От kregl Ответить на сообщение
К Аква Ответить по почте
Дата 20.12.2003 23:48:27 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Байки; Версия для печати

Несколько ссылочек по поводу "Русалки"(+)

Здр!
--------------------------------------
http://www.100top.ru/encyclopedia/article/?articleid=10050

Российский броненосец береговой обороны затонул в Финском заливе, следуя из Ревеля в Гельсингфорс. Погиб весь экипаж в составе 177 человек.

Водоизмещение "Русалки" составляло 1871 тонну, длина - 62,9 метра, ширина - 12,8 метра, осадка- 3,3 метра. Высота надводного борта составляла лишь 76 сантиметров. Паровая машина этого корабля мощностью в 705 лошадиных сил обеспечивала скорость до 9 узлов. На броненосце были две вращающиеся артиллерийские башни с четырьмя пушками калибра 299 миллиметров и, кроме того, четыре скорострельные пушки. Толщина брони на корабле достигала 115 миллиметров. Экипаж состоял из 178 человек.

Летом 1893 года учебно-артиллерийский отряд военных кораблей под командованием контр-адмирала Бурачека базировался в Ревеле. В состав отряда входили: флагманский корабль броненосная батарея "Первенец", броненосная батарея "Кремль", броненосец "Русалка" и канонерская лодка "Туча". После окончания летней программы стрельб отряд должен был вернуться в Кронштадт.

Бурачек дал указание броненосцу "Русалка" и канонерской лодке "Туча" идти совместно в Гельсингфорс, а оттуда через шхеры в Биоркэ, где дожидаться прихода оставшихся в Ревеле кораблей отряда. Биоркэ (ныне Приморск) находился на северо-восточном берегу Финского залива, в 40 километрах от Выборга.

Вечером 6 сентября Бурачек сигналом с флагманского корабля приказал броненосцу "Русалка" и лодке "Туча" приготовиться к походу к 7.30 утра.

Время для подъема якоря было выбрано слишком позднее: в Финском заливе перемена погоды в большинстве случаев происходит около полудня. Следовательно, надежнее всего было сняться с рассветом, причем, идя даже со скоростью 6 узлов, корабли могли быть на месте к полудню или к одному часу пополудни. На самом же деле броненосец и лодка не были готовы к походу даже к 7.30 и снялись только в 8.30. На "Русалку" командир, капитан 2-го ранга Иениш, прибыл с почти часовым опозданием. Капитан Иениш слыл на флоте офицером исполнительным, кое-кто даже считал его педантичным. Потому-то его опоздание всех озадачило.

"Туча" вышла из Ревельской гавани в 8 часов 30 минут, имея скорость хода около 6 узлов. Спустя десять минут двинулась и "Русалка", причем ее скорость не превышала двух узлов в связи с длительной уборкой якоря, которая могла проводиться только на самом малом ходу.

Таким образом, к девяти часам утра "Русалка" прошла не более одной мили. Уже на рейде расстояние между ней и "Тучей" было полторы мили. В девять часов утра "Туча", пользуясь попутным ветром, поставила паруса, и ход ее сразу увеличился до 8 узлов.

Ее командир, капитан 2-го ранга Лушков, хорошо знал, что корабли типа "Русалка" при большой волне должны задраивать люки, а при этом доступ воздуха к топкам уменьшается и давление пара падает. Кроме того, "Русалка" шла с попутной волной и сильно рыскала, поэтому требовалось перекладывать руль с борта на борт, что также замедляло ход.

Около 10 часов ветер в Финском заливе достиг почти 9 баллов и спустился туман. Барометр продолжал падать, и можно было ожидать еще худшего. К 11 часам при прохождении траверза Ревельштейнского плавмаяка расстояние между кораблями составляло почти четыре мили.

В 11 часов 40 минут туман усилился настолько, что "Русалка" совершенно скрылась из виду. С тех пор ее никто больше не видел. Это случилось тогда, когда "Туча" считала себя отдаленной от Ревельштейнского маяка по курсу на 10 миль, а "Русалка" находилась от него примерно в 6 милях.

