Литовское телевидение утверждает, что суперсекретная система опознавания на истребителе Су-27 не была уничтожена
Литовское телевидение со ссылкой на неназванные источники сообщило, что майор Валерий Троянов мог не успеть ликвидировать коды опознавания на своем самолете. Более того, увольнение командующего ВВС Литвы полковника Йонаса Марцинкуса телепрограмма связывает именно с обнаружением этой системы. Мол, Марцинкус в телефонном разговоре с российскими военными обмолвился о том, что система «свой-чужой» не уничтожена.
Это означает, что в разведсети НАТО попал важнейший секрет наших ВВС.
Для нас это грозит многомиллионными затратами на переоснащение всех Военно-воздушных сил новыми кодами. Такое уже случалось. В 1976 году пилот МиГ-25 Виктор Беленко посадил свою машину на японском аэродроме острова Хоккайдо. Переоснащение советской военной авиации тогда стоило Союзу миллиарды рублей. С тех пор схема самоликвидации кодов была усовершенствована.
- Сегодня «свой-чужой» ликвидируется четырьмя способами, - рассказал нам помощник Главкома ВВС Александр Дробышевский. - В аварийной ситуации пилот сам может нажать на кнопку и стереть коды опознавания. Если он этого не сделал, то при катапультировании система уничтожается автоматически. В случае отказа этого варианта «свой-чужой» опять же автоматически ликвидируется при ударе самолета о землю. А если в течение суток никто не перенастроит прибор, коды опять же стираются сами. В Литве первые два дня к месту крушения вообще боялись подойти.
Мы связались также и со специалистами конструкторского бюро ОКБ «Сухой». В соответствии с приказом руководства им запрещено без соответствующей санкции давать интервью или комментировать авиационные проблемы. Но высказать свою неофициальную точку зрения один из «засекреченных» спецов согласился (по понятной причине мы не называем его фамилии). Вот - запись нашей беседы:
- Система опознавания «свой-чужой» могла попасть в руки литовцев?
- При определенных обстоятельствах это вполне возможно.
- Какие это обстоятельства?
- Не сработала система самоликвидации устройства.
- Почему?
- Потому что могла не включиться старая автоматика при катапультировании летчика.
- А при ударе самолета о землю система могла остаться в таком состоянии, что информацию, зашифрованную в ней, можно прочесть?
- Такой вариант вполне допустим.
- И что теперь могут выжать из прибора литовцы?
- Они могут дешифровать его.
- И это значит, что придется менять систему «свой-чужой» во всех ВВС и тратить на это миллионы долларов, как тридцать лет назад?
- Потратиться придется, но уже не в таких масштабах. Мы будем вынуждены менять не всю систему, а лишь коды в ней. А это большая работа...