СТО ВОСЕМНАДЦАТЬ ЖЕРТВ И ОДИН МОЛЧАЛИВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ
За четырнадцать минут до взрыва ничто на "Курске" не предвещало беды
Александр Емельяненков
Тайну этой катастрофы "открывали" много раз. И на сенсациях неплохо зарабатывали, разменяв национальную трагедию на пятаки газетного рынка. Однако репортажи, анонимные интервью и расследования со ссылками на "достоверные источники" в большинстве своем имели мало общего с тем, что в действительности случилось 12 августа 2000 г. в Баренцевом море. Воспроизвести со стопроцентной достоверностью всю картину происшедшего даже сегодня, полтора года спустя, не может никто. Но есть узкий круг посвященных, которые к этому пониманию максимально приблизились. На вопросы "НГ" отвечают начальник Следственного управления Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Виктор Шеин и руководитель группы, старший следователь по особо важным делам ГВП подполковник юстиции Артур Егиев, в чьем производстве находится дело о катастрофе АПЛ "Курск".
Роковую торпеду узнали по номеру
-Судя по тому, что говорят члены правительственной комиссии, окончательные выводы о причинах гибели "Курска" могут быть сделаны только после подъема остатков первого отсека. А какой позиции придерживается прокуратура? Что уже сегодня можно сообщить о результатах вашей работы?
- Только то, что не вступает в противоречие с Уголовно-процессуальным кодексом и не нарушает тайну следствия, - сразу ставит ограничительные вешки начальник Следственного управления ГВП. - И уж точно мы не будем подменять собой комиссию. У нас своя цель - с соблюдением процессуальных норм, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить причастных к катастрофе лиц и степень их ответственности.
- На какой стадии решено отказаться от дальнейшей проработки версии столкновения с иностранной лодкой?
- Сама эта версия осталась. И она будет сохраняться, пока мы не сможем добыть исчерпывающих доказательств какой-либо иной причинно-следственной зависимости. Во всяком случае, до тех пор, пока не получим официального экспертного заключения о механизме деформации правого борта АПЛ "Курск". Привлеченные нами эксперты не находят следов постороннего внешнего наложения, да и промышленность отрицает версию столкновения. Но есть тем не менее люди, которые указывают на косвенные обстоятельства.
Например, на то, что одну из натовских лодок сразу поставили в док в Норвегии. Или вспоминают загадочный визит руководителя ЦРУ в Россию вскоре после катастрофы. Тот же самолет, который якобы сопровождал уходящую из района гибели "Курска" неопознанную аварийную лодку, - об этом говорили адмиралы Попов, Моцак, другие военачальники… Всего десять таких косвенных признаков было названо.
- И как вы с этим работали? Направляли международные запросы?
- Да, мы обратились за помощью в четыре страны: США, Великобританию, ЮАР и Норвегию. В ЮАР потому, что там находился один из водолазов, принимавший участие в поисково-спасательной операции на "Курске" в 2000 году. Требуемую информацию мы получили. От американцев через наше посольство тоже пришел ответ - по сути, завуалированная обида. Мол, несмотря на очевидные факты, российская сторона продолжает в своих обращениях настаивать на версии столкновения, что бросает тень… В таком духе.
- Когда говорят об "очевидных фактах", подразумевают взрыв торпеды на борту лодки? Известно ли уже, какая именно торпеда и в каком торпедном аппарате взорвалась первой?
- Да, это установлено по фрагментам на дне, за пределами лодки. Один элемент даже с номером. А всего взорвалось не менее четырех торпед, возможно - больше. Когда все соберем, исключим то, что на дне осталось, - можно будет точно сказать.
- Тем самым исключается версия о возможном поражении "Курска" ракетой с "Петра Великого", а также столкновении с одним из наших же кораблей?
