Добрый день!
Не имея никакой информации по сути обсуждаемой проблемы, вполне допускаю, что Кличугин действовал вполне бескорыстно. Был у нас некогда такой типаж исполнителей – бессеребренников. Я знал, например, кое-кого из деятелей пресловутого НАВИКОНА, провернувшего многомиллионные сделки по продаже кораблей за гроши (был даже по этому поводу соответствующий приказ Главкома, по-моему, Ф.Громова, но могу ошибаться) и при этом остававшимися такими же нищими, как и раньше.
А с тем, что позже начали называть «откатом» наш флот столкнулся еще в незапамятные застойные времена. Боевая служба многих надводных кораблей проходила большей частью в виде стоянки в каком - нибудь отдаленном порту типа Конакри. При этом, методом проб и ошибок было выяснено, что гораздо выгоднее закупать продовольствие, воду и т.п. на месте, чем тащить их через половину Земного шарика на танкерах и судах снабжения. Обязанность по закупке была возложена почему-то непосредственно на командиров кораблей, а не на посольства. А поскольку все закупки делались у частных предпринимателей, те, в свою очередь считали своим долгом отблагодарить «бвана мкубва» в пределах определенного процента от сделки. Поскольку ганские седи и прочая макулатура имела хождение наравне с «мягоньким папиром», подарки брали в основном бытовой техникой японского производства. Большого греха в этом никто не видел, поэтому и особого секрета из такой операции не делали. Через определенное время в ГШ ВМФ узнали об особенностях национальной торговли, и Главком Горшков С.Г. лично взял все дело под свой контроль. С каждым кораблем посылался доверенный представитель с Козловского, а к моменту окончания сделки на ближайший аэродром пригоняли самолет дальней морской авиации для срочной эвакуации «спецгруза».
Но случались и курьезы. Как-то послали уж очень замшелого каперанга, которого либо плохо проинструктировали, либо выражались так туманно, что он усвоил сценарий только первой части Марлезонского балета, совершенно не въехав в эпилог. Когда после окончания сделки туземный предприниматель вежливо осведомился, что он может сделать для достопочтимого сэра, тот вдруг вспомнил, что родственники просили его привезти местной чудодейственной целебной травки, назовем ее для простоты тархуном. Так и ответил, хорошо бы для достопочтенного сэра достать тархунчику. Абориген честно прикинул сумму сделки, вычислил традиционный процент комиссионных, разделил на стоимость тархуна на местном рынке и через пару дней подогнал к борту корабля три или четыре грузовика доверху нагруженных отборным сеном из той самой чудо – травы.
Ну, а уж во что главком превратил своего предприимчивого Меркурия – про это история умалчивает.
С наилучшими пожеланиями