От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.11.2004 17:26:13 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Головная боль Минобороны - будущие войны

Головная боль Минобороны - будущие войны
Независимое военное обозрение 12.11.2004 № 43 (403)
Владимир Иванов

Лондонские и отечественные специалисты сомневаются в успехе программы перевооружения российской армии
Среди многих аспектов оценки мирового военного баланса эксперты Лондонского международного института стратегических исследований не обошли стороной и военный бюджет России на 2004 год. В своем ежегодном труде "Военный баланс 2004-2005" они отметили, что масштабы реальных военных расходов РФ трудно поддаются оценке. Основная часть бюджета МО, как всегда, закрыта. Анализировать реальные военные расходы РФ совсем не просто еще и потому, что в официально объявляемые объемы ассигнований военному ведомству, которые в обобщенном виде исчисляются в процентах от валового национального продукта (ВНП), не включаются некоторые расходы, имеющие отношение к национальной безопасности.
Прошедшие десять лет усилия МО по совершенствованию структуры ВС были направлены в основном на сокращение численности войск. На совещании высшего командного состава, состоявшемся в ноябре прошлого года, министр обороны Сергеи Иванов заявил, что основная часть мероприятий по "комплексу структурных изменений завершена". Состав ВС России сократился с 4,8 млн. человек до 1,2 миллиона.
Хотя, как считают эксперты, вполне вероятно, что в недалеком будущем армия может быть сокращена еще на 400 тысяч человек. Министр также заявил, что теперь внимание МО должно быть переключено на "боевую подготовку и повышение боеготовности войск", что включает переоснащение войск современными образцами вооружений и военной техникой (ВВТ).
Планы перевооружения видов ВС новыми системами и средствами вооруженной борьбы сформулированы в программе разработок и закупок ВВТ на период 2002-2012 гг.
Основной упор в этой программе сделан на военные исследования и разработки. На эти цели до 2006 года предполагается выделять основную часть ассигнований. После этого большая часть средств будет выделяться на закупки новых образцов вооружений и военной техники (ВВТ).
Как положительный фактор финансирования военного строительства в РФ эксперты отметили последовательный рост ассигнований на государственный заказ МО. Эти средства выделяются на закупки ВВТ, на исследования и разработки, а также на ремонт и модернизацию систем вооружений и военной техники. Однако специалисты Международного института стратегических исследований обратили внимание на тот факт, что продолжающийся ежегодный рост военных расходов России вовсе не свидетельствует о большой вероятности успешной реализации государственной программы разработок и закупок вооружений в 2002-2012 гг. Высказывают они сомнение в соблюдении сроков, установленных этой программой. Эксперты из Лондона отмечают, что серьезные опасения по этому поводу существуют и в России. Эти утверждения подкрепляются ссылкой на заявление председателя комитета Государственной Думы по обороне Виктора Заварзина. В одном из своих выступлений глава комитета предупредил, что если ассигнования на закупки ВВТ в ближайшем будущем не будут увеличены с 61 млрд. рублей, как это имеет место в настоящее время, до минимально необходимой суммы в 250 млрд., то все сроки разработок и закупок вооружений будут сорваны.
В отчете Счетной палаты РФ, которая проводила ревизию оборонных расходов, указывается, что МО ежегодно теряет миллиарды рублей, поскольку реальные темпы роста цен на ВВТ существенно превосходят прогнозные оценки военных и суммы, обозначенные в контрактах. Успешной реализации программ разработок и закупок ВВТ препятствует отсутствие "единой системы управления разработками, производством, эксплуатацией, модернизацией и утилизацией ВВТ". В 2004 году была предпринята попытка исправить сложившееся положение вещей. В начале апреля этого года Указом президента РФ Владимира Путина в рамках МО была создана Федеральная служба по оборонному заказу. Она наделена полномочиями по размещению заказов военного ведомства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса на конкурсной основе.
Специалисты МО планируют за счет такого подхода к формированию оборонного заказа сократить свои расходы на приобретение ВВТ на 15%. В 2004-м МО было выделено 411 млрд. рублей, что составляет 2,69% ВНП России. В 2003 году на оборону было выделено 2,59% ВНП. В рамках федерального бюджета расходы МО возросли с 14,69 до 15,47%. Бюджет был пропорционально увеличен по основной части статей. При этом дополнительные ассигнования были выделены на повышение денежного довольствия военнослужащих и его индексирования, на исследования и разработки, а также на закупки ВВТ. Однако объемы ассигнований на пенсионное обеспечение и проведение военной реформы, которые выделяются вне бюджета МО, в 2004 году были сокращены.
Анализируя проект военного бюджета России на 2005 финансовый год, лондонские эксперты пришли к выводу, что ассигнования МО возрастут еще на 28% и составят около 528 млрд. рублей, то есть увеличатся почти на 4 млрд. долларов. При этом Россия постарается сохранить свое положение в качестве одного из лидеров мирового рынка вооружений и попытается увеличить доходы от экспорта ВВТ до 5-6 млрд. долларов.
Основные показатели бюджета МО в 2003-2004 финансовых годах показаны в таблице 1. Расходы МО в 2004 финансовом году на закупки боевой техники и вооружений в обеспечение ведения боевых действий видами ВС и родами войск показаны в таблице 2.