- Столкновения с нашими кораблями быть не могло - они находились на большом удалении в момент, когда были зафиксированы взрывы. А ракетные стрельбы проводились накануне, 11 августа. Остальной боезапас на месте. Мы все тщательно проверили.
Огонь и вода оставили следствию шанс
- Что представляет собой то место на "Курске", где в последнее время проводились следственные действия?
- Это, грубо говоря, труба. Диаметр ее - 11 метров, - на листке бумаги Виктор Шеин рисует для наглядности схему. - Общая протяженность второго и третьего отсеков более 20 метров. Плюс от первого осталось шесть шпангоутов - это еще около 4 метров. И все тут вперемешку, смято и спрессовано чудовищным взрывом.
- Почти все оборудование второго отсека оказалось в третьем, - детализирует картину подполковник юстиции Артур Егиев. - Приборные стойки, пульты управления - все это отброшено, смято, спрессовано у кормовой переборки.
- Непросто найти обуглившуюся спичку в том месте, где пронесся огненный смерч. На что вы надеетесь?
- Вслед за взрывом в разрушенный корпус хлынула вода, это остановило огонь. Осмотры показали, что не вся документация центрального поста уничтожена…
***
Как удалось понять из дальнейшего разговора, у следователей были основания надеяться, что при разборе завалов во втором и третьем отсеках обнаружатся документы и технические средства, раскрывающие и тайну первого взрыва, и то, что ему предшествовало.
Логика следствия и специалистов, которые консультируют прокурорских работников, понятна. Если предположить, что причиной взрыва торпеды стало внешнее воздействие (столкновение), то акустики, пусть даже в самый последний момент, не могли не обнаружить столь опасного сближения. А значит - как минимум должен быть их доклад, зафиксированный в вахтенном журнале.
Если никакого столкновения не было, а всему причиной техническая неисправность самой торпеды, другого оборудования корабля или неадекватные действия экипажа, в вахтенном журнале и на речевых регистраторах могут быть обнаружены доклады и команды, предшествовавшие первому взрыву и, что возможно лишь гипотетически, в интервале между первым и вторым взрывом. А это, по данным сейсмического контроля, приблизительно 135 секунд.
- Две минуты всего. Вряд ли вахтенный успел что-то записать…
- Да, но какие-то команды, доклады, возможно, были зафиксированы еще до того - это многое бы объяснило. Я не могу такого представить, чтобы никто никакого следа не оставил, - размышляет Виктор Шеин.
***
По первым прикидкам следственные действия на втором и третьем отсеках планировалось завершить к концу декабря. Но прогноз оказался чересчур оптимистичным - без поправки на особые условия Заполярья. Когда искореженные внутренности носовых отсеков "Курска" оказались на поверхности, все немедленно сковал мороз: трубопроводы, арматуру, оборванные кабели, осколки разрушенных торпед, приборы и механизмы, сорванные со штатных мест, личные вещи, фрагменты человеческих тел.
- Мы как те археологи, что выковыривают кости мамонта из вечной мерзлоты, - на лице подполковника Егиева нет даже тени улыбки. - Только у нас не кости, а спрессованные чудовищным взрывом конструкции из особо прочной стали и сплавов. Их "болгарка" не берет, и не всегда справляются даже газорезчики.
***
А на использование электросварки взрывотехники и спецы по ракетному вооружению наложили ограничения. И это понятно: на лодке еще семь невыгруженных ракет "Гранит", а под нагромождениями металла могут оказаться боевые части неразорвавшихся торпед. Несколько таких "сюрпризов" - боевых зарядных отделений, начиненных так называемой морской смесью, - уже найдено и обезврежено. В тротиловом эквиваленте это около 700 кг.
