От kregl Ответить на сообщение
К All
Дата 28.09.2005 08:46:33 Найти в дереве
Рубрики Курск; Версия для печати

Для ув. Anjin (хроника от Шигина)(+)

Здр!
---------------------------------

Шигин

ХРОНИКА СОБЫТИЙ
13 АВГУСТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ
00.55 Оперативный дежурный Северного флота дал разрешение на выход спасательного судна «Михаил Рудницкий» по плану. На его борту находились два подводных аппарата (автономных снаряда): АС-32 и АС-34. Первый предназначался для обследования затонувших объектов, второй — для спасения подводников. Помимо этих двух аппаратов на СФ имелось еще два: АС-15 — для обследования и АС-36 — в спасательном варианте. Их также спешно готовили к переброске в район аварии. Старшим на борту «Михаила Рудницкого» находился начальник УПАСР СФ капитан 1-го ранга А. Тесленко.
02.22 ТАРКР «Петр Великий» доложил, что гидроакустики, после посылки в режиме подводной связи, наблюдали стук. Приступили к обследованию точки стука.
03.20 Прослушивается стук из 5 ударов продолжительностью 8 секунд. «Петр Великий» на циркуляции обследует точку стука и ответных сигналов.
03.30 По УКВ передано сообщение «Михаилу Рудницкому» следовать в точку с координатами: Ш=69°35,8’ северная, Д=37°38,0’ восточная. По прибытии установить связь с «Петром Великим».
04.56 Командующий СФ назначил район поисковых и спасательных работ.
07.37 «Адмирал Харламов» и «Адмирал Чабаненко» получили приказ обследовать район поиска.
09.32 В район поиска прибыл «Михаил Рудницкий».
10.30 Командующий СФ объявил боевую тревогу автономному снаряду АС-15. Приказано следовать в район поиска подводной лодки К-141.
10.33 ТАВКР «Адмирал Кузнецов» снялся с якоря и вышел в район спасательных работ.
10.35 «Петр Великий» в точке с координатами Ш=69° 37,7’ северная, Д=37° 33,22’ восточная. Наблюдается резкое уменьшение глубины до 77—83 метров. Именно в этот момент «Петр Великий» обнаружит наличие на грунте полигона двух аномалий, расположенных примерно в километре друг от друга. Что это были за аномалии, пока точно было не ясно. Однако то, что одна из них, скорее всего, является затонувшей подводной лодкой, ни у кого сомнений не вызывало.
11.30 Начальник штаба СФ приказал готовить к выходу в район плавкран ПК-7500 с автономным снарядом АС-36 на борту и морской буксир МБ-100.
14.50 Командующий СФ вступил в общее руководство поисково-спасательными силами в районе аварийной подводной лодки.
16.20 На запрос ГАС «Михаила Рудницкого» получен ответный сигнал МГС-30 по пеленгу 145°, дальность — 2 201 м. Аварийная станция МГС-30 устанавливалась только на российских подводных лодках. Теперь почти с полной уверенностью можно было сказать, что по пеленгу 145° от «Михаила Рудницкого» находился именно лежащий на грунте «Курск». Технический контакт с затонувшей подводной лодкой был установлен.
17.22 Автономный снаряд АС-34 начал допоиск объекта.
18.15 АС-34 обнаружил засветку на экране эхолокатора.

