Re: Как бы жила Толстая, без женского движения России 1860–1917 годов?
Елена Кочнева, после чтения рассказа Татьяны Толстой "Женское движение",
отвечает писательнице:
"Впрочем, та же самая история часто повторяется и с журналистками, для которых суффикс женского пола — это профессиональное уничижение. Задуматься только, что женщинам до сих пор, приходится стесняться своего пола? И писать в стиле разъяснений я стала после чтения рассказа Татьяны Толстой "Женское движение", в котором она вопрошает "И зачем тете Нюре-дворничихе женское движение?"14 Мастерски поставленный вопрос, на который писательница, как я понимаю так и не смогла найти ответ, хоть и потратила на это 15 страниц ее размышлений о себе, своем детстве, юности и ее трудностях непонимания "скандинавского феминизма". Я, как и другие, сначала купила книжку, потом прочла один только этот рассказ, потом разозлилась, а потом положила ее в стопочку для ответов, который вы и читаете. С этого момента я перестала расстраиваться и удивляться, и даже злиться на людей непонимающих. Вот сила художественного слова Татьяны Толстой! Теперь у меня появилась новая, эмоционально более легкая позиция — мне вдруг стало понятно, что следует прояснять мою позицию, что, например, живи Татьяна Толстая в Париже хоть XVII-го, хоть XIX-го века ей бы пришлось писать под мужским псевдонимом, если бы она захотела, чтобы хоть кто-то из издателей того времени решился бы ее книгу опубликовать, и если она хотела бы получить гонорар. А поехать за границу она могла бы только с разрешения ее супруга или отца, и читать лекции в университете ей вряд ли бы позволили. А живи она в XVI-ом веке в Англии ей бы зайти в университетскую библиотеку разрешили только в сопровождение члена Попечительского Совета15.
И так, давайте поразмышляем о том, какой бы была ваша сегодняшняя личная и общественная жизнь, если бы те реформы, которые эти женщины инициировали, добивались и провели, не удались бы, если бы им что-то помешало."
Как бы вы жили сегодня, без женского движения России 1860–1917 годов?
(Елена Кочкина
Директор Женской сетевой программы
Института "Открытое общество" ) http://www.owl.ru/win/info/we_my/2000_sp/02.htm
ПАРАДОКСЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
Я рискую быть слишком назидательной и резкой, но это, видимо, уже издержки сформировавшейся по жизни позиции. Правда, эта позиция, отчасти позиция защиты,— производная от ситуаций столкновений с предубеждениями против женщин. Например, раньше я либо просто сильно расстраивалась и недоумевала, когда женщины-ректоры, которые сами учились в университетах, преподают и теперь руководят (т.е. делают все то, что русской женщине было запрещено законом еще только 100 лет назад), выказывают возмущение и недоумение — "как можно говорить о какой-то дискриминации в России вообще" и "делить что-то по признаку пола в частности"? Возмущаются фактически тем, что я осмеливаюсь им напомнить о движении, которое устранило ценз пола, о движении, плодами которого они пользуются! Ведь их квалификация позволяет им хотя бы один раз зайти в библиотеку и прочесть что-то на этот исторический предмет, ведь я не могу сказать о них, что они неграмотны или не могут читать академические тексты или исторические документы. Впрочем, та же самая история часто повторяется и с журналистками, для которых суффикс женского пола — это профессиональное уничижение. Задуматься только, что женщинам до сих пор, приходится стесняться своего пола? И писать в стиле разъяснений я стала после чтения рассказа Татьяны Толстой "Женское движение", в котором она вопрошает "И зачем тете Нюре-дворничихе женское движение?"14 Мастерски поставленный вопрос, на который писательница, как я понимаю так и не смогла найти ответ, хоть и потратила на это 15 страниц ее размышлений о себе, своем детстве, юности и ее трудностях непонимания "скандинавского феминизма". Я, как и другие, сначала купила книжку, потом прочла один только этот рассказ, потом разозлилась, а потом положила ее в стопочку для ответов, который вы и читаете. С этого момента я перестала расстраиваться и удивляться, и даже злиться на людей непонимающих. Вот сила художественного слова Татьяны Толстой! Теперь у меня появилась новая, эмоционально более легкая позиция — мне вдруг стало понятно, что следует прояснять мою позицию, что, например, живи Татьяна Толстая в Париже хоть XVII-го, хоть XIX-го века ей бы пришлось писать под мужским псевдонимом, если бы она захотела, чтобы хоть кто-то из издателей того времени решился бы ее книгу опубликовать, и если она хотела бы получить гонорар. А поехать за границу она могла бы только с разрешения ее супруга или отца, и читать лекции в университете ей вряд ли бы позволили. А живи она в XVI-ом веке в Англии ей бы зайти в университетскую библиотеку разрешили только в сопровождение члена Попечительского Совета15.
И так, давайте поразмышляем о том, какой бы была ваша сегодняшняя личная и общественная жизнь, если бы те реформы, которые эти женщины инициировали, добивались и провели, не удались бы, если бы им что-то помешало.