Когда прошли от места среза метров десять, напрямую краном работать было уже нельзя. Пришлось приварить блок в нижней части лодки. Взрывники осматривают - если ничего опасного нет, дают команду резать. Большие детали складывают на площадке для последующего визуального изучения, а если потребуется - то и для исследований, технических экспертиз. Мелкие предметы, например куски кабеля, собирают на другой площадке. По мнению специалистов, они не содержат информации для прояснения интересующих следствие вопросов и вряд ли могут понадобиться. Но на всякий случай сохраняется все. На территории завода довольно жесткий пропускной режим.
"Курск" могли обнаружить, когда на нем еще были живые
- К какому времени относятся записи в уже найденных документах?
- Последняя - за четырнадцать минут до первого взрыва, - говорит генерал-майор юстиции Шеин. - И не обнаружено ничего такого (никаких вводных), что не укладывалось бы в план учений.
- Аварийная торпеда, о которой командир лодки Геннадий Лячин якобы успел донести в штаб, нигде не фигурирует? Утверждения об этом - просто газетные утки?
- У нас нет документальных сведений о самых последних переговорах. Рубка связиста, где все эти секреты, очень важна. Она в третьем отсеке. В других изученных нами документах о подобном докладе нет упоминаний…
- Кто автор второй записки и почему не разглашается ее содержание? Высказывалось предположение, что ее написал капитан 3 ранга Аряпов. Это так?
- Нет, совсем другой человек. Но в интересах следствия мы его пока не называем. Могу только сказать, что в записке содержались сведения, которые требовали проверки непосредственно на лодке. При осмотре отсеков они не нашли подтверждения.
- А все ли, кого перечислил в записке Дмитрий Колесников, обнаружены в девятом отсеке?
- Да. Все двадцать три.
- Это лишает оснований гипотезу, что кто-то из экипажа воспользовался аварийным выходом девятого отсека и погиб уже за пределами лодки, не дождавшись подхода спасателей?
- Такой гипотезы следствие не выдвигало.
- Эти предположения высказывали специалисты Севмашпредприятия и "Рубина".
- А мы имеем дело с установленным фактом: при обследовании девятого отсека обнаружены тела 23 погибших подводников. Двенадцать подняты водолазами в октябре 2000-го, еще одиннадцать извлечены нами.
- Что можно сказать о том, когда погиб последний из экипажа?
- До сих пор эксперты не дали окончательного ответа. Предполагают, что не менее восьми часов после взрыва люди еще оставались живы. Но пока, повторяю, официального заключения нет. Оно имеет ключевое значение для следствия, и тут важно не ошибиться.
Столь же тщательно нам предстоит разобраться с вопросами о том, почему не произошло присасывание автономного снаряда к аварийному выходу девятого отсека и почему не отделился кормовой аварийно-сигнальный буй. Ведь обнаружили лодку только через тридцать часов после взрыва на ее борту. А если бы сразу, автоматически, всплыл буй, как это предусмотрено в конструкции, то по его сигналам корабли обеспечения уже через час были бы на месте, а спасатели имели бы необходимую информацию.
- Это давало кому-то шанс?
- Прежде всего тем, кто был с Колесниковым в девятом отсеке. При осмотре лодки мы многих погибших находили в масках - значит, после первого взрыва у членов экипажа была возможность предпринимать меры к спасению. Одного бы человека спасли - и то важно. И с позиций следствия это весьма принципиальный вопрос: можно ли было спасти подводников в кормовых отсеках?
- К началу февраля, как официально сообщалось, обнаружены тела 93 погибших, большая часть опознана. Удалось ли найти тело прикомандированного гражданского специалиста Гаджиева, уроженца Дагестана?
- На сегодняшний момент - нет.
Про удобные версии и неудобные факты
В августе-сентябре 2000 г. для всех, кто на официальном уровне комментировал возможные причины гибели "Курска", версия причастности к этой трагедии одной из подлодок НАТО была самой предпочтительной. Гораздо вероятнее теракта, и уж тем более версий боевого поражения от своих же кораблей или нештатной ситуации в первом отсеке "Курска".
