МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ФЛОТОВОДЦА
Почему Россия не сказала своего слова в балканском кризисе
В конце декабря 1995-го в Средиземное море во главе многоцелевой группы направился тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Были поставлены две задачи: 1) подготовить пилотов «Су-33» в реальных боевых условиях; 2) обозначить твердый геополитический интерес России в районе Балкан, то есть показать «мастер-класс» 6-му флоту США (в то время базировался в этом же районе с той же стратегической задачей).
Но уже к началу второго месяца тяжелого боевого похода на крейсер «Адмирал Кузнецов» вероломно напала тыловая служба ВМФ РФ. Тыловики действовали, как опытные диверсанты. Они загрузили танкер «Бубнов» восемью тысячами тонн ракетного топлива, смешанного с гудроном, обозначили в документах эту смесь «мазутом» и отправили танкер в Средиземное море на дозаправку «Адмиралу Кузнецову».
То, что это — не мазут, знали все. И фирма-поставщик, и те, кто руководил «техническим обеспечением стратегической задачи многоцелевой группы». Да и экипаж танкера прекрасно знал, что везет. Не знал об этом только «Адмирал Кузнецов».
Диверсию обнаружили во время перекачки только благодаря бдительности экипажа. Поверить в такую «подставу» было трудно. В цистерны танкера «Бубнова» полезли даже адмиралы (всего на «Кузнецове» в то время было 9 адмиралов). Результаты проверки заставили адмиралов забыть о высокой миссии и запросить стоянку в Сирии. От гремучей смеси котлы «Кузнецова» могли попросту взорваться.
Конечно же о ЧП докладывали по закрытой связи главкому Громову. Главком, однако, настойчиво рекомендовал принять «мазут». Ему доложили, что сделать это отказываются все девять адмиралов. И тут главком полностью потерял интерес к исторической миссии «Адмирала Кузнецова». И прервал всякую связь с ним. Но про «мазут» не забыл! А выслал в Сирию спецрейсом специальную комиссию. Но и ей не удалось уговорить экипаж «Кузнецова» принять на борт взрывоопасную смесь.
… В общем, этот «мазут» отозвали в Россию, где его все-таки удалось сбыть. В котельные для отопления домов. А крейсер «Адмирал Кузнецов» вернулся из героического похода целый и невредимый. С подарком для главкома: в торжественной обстановке Феликсу Громову были вручены две бутылки с мазутом. В одной — липовый, в другой — настоящий.
Никакого служебного расследования ЧП не было. Впрочем, моряки и не настаивали: всякого навидались.