От kregl Ответить на сообщение
К Неклюд Беломор Ответить по почте
Дата 31.08.2003 19:02:22 Найти в дереве
Рубрики Современность; Матчасть; Версия для печати

Хоть кол...(+)

Здр!

> http://www.nordmedia.ru/101.asp?ID=34718
---------------------------
Трагедия: в Баренцевом море затонула еще одна российская подлодка
Информационные агентства в эти часы переполнены тревожными сообщениями – в Баренцевом море затонула российская атомная подводная лодка с тактическим номером «К-159», буксировавшаяся на завод «СРЗ-10» в Полярном (Мурманская область, Кольский полуостров) для утилизации. Трагедия произошла в четыре часа утра в трех милях к северо-западу от острова Кильдин, лодка затонула на глубине 170 метров. Погибли люди из так называемого «буксировочного» экипажа. Одному моряку - Максиму Цибульскому, удалось спастись. ИА «НОМКА» стали известны подробности трагедии. В этом нам помогли информационные партнеры из Мурманска и Москвы.

По данным нашего партнерского интернет-издания КСФ.Ру (город Полярный), сейчас в районе острова Кильдин, где затонула подлодка «К-159», волнение моря составляет 3 балла, температура воды плюс 10 градусов. При такой температуре воды безопасное время нахождения человека в море составляет 10 минут, допустимое - 45 минут. Дальше наступает так называемое критическое время. Так что надежд на спасение еще кого-либо из членов экипажа практически нет…. По имеющейся информации, число погибших составило девять человек.

История погибшего «Кита»

АПЛ «К-159» проекта 627А «Кит» (по классификации НАТО – «Ноябрь», класс SSN) была заложена на стапелях Севмашпредприятия 15 августа 1962 года, то есть почти за 41 год до своей гибели. Ядерное топливо из активных зон реактора было выгружено еще полтора десятка лет назад, "К-159" была выведена из боевого состава ВМФ 16 июля 1989 года и находилась в пункте базирования Гремиха (это северо-восточня оконечность Кольского полуострова) в ожидании утилизации. 28 августа 2003 года была начата буксировка подводной лодки на завод «СРЗ-10» в городе Полярный Мурманской области для утилизации. Буксировка «К-159» в Полярный началась 28 августа. Она проводилась с помощью четырех понтонов. Отрыв понтонов произошел в штормовых условиях в ночь с 29 на 30 августа. «Подлодка потеряла устойчивость и утонула», - сказал начальник пресс-службы Минобороны. В момент буксировки на борту субмарины находись 10 членов экипажа. Один из них спасен. Тела двух погибших - уже выловлены. Такова предварительная информация к этому часу. Сейчас силы Северного флота России продолжают поиск личного состава «К-159». По приказу министра обороны в штаб Северного флота вылетел главком ВМФ Владимир Куроедов. В составе поисково-спасательных сил, ведущих работу на месте затопления АПЛ Северного флота «К-159» действуют спасательные суда «Памир» и «Алтай», один самолет Ан-26 и один Ил-38. В район поиска выдвигаются спасательные суда «Рудницкий» и «Герман Титов». Непосредственно на месте поисково-спасательными работами руководит начальник штаба Северного флота вице-адмирал Сергей Симоненко. Об этом ИА «НОМКА» сообщили в штабе Северного флота. Между тем уже появились комментарии весьма авторитетных лиц. «Необходимости срочно проводить операцию по подъему затонувшего атомохода нет, поскольку на ней выгружена активная зона реактора», - заявил сегодня бывший командующий ВМФ СССР, адмирал флота Владимир Чернавин (ныне глава Союза подводников России). То есть ядерный реактор подлодки был приведен в безопасное состояние, а боезапас давным-давно выгружен. Вряд ли затонувшую подлодку будут поднимать со дна – никакой ценности она не представляет, да и экологической опасности тоже. Это не «Курск» с боезапасом и снаряженными атомными реакторами. По сути, утонул кусок металлолома, государству не придется тратиться на его разделку.
Проект 627А, к которому относится и «К-159» - это проект самых первых отечественных атомных подлодок. Если бы не погибшие люди, это можно было бы считать своеобразным «благополучным» исходом. Но, как уже предельно ясно, погибли люди. Даже если члены «буксировочного» экипажа покинули борт тонущей субмарины, в штормовой холодной воде Баренцева моря им долго не выдержать. «К-159» -- не первая погибшая подлодка проекта 627А. История боевых кораблей этого проекта – славная и трагическая одновременно…

