Недавно приобрел книжку.
Наткнулся на любопытный рассказ, думаю обществу будет интересно познакомиться:
Подводник России. 2003 год № 3 стр243
"ВЕК СТРЕЛЯЛИ МЫ ВПЕРЕД. ЖАХНЕМ, БРАТЦЫ, НАОБОРОТ!"
Когда шли спасательные работы на АПЛ "Курск" я вспомнил эти строчки стихов помощника флагманского механика дивизии Юлия Вильдавского по исключительному событию на нашей подводной лодке.
Стоим у пирса в базе Видяево. После проворачивания механизмов командир БЧ-3 (минно-торпедная боевая часть) Володя Бедняков решил пострелять воздухом при открытой задней крышке нижнего правого торпедного аппарата первого отсека при лежащей в нём боевой торпеде. В отсеке на стеллажах торпед не было. Обычное мероприятие, выполняемое без замечаний на всех подводных лодках. Резко даётся воздух в торпедный аппарат. Его струя идёт обычно через отсеки в торпе-
допогрузочный люк.
В отсеке жарко, струя прохладная. Двухтонная торпеда в аппарате обычно даже не шелохнётся. Трюмный первого отсека матрос Никитин хотел сесть на пути воздуха для личного охлаждения. В последний момент старшина торпедистов за руку отвёл его в сторону.
Я, тогда командир БЧ-5 (электромеханической боевой части) сижу в четвёртом отсеке, чувствую толчок всей лодки и металлический удар. Меня срочно приглашают в первый отсек. На правом нижнем стеллаже лежит боевая торпеда на одну треть в своём аппарате. На стальной переборке между первым и вторым отсеками, толщиной 16 миллиметров, ворон ка-вмятина глубиной 14 сантиметров, недалеко от круглой переборочной двери-люка. Люк герметично уже не закрывается - щель 2-3 сантиметра. В отсеке у всего личного состава шок.
Оказалось, после подачи воздуха в торпедный аппарат, торпеда вылетел из торпедного аппарата, пронеслась по нижнему стеллажу через весь первый отсек, своим хвостом прогибает переборку, отскакивает от неё и на треть, опять залезает в торпедный аппарат. Торпеда боевая, па-рогазовая. Возможные последствия проносятся в головах подводников. На лодку прибывает начальство всех рангов из штаба бригады и дивизии. Комбриг смотрит на всё и приказывает мне: "Механик, поставь двух матросов с кувалдами, пусть выгнут переборку обратно". Я скромно понял, что комбриг сопромат знает слабо. Толщина стали на переборке 16 миллиметров, прогиб 14 сантиметров, площадь прогиба диаметром больше метра. Тут нужен приличный ремонт. Так оно и оказалось.
На судоремонтном заводе вырезали прогнутую часть переборки, из трёх листов изготовили сегменты и вварили их по месту. Всё это заняло около месяца. А торпедные специалисты флота и Ленинграда "стали на уши". Было проделано сотни подобных прострелов торпедных аппаратов, торпеду даже специально выдвигали из аппарата. Давали воздух разных давлений - торпеды не двигались с места. В чём дело? Никто не понял и до сих пор!
Нашему командиру Мише Самойлову учёные мужи после ремонта предлагали повторить эксперимент на нашей подводной лодке.
Он предложение отклонил, повтор не состоялся. Но, может, специалистам вернуться к этому случаю?
Капитан 2 ранга В.Римкович