От Cyclone
К All
Дата 15.10.2010 15:53:07
Рубрики Матчасть;

В продолжение вот этой темы про К-314

Тема тут:
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/79/79435.htm
Нагуглил я тут случайно сайтик http://dav-yuri.narod.ru/s5.html
Насколько информации с него про К-314 можно доверять? Ибо версия alekseyvas отличается от описанного ниже. А пишут, собственно, следующее:

29 декабря 1985 года при возвращении ПЛ с боевой службы к постоянному месту базирования, произошла авария ППУ левого борта, приведшая к разрушению аз ЯР левого борта.
28.12.85 г при стоянке ПЛ в пункте МТО при работе ППУ левого борта на мощности 20%, была обнаружена течь 1 контура левого борта около 10 л в час. Течь была устранена отключением системы очистки и расхолаживания штатной ДУ арматурой. При этом в нарушение ИУ ПЭУ, не были закрыты ручной вентиль и ряд клапанов. Точно установить место течи л/с не удалось.

ПЛ был разрешен переход к месту постоянного базирования с отключенной системой очистки и расхолаживания. Падение Р1к и Нко на переходе с 15 по 28 декабря 1985 г не наблюдалось. РО на ПЛ и в реакторном отсеке оценивалась как нормальная.

29.12.85 при подходе к месту постоянного базирования, после всплытия ПЛ в надводное положение, командир БЧ-5 убедил командира ПЛ разрешить произвести уточнение места течи 1-го контура до подхода к пирсу. Необходимости в выполнении этой работы до прихода в базу и расхолаживании установки не было.

В 01 ч 01 мин 29.12.85 по приказанию КБЧ-5 была сброшена АЗ ППУ левого борта и установка переведена в режим расхолаживания через ПГ.

В 02 ч 20 мин при Т1к > 100оС произведена подпитка газом до давления 145 кгс/см2 и подключена система очистки и расхолаживания путем открытия с ПУ ГЭУ соответствующих клапанов. При снижении Р1к и Нко соответствующие клапана были дистанционно закрыты.

В 02 ч 35 мин парогенераторы левого борта поставлены в режим хранения.

В 07 ч 30 мин по плану поиска места течи, командиром ДД закрыта ручная арматура 3-го контура на систему очистки и расхолаживания в АВ левого борта при этом параметры 1-го контура левого борта были: Р1к=138 кгс/см2, Т1к=62оС, Нко=25%.

В 07 ч 38 мин дистанционно с ПУ ГЭУ были открыты клапаны (34) и (4), при этом произошло падения Р1к и Нко. Газовая активность в АВ левого борта возрасла с 2 ПДК до 16 ПДК. При попытке закрыть ДУ арматуру с ПУ ГЭУ, клапан (34) не закрылся. Закрыть его ручным дублером не удалось (клапан провернулся на 1,5 оборота, при полном ходе – 5 оборотов).

В 07 ч 39 мин пущены оба подпиточных насоса 1-го контура левого борта.

В 08 ч 35 мин насосы остановлены. Р1к=66 кгс/см2, Т1к=800oС, Нко=0%.

В 08 ч 45 мин ПЛ ошвартована у пирса.

В 09 ч 30 мин парогенераторы левого борта сняты с режима хранения в связи с ростом температуры 1-го контура (Т1к=105оС).

В 10 ч 00 мин после неоднократных срывов остановлены ЦНПК. Т1к=112оС, Р1к=30 кгс/см2, Нко=0%. Дальнейшее расхолаживание ППУ велось путем периодического пуска подпиточного насоса на проливку активной зоны.

С 12 ч 08 мин до 23 ч 00 мин в ВЖ ПУ ГЭУ нет записей о пуске подпиточных насосов или подпитке и проливке 1 контура от НПН. Нет записи в вахтенном журнале о закрытии клапана системы ГВД.

По приказанию заместителя НЭМСа л/с ПЛ начал подготовку к работе системы ремонтного расхолаживания.

