SpyLOG   От VOICE Ответить на сообщение
К VOICE Ответить по почте
Дата 16.11.2004 08:28:38 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Re: ОТКРЫТИЕ НОВОЙ «ЧЕРНОЙ ДЫРЫ»

>ОТКРЫТИЕ НОВОЙ «ЧЕРНОЙ ДЫРЫ»
Российское Военное Обозрение
№10, 27 окт 2004 среда, 27 октября 2004


29 июля с.г. Кильская верфь Howaldtswerke Deutsche Werft AG (HDW) передала военно-морским силам Германии головную в серии подводную лодку U-31 проекта 212А. Низкий уровень акустической заметности, теплового и магнитного излучения делает ее почти невидимой для радаров, поскольку в строительстве широко использовались стелс-технологии.
Германия и Россия в прошлом веке были, пожалуй, основными конкурентами на рынке неатомного подводного судостроения. Мы продолжаем оставаться таковыми и теперь. По крайней мере, в июле должен был состояться спуск на воду новой российской субмарины проекта 677 «Лада». Это был бы достойный ответ немецкой U-31. Но российских подводников в очередной раз попросили подождать. Теперь уже совсем немного – до октября…

Капитан 1 ранга Владимир ГУНДАРОВ

Еще три года назад U-31 назвали «бесшумной убийцей кораблей». Сейчас в это определение внесли коррективу, соответствующую духу времени: ее предназначение теперь – ведение разведки и антитеррористическая деятельность. Суть от этого не меняется. Новинка германских ВМС является последним словом техники. А введение ее в боевой состав вновь вывело Германию в лидеры неатомного подводного судостроения. «U-31» отличается от своих старших сестер как вооружением, так и энергетической установкой. Фактически создан новый класс субмарин. В качестве пропульсивной системы использованы топливные элементы, именуемые в просторечии «водородными батарейками». Это независимая от воздуха силовая установка компании Siemens. Энергия выделяется из одиннадцати водородно-кислородных топливных ячеек мощностью 120 КВт каждая через протонно-обменные мембраны и передается на основной двигатель. «Водородные батарейки» позволили увеличить автономность в несколько раз по сравнению с традиционными аккумуляторами дизель-электрических подводных лодок.
С аналогичной энергетической установкой HDW строит субмарину проекта 214 для греческих ВМС – экспортная версия 212-й. Ее спуск на воду состоялся также в июле. А передача греческой стороне произойдет в 2005 году. В портфеле судостроительного гиганта уже лежит южнокорейский заказ на 214-е.
У России есть достойный ответ на немецкую U-31. Случайно или намеренно, но ФГУП «Адмиралтейские верфи» тоже планировал в июле спустить на воду новую подводную лодку проекта 677 «Лада», которой при закладке дали имя «Санкт-Петербург». К сожалению, из-за проблем с финансированием постройки церемонию спуска пришлось перенести на октябрь. Как утверждают злые языки, генеральный директор предприятия решил приурочить это событие к празднованию своего дня рождения. Но это не более чем домысел.
Досадная задержка как бы отодвигает Россию на второе место в мировом подводном судостроении, а то и на третье после французских Scorpene и Agosta-90B. Но в данном случае речь идет только о сроках строительства. Обидно еще и потому, что немцы заложили свою U-31 почти на год позже нашей «Лады», и построили, выходит, на год быстрее. Что же касается технических решений, то наши не уступают по оригинальности немецким, а может быть, даже в чем-то их превосходят. И уж точно опережают французские в соотношении «цена-качество». Не случайно испанское правительство, ранее намеревавшееся приобрести модную французскую «штучку», в последний момент передумало. Как знать, может быть, испанцам по душе немецкое качество? Однако и русские лодки тоже ведь не лыком шиты.

