>ПРО США: все ближе к России http://www.strana.ru
22.10.2004 Иностранные СМИ сообщили, что администрация Джорджа Буша ведет «секретные консультации» с рядом стран Европы на предмет размещения на их территории компонентов системы ПРО США, в частности, ракет-перехватчиков.
Так, еще в мае нынешнего года в Вашингтоне прошли предварительные переговоры между США и Великобританией относительно возможности развернуть ракеты ПРО на английской базе Файлингдейлз. Лондон, всегда поддерживавший планы Вашингтона в сфере ПРО и не возражавший против использования в этих целях американского центра предупреждения о пусках баллистических ракет, расположенного на той же базе Файлингдейлз, «принципиальное» согласие на использование базы для развертывания ракет ПРО с некоторыми оговорками дал. Наряду с Великобританией европейские источники указывают Польшу и страны Балтии, которые «хотели бы разместить на своей территории» ракеты ПРО США и обеспечить таким образом противоракетное прикрытие не только «старшему брату», но и себе. Информация о переговорах с европейцами по поводу размещения сил и средств ПРО в Европе, не подтвержденная, впрочем, официальным Вашингтоном, показывает, для чего Америке нужна система ПРО и против кого она будет направлена.
Шесть компонентов и предвыборные обещания
По американскому замыслу, система ПРО должна состоять из шести главных компонентов. Во-первых, радары раннего предупреждения, способные немедленно обнаружить запуск ракеты. Во-вторых, военные спутники, которые способны отследить траекторию полета ракеты и момент разделения ракеты и боеголовок. В-третьих, радары, которые должны навести на цель ракеты-перехватчики и боевые самолеты. В-четвертых, собственно ракеты-перехватчики, перед которыми стоит задача уничтожить ракету противника через 3-4 минуты после ее запуска. В-пятых, центр управления и контроля, который должен быть в состоянии в десятки секунд получить информацию о ракетной атаке, проанализировать ее и принять верное решение. В-шестых, ракеты-носители, задачей которых является вывод ракет-перехватчиков в космическое пространство, где они должны встречать баллистические ракеты противника.
Создатели системы ПРО утверждают, что она жизненно необходима для обеспечения безопасности США от даже гипотетической ракетной атаки - лучше быть готовым ко всему и защищенным. Противники этого подхода, указывает агентство «Вашингтон Профайл», полагают, что система бесполезна потому, что не в состоянии остановить ракетную атаку государств, обладающих значительными ракетными арсеналами (например, России и Китая). На страны же с небольшими ракетными арсеналами (например, Северная Корея или Иран) возможно воздействовать экономическими и дипломатическими средствами, чтобы заставить их отказаться от идеи атаковать Америку, да и собственно арсеналы этих государств не представляют угрозы США. Против террористов система ПРО также бессильна, потому что они могут ударить по США любым иным образом, не используя ракеты.
Тем не менее, система ПРО стала приоритетом Джорджа Буша, администрация которого пошла на выход из советско-американского Договора по ПРО от 1972 года (Россия считала этот документ «краеугольным камнем» стратегической стабильности), и выделяет на нее масштабные средства. Только в начале 2005 финансового года Пентагон получит на систему ПРО более 10 миллиардов долларов. К чести Буша-младшего, у которого развертывание системы ПРО было одним из основных предвыборных обещаний в 2000 году, он свое слово сдержал - первые ракеты-перехватчики уже стоят на боевом дежурстве на Аляске, к концу года, как планируется, противоракеты появятся и на базе Вандерберг в Калифорнии. Отметим, правда, что до сих пор никто, в том числе и сами американцы, не может сказать, насколько эффективной будет строящаяся система ПРО США. В рамках ее проектирования Пентагон провел 8 испытаний, лишь 5 из которых были успешными. В общей сложности планировалось провести 20 подобных испытаний, однако они были отменены, в основном, по финансовым соображениям и из-за недостатка ракет-перехватчиков. В результате система никогда не испытывалась в условиях, приближенным к боевым, а сроки ввода в строй некоторых ее элементов неоднократно переносились.
