На счету Александра Павлова, почти всю жизнь проведшего в Якутии, вдали от моря, более двадцати справочников по военно-морскому флоту и десятки макетов самых разных судов. Некоторые из его книг, называемых в мире «джейнами», были переведены на иностранные языки, а макетам нашлись места в музее. В жизни Павлова, по его признанию, только одна почти детская страсть — море и военно-морской флот.
«НВ»: Любовь к военно-морской тематике — это с детства?
А.П.: Скорее, да. Помню, в Алданской библиотеке мне лет в двенадцать попалась одна книга про военные корабли, и я загорелся. Читал про флот, клеил макеты. Так с детства эта любовь и не прошла. Лет десять назад мне в руки попал первый «джейн», в котором были описаны все военно-морские суда мира. В части советского флота этот справочник мне — а я к тому времени увлекался кораблями уже много лет — показался не совсем точным и полным, и я решил составить свой. Так в 1990 году вышла моя первая книга.
«НВ»: В Якутске и моря-то нет, как же тогда вам удается составлять подробные справочники, знать все про военные корабли?
А.П.: А вот не поймешь, где заканчиваются минусы и начинаются плюсы. С одной стороны, я пользуюсь какой-то льготой. Некоторые люди, разные конструкторские бюро, с которыми я переписываюсь, хотят помочь человеку из далекого Якутска, такого человека уважают, что ли. Иногда приходят очень подробные письма. С другой стороны, вопрос, который в Санкт-Петербурге можно решить несколькими телефонными звонками, в Якутске приходится решать месяцами переписки.
«НВ»: Часто приходится ездить по стране?
А.П.: Вот хотелось бы съездить в Санкт-Петербург на праздник Военно-морского флота, но не знаю, как получится. А так, к счастью, почти везде был. На Дальнем Востоке, на Северном флоте, на Черном море, на Балтике, конечно. Не во всех местах, правда. Есть еще, конечно, точки, где надо бы побывать.
«НВ»: Как относятся к вашим исследованиям военные?
А.П.: По-разному (смеется), по-разному. Могут обласкать, а могут обматерить. Не знаешь, где тебя обругают, а где водкой напоят. То, что меня знают во всех кругах военно-морского флота, — это однозначно. Сам много раз подписывал письма начальникам отделов штаба, командирам эскадр. Лично знаком с военными атташе некоторых стран.
«НВ»: Приходилось бывать на секретных объектах?
А.П.: Приходилось. Например, на кладбище кораблей на Русском острове, куда доступ очень ограничен. Случайно, правда. Один знакомый дал мне свое удостоверение, а сам поехал по пропуску. Приплыли на пароме. Посмотрел я, что за остров такой. Уникальное место, там даже природа своя. Хоть он и на виду у Владивостока. Меня не интересовали секреты, конечно. Интересовало только кладбище кораблей. А секреты — это так, попутно, для общего кругозора.
«НВ»: Проблем с законом не было?
А.П.: Да разные случаи были, уголовное дело какое-то там. Но не хочу про это говорить, кураж прошел уже. Просто, без этого никуда, это неизбежно. Да и что такое секреты? Не так давно в мемуарах наших адмиралов начали мелькать номера дивизий и флотилий: 1-я флотилия, 2-я флотилия, 4-я и 33-я дивизии. Когда я делал ежегодник по военным кораблям России, подумал, почему бы все эти дивизии в книге не перечислить. Раз 18-я дивизия упомянута в печати, почему бы 33-ю или 29-ю не упомянуть. Спрашивал командиров, что в этой информации такого секретного. Никто ничего путного не ответил.
«НВ»: О чем будет ваша следующая книга?
А.П.: Она будет посвящена одному кораблю. Есть такой уникальный крейсер «Баку». Его строили под новейший самолет вертикального взлета. Сейчас корабль поставили на завод и модернизируют для продажи Индии. Так что все, что касается этого крейсера, является коммерческой тайной. Но я по своим каналам могу получать кое-какую информацию.
«НВ»: Для кого вы пишите все эти книги?
А.П.: Наверное, для себя. Я удовлетворяю свой собственный голод. Ради одной фотографии готов ехать на край света. Но не для того, чтобы читатели ахнули, а я сам хочу, чтоб она стояла у меня в книге. (Берет из стопки книг у ног одну и показывает в ней фотографию какого-то корабля).
«НВ»: Ваши друзья в Якутске — тоже увлечены морем?
А.П.: Да нет, в Якутске меня, скорее, отвлекают. Вот за грибами сегодня ходили, завтра на рыбалку собираемся. Надо съездить. Вот сейчас свой чертеж «Баку» покажу. (Приносит и разворачивает большой чертеж крейсера). Все сам черчу, без компьютера. До многого дохожу своим умом. Ведь такого чертежа нигде нет.