Однако теперь версия теракта, год назад отринутая как бездоказательная, может всплыть под другим соусом и с другим "гарниром" аргументов. Не обязательно "чеченских".
После событий 11 сентября наши официальные лица практически перестали упоминать про натовские подлодки в связи с катастрофой "Курска". И, думается, не только из сочувствия к американцам, подвергшимся беспрецедентной атаке террористов.
Как знать, может, одновременно с разработкой нью-йоркского сценария сподвижники бен Ладена подготовили хитроумную месть за гибель "воинов Аллаха", "правоверных мусульман" в Чечне? Так сказать, свой несимметричный ответ России, если выражаться на языке мидовских чиновников.
Как удалось такое осуществить (если и вправду так) - другой вопрос. Но эта версия сейчас пришлась бы ко двору практически всем без исключения. Точно так же, как и версия теракта против пассажирского Ту-154 авиакомпании "Сибирь", что рухнул в Черное море минувшей осенью. За эту спасительную соломинку, напомню, тогда сразу же ухватились военные - и украинские, и наши российские.
***
- То, чем мы в настоящий момент располагаем, не дает оснований ставить вопрос о диверсии, а тем более искать на "Курске" след Усамы бен Ладена, - говорит начальник Следственного управления ГВП. - Все гораздо прозаичнее и сводится пока к техническим аспектам. И находит объяснение на этом уровне.
- Как недавно стало известно, расследование катастрофы подводной лодки "Комсомолец" параллельно с госкомиссией и военной прокуратурой проводилось еще и по линии КГБ-ФСК - их собственными средствами. А в отношении "Курска", как утверждает немецкий журнал "Spiegel", якобы существует совместный доклад прокуратуры и ФСБ президенту. Это правда?
- Первый раз слышу. Хотя каждая спецслужба имеет право проводить и, думаю, проводит свои проверки. На то и спецслужбы. У них свои задачи. Докладывали они как-то отдельно о своих версиях или нет - говорить не берусь. Но могу предположить, что подобное было. А чтобы вместе с нами - такого доклада я не знаю.
Мы не стрелочника ищем, а добираемся до сути
- Было сообщение, что уже в декабре прошлого года планировалось начать утилизацию "Курска" на судоремонтном заводе "Нерпа". Вас никто не поторапливает?
- Заводчане - нет. Но у нас есть собственное руководство. Определенных ответов ждут родственники. Мы это понимаем. В то же время и следователи - люди не железные, они устают. И физически, и морально. Их нельзя подгонять, в спешке можно пропустить что-то важное. При осмотре кормовых и центральных отсеков, когда необходимо было как можно скорее эвакуировать тела погибших, работали круглосуточно. С наступлением полярной ночи и особенно после того, как стали обнаруживать в носовых отсеках взрывчатые вещества, перешли на трехсменный график - с восьми утра до полуночи.
При осмотре и разборке все фиксируется документально, с участием понятых и специалистов. Последние дают необходимые пояснения. Дальше, если мы видим, что нужны специальные познания, назначается экспертиза.
- Из каких источников покрываются расходы, связанные с разборкой и осмотром поврежденных отсеков?
- Из средств, которые были выделены на проведение спасательной операции. Они в распоряжении флота, и уже флот рассчитывается с заводом, с теми, кто дополнительно привлекается к работам на "Курске".
- А расходы прокуратуры тоже оплачивает флот?
- Нет. Определенная сумма была выделена непосредственно прокуратуре. На эти средства закуплено обмундирование, фонари, фотопленка, видеокассеты. Комплектами химзащиты нас обеспечил флот. Рядом с доком ошвартована так называемая ПКДС - плавучая контрольно-дозиметрическая станция. Она стоит носом к заливу, с обеих сторон маскировочные сетки, чтобы "враг" не подсматривал…
Следственной бригаде выделены на ПКДС две рабочие каюты, спальные места оборудованы в заводоуправлении. Если смена через три часа, прикорнул - и за работу. Те, кто в данный момент не на смене и не на ПДКС, могут передохнуть в гостинице в Североморске - для перевозки групп флот выделил две машины и автобус. В заводоуправлении организовано питание - когда работали круглые сутки, и столовая работала круглосуточно…
- К денежному довольствию есть какая-то доплата?
