
Дата 04.05.2011 00:20:39

Re: токсичность висмута?


Растворимые соли Висмута ядовиты, по характеру воздействия аналогичны ртути.

Сплав Вуда: 50% висмута, 25% свинца, 12,5% олова, 12,5% кадмия, т.пл. 70 С.

Висмут... Интересный он какой:
http://n-t.ru/ri/ps/pb083.htm

От mk
К 2503 (02.05.2011 23:31:52)
Дата 03.05.2011 14:07:57

Недостатки - продолжение достоинств

водо-водяные установки такого эффекта не имеют, однако доблестные судостроители, ремонтники и эксплуатанты ВМФ
сумели устроить не один выход на мощность с переопрессовкой и даже один тепловой взрыв - в отличие от ЖМТ.

--
С уважением, Михаил


От KTG
К mk (03.05.2011 14:07:57)
Дата 03.05.2011 17:52:28

Re: Недостатки -...

доброго времени суток
Пардон, а как проходил ремонт арматуры 1 контура на ЖМТ?
И само решение - что лодки должны быть в БГ1 всегда - установка из действия в принципе не выводима. И это при нашем коэффициенте использования кораблей даже в лучшие времена. А смена экипажей, а ремонты, а аварии? Идея - красивая, но не жизнеспособна. Гораздо логичней переоборудовать двуядерную ПЛ на один реактор работающий на закритичных режимах ( постоянное обеспечение энергоснабжения) и один - обычный ВВР нам всем давно знакомый - то же 70 или 90 МВт. А вот уйти от энергопотребления на испарания воды - вот это - стратегическая вещь. Амеры пробовали на корабли ставить, - отказались. Мощность то менять можно очень в малых параметрах. И вот такая схема - с разделением мощностей ГТЗА по их типам- вот тут можно и подумать. - Одна постоянно работает в закритичной области параметров воды. А ЖМТ... Ужас - там же советская арматура - менять то как??
С уважением,
ktg

От ТК 202
К KTG (03.05.2011 17:52:28)
Дата 04.05.2011 08:00:35

Re: Недостатки -...

>доброго времени суток
>Пардон, а как проходил ремонт арматуры 1 контура на ЖМТ?
>И само решение - что лодки должны быть в БГ1 всегда - установка из действия в принципе не выводима. И это при нашем коэффициенте использования кораблей даже в лучшие времена. А смена экипажей, а ремонты, а аварии? Идея - красивая, но не жизнеспособна. Гораздо логичней переоборудовать двуядерную ПЛ на один реактор работающий на закритичных режимах ( постоянное обеспечение энергоснабжения) и один - обычный ВВР нам всем давно знакомый - то же 70 или 90 МВт. А вот уйти от энергопотребления на испарания воды - вот это - стратегическая вещь. Амеры пробовали на корабли ставить, - отказались. Мощность то менять можно очень в малых параметрах. И вот такая схема - с разделением мощностей ГТЗА по их типам- вот тут можно и подумать. - Одна постоянно работает в закритичной области параметров воды. А ЖМТ... Ужас - там же советская арматура - менять то как??
>С уважением,
>ktg
Амеры все по ЖМТ скупили в радостные 90-е в разгул демократии
С уважением

От mk
К ТК 202 (04.05.2011 08:00:35)
Дата 12.05.2011 11:23:26

Про "скупили" и современное положение дел

> Амеры все по ЖМТ скупили в радостные 90-е в разгул демократии

есть вот такая статья:
http://www.atominfo.ru/news6/f0319.htm

Целиком приводить не буду - не в тему.
--
С уважением, Михаил


От mk
К KTG (03.05.2011 17:52:28)
Дата 03.05.2011 20:57:09

Re: Недостатки -...

> Пардон, а как проходил ремонт арматуры 1 контура на ЖМТ?

Грели паяльными лампами.

> И само решение - что лодки должны быть в БГ1 всегда - установка из действия в принципе не выводима.

Скажем так - реализация не удалась (с пр.705), прежде всего в части обеспечения базирования. В ОК-550 точно
была предусмотрена система парового обогрева. Технологией постройки параходов предусматривалось, что при
среднем ремонте корпус лодку половинят, установку после окончания ресурса выкатывают из корпуса и вкатывают
новую.

В потомке БМ-40 - СВБР 75/100 - проблема замораживания сплава решена.
Подробнее здесь:
http://www.atominfo.ru/news/air4536.htm

В плюсе: набор скорости хода от стопа до полного 40 узлов на пр.705 менее 2 минут.

Что касается советской арматуры, то серьёзно снизило надёжность и ремонтопригодность применение в проекте
силовой сети 400 Гц.

--
С уважением, Михаил


От ТК 202
К mk (03.05.2011 20:57:09)
Дата 04.05.2011 08:02:25

Re: Недостатки -...

>> Пардон, а как проходил ремонт арматуры 1 контура на ЖМТ?
>
>Грели паяльными лампами.

>
>--
>С уважением, Михаил
Простите! Сами участвовали, или подсказал кто сей бред. Не позорьтесь!!!!
С уважением

От mk
К ТК 202 (04.05.2011 08:02:25)
Дата 04.05.2011 17:54:20

Re: Недостатки -...

> Простите! Сами участвовали, или подсказал кто сей бред. Не позорьтесь!!!!

Не участвовал, конечно, возрастом не вышел, но какой вопрос - такой и ответ. Ещё не спросили, как первый
контур сплавом заполняли.

Установку с К-64 в своё время разобрали ВСЮ для анализа причин поломки торсионных валов ГЦН ПК.

--
С уважением, Михаил


От ТК 202
К mk (04.05.2011 17:54:20)
Дата 05.05.2011 21:53:14

Re: Недостатки -...