Принципиальным отличием действий администрации Джорджа Буша от команды Клинтона, при котором также стоял вопрос о развертывании системы ПРО, стало не «первоначальное строительство ее архитектуры», чтобы определиться, как это должно работать и что для этого нужно. При Буше-младшем Пентагон сначала все испытывает - по всем направлениям, а потом выбирает то, что уже работает. Своеобразным полигоном для отработки действий сил и средств «большой» противоракетной обороны становится система ПРО театра военных действий. Эту систему - морского базирования - США уже вовсю разворачивают.
Японо-корейский полигон
Это происходит в Японском море, на рубеже Япония - Северная Корея, начиная с текущего года в три этапа. Иностранные СМИ сообщали, что на первом этапе (с сентября 2004-го) постоянное патрулирование в море будет осуществлять один из эскадровых миноносцев управляемого ракетного оружия типа «Орли Берк», оснащенных многофункциональной системой ракетного оружия «Иджис». Эсминец должен вести дальнее радиолокационное обнаружение и слежение за запуском баллистических ракет с передачей данных о параметрах целей на наземные пункты стационарной системы ПРО. Эти данные будут немедленно обрабатываться и накапливаться, так что уже через шесть месяцев, по оценке командования, сложится полная картина распределения целей (пусковых установок баллистических ракет) в регионе.
На втором этапе (в 2005 году) для создания определенных возможностей по перехвату БР на данном рубеже планируется развертывать крейсер УРО типа «Тикондерога» с зенитными управляемыми ракетами SM-3 Block 1, способными поражать ракеты ближней и средней дальности.
К началу заключительного (третьего) этапа, намеченного на весну 2006 года, командование ВМС рассчитывает окончательно определить состав сил ПРО морского базирования в количестве 15 эсминцев УРО и трех крейсеров УРО, способных противостоять баллистическим ракетам, запускаемым (гипотетически) из любой точки земного шара. Для этих целей Пентагон отобрал уже шесть (из 15) эсминцев, в том числе ЭМ УРО «Джон C. Маккейн» и «Куртис Уилбур», базирующиеся в Йокосуке (Япония), «Пол Хэмилтон» (военно-морская база Перл-Харбор), «Стетем», «Фитцджеральд» и «Бенфолд», приписанные к ВМБ Сан-Диего (штат Калифорния).
Сообщается, что на всех кораблях, выполняющих задачи дальнего радиолокационного обнаружения и сопровождения целей, начиная с развертываемого в Японском море на первом этапе эсминца УРО, будут внесены изменения в программное обеспечение ЭВМ и модифицировано электронное оборудование системы «Иджис». Отметим, что стандартное оборудование этой системы уже активно использовалось для аналогичных целей, например, американский эсминец «Хиггинс» во время военной операции против Ирака отслеживал низко летящие ракеты ближнего действия и передавал параметры целей на береговые батареи ЗРК «Пэтриот».
Кольцо сжимается
Однако все эти действия, по мнению наблюдателей, могут быть лишь созданием завесы, пусть и очень дорогостоящей, над работой по настоящей системой ПРО США, которая и будет призвана обеспечить безопасность страны от ракетной атаки. И атаки не от Северной Кореи и Ирана, а в первую очередь от России. Поэтому ряд специалистов полагают, что главная задача Пентагона здесь - не ракеты-перехватчики на далекой Аляске или в Калифорнии, а создание военных баз на постсоветском пространстве. На основе этих баз американцы будут пытаться создать свою настоящую систему ПРО, которая была бы способна перехватывать и уничтожать российские межконтинентальные баллистические ракеты на так называемом активном, или разгонном, участке траектории полета.
