"ЦКБ "Лазурит" - 50 лет, но по-прежнему его проекты отличает смелость и простота технических решений - Николай
Кваша
(НТА - Марина Лайд) ОАО "Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) "Лазурит" 22-23 октября праздновало свое
50-летие.
Поздравляя коллектив ЦКБ с юбилеем, его генеральный директор и генеральный конструктор, Герой России Николай
Кваша подчеркнул, что каждый сотрудник бюро вне зависимости от специальности и должности прошел большой путь
творческого роста и совершенствования профессионального мастерства.
За 50-летнюю историю "Лазурита" по чертежам, калькодержателем которых выступает ЦКБ, в стране и за рубежом
построено более 400 подводных лодок и подводных аппаратов.
На вопросы корреспондента Нижегородского телеграфного агентства ответил генеральный директор ОАО "ЦКБ
"Лазурит" Николай Кваша. - Николай Иосифович, как бы Вы обозначили основные вехи в 50-летней истории развития
ОАО "ЦКБ "Лазурит"?
- Наше конструкторское бюро было создано 50 лет назад для проектирования, прежде всего, подводных лодок с
различной энергетикой - дизель-электрических, атомных, с электрохимическими генераторами, а также подводных
сооружений и средств. Все вышеперечисленные виды лодок были построены и испытаны. Наше КБ также спроектировало
подводную лодку "Барракуда", которую Президент России Борис Ельцин назвал лучшей лодкой ХХ века. Все заказы на
проектирование и создание подводных лодок и глубоководных аппаратов были получены ЦКБ "Лазурит" в результате
жестких конкурсов среди родственных предприятий Советского Союза и России, ни один из которых мы не проиграли.
Когда количество оборонных заказов резко сократилось, ОАО "ЦКБ "Лазурит" приступило к созданию наукоемких,
высокотехнологичных образцов техники гражданского назначения. Это сказать легко - приступили, на самом деле,
ситуация была непростой - у нас есть два конкурента - КБ "Малахит" и "Рубин" в Санкт-Петербурге, которые, к
слову, являются государственными и подчинены Россудостроению. Мы же подчинены этой организации лишь по идее,
а, по сути, мы - самостоятельные, потому и ищем заказы сами.
Поначалу было очень тяжело, потому что у нас даже не было службы маркетинга, мы не знали, как искать
заказчиков. Перед нами стояла задача максимально использовать свои знания и умения и попытаться сохранить
кадры. И постепенно все встало на свои места.
Одним из новых направлений явилось создание судов технического флота для добычи нефти и газа, причем,
преимущественно работающих под водой, - изыскательско-водолазного судна, земснаряда - судна, предназначенного
для рытья каналов под водой с целью прокладки труб. В настоящее время мы разрабатываем комплекс по добыче
нефти и газа под водой независимо от состояния моря. Это будет уникальный подводный буровой комплекс для
круглогодичного бурения скважин при освоении нефтегазовых месторождений, расположенных на шельфе замерзающих
арктических морей.
Кроме того, создана газотурбинная электростанция мощностью 9.5 МВт, медицинские барокамеры, разработаны и
продолжают разрабатываться проекты рыбопромысловых судов.
- Я слышала, что у "Лазурита" есть любопытные проекты туристических подводных судов и подводно-надводных
ресторанов. Кто-нибудь из заказчиков заинтересовался ими всерьез?
- Да, эти проекты вызывают неизменный интерес, но до конкретных заказов дело пока не дошло. Однажды мы
разговаривали с руководителем одного из административных центров Египта по поводу идеи подводного ресторана -
она ему очень понравилась. В туристическом бизнесе есть такая аксиома - туристы должны уезжать домой без
денег, так вот мой собеседник жаловался, что туристы, приезжающие в Египет, не всегда оставляют там все свои
сбережения. Однако нашим заказчиком он пока так и не стал. И зря - этот проект окупился бы уже через год!
- Что бы Вы пожелали своему КБ по случаю его 50-летия?
- Выжить, остаться в строю. Нам 50 лет - за это время сменилось два поколения конструкторов и пять названий
нашей организации, но по-прежнему проекты сормовских конструкторов-подводников отличает оригинальность,
смелость и простота технических решений. Так держать!