>> Простите! Сами участвовали, или подсказал кто сей бред.
>

>--
>С уважением, Михаил
Мои коллеги с 705 и ОКБМ сильно хихикали.

С уважением

От mk
К ТК 202 (05.05.2011 21:53:14)
Дата 05.05.2011 23:25:30

Re: Недостатки -...

> Мои коллеги с 705 и ОКБМ сильно хихикали.

Вот конт-адмиралы, к сожалению, не хихикают:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=746
:"Серьезных проблем с реактором в походе не было. Возникшую непроходимость в одной из труб одного борта
устранили прямо в походе, не выводя установку из строя. Разрезали трубу, паяльной лампой разогрели
непроходимость и восстановили систему. Доложили наверх о хорошей ремонтопригодности установки."

Пусть Ваши коллеги расскажут, как было на самом деле (трубку резали и удалиля застывший сплав механически).
Или про удаление застывших протечек сплава в отсеке.

--
С уважением, Михаил


От ТК 202
К mk (05.05.2011 23:25:30)
Дата 06.05.2011 10:40:57

Re: Недостатки -...

>> Мои коллеги с 705 и ОКБМ сильно хихикали.
>
>Вот конт-адмиралы, к сожалению, не хихикают:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=746
>:"Серьезных проблем с реактором в походе не было. Возникшую непроходимость в одной из труб одного борта
>устранили прямо в походе, не выводя установку из строя. Разрезали трубу, паяльной лампой разогрели
>непроходимость и восстановили систему. Доложили наверх о хорошей ремонтопригодности установки."

>Пусть Ваши коллеги расскажут, как было на самом деле (трубку резали и удалиля застывший сплав механически).
>Или про удаление застывших протечек сплава в отсеке.

>--
>С уважением, Михаил
Даже комментировать не хочу.
С уважением

От mk
К ТК 202 (06.05.2011 10:40:57)
Дата 06.05.2011 11:21:24

Re: Недостатки -...

> Даже комментировать не хочу.

А зря, иначе в открытой литературе так и останется образ ЖМТ - спецтрюмного матросика с кувалдой и зубилом в
руках.

--
С уважением, Михаил


От ТК 202
К mk (06.05.2011 11:21:24)
Дата 06.05.2011 22:35:37

Re: Недостатки -...

>> Даже комментировать не хочу.
>
>А зря, иначе в открытой литературе так и останется образ ЖМТ - спецтрюмного матросика с кувалдой и зубилом в
>руках.

>--
>С уважением, Михаил
Да пусть лучше он останется нежели петь про"привыкли руки к топорам"
С уважением

От ТК 202
К mk (04.05.2011 17:54:20)
Дата 05.05.2011 21:50:11

Re: Недостатки -...

>> Простите! Сами участвовали, или подсказал кто сей бред. Не позорьтесь!!!!
>
>Не участвовал, конечно, возрастом не вышел, но какой вопрос - такой и ответ. Ещё не спросили, как первый
>контур сплавом заполняли.

>Установку с К-64 в своё время разобрали ВСЮ для анализа причин поломки торсионных валов ГЦН ПК.

>--
>С уважением, Михаил
Да это все отработано было.
С уважением

От KTG
К mk (03.05.2011 20:57:09)
Дата 03.05.2011 23:51:31

Про силовую сеть 400 Гц

доброго времени суток
Силовая 380/50 . 400 у нас была автоматика. Но разрешите вопрос - просто мне это важно по абсолютно практическим вещам - я всегда был уверен, что рост частоты - это снижение метталоемкости и массы( соответственно), но рост надежности срабатывания! Ну - учили так. Просто силовых электроагрегатов на 400, наверное, в те времена просто не было в наличии в промышленности. т.е. тот же обратимый с постоянки на 380/400 будет работать хуже, чем обычный 380/50 ???? Я не из праздного любопытсва интересуюсь.
С уважением,
ktg

От mk
К KTG (03.05.2011 23:51:31)
Дата 04.05.2011 17:50:55

Re: Про силовую...

> Но разрешите вопрос - просто мне это важно по абсолютно практическим вещам - я всегда был уверен, что рост
> частоты - это снижение метталоемкости и массы( соответственно), но рост надежности срабатывания!

Во-первых, получились электрические машины уникального исполнения, нигде более не используемые. Ну
наштамповали их в плановой экономике ....
Во-вторых - всё крутится в 400/50=8 раз быстрее. А подшипники - те же, из СССР (третья смена, перед
праздниками). Ресурс назначен прежний. Результат: ЗИП кончается - дефицит.

--
С уважением, Михаил


От ТК 202
К KTG (03.05.2011 23:51:31)
Дата 04.05.2011 08:04:06

Re: Про силовую...

>доброго времени суток
>Силовая 380/50 . 400 у нас была автоматика. Но разрешите вопрос - просто мне это важно по абсолютно практическим вещам - я всегда был уверен, что рост частоты - это снижение метталоемкости и массы( соответственно), но рост надежности срабатывания! Ну - учили так. Просто силовых электроагрегатов на 400, наверное, в те времена просто не было в наличии в промышленности. т.е. тот же обратимый с постоянки на 380/400 будет работать хуже, чем обычный 380/50 ???? Я не из праздного любопытсва интересуюсь.
>С уважением,
>ktg
Да было все в наличии. Делал СССР такие машины. Это РФ ничего не может, кроме сырья, но ВВП растет.
С уважением

От Stalker137
К mk (29.04.2011 15:44:28)
Дата 02.05.2011 22:46:35

Re: Ашот Саркисов:...

>
http://atominfo.ru/news/aira164.htm

>Ашот Саркисов: свинец-висмут - технология, опередившая время

Спасибо! Прочитал на одном дыхании!
Исключительно интересное сообщение!
С глубоким уважением-Stalker137