Лушков решил, не ожидая броненосца, продолжать плавание отдельно. Он считал опасным для "Тучи" при таком волнении идти медленнее.

В 12 часов 40 минут "Туча" прошла Эрансгрундский плавучий маяк, что находился примерно в двух третях пути от Ревеля. После этого она взяла курс на Грохара- маяк на скалистом островке на подходе к Гельсингфорсу и, миновав его в 1 час 50 минут, в 3 часа дня бросила якорь на рейде.

7 сентября 1893 года Лушков отправил телеграмму в Ревель командующему отрядом контр-адмиралу Бурачеку о благополучном прибытии лодки "Туча" в Гельсингфорс. При этом он ни словом не обмолвился о "Русалке". Бурачек, получив эту телеграмму, не принял никаких мер, чтобы узнать, где находится "Русалка" и почему Лушков не исполнил его предписания идти совместно с броненосцем.

В 7 часов утра 9 сентября контр-адмирал Бурачек прибыл в Биоркэ. Здесь никто ничего не знал ни о "Русалке", ни о "Туче", хотя они при нормальных условиях должны были уже прибыть туда. Лушков вышел на "Туче" из Гельсингфорса 9 сентября в 5 часов 30 минут, чтобы шхерами следовать в Биоркэ. Прибыв в Рочернсальм, он направил третью телеграмму Бурачеку, в которой запрашивал, идти ли ему в Биоркэ или ждать "Русалку". Эту телеграмму адресату доставили лишь 10 сентября утром. После ее получения, когда возникли серьезные опасения за судьбу "Русалки", контр-адмиралу следовало сразу телеграфировать об этом высшим военно-морским властям, но он этого почему-то не сделал...

Первые сведения о "Русалке" были получены в Свеаборгском порту поздно вечером 9 сентября от гельсингфорсского полицмейстера. Он сообщал, что на одном из островов Кремаре выбросило шлюпку с трупом военного матроса, а на острове Сандхамн нашли несколько разбитых шлюпок и деревянные обломки. Таким образом, Морское министерство России узнало о потере "Русалки" лишь 10 сентября, то есть на третий день после ее гибели.

Розыски места гибели "Русалки" начались в тот же день и велись все время, за исключением тех дней, когда из-за сильных ветров не представлялось возможным выходить в море.

Поиски продолжались до 16 октября, то есть 37 дней. Работы приостановили в связи с наступившими заморозками и зимними штормами. В розысках участвовало 15 судов, отправленных из Гельсингфорса, Кронштадта и Ревеля.

Поисковым судам не удалось определить место гибели броненосца, но в море были найдены и выловлены, а также доставлены жителями прибрежных мест и островов различные предметы с погибшего корабля, в том числе его спасательные шлюпки. У всех обнаруженных шлюпок уключины не были вставлены в гнезда. В шлюпке, найденной на острове Кремаре, под кормовой банкой обнаружили труп матроса.

В июне 1894 года для поиска "Русалки" использовали воздушные шары, которые буксировала винтовая шхуна "Самоед". Однако и они не помогли. 15 августа был получен приказ прекратить поиски и убрать вехи, расставленные в заливе.

В 12 часов полудня 4 октября 1894 года на Русском рынке в Ревеле состоялась торжественная панихида по морякам, погибшим на "Русалке".

Эксперты следственной комиссии сделали вывод, что машина, котлы и водоотливные средства на броненосце находились в исправном состоянии и, исключая какие-либо побочные обстоятельства, не могли стать причиной гибели корабля.

----------------------------------------
http://rus.delfi.ee/entertainment/x-files/article.php?id=5882376

Морские археологи Эстонии намерены отыскать на дне Финского залива останки российского броненосца "Русалка", затонувшего во время шторма в сентябре 1893 года вместе с экипажем из 177 человек.

