Отморозки будут жить. Прочти, прежде чем уходить под лед
Дарья ОКУНЕВА
Мегаполис-Новости
№ 15 (420) 12-18 апреля
Стоило прийти весне — и газеты запестрели сообщениями о провалившихся под лед людях. Рыбаки и детвора тонут в прорубях по всей России, но даже спасенные гибнут в больницах от последствий переохлаждения. Врачи разводят руками: мол, что поделаешь, не человеческое это дело подо льдом плавать.
А зря. Оказывается, даже сильно замерзшего человека можно спасти — надо только правильно его «размораживать». Как именно, корреспонденту «М-Н» рассказал директор НИИ проблем гипотермии, автор методики «оживления» переохлажденного организма Владимир Гребенкин.
— Чтобы правильно разморозить человека, надо знать элементарные законы физиологии. Когда организму не хватает тепла, он начинает постепенно сужать круг внутреннего обогрева. Начинают холодеть конечности, но температура в жизненно важных органах остается нормальной. А теперь представьте, что произойдет, если мы, как принято, опустим все тело в горячую воду, начнем растирать конечности или расширим сосуды водкой? Теплая кровь хлынет от жизненного центра к рукам и ногам, заберет оттуда холод и принесет его к сердцу, печени, селезенке. Температура в них резко понизится, что и приведет к летальному исходу.
Специалисты нашего НИИ пришли к выводу, что спасать человека нужно начиная обогрев с жизненно важных органов. Для начала к печени, селезенке, почкам, сердцу и основанию шеи надо приложить термохимическую грелку или хотя бы согреть перечисленные места теплой водой. Для упрощения способа реанимации был разработан ЖОВ — жилет обогревательный воздушный. Он через шланг подключается к обычному фену, который подает теплый воздух на грудную клетку и способствует «оттаиванию» организма.
По словам Гребенкина, если бы наши врачи знали элементарные законы физиологии, выжили бы многие жертвы кораблекрушений. Например, экипаж подлодки «Комсомолец», годовщину гибели которой отмечали на прошлой неделе. 11 моряков, выжившие в 6-градусной воде на ледяном ветру, смогли дотерпеть до прибытия помощи. А через несколько часов — после сауны, горячих ванн, душа, массажа и алкоголя — скончались.
С тех пор методы реанимации при переохлаждении совсем не изменились (дежурный врач службы спасения рекомендовал корреспонденту «М-Н» теплую ванну и горячие капельницы). Не изменились и их последствия. Прошлой весной в Подмосковье 12-летняя девочка и 3-летний мальчик на санках выехали на лед и провались в реку. Мальчик ушел вместе с санками на дно, а девочку, зацепившуюся за льдину, через 20 минут вытащили. Врачи заверили мать малышки, что после ряда стандартных «размораживающих» процедур девочка придет в себя. Ночью стало известно о ее смерти.
— Ежегодно от переохлаждения погибают несколько тысяч человек, — говорит Владимир Гребенкин. — Мы надеемся, что удавшийся эксперимент привлечет к проблеме внимание главных медиков страны, и вскоре каждый врач «Скорой» будет владеть нашим методом.
Российский доброволец повторил подвиг Карбышева. И остался жив
Идея начинать обогрев с внутренних органов возникла давно. В 1987 году американка Лили Кокс совершала заплыв в Беринговом проливе. Чтобы вывести спортсменку из гипотермии, ее обложили 18 грелками, но Лили стало только хуже. Тогда в ее спальный мешок посадили двух девушек, которые своими телами грели спортсменку в области живота и сердца. Через сорок минут Кокс пришла в себя.
Однако для доказательства теории одного случая было мало, и на днях специалисты НИИ проблем гипотермии поставили довольно опасный эксперимент. Рискнуть жизнью ради науки согласился 38-летний пловец-марафонец Федерации закаливания и зимнего плавания Диаб Карим. Он провел 60 минут (при том, что обычный человек не выдержит и 20) в воде, температура которой была 0 градусов, после чего испытал на себе новые методики «размораживания».
Акция «Человек и холод» прошла на одном из подмосковных водоемов при большом скоплении народа. Стоя по шею в проруби, Карим сосредоточенно молчал. Через несколько минут лицо у спортсмена побледнело, а тело под водой стало красным. Когда Диаб с помощью врачей вышел из воды, он был между 3-й и 4-й стадиями гипотермии — как и моряки «Комсомольца». Его дыхание было затруднено, пульс бился реже, нарушилась артикуляция. Ученые вытерли спортсмена, надели на него сухое белье и воздушный жилет. Уже через полчаса Диаб пил горячий чай и рассказывал журналистом, что продержаться ему помогла сила воли и личная техника закаливания. Суть ее в том, чтобы разминаться до погружения, окунаться в прорубь с головой и час после купания не пить и не есть.