От mk Ответить на сообщение
К serg
Дата 11.03.2005 09:14:46 Найти в дереве
Рубрики WWII; Симуляторы; Версия для печати

Вот Вам тогда ещё

про это самое, самонаводящуюся торпеду ...

Серия "На службе Отечеству" - выпуск No 2
Краснознамённое
ордена Ушакова 1-й степени
соединение ПЛ СФ
Спецвыпуск альманаха "Тайфун"
2003

О СЛУЖБЕ В ПОЛЯРНОМ
капитан 1 ранга Е.К.Пензин

Пора на пенсию, Виктор Михайлович?
Командиру 4-й эскадры ПЛ
контр-адмиралу Льву Давыдовичу
Чернавину посвящается.

"<:> стр. 099 - 100

В августе 1976 г. на 4-й эскадре ПЛ в Полярном освободилась должность "флагманского минёра. Это произошло так:
в ходе учений флота, на котором присутствовал ГК ВМФ С.Г.Горшков, у одной из лодок эскадры практическая
торпеда 53-65К всплыла в точке залпа. Крутой на расправу главком тут же снял флагмина с должности. По большому
счёту, Горшков исправил ошибку, (с его точки зрения), которую совершил в октябре предыдущего 1975 г., когда на
эскадре потопили боевую торпеду САЭТ-60. Конечно, происшествие было тяжёлым, разгильдяйство должностных лиц -
просто выдающимся.
На ПЛ, стоящей у причала, производилась прострелка ТА торпедоболванками. Плановая, нормальная работа, но, к
сожалению, совмещённая с погрузкой боезапаса. Подошло время обеда. Сделали перерыв. Личный состав отправился
на базу, а специалисты флотского арсенала - в город, в столовую. После обеда все собрались снова на лодке.
Кто-то из экипажа заступал на вахту, кто-то прибыл из числа, занятых с утра. Небольшая смена личного состава
произошла и в группе подкатки оружия, но основные действующие лица - на месте: командир боевой части, старшина
команды торпедистов, рабочие арсенала.
Подается сверху в отсек боевая торпеда САЭТ-60. Перепутать её с торпедоболванкой может только пионер сельской
начальной школы. Для прострелки аппаратов используются торпедоболванки, переделанные из старых парогазовых
торпед, которые внешне принципиально отличаются от электрической САЭТ-60. Кроме того, болванки покрашены яркой
красной краской. Торпеда САЭТ-60 окрашивается в светло-серый (шаровый) цвет. На причале - флагманский минёр
бригады капитан-лейтенант Краснов, командир лодки с "проклятым минным прошлым", как любил говаривать
контр-адмирал Иван Николаевич Паргамон, начальник штаба эскадры.
Кто первым в отсеке принял боевую торпеду за торпедоболванку, как не сработал контроль сверху за действиями в
отсеке - одному Богу известно. Важно другое, боевая торпеда была загружена в ТА и ею был произведен выстрел.
Поскольку электрические торпеды в те времена подавались на лодки без закаченного воздуха высокого давления, а
запальное устройство в неё не вставлялось, то, с точки зрения безопасности, ничего страшного не произошло:
торпеда, пройдя по инерции метров пятьдесят-шестьдесят, затонула в Екатерининской гавани. Но вопрос не в
ущербе, как таковом, а в уровне квалификации всех должностных лиц и в организации службы в минно-торпедном
деле на эскадре в целом. Начались длительные поиски торпеды водолазами в условиях зимнего времени. Глубины
достаточно большие, от 60 м и более. Работа водолазов должна проводиться с декомпрессией. Это принципиально
снижает их общее работное время непосредственно на грунте. Одним словом, работа затянулась на месяцы...
Что-то помешало главкому снять с должности Аслана Азизовича Мухтарова, но фамилию он запомнил. И едва она
прозвучала в ходе учений, как реакция была незамедлительной и, как часто в таких случаях бывает, не
соответствующей проступку. Правда, потом выяснилось, что капитана 1 ранга имеет право снимать только министр
обороны, обращаться к которому никто не пожелал. В результате формулировку "снятие" заменили на "назначение на
новую должность". Аслан Азизович стал начальником ТТБ эскадры.
Практические торпеды 53-65К ещё долго будут беспокоить торпедистов на всех флотах. Во-первых, будучи очень
переутяжелёнными, они потребовали значительного увеличения балластного отсека, до 430 литров. Это было
достигнуто за счёт существенного укорочения кислородного резервуара, а следовательно, и уменьшения дальности
хода с 19 км (в боевом варианте) до 11 км (в практическом). Несколько позже последнюю цифру удалось поднять до
13 км, но чем это обернулось - несколько позже. Во-вторых, продувание балласта нельзя производить кислородом в
силу взрывоопасности последнего.
Поэтому в балластном отсеке разместили группу автономных баллонов с запасом воздуха высокого давления. Причин,
по которым надо приступить к продуванию балласта, много. В результате узел, управляющий этим процессом, ЭПВ
(электронный прибор вытеснения), получился сложным, а значит, ненадёжным. Да пусть простят меня изобретатели,
но мне кажется, что на этом ЭПВ делались определённые деньги: за внедрение новых изобретений в те времена
платили неплохо. Несанкционированные всплытия практических торпед в точке залпа - далеко не худший из
возможных исходов практической торпедной стрельбы. Разумеется, все эти проблемы на несколько порядков ниже
главкомовских, а поэтому требовать от него вдумчивых решений в данной ситуации - просто нелепо.
<:> стр. 102
Хорошая инженерная подготовка и природное чутьё помогали Гусеву находить самые неожиданные причины дефектных
ходов торпед. Так, время от времени практические торпеды 53-65К по необъяснимым причинам всплывали в точке
залпа. Случаи были нечастыми, но, по "закону подлости", страшно несвоевременными. Идём с Рудольфом
Александровичем по хранилищу кислородных торпед. Они лежат сотнями на стеллажах в четыре яруса хвостовыми
частями к проходу. О чём-то переговариваемся. Вдруг он останавливается у одной из торпед:
- А существует ли какой-либо контроль за установкой челноков неконтактного взрывателя?
Я взглянул на торпеду Бог мой! Кто же тебя так изуродовал? Мощные, в руку толщиной эбонитовые челноки почти
метровой длины с излучающими индукционными катушками неконтактного взрывателя были установлены на торпеде под
таким углом, что никакие рули не справятся с их опрокидывающим усилием. Мы начали осмотр всех торпед подряд.
Как мы до сих пор не замечали, что все индукционные катушки установлены, как Бог на душу положит?
Расположенные в районе хвостового оперения при движении торпеды они, безусловно, могут создавать недопустимые
усилия на её корпус. Это особенно опасно в первые секунды после выстрела, когда система управления торпедой
ещё не работает. Не исключено, что это являлось одной из причин всплытия торпед в точке залпа. Впоследствии
появилось требование управления противолодочного вооружения об увеличении минимально допустимой глубины
стрельбы торпедами 53-65К с 30 до 40 м. Ну, а мы при приёмке этих образцов из арсенала стали внимательно, хоть
и на глаз, проверять параллельность установки челноков корпусу торпеды.