18.32 АС-34 произвел аварийное всплытие. Командир аппарата капитан 3-го ранга А. Майсак доложил: «На ходу 2 узла вошел в соприкосновение с объектом, имеющим резиновый корпус. Свалился на винт, когда обследовал кормовую часть, после чего вынужден был аварийно всплыть. Комингс-площадку кормового аварийно-спасательного люка наблюдал через перископ». «Курск» был обнаружен визуально. Теперь надо было, не теряя времени, приступать ко второму этапу операции — спасению подводников, если они живы. Вместе с командиром аппарата под воду спускался и командир электромеханической боевой части однотипной с «Курском» К-410 капитан 2-го ранга Буцких. Он должен был подтвердить, что обнаруженная субмарина является именно «Курском», попытаться определить ее состояние и характер повреждений. Его заключение было следующим: «Обнаруженная подводная лодка — это «Курск». Готовность АС-34 к продолжению спасательных работ с посадкой на комингс-площадку — 22.00. Начальник УПАСР СФ предложил с учетом плохой видимости у грунта работу АС-34 произвести утром 14 августа. Командующий СФ предложение не утвердил, приказав АС-32 в 21.00 произвести осмотр и очистку комингс-площадки, а затем выгрузить АС-34 для посадки его на комингс-площадку и спасения личного состава.
19.50 Командующий СФ объявил, что обнаруженный объект является К-141 с вероятностью 0,9.
20.15 АС-34 поднят на борт «Михаила Рудницкого».
22.00 «Михаил Рудницкий» выгрузил АС-32 в воду. Погода к этому времени уже значительно ухудшилась. Волнение около 3 баллов. Обычно в таких условиях погружение подводных аппаратов прекращается, однако решено работу продолжать.
22.40 АС-32 исполнил сигнал «Грунт», начал допоиск затонувшей подводной лодки.
22.46 Командир АС-32 капитан 3-го ранга П. Карапута доложил, что на глубине 45 м слышен стук, классифицированный как сигнал SOS. Впоследствии будет много всевозможных разговоров о том, что кто-то якобы даже слышал в наушниках позывной «Курска» — «Винтик». Однако подтверждено это не было. Возможно, что за стуки кувалды акустики приняли грохот якорных цепей, находившихся поблизости кораблей и судов, которых было в тот момент в районе уже немало. Что касается сигнала SOS, то он был записан на магнитофон, и уже позднее специалистами было определено, что давал его не человек, а автомат. Но подобного автомата на «Курске» не было.
22.48 АС-32 на глубине 80 м приступил к поиску затонувшей ПЛ.
23.34 По докладу с «Михаила Рудницкого» АС-32 находится на глубине 80 м, следует в точку постановки буя, где получена засветка объекта.

14 АВГУСТА, ПОНЕДЕЛЬНИК
Поисково-спасательные силы продолжали поиск АПРК К-141.
00.18 По докладу с «Михаила Рудницкого» АС-32 находится над подводной лодкой. Дана команда обследовать объект круговым обзором, обойдя вокруг. Глубина погружения АС-32 — 80 м.
00.50 Получен доклад начальника УПАСР: «Плотность аккумуляторных батарей на АС-32 уменьшена до предела. Аппарат не может навестись на визуальный контакт на ПЛ К-141». Командующий СФ дал разрешение на всплытие АС-32. Подводная лодка К-141 им визуально не обнаружена.
04.55 АС-34 начал работу по поиску подводной лодки.
06.34 АС-34 вышел на визуальный контакт с К-141. Начал движение на комингс-площадку.
06.55 АС-34 доложил: «Нахожусь над объектом, выхожу на кормовую комингс-площадку».
07.20 Получены рекомендации ПСП ВМФ: «С обнаружением К-141 АС-34 осуществить посадку и присос на комингс-площадку, установить связь перестукиванием, открытие крышки осуществить с соблюдением мер безопасности. После приема первой партии личного состава вооружить ходовой трос в режиме лифта, трос вывести на буй для последующего использования АС-36 в режиме лифта».
07.40 Получен доклад с АС-34: «Нахожусь на объекте. Не могу произвести присос. Низкая плотность аккумуляторных батарей».
07.45 Вопрос командиру АС-34: «Наблюдаете ли признаки жизни?» Ответ с АС-34: «Нет, не наблюдаю!»
11.27 Уточнены координаты АПРК К-141: Ш=69°37,075’ северная, Д=37°34,58’ восточная.
15.48 Командующий СФ доложил Главнокомандующему ВМФ: «Ухудшилась погода. Море 3—3,5 балла. АС-34 через 30 минут готов к работе. Начинаю выполнять вторую задачу (спасение людей). После обработки всей информации наиболее реальная версия: столкновение с подводным объектом с вероятностью 0,8—0,9. Заборы на радиоактивность сделаны. Заражения нет».
18.28 Волнение моря — 4 балла. Работа автономных глубоководных аппаратов по погоде невозможна.
19.49 После нескольких неудачных попыток подать проводник буксирного троса на плавучий кран буксир на ПК-7500 все же подан.
22.00 АС-34 продолжает заряжать аккумуляторные батареи. АС-15 — в надводном положении.
22.44 Море — 4 балла. Ветер свыше 25 м/сек. Выгрузка аппаратов и их работа не представляется возможной.