Проще всего начать с темы о браке. Многие упиваются сегодня обрядами венчания и, быть может, следует обратить наше внимание, на то, что в связи с тем, что в дореволюционном русском праве действительным признавался только церковный брак, то — развод был запрещен(!), супруги должны были жить вместе, отдельный вид на жительство супруга могла получить только с согласия мужа, без его согласия жена не могла наниматься на работы или в услужение. Я думаю, что навряд ли кто из нас сегодня поставит под сомнение законность тех требований реформы семейного законодательства. Разве, что те кто планирует воспользоваться брачным контрактом, чтобы защитить имеющуюся собственность от посягательств очередной супруги. Где бы мы были сейчас по статистке женских суицидов, если представить себе, что всех женщин, кому мужья не давали развод, ждала участь Анны Карениной? Статьи о принудительном вступлении в брак, кажется, только недавно изъяли из УК (уголовного кодекса).
Или другая сфера — сфера образования. По грамотности женщины уступали мужчинам в 5 раз. Дело в том, что обязательное начальное обучение для мальчиков из дворянских семей было введено еще в 1714. И хоть начало среднему образованию для девушек было положено еще Екатериной II учреждением "Воспитательного заведения для благородных девиц" (1764 г.), но в них до 60-х годов XIX века могли учиться только девушки дворянского происхождения, таким образом для девочек всех остальных слоев практически обучение отсутствовало. Соответственно женские гимназии стали формироваться лишь под воздействием женского движения с 1870 и преимущественно на средства частные, при этом даже в 1880 году девочки все еще составляли лишь 20% учащихся начальных школ и церковно-приходских школ. Можете ли вы себе представить, что 1-го сентября ваши сыновья и внуки пошли бы в школу, а дочери и внучки нет?
Вопрос о легализации абортов, был едва ли не основным вопросом, который занимал русскую интеллигенцию на рубеже веков16. На Пироговском съезде в 1913 г., прошедшем в июне в Петербурге, вопрос об аборте вызвал живой интерес. Съезд принял такую резолюцию "Уголовное преследование матери за искусственный аборт никогда не должно иметь место. Также должны быть освобождены от уголовной ответственности и врачи, производящие аборт по просьбе и настоянию матери. Исключение из этого должны составлять врачи, сделавшие аборт из корыстных целей своей профессии. Эти врачи подлежат суду врачебных советов. Против этой резолюции раздались протесты со стороны врачей и печати. Общее собрание съезда ее значительно изменило. Оно признало, что с искусственными абортами надо бороться не репрессиями, а социальными реформами".
Отсутствие элементарного здравоохранения для крестьян, приводило к тому, что крестьянки, которые обычно выходили замуж в 16–19 лет, а к 25 годам переносили уже по 5–6 родов (25–70% выкидышей). Их заболеваемость превышала мужскую в 5–6 раз, а смертность в 2 раза!17 Быть крестьянкой в то время — значило не знать докторов. Соответственно, требование медицинской помощи женщинам того времени — это было требование дать им право не умереть во время родов. Сомнения в целесообразности того требования, надеюсь, у вас не возникают.
Дискриминационная политика государства, которая и породила женское движение выражалась и в том, что женщины были лишены возможности участвовать не только в государственном управлении и самоуправлении, но также и работать в государственных канцеляриях, так как высочайшим повелением от 14 января 1871 года им запрещалось там работать. Круг доступных профессий был невелик: акушерки, фельдшеры по прививкам, аптекари, телеграфистки, учительницы младших классов в начальных школах и нижних классах женских гимназий. Вот откуда берет начало феминизация советскогих и пост-советских отраслевых рынков труда.
Судебная и адвокатская деятельность были также закрыты для женщин, имя первой женщины юристки Евреиновой А.М.,— которая продвигала совсем недавно в 1911 году через Думу закон о доступе женщин к этим профессиям и законопроект был принят, но позже отклонен ГосСоветом18,— до сих пор неизвестно, тем сотням тысяч женщинам юристкам и судьям которые преуспевают в этой профессии. И быть может и поэтому в судах РФ сегодня никто не знает как же следует применять Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ратифицирована Россией в 1980 г.) и в чем ее смысл?
Все древние и современные правовые системы последние 6 тысяч лет дискриминировали женский пол. Женщины получили легальное высвобождение из власти отцов и мужей и наделение равными правами с мужчинами-гражданами не более 100 лет назад. Все же не очень большая часть всемирной истории, были в истории Земли целые цивилизации за 2,5 миллионнов лет, небольшая часть эгалитарных культур существует и сегодня, когда признак пола не был ни привилегией, ни наказанием, ни проблемой ни для одного из полов.