<:> стр. 107 - 108
В начале июля 1978 г. в Североморск прибыла инспекция Министерства обороны во главе с Маршалом Советского
Союза Чуйковым. За все, достаточно многочисленные в моей жизни инспекции Министерства обороны, маршала Чуйкова
вживую лицезреть ни разу не пришлось. К тому времени он, видимо, выезжал на проверяемые объекты в
реанимационном поезде, из которого и не выходил.
Непосредственно нашу эскадру от инспектирования Бог миловал. Ну, а торпедные стрельбы без нас состояться
просто не могли. Для усиления влияния флота на соединения, а точнее, для прикрытия собственного зада, на 4-ю
ЭсПЛ и 1-ю ФлПЛ были высланы группы наблюдателей, или контролёров, или советчиков. Не знаю даже как их функции
точнее определить. К нам на эскадру приехал начальник отдела боевой подготовки МТУ капитан 2 ранга Виктор
Фёдорович Харламов. С ним в группе был районный военпред от алма-атинского завода-изготовителя торпед 53-65К
капитан 1 ранга Пётр Кузьмич Колядин, военпред от ломоносовского КБ-разработчика торпеды Юрий Константинович
Москалёв, ну, и конечно, наш "направленец" - Анатолий Жиляев.
На ТТБ идёт полным ходом работа. Лодок в учении занято много, каждой - по две торпеды. Так что за день
комиссия успевает на них налюбоваться предостаточно. А вечером собираемся в какой-нибудь каюте обсудить работу
за день, продумать завтрашний день, да и просто пропустить рюмкудругую "чая". Хочешь - нет, а разговор
крутится вокруг потоплений практических торпед, их дефектных ходов. Я, как бы невзначай, высказал мысль:
- А может быть, стрелять торпеду 53-65К вообще без балласта? Если мне МТУ даст разрешение на такую опытовую
стрельбу - готов её провести.
Долгому обсуждению эта мысль не подверглась, но Колядину в душу запала.
Где-то в начале октября получаю от Петра Кузьмича телеграмму ЗАС, что им проведено шесть выстрелов торпедами
53-65К в безбалластном варианте. Результаты великолепные. Необходимые установки рулей "на стопоре" и
"свободного угла" высланы в УПВ для утверждения. Через некоторое время мы получили исходные данные и
разрешение УПВ на использование этих торпед без балласта. Первые же стрельбы дали прекрасные результаты.
Во-первых, торпеда наконец-то стала идти со штатной скоростью 45 уз. До этого она обычно вытягивала лишь 43
уз. Эту скорость я даже рекомендовал командирам устанавливать на ТАС-Л в ходе атаки. Во-вторых, значительно
улучшился её ход по глубине. В прежнем варианте раскачивание торпеды вокруг заданной глубины составляло до
трёх метров. В-третьих, как результат первых двух положительных моментов, она стала проходить дистанцию,
близкую к указанной в ТТД. До конца этого года и в начале 1979 г. мы успели выпустить десятка полтора торпед в
безбалластном варианте, потерь торпед не было. Вдруг в марте месяце пришла телеграмма из МТУ флота о запрете
стрелять кислородными торпедами без балласта. В качестве причины было указано, что в 1-й ФлПЛ потеряна одна из
торпед.
Будучи по делам в МТУ флота, я зашёл к Виктору Фёдоровичу Харламову Он был моим однокашником по академии,
поэтому отношения у нас с ним были простыми.
- В чём дело, Виктор? Безбалластные торпеды хорошо ходят, за что к ним такая немилость? - спрашиваю его.
- А ты не соображаешь? - вопросом на вопрос ответил он мне и покрутил пальцем у виска. - А как спирт
списывать, если балласт не заливался?
Вот этого я действительно не предусмотрел. Ведь с каждой практической торпедой списывалась 200-литровая бочка
спирта. Именно столько его должны были заливать в балластный отсек. Ну, а если пару канистр при этом
экономили, то торпеда не обижалась. А потому "умом Россию не понять"..."


--
С уважением, Михаил




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100