«НВ»: А жена как относится к вашему увлечению?
А.П.: Как говорят: десять лет тяжело, а потом привыкают. (Смеется, уносит чертеж обратно в кабинет).
«НВ»: Так и собираетесь в дальнейшем военно-морским флотом заниматься?
А.П.: Легкая задумчивость возникает, но ничего конкретного. Я знаю, что буду выпускать книги, — поле еще не пахано. Никто не занимается современными кораблями, книги выходят, но они меня не удовлетворяют. Меня, правда, уже больше интересуют не просто корабли, а служба на флоте, кто каким судом командовал.
«НВ»: Большую библиотеку, наверное, собрали.
А.П.: Как без этого. Джейнов штук пять. Есть французские справочники, немецкие, итальянские. Сейчас выход на Интернет есть — там тоже хорошая информация.
«НВ»: А свою страничку в Интернете создать не собираетесь?
А.П.: Да нет. Времени нет, да и неохота. Лишние проблемы. Раньше, например, мне много писем приходило примерно такого содержания: «Уважаемый господин Павлов! Я такой страшный любитель флота, с детства им болею. Как бы мне приобрести ваши книги». Подробно отвечаешь и все, ни ответа, ни привета. Люди пропадают. Пишешь вторично, когда новая книга выходит, — все равно человека нет. Как представлю себе, какая болтология начнется в Интернете. Сидеть, глаза, что ли, портить? Зачем?
«НВ»: Вас в России знают?
А.П.: Широко известен в узких кругах.
«НВ»: Сами-то на флоте служили?
А.П.: Нет, по зрению не прошел. А хотел. Наверное, из меня эту дурь там быстро выбили бы. Посидел бы в трюме, воду поотсасывал. У моряков к кораблям ведь отношение двоякое. С одной стороны, они их любят, а с другой: «Да пошел он, этот корабль».
«НВ»: А на флот идти работать не предлагали, в музей там?
А.П.: Для военно-морского флота официально меня нет. Издает какой-то человек какие-то книги, и все. Мне бы было лестно, если бы меня пригласили, предложили войти в историческую группу ВМС. Сказали бы: «Продолжай свое дело, но под нашим началом. Мы не дадим тебе лишнего сказать, но дадим тебе то, что ты хочешь». Я предлагал им это, но никаких результатов.
«НВ»: Чем сейчас на жизнь зарабатываете?
А.П.: Официально я пока нигде не работаю. И чувствую себя спокойно: ни тебе идиота-начальника, ни идиотов-подчиненных. Хотелось бы на книгах зарабатывать, но в России издательское дело поставлено плохо. Я мечтаю, чтобы у нас в стране начался экономический рост. В начале девяностых у меня заказывали сразу по сто-двести книг. Первая книга хорошо пошла на Украине: мои друзья провели там хорошую рекламную компанию. А потом Украина обрела самостоятельность, и я потерял много клиентов.
«НВ»: Если об Украине, то Черноморского флота не жалко?
А.П.: Не жалко. Зачем он России? Флот полезен, если он контролирует проливы. А так он нужен только для престижа. Ведь ракеты береговой охраны простреливают все Черное море до Турецкого берега. Надо было Украине весь флот отдать, он уже совсем старый, вот бы они намучались. (В комнату вошла большая кошка. Собачка-пудель все время сидела у ног хозяина).
«НВ»: Животные макеты не портят?
А.П.: Да, в общем, нет. Кошка, разве что, может на бумаги в кабинете сходить. Вот когда дети были маленькие, тут да: модели недолго могли продержаться. Даже и не помню, сколько я сделал-то их, этих моделей.
«НВ»: Сыновья по вашим стопам не пошли?
А.П.: Я и не стремился к этому. Старший больше автомобилями интересуется. Младший — пока не знаю. (Младший сын Павлова все время разговора упорно играл рядом на компьютерной приставке). Хотя они мне помогают, когда я делаю макеты. А в Москве однажды сидели у одного любителя дома. Он зовет маленького сына и спрашивает: «Что это за корабль?». А малютка: «Эсминец такой-то под командованием такого-то подошел к Цусиме в таком-то году». И все по порядку.
«НВ»: Картину кто рисовал? (Во всю стену большой комнаты нарисован парусный корабль под названием «Мария»).
А.П.: Я, конечно, кто же еще. Жена сначала была против: мол, у людей так не делается, давай, ковер лучше повесим. А потом привыкла, уже не хочет ничего другого.
«НВ»: День военно-морского флота в воскресенье будете праздновать?
А.П.: Обязательно. У нас в семье это уже стало традицией.
----------------------------------