Легенды и рекорды "Золотой рыбки"
Северный рабочий
19 марта 2005 (41)
Семен ТЮКАЧЕВ
Участникам рекорда подводной скорости вручены медали Горшкова. Правда, рекорд в Белом море был установлен 35 лет назад. Заслуги подводников-рекордсменов признаны мировым сообществом. Однако до северодвинских членов первого экипажа К-162 ("Золотой рыбки") Е. Сычева, А. Николаева, О. Суховерхова, И. Гузовского и Г. Артамонова черед подошел только в конце января.
Говорят, лучше поздно, чем никогда. А потому и не скрывали ветераны-подводники радости, принимая медаль, которую от имени Главкома ВМФ вручил главный инженер Севмаша Ю. Кондратов. Напомним, что медаль адмирала Горшкова учреждена Министерством обороны РФ в 2003 году и вручается "за большой личный вклад в разработку, испытания и ввод в строй военной техники для ВМФ".
Подарок от героя
Среди награжденных - бывший оператор ГЭУ капитан 2-го ранга в отставке Александр Павлович Николаев. На его глазах завершалось строительство атомохода, на котором выпускник Севастопольского высшего военно-морского училища прослужил девять лет.
- По окончании спецподготовки в учебном центре в Обнинске мы сдали армейскую форму, в которой из соображений секретности ходили два года, и весной 1968 года наш экипаж во главе с капитаном 1-го ранга Юрием Филипповичем Голубковым прибыл в Северодвинск.
Разместились в казарме только что построенного военного городка 339-й бригады строящихся подлодок. Корабль находился еще в зачаточном состоянии, но строительство велось интенсивно. Ответственный сдатчик Кузьма Михайлович Палкин, сдаточный механик Эдуард Петрович Леонов, казалось, дневали и ночевали на заказе. Реактор, например, поступал на Севмаш по частям, и мы промывали его узлы. Монтаж, которым руководил опытный инженер Николай Андреевич Коваль, тоже проходил на наших глазах. Такая наглядность стала лично для меня хорошей школой.
В декабре 1968 года первую титановую подлодку спустили на воду. На торжествах присутствовали Главком ВМФ С. Горшков и бывший командир легендарной С-56 Герой Советского Союза вице-адмирал Г. Щедрин. Вечером в ресторане "Белые ночи" состоялся банкет.
На нем Г. Щедрин снял с тужурки заместителя комбрига по ЭМЧ капитана 2-го ранга Н. Мормуля командирскую лодочку и прикрепил ее к тужурке командира БЧ-5 капитана 3-го ранга Н. Самохина. А через год, 13 декабря 1969-го, К-162 вошла в состав ВМФ и отправилась на несколько месяцев в океан.
Крестный отец титановой
Замполит К-162 капитан 2-го ранга Владимир Михайлович Гарбук. с которым журналистская судьба свела меня по возвращении АПЛ из Атлантики, рассказывал, что "Золотой рыбкой" первую титановую подлодку нарек директор завода Е.П. Егоров.
Случилось это на совещании, на котором кроме заводчан и офицеров военной приемки присутствовали маститые конструкторы из Москвы, Санкт-Петербурга и с Урала. Комментируя итоги первого опытового выхода АПЛ в океан, Евгений Павлович якобы заявил, что в этот головной корабль столько вложено средств, что он стал настоящей "Золотой рыбкой".
С тех пор, по словам Гарбука, и повелось: "Золотая рыбка" да "Золотая рыбка"! А после того как в газетах появилось сообщение об установлении ею мирового рекорда подводной скорости, директорский экспромт стал почти официальным названием корабля.
Рекорд, установленный на мерной линии в Белом море, возле острова Жижгин, живет уже 35 лет. "Золотая рыбка" развила под водой скорость 44,7 узла - быстрее скорого поезда "Москва - Архангельск". Промчалась как торпеда водоизмещением почти в шесть тысяч тонн.
На снимке, сделанном с вертолета, который позже я видел у начальника разведки (по совместительству и военного цензора) капитана 1-го ранга В. Кириллова, след от стремительно мчавшейся субмарины напоминает торнадо - такая же гигантская вихревая воронка.
Испытание "Аметиста"
"Золотой рыбкой" гордились страна и Северный флот, ее уважал вероятный противник. И не без оснований. Мне довелось с борта сторожевого корабля "Архангельский комсомолец" наблюдать в начале 70-х годов опытовую стрельбу "Золотой рыбки" противокорабельным ракетным комплексом "Аметист".