В 10 ч 40 мин после обследования ПЛ представителями СРБ объединения РО оценена как нормальная. Р1к=0 кгс/см2, Нко=0%, Т1к=64оС.

В 12 ч 30 мин сброшена АЗ ППУ правого борта и начато расхолаживание ППУ правого борта.

В 15 ч 00 мин парогенераторы правого борта поставлены на хранение.

В 19 ч 35 мин Р1к=0 кгс/см2, Нко=0%, Т1к=80-85оС. С ПЛ убыли КБЧ-5 и заместитель НЭМСа. Записи КБЧ-5 о состоянии установки левого борта и о необходимых мероприятиях и мерах безопасности в ВЖ отсутствуют.

В 21 ч 20 мин пущен насос ремонтного расхолаживания: Р1к=0 кгс/см2, Нко=0%, Т1к=80оС. пуск этого насоса, при течи в системе очистки и расхолаживании, привел к выбросу воды из ЯР.

В 23 ч 37 мин в связи с неустойчивой работой ЦН=108 и ростом температуры 1 контура до 104оС он остановлен. Продолжена проливка ЯР с помощью подпиточного насоса в соответствии с таблицей проливки (18 часов после сброса АЗ).

В 03 ч 04 мин 30.12.85 г в связи с обнаружением загрязненной спецодежды, командиром ДД на ПЛ был объявлен сигнал «РО» и выполнены мероприятия согласно НОРБ-83. На ПЛ прибыл л/с.

В 14 ч 35 мин отмечено резкое ухудшение РО, начат комплекс мер по нормализации обстановки в отсеках ПЛ.

В 03 ч 05 мин 31.12.85 г вскрыт съемный лист реакторного отсека для осушения дренажной цистерны и настилов левого борта.

В 07 ч 00 мин л/с АП ГЭУ закрыт и обжат вручную клапан 34. Осушены настилы в ДЦ1к (в течении почти двух суток не пытались закрыть клапан (34) вручную, вентиль (4) и клапаны (38,40,42,44).

В 08 ч 00 мин пущены насосы КПС и подпиточный насос на заполнение 1-го контура левого борта, при этом отмечен рост температуры на автоматическом сигнализаторе температуры АСТ-3 в точках 3, 5, 7 до 290оС, 300оС и 340оС соответственно.

В 12 ч 00 мин Р1к=14 кгс/см2, Нко=54%. После вентилирования пущен ЦНПК. РО в отсеке вновь резко ухудшилась.

В 12 ч 05 мин сработала сигнализация о прорыве гильзы АЗ-1 левого борта, и активная вода из ЯР стала поступать в АВ левого борта. В дальнейшем расхолаживание установки левого борта велось согласно ИУ ГЭУ.

Причины аварии:

1. Низкая организация службы на ПЛ.
2. Неудовлетворительные знания л/с устройство ЯР и систем ППУ.
3. Нарушение л/с «Инструкции по обслуживанию 1 контура, системы ремонтного расхолаживания, ПЭУ». Требования инструкции по количеству проливаемой воды не выполнялось. В аз было подано воды в 3 раза меньше, чем предусмотрено инструкцией, вследствие чего аз была практически осушена.
4. Л/с не были приняты меры по локализации аварии при нормальной радиационной обстановке.
Выводы по аварии:

1. Проводившаяся с нарушением руководящих документов подпитка 1 контура не обеспечила заполнение ЯР водой и была малоэффективна. Разогрев аз в практически осушенном реакторе происходил за счет избыточных тепловыделений, которые на 11 ч 00 мин 29.12.85 составили 65 кВт. Теплотехнический расчет показывает, что не более чем через40 минут была достигнута температура плавления силумина. Максимальная температура, достигнутая ТВЭЛами за счет остаточного тепловыделения, не превышала 840оС. нарушение целостности оболочек ТВЭЛов происходило не за счет их расплавления, а путем их растворения в расплавленном силумине. Нарушение целостности оболочек ТВЭЛов произошло через 10 минут после расплавления силумина, что привело к вытеканию его из ТВЭЛов, изменению условий тепловыделений, и теплосъема. Расчеты выхода продуктов деления из ТВЭЛов показывают, что число частично разрушенных ТВС достигает 200 – 210 шт., т.е. практически повреждена вся аз.
2. Проведенный анализ РО, условий расхолаживания и технического состояния показывают, что аз левого борта была разрушена 29.12.85 в период с 11 ч 00 мин до 24 ч 00 мин.
3. Причинами разрушения аз являются:
- практически полное осушение ЯР;
- последующее растворение оболочек ТВЭЛов в расплавленном силумине;
- вскипание теплоносителя после заливки каналов водой и возникшие при этом температурные напряжения в оболочках ТВЭЛов.
Таким образом!