15 АВГУСТА, ВТОРНИК
Спасательная операция продолжается.
00.28 АС-15 погрузился до 04.45. Море — 4 балла. Погода продолжает ухудшаться.
04.00 АС-15 всплыл в надводное положение. Объект не обнаружен.
05.37 АС-15 погрузился до 09.00. «Петр Великий» и «Адмирал Чабаненко» производят наведение АС-15 на К-141.
07.56 От АС-15 принят сигнал: «Объект обнаружен».
11.00 С АС-15 доложено: «Обнаружил ПЛ К-141. Кормовые отсеки за рубкой целые. В носу разорван легкий корпус. Из корпуса сверху торчат трубопроводы. В районе носа кратковременно травился воздух. Признаков жизни нет. Общий объем повреждений корпуса в носу 20—30% от общей площади верхней полусферы».
15.45 От «Компаса» (позывной Главного штаба ВМФ) получены рекомендации командиру АС-34 по оказанию помощи личному составу К-141 при выводе его из отсеков подводной лодки.
17.05 Командующий СФ приказал командиру АС-34: «Ваша задача — работа по присосу к комингс-площадке аварийно-спасательного люка 9-го отсека».
21.14 АС-34 начал движение в точку погружения.
21.17 АС-34 погрузился.
21.49 АС-34 обнаружил объект по данным гидроакустической станции «Глетчер».
22.55 На АС-34 вышла из строя станция «Глетчер». Но командир аппарата капитан 3-го ранга Майсак принимает решение продолжать работу. Наведение аппарата осуществляется теперь по данным с «Михаила Рудницкого» и «Петра Великого».

16 АВГУСТА, СРЕДА
Новые сутки — новые надежды.
00.48 АС-34 обнаружил К-141. Находится над ней.
01.30 4 раза командир аппарата выводит его на комингс-площадку, стремясь оказаться точно над ней. Маневрирование очень затрудняют сильное придонное течение и илистая муть, поднимаемая от работы винтов. Только с четвертого захода АС-34 зависает точно над комингс-площадкой аварийно-спасательного люка. По всем расчетам, должен быть присос, но присоса нет. Это почти невероятно, но это происходит. АС-34 делает все новые и новые заходы, но по-прежнему никак не может сесть на комингс-площадку. Только полностью разрядив свои аккумуляторные батареи, командир просит «добро» на всплытие. Командующий СФ всплытие АС-34 разрешает.
09.59 Командиру тактической группы на обеспечивающей спасательные работы подводной лодке и старшему на борту АС-15 командующий СФ поставил задачу на осмотр затонувшей ПЛ.
14.30 АС-15 передал: «Обнаружил объект. Начал документирование».
20.55 По запросу с АС-15 командующий СФ разрешил продлить работу до 23. 00.
23.00 АС-15 всплыл в надводное положение.
23.27 С АС-15 получен доклад о результатах визуального осмотра затонувшей ПЛ К-141. Повреждения носовой части огромны.

17 АВГУСТА, ЧЕТВЕРГ
Кажется, что над местом затопленного «Курска» собрался весь Северный флот.
00.05 СБ-523 буксирует АС-36 в район спасательных работ. Расчетное время прибытия в район — 12.00. Погода: море — 2 балла, ветер 5—7 м/сек.
05.03 От «Михаила Рудницкого» получен доклад о том, что отклонений от норм содержания радионуклидов в морской воде не обнаружено.
08.00 «Михаил Рудницкий» в дрейфе. АС-32 готов к работе. АС-34 не в строю: производится устранение неисправностей. Срок готовности — 10.00.
16.25 АС-34 введен в строй. Чего это стоило спасателям, знают только они, ведь обычно подобные повреждения устраняются только в условиях ремонтных мастерских.
17.40 АС-34 начал работу.
19.34 По докладу с «Михаила Рудницкого», АС-34 находится на объекте.
20.20 С «Михаила Рудницкого» получен доклад: «АС-34 совершил 6 подходов и посадок на комингс-площадку АСЛ 9-го отсека. Аппарат находится точно на зеркале комингс-площадки, но присоса все не было. Из 7 заходов на комингс-площадку было сделано 6 присосов! Один раз получился даже первичный захват, после которого, казалось бы, по всем правилам должен был состояться окончательный присос, но его не произошло. «Мы не верили своим ушам, слушая доклад командира АС-34, — рассказывал впоследствии капитан 1-го ранга А. Тесленко. — Этого просто не могло быть, но это было. Причина в отсутствии присоса могла быть только одна — деформация комингс-площадки АСЛ. Однако попытки спасти экипаж нельзя было прекращать, и мы должны были делать все возможное для того, чтобы добиться присоса. Когда плотность аккумуляторных батарей стала минимальной, командир АС-34 запросил разрешение на всплытие». Командующий СФ дал «добро» на всплытие АС-34 и приказал готовить к работе АС-36.
21.55 Получено сообщение: «Норвежское спасательное судно «Normand Pioneer» («Норман Пионер») следует в район проведения спасательной операции».