Ракетный залп несколько раз откладывали из-за американского спутника- шпиона. Но вот на темно-синей зыби вспыхнули оранжевые дымы, обозначая боевой курс "Золотой рыбки". Потом море вспучилось бело-зеленым фонтаном - и из этого кипящего котла друг за другом с громовым раскатом взмыли ракеты.
Сделав "горку", они прижались к волнам и устремились к кораблю-мишени, стоявшему на якоре в сорока милях. Через несколько часов к нему подошли и мы. В его корпусе чуть выше ватерлинии зияли две пробоины. Еще две оставили свой след в натянутой над палубой металлической сетке.
Стихийный митинг жен
Весной 1970 года в Советском Союзе прошли небывалые доселе военно-морские маневры под названием "Океан". Участвовала в учениях и Беломорская военно- морская база. Почти месяц штабные офицеры провели в стальном бункере, зарытом в землю. Запомнилась и спонтанная акция в разгар учений. Радиостанция "Голос Америки" сообщила, что на советской атомной подлодке в Бискайском заливе, которой предположительно командует капитан 1-го ранга Голубков, вспыхнул пожар.
Страшная весть быстро облетела семьи подводников, и жены собрались у штаба военно-морской базы. Оперативный дежурный позвонил находившемуся в бункере контр-адмиралу С. Филимонову. Адмирал приказал встретиться с женами и успокоить их. Что он и попытался сделать.
- Американцы распустили слух, что на подводной лодке капитана 1-го ранга Голубкова вспыхнул пожар. Корабль находится у берегов США и несет боевую службу в обычном режиме, - опроверг оперативный эфирную новость.
- А чья лодка горит? - не унимались жены.
- К-8, - выдавил из себя офицер, и напряженную тишину взорвал женский крик (Эта АПЛ утонула в Бискайском заливе. - С.Т.).
Океанские мили мужества
Опытовые дальние походы "Золотой рыбки" с перерывами продолжались девять лет. Только с января 1970-го по декабрь 1971 года ее экипаж выполнил 655 погружений на различные глубины и за 179 суток в подводном положении прошел 31410 миль. Экипаж избороздил весь Атлантический океан, от мыса Горн до Гренландии, проверяя в разных климатических условиях прочность титанового корпуса и корабельных комплексов. Испытания выявили ряд технических недостатков.
-Титановые болты с накрученными на них стальными гайками действовали как термопара, - вспоминал другой ветеран первого экипажа К-162 старший мичман в отставке И.Гузовский. - Я присоединял к ним провода с низковольтной лампочкой, и она загоралась.
Обнаруженные технологические просчеты воспринимались разработчиками, понятное дело, без восторга, но устранялись без лишнего шума. Так что заслуги испытателей нередко замалчивались. Вдобавок командование флота всячески препятствовало переводу офицеров опытового корабля на другие атомоходы. Поэтому все капитан- лейтенанты перехаживали в воинских званиях.
Потом Главком ВМФ присвоил командирам групп воинские звания на ступень выше. Сделал это в знак былых заслуг уникального экипажа, но только офицерам уже иных титановых лодок. Вскоре эстафету "корабля науки" приняла АПЛ "Андромеда", а офицерам же "Золотой рыбки" предложили самим искать должности. Некоторые воспользовались старыми связями и сделали удачную карьеру. Первый командир Ю. Голубков перевелся преподавателем в Военно-морскую академию и стал кандидатом военных наук.
Старпом В. Ясиновенко дослужился до звания контр-адмирала, живет в Москве и возглавляет совет ветеранов "Золотой рыбки". Бывший оператор ГЭУ А. Николаев перевелся по семейным обстоятельствам в береговую часть и уволился в запас капитаном 2-го ранга с должности начальника морской инженерной службы Беломорской военно-морской базы.
Вручение медали "Адмирал Горшков" закончилось скромным фуршетом. Ветераны флота и кораблестроители подняли тост за плодотворное сотрудничество моряков, судостроителей и ученых. Такое содружество вывело советский военный флот в океан и сегодня помогает защищать интересы России.
К сожалению, на торжествах не присутствовал и не получил предназначенной ему медали Горшкова бывший старшина реакторного отсека В.И. Нелупенко. Он не дожил до вручения награды всего нескольких дней: не выдержало сердце ветерана- подводника, проведшего тысячи часов у атомного сердца "Золотой рыбки".
Ну а сама "Золотая рыбка", головной корабль этой серии, ждет своей очереди на утилизацию у причала Севмаша. Она идет на разделку последней из титановых субмарин...