От 2503
К Belomor
Дата 24.12.2010 15:00:46
Рубрики Матчасть;

За какими корабельными реакторами будущее?

В.В.Наумов, контр-адмирал в отставке
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=746

"– Я убедился в более высокой маневренности, меньшей энергонапряженности, более высокой радиоактивной безопасности, меньших габаритах АППУ с ЖМТ-реактором. Современные разработки реакторов с теплоносителем свинец-висмут лишены недостатков и недоработок, имевших место у реакторов на атомных лодках 645, 705 и 705К проектов.

Реактор СВБР-75/100 на быстрых нейтронах – унифицированная интегральная АЭУ со свинцово-висмутовым теплоносителем, обладает внутренней самозащищенностью, компактностью, высокой маневренностью и наивысшим КПД. Допускает режим многократного замораживания и размораживания теплоносителя, что в сочетании с компактностью делает эти ядерные энергоблоки транспортабельными в полном снаряжении и готовности к работе. В связи с низким давлением в первом контуре вплоть до атмосферного, изготовление реакторной установки не требует уникального машиностроительного оборудования в отличие от ВВР с их давлением в двести атмосфер при 3150С. В целом эти установки отличаются от АППУ с ВВР в лучшую сторону по ядерной и радиационной безопасности, по маневренности и КПД, по стоимости эксплуатации от создания до утилизации и захоронения.

При управлении кораблем особенно важно иметь преимущества в маневренности. Реакторная установка должна обеспечить быстрейшее изменение скорости корабля до максимальной или до заднего хода, крайне необходимых для уклонения от оружия противника, предотвращения столкновений с плавсредствами, кораблями и навигационными опасностями, для обеспечения быстрого всплытия аварийной подводной лодки. Для этого ППУ должна быстро наращивать мощность для обеспечения паром увеличивающих мощности турбин или турбогенераторов (на атомных ледоколах). На установках с ВВР допускается изменение мощности реактора не более 1% в секунду, а в последние годы, для повышения надежности активных зон рекомендовано изменение 0,1% в секунду.

Командуя атомоходами с ВВР, при проходе узкости, при швартовке, при выполнении сложных маневров, я вынужденно давал команду иметь запас мощности 20%. Это приводило к перерасходу ядерного горючего (20% вырабатываемого пара, минуя турбины, шли в конденсатор). На АПЛ такой перерасход мощности кратковременен. А вот на атомных ледоколах, которые при проводке судов во льдах производят до 60 реверсов в час, и бывает сутками вынуждены держать запас мощности 20%, такой перерасход значителен.

Подводные лодки «К-27» и последующие АПЛ-705 и 705К проекта с реакторами на промежуточных нейтронах и со свинец-висмутовым теплоносителем за счет возможности в 4 раза быстрей повышать мощность реакторов и большого запаса (по температуре) перегретого пара, в создании запаса мощности не нуждались. А маневренность реактора позволяла оставлять за кормой выпущенные по лодкам торпеды за счет почти мгновенного развития большой скорости. Остро нуждаясь в строительстве атомных ледоколов для спасения Северного морского пути, Минтранс до сих пор не заказал проработку СВБР-75/100 для ледокольных судовых энергоустановок."

От KTG
К 2503 (24.12.2010 15:00:46)
Дата 31.12.2010 13:36:48

Re: За какими...

доброго времени суток

И вообще - хочу дать совет по экплуатации наших АПЛ - прицепить к корпусу баржу с углем и кидать уголек в топку. Через центральный вывести трубу, но лодку желательно все-же приварить к пирсу и не заморачиваться никакими ремонтами. Все равно это безумно дорогая и абсолютно бесполезная игрушка. На угле хоть чуть дешевле будет.

От KTG
К 2503 (24.12.2010 15:00:46)
Дата 31.12.2010 13:20:02

Re: За какими...

доброго времени суток

в отличие от ВВР с их давлением в двести атмосфер при 3150С.

Это опечатка? На ВР 4 давление 170 атм На ВР4-1 - 150 Температура 350 Вы откуда такие бредовые цифры взяли? А ЖМТ ничем кроме аварийности не прославились.

От ТК 202
К KTG (31.12.2010 13:20:02)
Дата 01.01.2011 21:35:30

Re: За какими...

>доброго времени суток

>в отличие от ВВР с их давлением в двести атмосфер при 3150С.

>Это опечатка? На ВР 4 давление 170 атм На ВР4-1 - 150 Температура 350 Вы откуда такие бредовые цифры взяли? А ЖМТ ничем кроме аварийности не прославились.
Там конечно опечатка (градус Цельсия - забыли 0 в верхнем регистре написать). А у ЖМТ еще и маневренность существенно выше чем у ВВР, хотя все остальное не лучше.
С уважением

От KTG
К KTG (31.12.2010 13:20:02)
Дата 01.01.2011 09:58:12

Ошибся. На ВМ4 и ВМ 4-1 (-)