18 АВГУСТА, ПЯТНИЦА
Теперь счет шел только на спуски автономных подводных снарядов.
00.30 Завершен инструктаж АС-15 командующим флотом по порядку работ при осмотре затонувшей подводной лодки.
03.00 АС-15 вышел на объект и начал работу.
07.05 С «Михаила Рудницкого» получен доклад: «Неисправности на АС-36 устранены. Аппарат готов к работе. На АС-34 продолжается заряд аккумуляторных батарей». Командующий СФ принял решение: погружение АС-36 произвести сразу же после окончания работ АС-15.
09.27 АС-15 всплыл в надводное положение.
11.24 Командир АС-36 капитан-лейтенант А. Калугин доложил о поступлении воды во второй отсек, почти исключающем аварийное всплытие. Повреждение, скорее всего, было получено во время буксировки в штормовом море. Аппарат неожиданно начал тонуть, упал на грунт.
11.28 АС-36 произвел аварийное всплытие с глубины 110 м. Его начали ремонтировать прямо на плаву.
11.40 На «Петр Великий» прибыли на вертолете Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В. Куроедов и вице-премьер правительства РФ И. Клебанов. По информации ОД СФ, на настоящий момент норвежское спасательное судно «Seaway Eagle» («Морской Орел») готовится к приему водолазов. Ориентировочное прибытие «Морского Орла» в район спасательных действий — 05.00 20 августа.
13.12 С «Михаила Рудницкого» получен доклад: «Время окончания зарядки аккумуляторных батарей на АС-34 — 19.00, время готовности АС-34 к работе — 22.00».
21.24 АС-34 выгружен на воду с борта «Михаила Рудницкого». Начато окончательное приготовление к плаванию.
22.13 АС-34 начал движение в точку погружения.
23.49 АС-34 всплыл на поверхность из-за отказа ГАС «Глетчер».
Станция, скорее всего, повреждена во время шторма. ПЛ К-141 не обнаружена. Капитан 3-го ранга А. Шолохов до перевода в Петербург 10 лет откомандовал подводным снарядом. Узнав о беде, вызвался участвовать в спасательных работах. Шолохов вспоминает: «Наш аппарат при спуске сильно било о борт. Сразу же были выведены из строя гидроакустические антенны бокового обзора и гирокомпас, позже — поворотная насадка. У меня механик спал 2 часа, не больше, постоянно ремонтировались. При первом погружении работали чуть больше 4 часов, 8 раз садились на комингс лодки и последний раз «сидели» на нем больше 20 минут — четко на посадочной площадке. Зависаем, работая винтами, придавливаем аппарат к посадочной площадке. У нас есть специальное устройство, захватывающее обух (металлический выступ) на крышке люка. Захватив его, мы стали подтягивать аппарат. Но присоса не произошло. Почему? Либо негерметичность стального стакана, в котором находится люк, либо негерметичность присасываемой камеры... Дальнейшие действия — за двумя подводниками, которые должны были спуститься в камеру присоса и в стакане комингса открыть специальный клапан. Открыть и посмотреть: если давление начнет повышаться, значит, в лодке вода. А поднимать люк было бессмысленно. Если в лодке живые люди, они открыли бы люк сами и вышли на поверхность с индивидуальными спасательными аппаратами. Открыв люк, мы бы их просто утопили».
23.53 Получена информация от начальника ГШ ВМФ: «Норвежской сейсмической станцией зафиксировано 2 толчка в точке с координатами: Ш= 69°38’ северная, Д=37°9’ восточная. В 11.30.42 12 августа 2000 года наблюдался толчок силой 1,5 балла по шкале Рихтера, что может быть приравнено к взрыву 100 кг тротила. В 11.32. 57 наблюдался толчок силой 3,5 балла по шкале Рихтера, что соответствует взрыву 1—2 тонн тротила».

