Получил письмо от А.Ф. Копьёва в свете того, что должны начаться слушания по делу о защите чести и достоинства гражданина Ерофеева. Ответчик - вице-адмирал Герой Советского Союза Чернов Евгений Дмитриевич.
Письмо и заметку бывшего ЗКД 10 ДиПЛ к.1 р. Копьёва цитировать не буду, процитирую лучше статью, которая была написала по материалам бесед и писем не одного заинтересованного в проявлении истины подводника.
Пятница 20 июня 2003 г.
ЭКИПАЖ СУБМАРИНЫ УТОПИЛ СЕБЯ САМ?
Неизвестные подробности гибели подводной лодки К-429
20 лет назад, 23 июня 1983 года, у берегов Камчатки затонула атомная подводная лодка К-429 (проект 670). Расследование причин катастрофы тогда засекретили, в том числе и от подводников ТОФ. Поэтому для них было полной неожиданностью, когда главным виновником трагедии, унесшей жизни 16 моряков, следствие назвало сам экипаж подлодки. Командира субмарины капитана 1-го ранга Николая Суворова и механика корабля капитана 2-го ранга Бориса Лиховозова военный трибунал приговорил к 10 и 8 годам тюрьмы соответственно. Вскоре эту историю на флоте постарались замять и забыть. Накануне печальной даты в "Комсомолку" позвонили свидетели и непосредственные участники тех событий - капитан 1-го ранга запаса Александр Копьев (в то время заместитель командира дивизии) и капитан 1-го ранга запаса Борис Бледнов (командир одной из подлодок того же соединения). Спустя 20 лет, когда с трагедии уже сняли гриф секретности, офицеры решили рассказать об обстоятельствах, которые не были учтены ни судом, ни следствием.
СПРАВКА "КП"
23 июня 1983 года К-429 в 18.30 вышла с базы из бухты Крашенинникова в район дифферентовки (погружение) в бухту Саранную. На глубине 60 метров лодка, имевшая серьезную неисправность в автоматике общекорабельных систем, мгновенно затонула. Из-за поступления воды в 4-й отсек через открытую вентиляционную шахту сразу погибли 14 человек. Для спасения экипажа командование корабля применило метод свободного всплытия, во время которого погибли еще двое моряков. Остальные - 101 человек - были спасены.
В чем обвинили экипаж и командира?
По официальной версии следствия вышло, что экипаж К-429 утопил себя сам. Якобы так торопились, что начали погружаться с открытыми вентиляционными шахтами. Николая Суворова - лучшего командира ТОФ, орденоносца, отслужившего на атомоходах 23 года и утвержденного к тому времени на должность старшего преподавателя тактики подводных лодок в одно из военно-учебных заведений Ленинграда, - следствие обвинило в неумении управлять кораблем и экипажем. Это клеймо до сих пор осталось на командире, его экипаже и членах их семей.
Судьи не приняли во внимание, что Суворова приказом назначили на незнакомую лодку за несколько дней до того злополучного выхода в море, и он физически не успевал ознакомиться с ее техническим состоянием. Суд не учел, что сам экипаж в этот рейс был собран с пяти разных подлодок. А по правилам курса боевой подготовки замена штатного состава лодки больше, чем на 30 процентов, уже выводит экипаж из состояния боеготовности. Такие экипажи теряют право на выход в море. Тогда руководство флотилии поменяло более 30 процентов личного состава. И главное - остался незамеченным беспримерный подвиг моряков, когда впервые в мировой практике командиру в тех чрезвычайных условиях удалось грамотно организовать эвакуацию экипажа с затонувшей лодки, в результате чего спаслись 101 человек. Например, помощник командира АПЛ капитан-лейтенант Александр Разборский, предотвратил затопление носовых отсеков, где находились 75 человек.
Живые и мертвые
Главных свидетелей той катастрофы сегодня уже нет в живых. Суворов и Лиховозов не перенесли публичного позора, умерли, отбыв срок в колониях строгого режима, когда им было немногим за 50. Нет в живых мичмана Василия Баева, который вышел из 7-го отсека последним и спас при этом жизни 24 товарищей. Нет многих других моряков с К-429. Два года назад не выдержало сердце еще одного участника тех событий - начальника штаба соединения, в состав которого входила погибшая лодка, мужественного моряка, Героя Советского Союза капитана 1-го ранга Алексея Гусева. Накануне тех событий он будто чувствовал беду и написал рапорт на имя начальника штаба флотилии Олега Ерофеева, протестуя против его приказа выйти в море. В рапорте опытный моряк доказывал, что лодка, только что вернувшаяся после шестимесячного боевого похода в Индийский океан, нуждается во всесторонней проверке, а сборная команда - в боевом слаживании, и поэтому не имеет права выполнять поставленную задачу. Об этом он написал в письме вдове Суворова.