В начале перестройки Ольга Воронина обратила мое внимание на сам феномен "столь негативного отношения к самой идее эмансипации"19 и было как-то грустно жить во времена "пост-социалистического патриархатного ренесанса" как это назвала Анастасия Посадская, и как-то стало чуть легче, когда несколько лет назад социологи Елена Здравомыслова и Анна Темкина поставили неутешительный гендерный диагноз российской реальности как "квазиэгалитарная политика, квазиэгалитарная практика жизни, патриархатное сознание"20. Поэтому несмотря на то, что явно и точно, что третье тысячелетие будет идти под знаком расширения социальной и гендерной свободы личности, наша российская ситуация оставляет больше вопросов, чем ответов. Мне не нравятся мизогинисты, и мне кажется, что мелко вместо прояснения гендерной истории спуститься на прокурорский уровень "Кто виноват?". Я думаю, что более стратегически — способствовать становлению культуры терпимого отношения к любым социальным различиям и для нас в России, а это значит в первую очередь — проводить раскопки, культурные раскопки, нашей цивилизации и российской истории таким образом, чтобы женское не означало слабость, подчиненность, а мужское — власть и подавление. В России это делает женское движение.
1 Советский энциклопедический словарь., М.: Советская энциклопедия, 1985 г.; Народонаселение: энциклопедический словарь, Москва: Большая Российская энциклопедия, 1994 г.; Вардиман Е. Женщина в древнем мире. Москва: Наука, Главное управление восточной литературы, 1990. Косвен М.О. Амазонки: история легенды. Журнал "Советская этнография", Т. 2-3, 1947 г.,/перепечатка в Э.Тополь Женское время. М. 1997 г., стр. 474-578; Вардиман, укз. соч., стр. 34-37.
2 Вардиман, укз. с., стр. 7-11.
3 СЭС, стр. 973: Патриархат - от "Pater" по-латински значит "отец"; под патриархатом соответственно понимается организация общества, основанная на отцовском праве, "патриархат" - это старший в племени, отец семьи или рода.
4 Бовуар Симона, Второй пол., М. Издательская группа "Прогресс", "Литера", 1998 г.
5 Андреев Ю.В. "Минойский матриархат" (социальные роли мужчины и женщины в общественной жизни минойского Крита). Вестник Древней истории, 1992, N 2, стр. 3-14//Древние цивилизации. Греция. Эллинизм. Причерноморье.Избранные статьи из журнала "Вестник Древней истории". М.: Научно-издательский центр "ЛАДОМИР", 1997, стр. 377-389.; Шелковая Н. Женщина в Древнем Мире/Теория и история Феминизма. Курс лекций. Харьковский центр гендерных исследований: Ф-Пресс, 1996 г.
6 Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. Издательская группа ИНФРА м-Норма. М,: 1997, стр. 257, 272, 279-302.
7 Всемирное исключение из этой истории эмансипации - это семьи монархов, царей и фараонов. Монархическое наследование оставляется мною в стороне, так как, с одной стороны, оно наиболее известно, а с другой стороны, не показательно для определения правового статуса женщины того или иного времени и страны.
8 Пушкарева Н.Л. "А жонки з жонкою присужать поле" (Правовое положение женщин в X-XV веках)/ Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. Москва. "Мысль" 1989 г.; Антокольская М.В. История семейного права. Раздел II// Антокольская М.В. Семейное право, Учебник - М.: Юрист, 1996. с.49.
9 Чирикова А. "Женщина во главе фирмы", 1998 г.
10 Айвазова С.Г., Русские женщины в лабиринте равноправия, М. 1998, стр. 19-21.
11 Гидденс Э. Социология, Эдиторил УРСС, М.: 1999, стр. 173.
12 П.И.Пестель "Русская правда" (1821 г.)/Антология мировой политической мысли в 5-ти томах., т.III, стр.660.
13 Patmen C. Sexual Contract, Polity Press, 1988. p.8.
14 Толстая Т. Река Обервиль, М.: 1999.
15 Вульф В. Своя комната/Эти загадочные англичанки. Пер. с англ. Сост. Гениева Е.Ю., М.: Прогресс, 1992. Стр. 111, 83.
16 Попов А. указ.соч., а также Репродуктивные права как зеркало общества/ "Вы и мы" N 11, весна 1995 г.; Покровская М.И. Вопрос расовой гигиены. Статьи из ежемесячного журнала "Женский вестник". Посвящен равноправию и улучшению положения женщин., 1914, N 1// Айвазова С.Г., Русские женщины в лабиринте равноправия. РИК Русанова, 1998, стр. 387.
17 Щепкина Е. Труд и здоровье крестьянки/ Айвазова С.Г., Русские женщины в лабиринте равноправия. РИК Русанова, 1998, стр. 233-238.
18 Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново 1994, стр. 103.
19 Воронина О.А. Женский вопрос// СССР: демографический диагноз., сост. Мукомель В.И. - М.: Прогресс, 1990.
20 Здравомыслова Е., Темкина А., Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России// Гендерное изменение социальной и политической активности в переходный период. Сб. научн. статей. СПб. ЦНСИ. Вып. 4. 1996. С. 5-12