19 АВГУСТА, СУББОТА
Ровно неделя с момента аварии.
04.25 АС-15 погрузился в подводное положение и следует в район для поиска фрагментов затонувшей подводной лодки.
09.04 АС-15 всплыл в надводное положение. В ходе обследования района обнаружено 5 фрагментов затонувшей подводной лодки.
113.25 АС-36, устранив неисправность, следует в точку погружения.
14.20 АС-36 находится над объектом.
15.40 АС-36 обнаружил затонувшую подводную лодку и предпринимает попытки посадки на комингс-площадку.
17.45 АС-36 отошел от комингсплощадки и прошел вдоль борта К-141. За время работы было предпринято 5 попыток сесть на комингс-площадку, но ни одна из них положительных результатов так и не дала.
17.47 АС-36 всплыл в надводное положение с полностью разряженными аккумуляторными батареями.
18.07 Начато приготовление к погружению АС-34.
19.00 Рабочая техническая группа ВМФ РФ прибыла вертолетом на «Морской Орел». В район спасательных работ прибыло норвежское спасательное судно «Норман Пионер». В это же самое время с телевизионных экранов с утра до вечера говорилось об отсутствии отечественных средств спасения, о необходимости немедленной расправы с руководством Министерства обороны и ВМФ. Приходило ли кому-нибудь в голову, что с глубины в 100 с лишним метров водолазы, какими бы опытными они ни были, никогда не смогут самостоятельно спасти ни одного человека. При первой же их попытке открыть люк в 9-й отсек все находящиеся там люди тут же погибнут, если не от выхода воздуха, то от перепада давления. Спасать подводников с такой глубины можно только «сухим» путем, то есть в результате присоса подводного аппарата. Факт затопления шлюзовой камеры и деформации комингсплощадки говорил о том, что присосаться к ее зеркалу не сможет уже ни один аппарат, ни наш, ни иностранный.
21.02 АС-34 визуально обнаружил затонувшую подводную лодку. Начал работу по посадке и присосу к ее комингс-площадке.
22.17 АС-34 доложил, что сделано несколько заходов на аварийно-спасательный люк, но присос к комингс-площадке не получается.
22.20 АС-34 всплыл в надводное положение.
22.45 Начата буксировка спасательным буксиром СБ-523 — АС-32 и морским буксиром МБ-100 — плавкрана ПК-7500 в точку проведения работ.

