4-5.06.2000
КРИЗИС РОССИЙСКОГО ФЛОТА
CRISIS OF THE RUSSIAN NAVY
Автор - Олег Тесленко
Положение Российского флота в настоящий момент весьма незавид-
ное - из-за общего плохого финансового состояния страны, это
сильнейшим образом отражается и на финансировании флота. Расходы
на его содержание очень малы, по сравнению с необходимым. Не хва-
тает средств не только на покупку топлива, от чего боевые кораб-
ли годами не выходят в море, но даже и на своевременную выплату
зарплаты морякам. Не говоря уж о том, что уже несколько лет не
начинается постройка больших новых кораблей, в лучшем случае за-
канчивали постройкой начатые еще в советские годы, со степенью
готовности около 95%. Есть полная уверенность, что в ближайшее
десятилетие в российский флот не поступит ни одного нового круп-
ного корабля. И если в других видах вооруженных сил еще можно на-
деятся на перемену к лучшему, потому, что у них гораздо более ко-
роткие сроки постройки: и самолет и танк изготавливается не
дольше одного месяца, то в кораблестроении иная картина: боевой
корабль большого водоизмещения строится пять-десять лет. Можно
констатировать, что нынешнее состояние флота у России - просто
плачевное. Все винят в этом демократическое правительство России,
потому, что при власти коммунистов русский флот получил огромное
развитие и достиг вершины своего моущества.
Однако, если быть справедливым, то и в предыдущие века россий-
ский флот переживал тяжелейшие периоды. Например, сразу после
смерти его основателя - императора Петра Великого в 1725 году,
цари-временщики привели морские дела к полному упадку. Россий-
ский морской офицер тогда был самым нищим человеком в государ-
стве. Достаточно вспомнить, что Витус Беринг просил у императри-
цы Анны Иоановны шесть тысяч квадратных футов парусины для свое-
го плавания к открытию Америки с запада, но она выделила ему все-
го лишь шестдесят кв. футов - это чуть больше простыни...
После периода возмужания в эпоху Екатерины Великой, во время
англо-франко-русской войны 1853-1855г русский флот был полностью
уничтожен на Черном море, на Тихом океане и на Севере. С великим
трудом после этого Россия стала строить новый, уже броненосный
флот. Но в боях русско-японской войны 1904-05 гг почти все кораб-
ли с Балтики и с Тихого океана погибли, и на момент начала пер-
вой мировой войны, наша страна еще не имела в строю ни одного
действующего дредноута - все они находились в достройке! А потом
произошла Октябрьская революция 1917 года, и из-за гражданской
войны количество боевых кораблей уменьшилось чуть ли не до нуля.
В результате хозяйственной разрухи, промышленность не строила
боевых судов, оздоровление шло медленно, и только к сороковым го-
дам в Советском Союзе вновь заложили первые линкоры. Но вторая
мировая война опять их уничтожила. После ее окончания началось
бурное строительство небольших новых судов в основном прибрежно-
го действия - сторожевиков, тральщиков, эсминцев и нескольких
крейсеров. Судостроительная промышленность страны увеличивала вы-
пуск, и к восьмидесятым годам было настроено огромное количество
судов - советский флот насчитывал около полутора тысяч боевых ко-
раблей. Пожалуй, это был самый огромный флот в мировой истории.
Правда, по суммарному тоннажу он значительно уступал американско-
му: 2,6 миллиона тонн против 4 миллионов. Но вот количество ко-
раблей у американцев было значительно меньше - всего около пяти-
сот единиц. Это говорит о том, что среднее водоизмещение любого
американского судна (8000 т) было в 4 раза больше, чем русского
(1700 т). Однако, это вовсе не доказывает превосходства одного
флота над другим. Дело в том, что в одних случаях большее по раз-
меру судно имеет боевое преимущество над несколькими более мелки-
ми, а в других наоборот - малое водоизмещение предпочтительней. В
океанских просторах несомненно было полное господство американ-
ских военно-морских сил (лишь советские подводные лодки смогли бы
наносить им свои булавочные уколы). А вот в закрытых морях, та-
ких как Черное и Балтийское море, огромные американские авианос-
цы были бы смешны как слоны в луже. То есть - советский флот со
своими маленькими кораблями был оптимален для защиты побережья
сугубо континентальной страны, а американский - для владения без-
брежными океанскими просторами.
Но в девяностых годах в результате горбачевской перестройки в
России разразился очередной кризис. Как колосс на глинянных но-
гах рассыпалась на части огромное государство - Советский Союз. А
с нею в летаргическую спячку впал и флот. Российский флот начал
быстро чахнуть и умирать. Все российские граждане клянут в этом
демократическое правительство. Но только ли в России так было?
Нет! Если вспомнить историю Америки, то после их гражданской у
них сразу зачахло военное кораблестроение. Те мониторы, которые
во время войны мгновенно строились в течение нескольких месяцев,
теперь простаивали на стапелях десятки лет. И у публики в то вре-
мя была в ходу шутка: "А разве американский флот не руины?" Но с
наступлением двадцатого века флот США из гадкого утенка быстро
превратился в прекрасного лебедя. Тоже самое было и в Германии.
Из страны не имевшей ни одного боевого корабля, и вообще не умев-
шей строить их, по сравнению с Российским флотом насчитывающим
двухсотлетнюю историю славных побед, вдруг непостижимым образом
возник отличный германский флот, впоследствии удививший весь мир
подвигами своих моряков. Многочисленные кризисы переживали и
французский флот, то впадавший в летаргию, то вновь начинавший
бурное развитие. Так же временами велик был и турецкий и испан-
ский флоты, но большими периодами впадавшие в полное ничтожество.
Это характерно и для чилийского и аргентинского и бразильского
флотов.
Поэтому для тех: кто плачется о гибели российского флота,
неплохо бы напомнить историю - его слишком много раз уничтожали,
но каждый раз он все равно возрождался вновь. Конечно, можно по-
нять людей: будующее кажется очень мрачным: существующие сейчас
российские корабли очень стары - большинству из них не менее
10-20 лет, а ведь новым корабль считается только не старше пяти
лет. Причем ситуация все время ухудшается: постройка новых круп-
ных кораблей сейчас не начинается (о ней и думать невозможно), а
это означает, что даже в случае неожиданного финансового успеха
России, учитывая длительный срок проектирования сложной боевой
техники, считанные единицы новых кораблей войдут в строй не ра-
нее 2010 г. - при самом лучшем развитии дел. А все это время обо-
роноспособность страны будут вынуждены поддерживать дряхлые,
проржавевшие от возраста суда-старики, которым к тому времени
стукнет по 20-30 лет.
Однако, тут есть и другая, прямо противоположная сторона: тех-
нический прогресс. Если руководители промышленности к моменту на-
чала возрождения начнут строить флот на новых принципах, корабли
принципиально иной архитектуры чем прежде, с необычайно мощной
защитой, вооруженностью и живучестью, то в этом случае произой-
дет как бы обнуление корабельного состава других стран. Точно так
же, как после постройки первых броненосных судов все прежние па-
русные линкоры вдруг сразу стали не нужны, или после постройки
англичанами своего знаменитого "Дредноута". Поэтому, учитывая вы-
сокий потенциал российских кораблестроителей, Россия имеет шанс в
будущем вырваться вперед в качественных показателях своего флота.