Русские Whiskey – самые крепкие
100 лет назад, в разгар войны с Японией, было сформировано первое в Российском флоте соединение подводных лодок. С тех пор российскими конструкторами разработано свыше 300 проектов субмарин, из которых более половины реализованы в металле. Историками подсчитано, что более чем из 5 тысяч подводных лодок, построенных морскими державами в прошлом веке, каждая пятая плавала либо под Андреевским, либо под советским Военно-морским флагом. А после Второй мировой войны каждая вторая лодка в мире была с лейблом «Made in USSR»!
В минувшем столетии неоднократно возникал спор о роли подводных сил в обеспечении военного превосходства. Ответ на него дали две мировые войны. Первая показала, что подводные лодки – главная сила в борьбе на морских и океанских коммуникациях. Если надводные корабли потопили всего 217 транспортов, то субмарины отправили на дно около 6000 судов. Тогда для нейтрализации подводников «Кригсмарине» противостоящие силы были вынуждены привлечь свыше 5000 кораблей и 2000 самолетов. Против подлодок только в Северном море было выставлено около 140 тыс. мин.
Но после Первой мировой подавляющее большинство военных теоретиков Запада вновь в один голос заявили о том, что в будущей войне подводные лодки не смогут эффективно решать задачи борьбы на морских коммуникациях.
Между тем, к началу Второй мировой в составе советского подплава было 211 боеготовых «единичек», тогда как Германия имела всего 57, Англия – 69, Франция – 77, США – 99, Италия – 115, Япония – 63. И война отбросила все сомнения в необходимости подводного флота. До 1945 года было построено более 1850 субмарин. И на этот раз пальма первенства принадлежала Германии – 1131 «единичка»!
Подводные лодки оправдали свое предназначение. Они потопили в общей сложности около 5000 судов, в то время как надводные корабли – только 336. Причем каждый двенадцатый потопленный корабль – на счету советских моряков.
После Второй мировой войны российский опыт судостроения пополнился германскими технологиями. А наша лодка проекта 613 (по натовской классификации Whiskey) создавалась с учетом технических решений, примененных в немецкой U-250. «Иностранку» подняли со дна Финского залива и передали для изучения Военно-морскому флоту в конце 1944 года. С тех пор Россия и Германия – главные конкуренты в подводном неатомном судостроении.