Но первым был другой «Кит»…

Не менее драматично, чем судьба «К-159», затонувшей только что, складывалась история другой советской АПЛ проекта 627А – «К-8». Первая авария на ней случилась в октябре 1960 г., когда течь из активной зоны реактора привела к переоблучению тринадцати членов экипажа. Это было, к сожалению, неизбежной платой за освоение нового (трагедий с человеческими жертвами не избежали также ни американские, ни китайские подводники-атомники). 12 апреля 1970 г. во время крупномасштабных учений "Океан" «К-8» затонула. Корабль специально не готовился к участию в этих учениях, он завершил боевую службу в Средиземном море. Пополнив запасы продовольствия и средств регенерации с надводного корабля, К-8 согласно первоначальному плану в подводном положении прошла Гибралтарский пролив и вышла в Атлантику, где и получила 7 апреля приказ следовать в заданный район для участия в учениях. В дальнейшем корабль на связь не выходил. 8 апреля в 21.30 в Бискайском заливе, нескольких сотнях миль от берегов Испании, на борту лодки в 3-мотсеке возник пожар, вызванный возгораниями патронов регенерации. Сработала система аварийной защиты реактора, и корабль, всплывший в надводное положение, остался практически без электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не удалось. На вторые сутки был израсходован запас воздуха, что затруднило выравнивание дифферента и поддержание плавучести. Экипаж боролся за живучесть корабля более трех суток, однако спасти К-8 не удалось. В седьмой и восьмой отсеки начала поступать забортная вода. 12 апреля в 6.18 лодка затонула на глубине 4680м, унеся с собой жизни 52 членов экипажа. Часть людей была эвакуирована на советские суда, подошедшие к месту аварии. Все лодки проекта 627А были выведены в резерв и списаны в 1989 – 1992 гг. К-115, К-14, К-42, К-133 и К-181 завершили свою службу на Тихом океане, остальные, в том числе и К-159, - на Северном флоте.

Наша справка:

Технические характеристики АПЛ проектов 627А: длина 107,4м; ширина 7,9м; средняя осадка 5,7м. Водоизмещение 3101м3. Запас плавучести 30%; Предельная глубина погружения 300м; Полная скорость подводного хода 30 узлов; Надводная скорость 15 узлов; Автономность 50 суток; Экипаж 110 человека.

История службы «К-159»:

11.06-20.08.63 г. Швартовые испытания; 11.09-09.10.63 г. Совместные ходовые испытания;
09.10.1963 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний; 04.11.1963 г. Вошла в состав Северного флота; 1963-1967 гг. Совершила два автономных похода на БС общей продолжительностью 74 суток;

02.03.1965 г. В море обнаружена микротечь левого конденсатора, что привело к необходимости возвращения в базу;

1967-1968 гг. Текущий ремонт с заменой ПГ на СРЗ "Звездочка";

1969 г. Совершила автономный поход на БС общей продолжительностью 65 суток;

1970-1972 гг. Проводился ремонт с перезарядкой реакторов;

1973-1975 гг. Совершила два автономных похода на БС общей продолжительностью 115 суток;

25.07.1977 г. Отнесена к подклассу БПЛ;

1979-1980 гг. Находилась в текущем ремонте на СРЗ-10;

1981-1984 гг. Совершила четыре автономных похода на БС общей продолжительностью 138 суток;

1985-1988 гг. Отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе;

30.05.1989 г. Выведена из боевого состава ВМФ;

2000 г. Хранилась на приколе в губе Гремиха (о. Островной).
Всего с момента постройки К-159 прошла 212618 миль за 25364 ходовых часов.
-------------------------------

С уважением, kregl