Работу в базе с 1-ми контурами, в том числе и поиска места течи на расхоложенной установке, необходимо определять как ПОР. В плане работ следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие ядерную и радиационную безопасность в процессе выполнения работ, а также составлять расписание л/с, участвующем в проведении ПОР.


От mk
К Cyclone (15.10.2010 15:53:07)
Дата 18.10.2010 10:49:22

Ну отличается она

только в части определения виновных. И о многом, как официальный документ - умалчивает.
--
С уважением, Михаил


От Cyclone
К mk (18.10.2010 10:49:22)
Дата 18.10.2010 11:03:50

Re: Ну отличается...

alekseyvas утверждает, что экипаж действовал по инструкции, на сайте написано, что экипаж многократно наружил инструкции по эксплуатации ГЭУ. Кому верить?

От mk
К Cyclone (18.10.2010 11:03:50)
Дата 18.10.2010 12:25:57

Re: Ну отличается...

> alekseyvas утверждает, что экипаж действовал по инструкции,
... требующей подключение штатной системы расхолаживания. Так они её и подключили. В чем противоречие?

> на сайте написано, что экипаж многократно наружил инструкции по эксплуатации ГЭУ. Кому верить?
Отчёту после 08:45 не верить, либо существенно его дополнить в части _причин_ действия л/с.

--
С уважением, Михаил


От Serge
К Cyclone (15.10.2010 15:53:07)
Дата 15.10.2010 22:52:56

Re: В продолжение...

>Тема тут:
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/79/79435.htm
>Нагуглил я тут случайно сайтик http://dav-yuri.narod.ru/s5.html

интересный ресурсик............, главное этот текст на своих компах не храните......, ну так, на всякий случай......

>Насколько информации с него про К-314 можно доверять? Ибо версия alekseyvas отличается от описанного ниже. А пишут, собственно, следующее:

текст близок к официальному.


От Илья на работе
К Serge (15.10.2010 22:52:56)
Дата 16.10.2010 12:21:49

Re: В продолжение...

>>Тема тут:
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/79/79435.htm
>>Нагуглил я тут случайно сайтик http://dav-yuri.narod.ru/s5.html
>
>интересный ресурсик............, главное этот текст на своих компах не храните......, ну так, на всякий случай......
Ничего там суперсекретного нету :)
Во всяком случае, при скачивании его себе на комп никто претензий Вам не предъявит.

>текст близок к официальному.
Ага, из информационного сообения.


От Serge
К Илья на работе (16.10.2010 12:21:49)
Дата 16.10.2010 13:10:48

Re: В продолжение...


>Ага, из информационного сообения.

а Вы были в комиссии по рссекречиванию этого сборника?

От Илья на работе
К Serge (16.10.2010 13:10:48)
Дата 16.10.2010 17:52:22

Re: В продолжение...


>>Ага, из информационного сообщения.
>
>а Вы были в комиссии по рссекречиванию этого сборника?
Нет, но данный текст не из секретного сборника, там другой. Я его не раз читал в мурзилках, которые самиздатом делаются для поготовки разных категорий в ИЯБ. На любой атомной лодке есть у 1-го дивизиона, причем тот, кто размещал его на сайт у себя, именно из их числа, на К-137 служил.

