ФЛОТ: “барк” против “булавы”
Сообщает армянское радио: “Российский военно-промышленный комплекс сворачивает программы по созданию оружия с искусственным интеллектом. Во время испытаний на Северном флоте опытный образец “умной” ракеты так и не удалось выпихнуть с подлодки”.
Этот анекдот появился после того, как в феврале этого года с борта подлодки “Архангельск” Владимир Путин наблюдал неудачный пуск ракеты “РСМ-54” (по натовской классификации SS-N-24 “Skiff”). Тогда всем стало совершенно очевидно: с нашей ядерной морской составляющей происходит что-то неладное.
В Военно-морском флоте за последние 7 лет число ракетных подлодок сократилось в 3 раза. И вовсе не из-за того, что мы вдруг стали пацифистами. Просто для этих лодок нет оружия — ядерных ракет, без которых АПЛ всего лишь старые консервные банки. В составе ВМФ из трех лодок системы “Тайфун” лишь одна — “Северсталь” — имеет пока 10 ракет “РСМ-52”, да и то давно снятых с производства. Ни подлодка “Дмитрий Донской”, ни “Архангельск” их уже не несут. Нести нечего.
Еще в 1986 г. для крейсеров класса “Тайфун” и подлодок 4-го поколения начали создавать ракеты “Барк”. Делали их в Челябинской области, в Государственном ракетном центре “КБ имени академика Макеева”. Из-за безденежья — в год по три ракеты. Первое испытание “Барка” состоялось только через 8 лет после начала работ. Пуски оказались не слишком удачными, и все же степень готовности новой ракеты в Минобороны оценивали уже в 73%. В ее доводку оставалось вложить еще $30 млн.
В это время на Севере к перевооружению на “Барки” готовился подводный крейсер “Дмитрий Донской”. Работа была почти завершена, когда в Минобороны вдруг решили от “Барка” отказаться и делать новые ракеты — “Булава”. Подлодка “Дмитрий Донской” осталась на стапелях завода дожидаться очередной “ядерной новинки”, которую поручили делать Московскому институту теплотехники. “Булава” весом в 32—34 тонны должна была стать унифицированной ракетой для всех ядерных сил. На ее разработку выделили 6,5 триллиона рублей.
Денежки капают до сих пор, а “Булавы” все нет. В этом году, 24 мая, при испытаниях ракетного двигателя произошел взрыв, который, похоже, опять отодвинет пуски “Булавы”, назначенные на декабрь. Поэтому конструкторы вынуждены модернизировать старенькую ракету “РСМ-54”. “Новинку” назвали красивым именем “Синева”. Она должна протянуть еще лет 10, пока не сделают “Булаву”. Хотя если к тому времени придут другие военачальники и начнут двигать очередной новый прожект, то “Синеве” придется тянуть до посинения. Только подлодки, которые все время переделывают под несуществующие ракеты, уж точно до них не доживут. Заржавеют...
* * *
С каким оружием мы вступили в век “космических войн”? Со старыми ракетами, танками, самолетами… Вся эта техника практически выработала свой ресурс.
А ведь в нашем ОПК была масса проектов, которые не имели аналогов в мире: боевые самолеты-амфибии, морские экранопланы, Над подобными проектами до сих пор безуспешно бьются на Западе. У нас все они имелись не в рисунках или чертежах, а были построены “в железе” и даже приняты на вооружение. По их ржавым бокам и сейчас еще можно постучать где-нибудь на заброшенной стоянке обнищавшего оборонного завода.
Судьбу их когда-то решали один-два военачальника, которые либо не понимали, какие боевые возможности открывает такое оружие, либо имели другой интерес в том, куда направить денежные потоки из бюджета.
Такая же участь, похоже, ждет и современные военные ноу-хау. Те люди, от которых зависит судьба новых проектов, часто рассматривают их просто как объекты для выкачивания денег. А будет создано новое оружие или нет — неважно. Лучше даже, если не будет. Тогда снова можно объявлять тендеры и конкурсы, где опять образуются пары конкурентов, которых снова можно будет “лоббировать”... И чем выше конкуренция, тем больше ставки.
В оборонном комплексе США конкуренция тоже существует. Да еще какая! Только ее контролирует государство. Собрались, к примеру, американцы строить самолет 5-го поколения. Объявили конкурс. Фирмы представили проекты. В финал вышли два — фирмы “Воинг” и “Локхид Мартин”. Затем независимая экспертная комиссия досконально проекты изучила. Выбрала лучший. И с этого момента государство бросает все силы и средства на его реализацию. Теперь он может конкурировать только с аналогами за рубежом.
В нашей стране нет независимой государственной экспертной организации, которая могла бы поставить точку в выматывающих и бессмысленных многолетних спорах. У нас все зависит от чьей-то точки зрения, телефонного звонка, теплых отношений или толщины кошелька.
Побеждает тут не всегда сильнейший. Но победителей ведь не судят. А жаль...
"Московский Комсомолец" от 10.09.2004
Ольга БОЖЬЕВА.
Интересно узнать мнение тех, кто понимает в затронутом вопросе. Со своей стороны могу подтвердить, что фраза "Вся эта техника практически выработала свой ресурс." - святая правда по отношению к морскому подводному оружию.
А вот высказывание насчет "самолеты с вертикальным взлетом… Все это — не просто уникальные экземпляры, а целые направления в развитии оборонки, прорыв новых технологий!" мне кажется довольно спорным, но поскольку мои познания далее недосамолета ЯК-38 не простираются, от комментариев воздержусь.
И еще. Все, что касается мин, торпед и пр., то по ним никакого тендера в последние по крайней мере 50 лет не существовала, была монополия одного разработчика.