На этом участке траектории полета ракета имеет наибольшие размеры, поскольку еще не отделилась ни одна из ступеней, а головная часть не распалась на отдельные боевые блоки. Корпус ракеты, ее двигатели значительно менее защищены, нежели малогабаритные прочные боевые блоки, которые противнику пришлось бы уничтожать на конечном участке полета над своей территорией. Все это в совокупности с относительно малой скоростью полета и огромным высокотемпературным факелом от работающих двигателей демаскирует межконтинентальную баллистическую ракету. По факелу могут надежно наводиться средства поражения. Если ракета будет уничтожена на разгонном участке, то вместе с ней - в данном случае над российской же территорией - взорвется и ядерный заряд, который она несет.
В вероятность подобных раскладов говорит обнародованный контракт Пентагона с концерном «Нортроп Груманн» на 4,5 миллиарда долларов. Американские военные предлагают промышленности к 2010-2012 годам создать систему ПРО, способную перехватывать баллистические ракеты именно на активном участке траектории полета. Специалисты, в свою очередь, отмечают, что это возможно лишь в двух случаях: при выводе в космос ударных боевых комплексов или приближении систем ПРО к стартовым позициям потенциального противника, то есть в данном случае к российским ракетным базам (работы ведутся по обоим направлениям). Например, размещение сил и средств ПРО в центрально-азиатских республиках, в частности, в Казахстане, о переговорах с которым по поводу военного присутствия США периодически сообщает иностранная пресса.
Не будем также забывать, что средства поражения могут быть размещены и на самолетах, дислоцированных на базах, например, в Узбекистане. Ведь работает Пентагон над размещением лазеров на летательных аппаратах. Здесь создан уже солидный задел. В частности, успешно завершены лабораторные испытания системы наведения и ориентации лазерного луча, достигнута необходимая мощность излучения, осуществлена доработка самолета "Боинг-747" для размещения на нем лазерного оружия. Сообщалось, что противоракетные лазерные комплексы воздушного базирования способны уничтожать баллистические ракеты на разгонном участке траектории их полета на дальностях до 300-500 км, такие комплексы могут быть способными уничтожать и спутники на низких орбитах. Испытание лазера воздушного базирования запланировано американцами на 2007 год. Но уже в следующем году США запланировали выпуск двух-трех таких машин, которые могут непрерывно барражировать в режиме боевого дежурства около 20 часов. Но оно, наверное, будет все же дешевле, чем вкладывать десятки миллиардов долларов в создание системы, эффективность которой все еще остается под вопросом.
Помимо планов размещения противоракет (кстати, этот аспект центрально-азиатских и восточноевропейских баз США у российских границ Москва до недавнего времени не озвучивала) у России вызывает «серьезную озабоченность» и начавшаяся модернизация американской системы предупреждения о ракетном нападении. Так, подписаны соглашения о модернизации мощных РЛС FPS-50 производства компании «Локхид Мартин» в Великобритании (та же Файлингдейлз) и Туле (Гренландия-Дания). В интересах ПРО США действует РЛС в Варде (Норвегия), этим же целям может служить и дорабатываемая сейчас система слежения за воздушным пространством «Балтнет» - совместный проект Латвии, Литвы и Эстонии, финансируемый НАТО в целом и США, в частности.
Главной целью всей системы официальный Вашингтон называет оборону от ракетного удара со стороны «стран-изгоев». Но наблюдатели задаются вопросом: зачем тогда модернизировать радиолокационные станции системы раннего предупреждения, размещенные в Гренландии и Великобритании и направленные туда, где, по определению, трассы ракет этих «стран-изгоев» проходить не могут. Так что вывод, к сожалению, очевиден - ПРО направлена в первую очередь против России, которая пока единственная в мире сопоставима с США по ядерному оружию и возможностям многократного уничтожения друг друга. Будет у Америки способность гарантированного предотвращения ядерного удара России по своей территории - никто уже не сможет оспорить ее стратегическое доминирование в мире. И никто не сможет помешать Вашингтону, какой бы президент там не был, использовать эту ПРО как эффективный инструмент проведения политики с позиции силы.