Таблица 1
Оценочные показатели федеральных расходов на обеспечениенациональной обороны в
2003-2004 по статьям бюджета
Статья расходов/Финансовый год/ Объем ассигнований
2003 (млн. руб./%) 2004 (млн. руб./%)
Содержание личного состава
141,075/43 161,057/41
Подготовка, обучение и МТО
55,246/17 64,601/17
Закупки ВВТ
55,200/17 61,083/16
Исследования и разработки
45,485/14 55,074/14
Административные расходы
1,526/1 1,504/1
Прочие расходы
27,032/8 46,082/11
Итого
325,564/100 389,401/100
Другие программы обеспечения национальной обороны
Военные программы министерства атомной энергии
13,012 16,826
Мобилизация войск и переподготовка резерва
4,160 4,687
Коллективная безопасность и миротворческие операции
1,435 214
Расходы отраслей экономики на национальную оборону
352 342
Итого
344,523 411,472
Валовой национальный продукт
13,050,000 15,278,000
Бюджет МО в % от ВНП
2.64 2.69
Федеральный бюджет
2,345,641 2,659,447
Объем ассигнований на национальную оборону в % от федерального бюджета
14.69 15.47

Таблица 2
Объемы закупок ВВТ в 2004 финансовом году для обеспечениябоеготовности видов ВС и родов войск (млрд. руб.)
Радиоэлектронная борьба 29.2
Боевые корабли 16.8
Самолеты 111.0
Бронетехника 5.3
Боеприпасы 4.8
Артиллерия 1.8
Стрелковое вооружение 1.0

Таблица 3
Дополнительные расходы на обеспечение национальной обороны, выделяемыепо статьям бюджетов других ведомств (млрд. руб.)
Статья расходов/Финансовый год
2003 2004
Военная наука
Данные засекречены Данные засекречены
Внутренние войска
18,489 21,530
Пограничные войска
24,065 29,993
Государственная безопасность
47,992 49,736
Пенсионное обеспечение военных пенсионеров
67,720 66,605
Пенсионное обеспечение сотрудников других ведомств, обеспечивающих национальную безопасность
40,027 44,173
Ликвидация и утилизация ВВТ
10,759 10,364
Обеспечение мобилизационной готовности экономики
0,500 1,100
Военная реформа
15,800 7,245
Закрытые административно-территориальные образования
14,066 14,061
Чрезвычайные ситуации
21,208 26,258
Программа жилищного строительства МО
6,000 нет данных
Обязательства по международным договорам
1,587 1,392
Итого
612,736 683,929
Доходы от экспорта вооружений (млрд. долл.)
3.4 нет данных




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100