20 АВГУСТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ
Спасательная операция приобрела статус международной.
00.05 В район спасательных работ прибыл «Морской Орел». Норвежским водолазам-глубоководникам поставлена задача обследовать кормовой аварийно-спасательный люк затонувшей подводной лодки, установить причину отсутствия «присоса», попытаться открыть люк и выяснить наличие живых людей в 9-м отсеке. На борт «Морского Орла» прибыли представители СФ для согласования действий и связи.
11.55 Доклад с «Морского Орла»: «Работает необитаемый подводный аппарат. Производится детальное обследование комингс-площадки».
12.45 АС-32 погружен на ПК-7500. Свою задачу по обследованию затонувшей подводной лодки аппарат выполнил.
13.16 Доклад с «Морского Орла»: «За бортом необитаемый аппарат для наблюдения за колоколом перед спуском. Два управляемых аппарата на борту».
13.25 Доклад с «Морского Орла»: «Колокол с водолазами на безопасной глубине».
13.35 Водолазы спустились на корпус подводной лодки и начали работу.
15.20 Водолазы тщательно осматривают комингс-площадку, люк, выгородки, вентиль возле комингс-площадки. Работу ведут два человека. У обоих имеются видеокамеры. Связь с водолазами осуществляется по кабелям через колокол.
15.54 С борта «Морского Орла» на комингс-площадку опущен необитаемый аппарат для попытки открытия люка с помощью манипуляторов.
17.00 Все попытки открыть люк манипуляторами результата не дают. Полностью подтверждается версия о перекосе и деформации комингс-площадки аварийно-спасательного люка, скорее всего, в результате взрыва. Признаки жизни отсутствуют. Вспоминает командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов: «По нашим расчетам, теоретически крайний срок, до которого ребята на лодке могли еще держаться в отсеках, был 18 августа. Когда он истек, предположили — в это просто хотели верить, что, может быть, кто-то мог продержаться и до 22 августа, хотя нам было уже ясно, что шансов почти никаких нет… И все же до полного вскрытия люка я не мог объявить о том, что весь экипаж погиб. Я надеялся, как и все. К тому времени еще не была до конца обследована носовая часть. Я изначально сознательно запретил аппаратам ходить в нос, сосредоточив все силы на люке. Когда же пошли глянуть, то увидели, что первого отсека не существовало вообще. Немного осталось от второго и третьего… Стало ясно, что подавляющая часть экипажа погибла в считанные секунды. Жизнь остальных измерялась минутами или несколькими часами…»

21 АВГУСТА, ПОНЕДЕЛЬНИК
Последние усилия.
00.50 Колокол с водолазами поднят на борт «Морского Орла».
07.20 Доклад с «Морского Орла»: «Начали спуск водолазов для осмотра кормовой части подводной лодки. Время работы 2 часа».
07.45 Доклад с «Морского Орла»: «Вскрыта верхняя крышка аварийно-спасательного люка подводной лодки. Аварийно-спасательный люк заполнен водой. Людей в люке нет. Нижняя крышка люка закрыта».
07.50 Доклад с «Морского Орла»: «Люк открыт ключом водолаза».
10.18 Доклад начальника УПАСР ВМФ с борта «Морского Орла»: «Закончилось рабочее совещание. Выводы, сделанные нами, очевидны и подтверждены всеми… После осмотра отсека камерой планируется провести совещание по дальнейшим действиям».
10.56 Работы остановлены. Подготовлена камера для проведения видеосъемки в отсеке.
11.18 Водолазы от аварийно-спасательного люка подводной лодки убраны. Возле люка находятся два необитаемых аппарата. Один (без возможного движения) транслирует видеоизображение. Другой (с возможностью движения) работает с помощью манипуляторов.
Норвежским судном произведен замер уровня радиации — 0 рентген.
12.52 Доклад с «Морского Орла»: «Открыта нижняя крышка люка подводной лодки. Началось интенсивное выделение воздуха из 9-го отсека». Выходящий воздух был страшным ответом на мучивший всех вопрос: есть ли в 9-м отсеке еще живые люди?
12.58 Установлено юридически точное время вскрытия аварийно-спасательного люка К-141: верхняя крышка люка — 07.36, нижняя — 12.25. Сильное газовыделение закончилось в 13.40. Анализ оставшегося в 9-м отсеке воздуха показал, что содержание в нем кислорода не превышало 7—8%. Как известно, человек теряет сознание и погибает, когда содержание кислорода уменьшается до 15—17%. Скорее всего, эти 7—8% процентов были остатком после интенсивного горения, о чем свидетельствовала и сильно поплавленная пластмассовая схема, висящая в кормовом отсеке как раз под аварийно-спасательным люком. Именно тогда стало ясно, что даже если бы люк не был деформирован от взрыва и спасателям удалось бы присосаться к комингс-площадке, никого спасти они все равно уже не смогли.

22 АВГУСТА, ВТОРНИК
00.18 Приказ командующего Северным флотом: «В связи с гибелью атомной подводной лодки «Курск» 22 августа 2000 года на всех кораблях Северного флота флаги с 08.00 приспустить. Закончить спасательные работы».
14.00 Специалисты Северного флота сняты с «Морского Орла».
17.38 Командующим Северным флотом принято решение о возвращении кораблей и судов, участвовавших в спасательной операции, в свои базы.
---------------------------------
С уважением, kregl



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100