- Ерофеев в ответ назвал Героя Советского Союза Алексея Гусева трусом и подтвердил свой приказ выйти в море. А заупрямившемуся Суворову пригрозил "задробить" перевод в Ленинград, к новому и желанному месту службы. Оба, уступив угрозам и шантажу адмирала, вынуждены были подчиниться, - вспоминает те события капитан 1-го ранга запаса Борис Бледнов. - И самое несправедливое, что остался незамеченным беспримерный подвиг моряков, когда впервые в мировой практике командиру и старшему на борту в тех чрезвычайных условиях удалось грамотно организовать эвакуацию с затонувшей подлодки, в результате чего спаслись 101 человек. Помощник командира АПЛ капитан-лейтенант Александр Разборский (позднее ставший командиром АПЛ),проявив мгновенную реакцию и высокий профессионализм, закрыл переборочные захлопки, чем предотвратил затопление носовых отсеков, где находилось 75 человек. Старшина 2 статьи Закиров дважды побывал в 7 отсеке затонувшей АПЛ. В начале был послан мичманом Владимиром Баевым (тоже героем спасшим 24 человека) закрепить трос с буй-вьюшкой снаружи АПЛ , что он и выполнил, доложив об этом спустившись обратно в затонувшую АПЛ. Погиб при повторном выходе, запутавшись в тросе буйрепа, не дойдя 2-х метров до поверхности. Пора назвать фамилии двух офицеров мужественно пытавшихся вручную закрыть наружные запоры судовой вентиляции и погибших исполняя своей воинский долг- это командир дивизиона движения капитан-лейтенант Игорь Каспрович и командир электротехнического дивизиона капитан-лейтенант Виктор Курочкин. Достойно характеризует экипаж и то, что ни один офицер и мичман не списался с корабля, пройдя этот “ад”. Они продолжали плавать и выполнять задачи длительных автономных походов.
Кто готовил лодку к смерти
Дальнейшие события подтвердили дурные предчувствия Гусева. Как оказалось, корабль имел серьезнейшую неисправность в автоматике общекорабельных систем. Эта неисправность НЕ СОВМЕСТИМА С ПОГРУЖЕНИЕМ. Кроме этого, лодка была не укомплектована индивидуальными спасательными средствами, аварийно-спасательный буй и крышка всплывающей камеры намертво заварены.
Об этом, конечно же, не знали подводники, пришедшие на лодку с других субмарин за несколько часов до выхода в море.
- Ответственность за то, что лодка оказалась не готова к выходу на боевую службу, должны были понести в первую очередь непосредственные начальники Суворова, отдавшие ему приказ выйти в море, - командир дивизии Алкаев и начальник штаба флотилии Олег Ерофеев, - убежден офицер запаса Александр Копьев. - Они знали, что на борту находится ядерное оружие, которое необходимо выгрузить, а лодку отправить на обязательный межпоходовый ремонт. Это не было сделано. Именно они организовали эту преступную авантюру и остались непричастными к суду и следствию. Более того, один из них - контр-адмирал Ерофеев - после той трагедии пошел на повышение, трагедия не помешала ему стать командующим Северным флотом, где спустя 6 лет после К-429 затонул знаменитый "Комсомолец".
Офицеры и адмиралы ВМФ, знавшие всю правду, обращались в Генеральную прокуратуру с заявлением о пересмотре уголовного дела, требовали проведения технической экспертизы, привлечения их в качестве свидетелей. Но это так и не было сделано. Вдова командира подлодки Зинаида Суворова до сих пор добивается реабилитации своего мужа. В утешение им в 2002 году вышла книга вице-адмирала Евгения Чернова "Тайны подводных катастроф", в которой исследованы причины многих аварий на подводных лодках, в том числе и на К-429. Это первая попытка рассказать о долге, мужестве, профессионализме моряков, невиновных в затоплении своих субмарин.
Как стало известно, Олег Ерофеев, ныне чиновник московской администрации, добивается сейчас изъятия непроданных экземпляров книги и суда над адмиралом Героем Советского Союза, впервые обнародовавшем истинные причины катастроф на море.
Людмила ЧЕСНОКОВА.
Господа подводники, делайте теперь выводы сами.
По материалам личной переписки и "Комсомольской правды" во Владивостоке - КЭНГ.