"Нам предстоит нелегкая работа, поскольку море ничего просто так не отдает", — сказал в интервью газете "SL Ыхтулехт" капитан эстонского научно-исследовательского судна Mare Велло Мэсс.
По словам Мэсса, судно уже искало "Русалку" в территориальных водах Финляндии с помощью сонаров и магнитометров, но безрезультатно. Как предполагают историки, корабль затонул именно в финских водах, поэтому эстонским археологам помогают их финские коллеги.

Финляндия позволила судну Mare вести поиск в своих водах до 15 сентября.

Если останки броненосца удастся обнаружить, на помощь подводным археологам придут специалисты эстонской водолазной фирмы Tuukritööd. "Но прежде надо найти останки корабля, которые хотя бы напоминали очертания "Русалки". Тогда водолазы смогут начать обследование затонувшего корабля", — добавил Мэсс.

Историки утверждают, что броненосец "Русалка" попал в Финском заливе в шторм и около 16 часов затонул юго-западнее маяка Эрансгрунд, в двух третях пути от Таллина — тогда еще Ревеля.

По мнению военных специалистов, причиной катастрофы стали жестокий шторм и техническое несовершенство броненосца водоизмещением 1871 тонну, борта которого возвышались над водой всего на 76 см. Потоки воды хлынули внутрь корабля через зазоры башен и люки, удар волны опрокинул корабль и броненосец затонул.

Спастись никому из членов экипажа не удалось, а из всех погибших удалось найти тело только одного матроса — рулевого Ивана Прунского, который позднее со всеми почестями был похоронен в Хельсинки.

В 1899 году в кругу близких погибших возникла идея поставить морякам памятник. По всей России было разослано 16 тыс. подписных листов, по которым собрали на монумент 61 тыс. рублей.

Автором памятника стал живший в то время в Санкт-Петербурге эстонский скульптор Амандус Адамсон, который к 1900 году представил проект.

Закладка памятника состоялась в Ревеле в августе 1901 года, а его торжественное открытие — 7 (по новому стилю — 20) сентября 1902 года.

------------------------------------------------------------------
http://www.newspb.ru/allnews/138691/

Опубликовано 12:50 25.07.2003
Документ: http://www.newspb.ru/allnews/138691/

В Финском заливе найден российский броненосец "Русалка", загадочно затонувший в позапрошлом веке

В Финском заливе найдена легендарная "Русалка" — эстонские водолазы подтвердили это во второй половине дня в четверг, 24 июля, спустившись к остаткам затонувшего 110 лет назад близ Хельсинки российского броненосца.

"Эстонские водолазы в четверг побывали у останков судна и засняли увиденное видеокамерой. Теперь можно со стопроцентной уверенностью говорить о том, что на морском дне лежит именно "Русалка", - сказал капитан исследовательского суда Mare Велло Мясс.
http://www.newspb.ru/forprint/138691/

По словам Мясса, "Русалка" столь своеобразна, что спутать ее с другим военным, торговым или гражданским судном невозможно. "Сейчас не могу сказать, что будет с останками "Русалки" дальше. Прежде всего следует проинформировать российскую сторону, поскольку речь все же идет о российском военном корабле", — сказал Мясс.

Водолазы не прикоснулись ни к чему из останков корабля, считая это захоронением моряков. Исследовательское судно Mare и финский исследовательский корабль около месяца изучали сонарами и магнетометрами квадрат, где по предположениям, могли быть останки "Русалки". 22 июля сонар показал, что в 25 км к югу от Хельсинки находятся останки судна. Корпус "Русалки" своей броней вошел как нож в глинистое дно.

Корабль лежит на дне Финского залива в 25 километрах южнее Хельсинки на глубине 74 метров. Броненосец "Русалка" был построен в 1868 году, сообщает BNS. 7 сентября 1893 года корабль вышел в Хельсинки, но в штормовую погоду затонул, унеся с собой на дно моря всех 177 членов экипажа. Его гибель была загадкой на протяжении более чем века. Ранее предпринимавшиеся поиски не увенчались успехом.
----------------------------------
http://tallinn.narod.ru/last/rusalka/rusalka9.html

---------------------------------------
С уважением, kregl