> Когда я был маленьким, меня учили, что наши ракеты на жидком топливе - хорошие, т.к. ими легко управлять, а американские твердотопливные - плохие, т.к. ими управлять сложно.
"По типу используемого топлива баллистические ракеты делятся на жидкостные и твердотопливные. По величине удельного импульса тяги жидкие ракетные топлива имеют преимущества по сравнению с существующими твердыми топливами.
Существенным достоинством ракетных двигателей на жидком топливе является возможность многократного запуска и останова а также возможность регулирования величины тяги в полете для снижения рассеивания траекторий ракеты на активном участке.
Твердотопливные ракеты по сравнению с жидкостными, как правило, имеют более простую конструкцию. Однако вследствие больших отклонений основных характеристик твердотопливных двигателей (тяги и весового секундного расхода) от их номинальных значений имеет место большое рассеивание траекторий полета ракеты на активном участке. Это приводит к усложнению системы управления полетом.
Межконтинентальные баллистические ракеты, как правило, выполняются многоступенчатыми, чаще всего двухступенчатыми с последовательным расположением ступеней."
>И все же, любопытно было бы узнать, каким образом у ТТ ракет уменьшают при необходимости дальность полета?
"Дальность стрельбы является сложным функционалом от параметров и функций, характеризующих конструкцию ракеты, двигателя, системы управления, программы управления(программа тангажа, программа кажущейся скорости и др.), условия пуска и полета и т. п."
"Каждый конкретный тип ракеты проектируется под определенный диапазон дальностей, граничные точки которого называются соответственно минимальной и максимальной дальностями стрельбы. При стрельбе на дальности, выходящие за границы этого диапазона, ракета может не удовлетворять тем или иным техническим требованиям. Так, например, при стрельбе на дальности, превышающие максимальную, могут возникнуть следующие ненормальности:
- недостача компонентов топлива;
- нарушение прочности отдельных элементов конструкции из-за увеличения перегрузок в конце активного участка или на атмосферной части пассивного участка траектории;
- нарушение прочности головной части из-за увеличения аэродинамического нагрева на атмосферном участке траектории;
- увеличение рассеивания точек падения головных частей сверх допустимых величин и т. д."
"При подготовке исходных данных для стрельбы ракетами дальнего действия считаются заданными координаты точек старта и цели относительно принятой формы Земли: широта, долгота и высота. При известных координатах старта иногда удобно координаты цели задавать посредством азимута линии старт - цель и дальности, заданных на сферической Земле.
Основными исходными данными для стрельбы служат величина функционала управления дальностью, задаваемого в систему управления полетом и определяющего время подачи команд на отсечку двигателя последней ступени, и азимут стрельбы, используемый для прицеливания ракеты. Эти данные называют также основными установками.
Определением основных установок не исчерпывается подготовка данных на пуск ракеты. В зависимости от структуры системы управления ракетой (в частности, от законов управления дальностью и направлением стрельбы), от устройства агрегатов и систем, установленных на ракете, а также от особенностей и.х работы, кроме основных установок, могут определяться и вспомогательные, а именно:
а) установка для предварительной команды на выключение двигателя;
б) установки, определяющие моменты разделения ступеней (для многоступенчатых ракет), дросселирования двигателя при увеличении перегрузки сверх допустимой и др."