Дорогой Rostislav, согласен с Вашими словами.
Но вот гражданские судоводы мне другую информацию подкидывают: штурмания у всех помощников капитана, начиная с третьего - вторична и не более чем рутина. Обсервационное счисление с использованием КНС, РНС практически всех типов (кроме Марса-75, разумеется), абсолютный лаг, автоматизация корректуры электронных карт делают своё дело.
Впрочем, это старая полемика.
А вот насчёт старпомов и кэпов... Наш СПК БУ был из ракетчиков. Кэп - минёр ВМУПП. И тем не менее они понимали то, что я делаю у себя в закутке, хоть и не лезли с дурными советами под руку. Понятное дело, что штурман к-а Ильин, будучи старшим на переходе с Камчатки в Приморье чуть вусмерть меня с графиками течений не достал... Видимо, больше не знал ни...чего... ;)
А вообще - спасибо, коллега, за поддержку любимой специальности.
С уважением - КЭНГЪ.