SpyLOG   От VOICE Ответить на сообщение
К VOICE Ответить по почте
Дата 28.03.2005 09:09:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Версия для печати

Re: АРМИЯ ПРОИГРЫВАЕТ СРАЖЕНИЕ С ОЛИГАРХОМ

АРМИЯ ПРОИГРЫВАЕТ СРАЖЕНИЕ С ОЛИГАРХОМ
Дмитрий Сафонов , Газета.Ру, 24.03.2005
Жесткое бюджетное планирование, в рамках которого существует российская армия, напрямую отражается на обороноспособности. Глава Минобороны не смог договориться с руководителем ООО «Северсталь» о фиксированных отпускных ценах на броневую и низкомагнитную сталь, необходимую армии для выполнения гособоронзаказа на 2005 год. Вопрос о ценах был одним из основных в ходе рабочей поездки Сергея Иванова на Череповецкий металлургический комбинат.
Рост цен на металл, как считают эксперты, может самым серьезным образом сказаться на количестве закупаемых военными систем вооружения и военной техники.
«Мы не имеем с «Северсталью» прямого гособоронзаказа, – заявил после встречи с руководством комбината министр обороны Сергей Иванов. – Однако предприятие является монополистом в области поставок металла предприятиям, занятым производством конечной продукции в интересах Минобороны». Встреча министра с бизнесменом №6 в списке самых богатых людей мира по версии журнала «Форбс», вместо запланированного часа продлилась два. После ее завершения глава военного ведомства не стал комментировать итоги. Той же тактики придерживался и Алексей Мордашев.
Проблема роста отпускных цен на энергоносители и металл – одна из ключевых для военного ведомства страны. Начиная с 1999 по 2005 годы бюджет Минобороны вырос в более чем три раза, но выделяемые в рамках бюджета средства на закупки металлов, электричества и нефтепродуктов съедает рост отпускных цен, вызванный инфляцией в стране и мировыми колебаниями цен на сырье.
Сегодня бюджет ведомства составляет 471 млрд рублей (около $15 млрд), а с учетом социальных выплат – 573 млрд рублей. Доля гособоронзаказа – 187 млрд рублей. Из них 112 млрд. идут на серийные закупки вооружений и военной техники (ВВТ), 62,8 млрд – на оплату НИОКР, 11,8 млрд – на ремонт ВВТ. В последние пару лет Минобороны вообще ничего не покупало. На этом фоне нынешние объемы закупок выглядят как поистине гигантские.
Отсюда и желание военного ведомства не только получить технику, но и добиться того, чтобы конечная цена на продукцию не превысила ранее заявленной, иначе вместо десятков заявленных новых вооружений придется довольствоваться единицами.
«Северсталь» – ключевое для обороноспособности предприятие. Броневая и маломагнитная сталь для Военно-морского флота производятся только здесь. До 1991 года ее основными поставщиками были предприятия Украины. После развала Союза российский военно-промышленный комплекс более 10 лет обходился стратегическим запасом. При практически полном отсутствии внутренних закупок на вооружение и военную технику сделать это не представляло труда. Но после 2001 года гособоронзаказ начал расти. Для оборонки снова потребовалась сталь. Первыми эту тенденцию уловили на «Северстали». В Череповце в короткий срок было налажено производство всех типов проката, необходимого более чем 60 предприятиям ВПК, занятым выполнением гособоронзаказа.
Впрочем, объемы закупок на нужды обороны мизерны с точки зрения предприятия. По словам представителя технической дирекции «Северстали» Станислава Босых, при объеме производства в 9 млн тонн проката в год, в интересах Минобороны закупается не более 63 тысяч тонн. В советские времена, по словам специалиста, эта цифра была не менее 14 тысяч тонн в месяц.
Во всем спектре закупаемой боевой техники военное ведомство сегодня больше всего беспокоит судьба трех строящихся атомных субмарин нового поколения. Низкомагнитная высокопрочная сталь производства «Северстали» – основа их корпусов. По планам Минобороны, флот должен закупить не менее трех стратегических лодок (сейчас строиться два) и шесть многоцелевых – строится одна. «Гособоронзаказ не определяет деятельности предприятия, – говорит Босых. – Но наши мощности таковы, что мы можем покрыть любые потребности Минобороны в высококачественном прокате». «Раньше договорная компания о ценах начиналась с принятием гособоронзаказа. Проплата по нему производилась в лучшем случае к середине года, – комментирует ситуацию директор департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития Владислав Путилин. – Сейчас, если в гособоронзаказе указанны конкретные исполнители (особенно это касается предприятий, выпускающих сложную технику) то контракты могут быть заключены до 1 января. А их проплата пройдет в первые месяцы года. Поэтому, сегодня запрещено пересматривать цену, которая заявлялась в конкурсной документации. На этот счет выпущено специальное постановление правительства. Кроме того, запрещается в процессе исполнения гособоронзаказа изменять условия, на которых проводиться конкурс. В том числе и ценовые параметры».
Однако, как говорят эксперты, это положение касается только производителей конечной продукции: кораблей, самолетов и танков. В тоже время вопрос ценообразования в рамках кооперации соисполнителей гособоронзаказа остается открытым. Что и приводит к тому, что в итоге ранее заявленная в гособоронзаказе цена одной единицы боевой техники в итоге оказывается фикцией.
Министр обороны Сергей Иванов неоднократно поднимал эту проблему на совещаниях правительства. Предлагая два варианта решения: добиться фиксации отпускных тарифов на металл и энергоносители в рамках выполнения гособоронзаказа в течение года либо закладывать в бюджет Минобороны значительно большие средства или объемы закупаемого сырья, чтобы компенсировать рост цены к концу года. Как показала встреча с главой ОАО «Северсталь», эти варианты пока неприемлемы. Первое предложение невыгодно монополистам, для которых поставки Минобороны далеко не профильные, а во втором – государство не в состоянии увеличивать расходы на оборону сверх запланированных. Неэффективной оказалась и попытка главы военного ведомства решить проблему на личном уровне. В итоге, как говорят эксперты, в 2005 году армия купит меньше танков и самолетов, чем планировала, а кораблестроительные программы снова будут растянуты на годы. С другой стороны военные впервые собираются перейти в следующем году к заключению новых – долгосрочных контрактов с промышленностью: раньше закупки происходили по факту. То теперь у предприятий будет некая перспектива на несколько лет. То есть более четкий план получения денег за поставляемую Минобороны технику и вооружения. Возможно, что этот шаг несколько исправит ситуацию с закупками техники.



SpyLOG Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100