Даже если бы это был текст из секретного сборника точка в точку, то никакого криминала скопипастить его себе на комп нету.
Если есть иное мнение (на счет скопипастить из инета), прошу обосновать свое мнение ссулкой на статью из УК или иного закона, применимого ко всей публике.

От alex111
К Илья на работе (16.10.2010 17:52:22)
Дата 17.10.2010 21:50:07

Re: В продолжение...

и висит тот текст в инете уже много лет
>>>Ага, из информационного сообщения.
>>
>>а Вы были в комиссии по рссекречиванию этого сборника?
>Нет, но данный текст не из секретного сборника, там другой. Я его не раз читал в мурзилках, которые самиздатом делаются для поготовки разных категорий в ИЯБ. На любой атомной лодке есть у 1-го дивизиона, причем тот, кто размещал его на сайт у себя, именно из их числа, на К-137 служил.

>Даже если бы это был текст из секретного сборника точка в точку, то никакого криминала скопипастить его себе на комп нету.
>Если есть иное мнение (на счет скопипастить из инета), прошу обосновать свое мнение ссулкой на статью из УК или иного закона, применимого ко всей публике.

От Cyclone
К Cyclone (15.10.2010 15:53:07)
Дата 15.10.2010 17:46:28

Так как в тексте много аббревиатур...

приведу расшифровку, а то сам бог не знает, что они иной раз имеют в виду... Несмотря на это, встречаются аббревиатуры, не приведённые в расшифровке и лично мне непонятные, например - ПОР

ПЛ – подводная лодка;
ЯР – ядерный реактор;
КГДУ – командир группы дистанционного управления;
АЗ – система или стержни аварийной защиты; активная зона
КИП – контрольно-измерительные приборы;
л/с – личный состав;
т/н - теплоноситель;
ПГ - парогенератор;
ГЦНПК – главный циркуляционный насос первого контура;
ВЦНПК – вспомогательный циркуляционный насос первого контура;
ЦНПК - циркуляционный насос первого контура;
ГТЗА – главный турбозубчатый агрегат;
РО – радиационная обстановка;
ПУ ГЭУ – пульт управления главной энергетической установки;
КР – компенсирующие решетки;
ПКР – периферийная КР;
ЦКР – центральная КР;
ТУ СФ – техническое управление Северного Флота;
МКУМ – минимально контролируемый уровень мощности;
ЦП – центральный пост;
ГКП – главный командный пункт;
КП – командный пункт;
БП – боевой пост;
аз – активная зона;
АР – система или стержни автоматического регулирования;
РБ – радиационная безопасность;
ТВЭЛЫ – тепловыделяющие элементы;
СРЗ – судоремонтный завод;
ТГ- турбогенератор;
МУ – маневровое устройство;
КДД – командир дивизиона движения;
КБЧ-5 – командир электромеханической боевой части (БЧ-5);
АВ – аппаратная выгородка;
НХС – начальник химической службы;
ППУ – паропроизводящая установка;
ПТУ – паротурбинная установка;
БЗЖ – борьба за живучесть;
ЗСР – зона строгого режима;
СПК – старший помощник командира;
КДЖ – командир дивизиона живучести;
ЦГБ – цистерна главного балласта;
ПА – пусковая аппаратура;
ЦРД – цепная реакция деления;
ПМ – первичные мероприятия;
ГГС – громко-говорящая связь;
ВВД – воздух высокого давления;
ЖВЗ – железоводная защита;
ПДК - предельнодопустимая концентрация;
ГК – главный конденсатор;
КПС – конденсатнопитательная система;

От serg
К Cyclone (15.10.2010 17:46:28)
Дата 15.10.2010 18:09:55

Альтернативная расшифровка аббревиатур

Доброго времени суток!

КДД: каждый день - дурак,
КДЖ: каждый день - ж.па

Чур, никому не обижаться, лично я слышал это от наших механиков. :-)

С уважением, serg

От 2503
К Cyclone (15.10.2010 17:46:28)
Дата 15.10.2010 17:47:26

ПОР - потенциально опасные работы (-)