Тише воды
Проект 677 «Лада» продолжает линию 636-х и 877-х (по натовской классификации Kilo), которые за малошумность получили на Западе прозвище «Черная дыра». Мы можем гордиться своими новыми достижениями, ведь тактико-технические элементы «Санкт-Петербурга» позволяют в два–три раза превзойти по боевой эффективности подлодки третьего поколения.
Новостройка относится к четвертому поколению субмарин и имеет ряд принципиальных отличий. Прежде всего, это проявилось в высокой степени автоматизации процессов централизованного управления всеми корабельными системами и оружием с операторских пультов, расположенных в главном командном пункте. Увеличена мощность ракето-торпедного комплекса. К нему «приложили руку» конструкторские бюро, научно-производственные объединения и научно-исследовательские институты. В их числе ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Аврора», ФГУП ЦНИИ «Электроприбор», ОКБ «Новатор» и НПО «Агат». В результате совместного труда появился противокорабельный КЛАБ-С (CLUB-S). Это интегрированная ракетная система, представляющая собой уникальную разработку, фактически не имеющую аналогов в мире.
Российские ученые, конструкторы, строители, по сути, осуществили прорыв в технико-экономических характеристиках и технологии создания проекта «Лада». В ходе опытно-конструкторских работ были предложены десятки новых решений. Все вооружение, лодочные системы и материалы – это последнее слово науки и техники. Например, гидроакустический комплекс построен на новейшей элементной базе и с новейшим математическим обеспечением. В носовой оконечности размещена высокочувствительная шумопеленгаторная антенна. Установлен принципиально новый универсальный многофункциональный перископ. Подъемно-мачтовые устройства сделаны телескопическими. Они не проникают в прочный корпус, за исключением командирского перископа. Внедрена новая система приема радиоинформации с берега в подводном положении.
Ахиллесовой пятой всех наших лодок, за исключением дизельной проекта Kilo и атомной проекта 971, считалась высокая подводная шумность. Начиная с 1968 до 1986 года было четыре (!) постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР по этой проблеме. Каждые шесть лет давалось задание уменьшить уровень шума в 2–3 раза. Все они выполнялись, кроме последнего, когда оборвалась работа по этой теме в связи с отсутствием финансирования. Наконец, на атомных многоцелевых подводных лодках проекта 971А удалось уменьшить уровень подводного шума на 30 децибел, то есть по уровню звукового давления – в 30 раз, а по уровню излучаемой звуковой мощности – в тысячу раз!
В минувшем месяце одна из этих субмарин – К-157 «Вепрь» – продемонстрировала свою «кошачью поступь» во время официального визита во французский порт Брест.
Однако «Санкт-Петербург» не зря уже сейчас называют наследницей «Черной дыры». Ее шумность должна приблизиться к фоновым значениям моря. А по скрытности – превзойти все субмарины, построенные раньше не только у нас, но и за рубежом.
Как этого удастся достичь? Ответ был получен в Государственном научном центре «Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова» – Krylov Shipbuilding Research Institute (KSRI). Для лодок четвертого поколения созданы особые шумопоглощающие – вплоть до низких частот – резиновые покрытия толщиной всего 40 мм. Они в два раза тоньше тех, которые применялись у нас ранее. Новое покрытие состоит из 7 – 8 слоев различной перфорации и профиля резины. Идея простая: чем больше воздушных полостей – тем оно более эффективно поглощает шум различных частот и на различной глубине. Об этом рассказал начальник отделения судовой и промышленной акустики института доктор технических наук профессор Эрнст Мышинский.
Но гидроакустическое покрытие – лишь пассивная защита от шума. А в институте уже разрабатывают принципиально новые приборы активной защиты. По словам ученого, создание таких средств снижения шума – суперновое направление в мировой науке. А в России активные методы появились четверть века назад, но тогда считалось, что это «лекарство», ну, типа нитроглицерина.
– Двадцать пять лет назад электроника была ужасная. И мы все боялись, что вместо того, чтобы создать противозвук – звук в противофазе, выведем, не дай Бог, из строя управление электроникой. И шум, напротив, усилится, – рассказывает Эрнст Мышинский. – Но сейчас электроника нормальная, поэтому пришла пора разрабатывать комплексные активные системы снижения шума.
Возможно, что они появятся уже на следующей лодке, которая будет построена вслед за «Санкт-Петербургом».

Лучше, чем Energiser
Набившая оскомину телевизионная реклама батареек, которые «будут работать, работать и работать…» померкла бы, решись создатели «водородных батареек» для лодки «Санкт-Петербург» представить в эфире свой товар.
Еще 30 лет назад ЦКБ «Лазурит», НПО «Квант» и «Криогенмаш» приступили к созданию для подводных лодок пропульсивных систем с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Субмарину С-273 проекта 613, о которой речь шла выше, переоборудовали по проекту 613Э «Катран». Если обычные лодки на двухузловой скорости без подзарядки батарей могли находиться под водой не более четырех суток, то при использовании ЭХГ срок возрос до месяца.
Второе направление российских конструкторов – создание дизелей, работающих по замкнутому циклу. Проект 615 с единым двигателем, воплощенный в металле еще в середине прошлого века, стал уникальным во всем мире.
С 1978 года головным разработчиком пропульсивных систем с ЭХГ стало Специальное конструкторское бюро котлостроения. Оно обратилось к опыту Уральского электрохимического комбината и НПО «Энергия» по созданию ЭХГ для космических аппаратов. Так появился двигатель для подводных лодок «Кристалл-20», в котором используется кислород и водород. Последний находится в связанном виде – в интерметаллидном соединении. Двигатели второго поколения «Кристалл-27» и «Кристалл-273» теперь могут устанавливаться и на новых дизель-электрических подводных лодках, увеличивая их автономность до 45 суток. Не раскрывая всех секретов российского судостроения, скажем, что у «Санкт-Петербурга» автономность как раз и составляет 45 суток.

«Амур» – брат «Лады»
Как и немецкая Howaldtswerke Deutsche Werft AG, «Адмиралтейские верфи» параллельно с лодкой проекта «Лада» для российского ВМФ строит на экспорт субмарину четвертого поколения по проекту «Амур-1650». Они почти близнецы. «Амур» будет способен наносить залповые ракетные удары по надводным одиночным и групповым целям. По сравнению с лодками предыдущих проектов у него в несколько раз снижен уровень акустического поля. Установлено радиоэлектронное вооружение нового поколения.
Автоматизированное управление кораблем, его боевыми и техническими средствами будет осуществляться с главного командного пункта. Инерциальный навигационный комплекс обеспечит безопасность кораблевождения и определение параметров движения с необходимой для использования ракетного оружия точностью, находясь длительное время под водой. У «Амура» будет всережимный гребной электродвигатель новой разработки, а также аккумуляторная батарея с повышенным сроком службы.
Как и «Лада», экспортная «единичка» оснащена высокочувствительной шумопеленгаторной антенной гидроакустического комплекса «Лира». На легкий корпус нанесено противогидролокационное покрытие нового поколения «Молния».
ФГУП «Адмиралтейские верфи» участвуют в финансировании создания воздухонезависимой энергетической установки для использования ее в качестве альтернативного источника электроэнергии.

Все – на продажу
У «Адмиралтейских верфей», как говорят финансисты, хорошая кредитная история. До 2002 года они передали иностранным заказчикам тринадцать субмарин проектов 877ЭКМ и 636, то есть больше половины всех лодок этого класса, построенных в нашей стране. Одновременно здесь прошли ремонт четыре корабля.
Новая продукция предприятия также найдет своего потребителя. Наиболее перспективным рынком специалисты называют Юго-Восточную Азию. В числе вероятных покупателей «Амура» – Вьетнам, Таиланд, Филиппины. В прошлом веке Россия продала около 50 подводных лодок. Не исключено, что и в XXI веке продукция российских корабелов по-прежнему будет востребована на международном рынке вооружений.

Тактико-технические элементы ПЛ проекта 214
Количество торпедных аппаратов, ед./в том числе с функцией запуска ракет - 8 /4
Надводное (нормальное) водоизмещение, т 1700
Длина, м 65
Максимальное время пребывания под водой, сут. 14
Предельная глубина погружения, м 400
Экипаж, чел. 27


Тактико-технические элементы ПЛ проекта «Амур-1650»
Количество торпедных аппаратов, ед. (калибр, мм) 6 (533)
Боезапас ракет, торпед, мин, ед. 18
Надводное (нормальное) водоизмещение, м3 6765
Длина, м 66.8
Ширина (диаметр прочного корпуса), м 7.1
Осадка 6.7
Скорость полного подводного хода, уз. 21
Дальность подводного плавания с экономической скоростью 3 узла, миль 650
Дальность плавания в режиме РДП со скоростью 7 узлов, миль 6000
Предельная глубина погружения, м 300
Автономность, сутки 45
Экипаж, чел 35


Тактико-технические элементы ПЛ проекта 677 «Лада»
Количество торпедных аппаратов, ед. (калибр, мм) 6 (533)
Суммарный боезапас: ракет / торпед / мин. ед. 4* / 18 / 24
Надводное (нормальное) водоизмещение, м3 2350
Длина, м 73,8
Ширина (диаметр прочного корпуса), м 9,9
Скорость полного подводного хода, уз. 20
Дальность подводного плавания с экономической скоростью 3 узла, миль 400
Дальность плавания под РДП со скоростью 7 уз., миль 7500
Предельная глубина погружения, м 300
Автономность, сут. 45
Экипаж, чел. 52
* Количество ракет может быть увеличено





SpyLOG Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100