- Нет. Только оклад. И обычные командировочные.
- Если будет доказано, что первопричина трагедии - нештатная ситуация в первом отсеке (например, какие-то неполадки с торпедой), может ли это стать основанием для привлечения к ответственности каких-то должностных лиц?
- Расследование для того и проводится, чтобы установить само событие и лиц, причастных к этому. Если в их действиях будет усмотрен состав преступления, нас закон обязывает принять все меры, чтобы лица, совершившие преступление, понесли наказание.
- Группа адмиралов и старших офицеров в главном штабе ВМФ и руководстве Северного флота уже привлечена к административной ответственности. И основанием для этого, как все понимают, стали материалы предварительного расследования, доложенные президенту генеральным прокурором. Есть в этом что-то настораживающее: следствие не закончено, правительственная комиссия выводов не обнародовала, а главная кара свершилась - имена виновных названы…
- Действительно, указанное решение принято после доклада генерального прокурора президенту России. Таково право президента - знакомиться с уже установленными фактами, в частности, нарушениями, которые выявлены в подготовке и организации учений. Ведь есть высшие интересы - страны и флота, необходимость срочного устранения причин, которые могут грозить новыми потрясениями. Мы не преследуем цели во что бы то ни стало найти крайнего в этой трагедии, нет оснований упрекать нас в обвинительном уклоне. Однако фактор времени нельзя сбросить со счетов.
* * *
Когда материал был подготовлен к печати, пришло известие из Мурманска: следователи Главной военной прокуратуры практически завершили осмотр разрушенных отсеков. Из 118 погибших на "Курске" найдены тела 94; кроме того, обнаружено около 200 человеческих фрагментов. Их принадлежность еще предстоит установить. Однако в большинстве случаев ожидается неутешительный ответ - по объективным причинам идентифицировать их не удастся. Все неопознанные останки планируется захоронить вместе, в братской могиле - там и будет общий мемориал погибшим на "Курске".
Среди находок, которые представляют особый интерес для следствия, - самописец с пульта гидроакустического комплекса, документация связистов, а также два вахтенных журнала центрального поста.
Важная информация поступает также из Главного штаба ВМФ: здесь окончательно смирились с торпедной версией катастрофы. Предлагается даже официально огласить причину гибели "Курска" и не поднимать первый отсек.
Больше того, назначив "козой отпущения" перекисно-водородную торпеду, отцы-командиры предлагают снять ее с вооружения - как устаревшую, ненадежную и опасную в эксплуатации. Полтора года назад торпеды этого типа были лишь временно, до выяснения причин гибели "Курска", сняты с кораблей и размещены в арсеналах. Теперь от них хотят отказаться вовсе.
-------------------------------------------------------- http://www.fontanka.ru/news.thtml?mday=26&mon=2&year=2001
Записка офицера открыла тайну гибели "Курска" До начала операции по поднятию на поверхность корпуса подлодки "Курск" осталось немногим более месяца, а но еще остаются непроясненными многие вопросы, связанные с завершившейся в ноябре операцией по извлечению тел моряков. Речь идет о второй записке с "Курска". Сегодняшние "Известия" вновь обращаются к расследованию причин трагедии, и в частности, к истории со второй запиской, которая была обнаружена водолазами у одного из членов экипажа "Курска". До сих пор официальные лица не желают сообщать подробности ни о ее авторе, ни о ее содержании. Как известно, во время операции по подъему тел погибших моряков с "Курска" водолазы обнаружили две записки, оставленные членами экипажа подлодки. Если об авторе и содержании одной из них (имеется в виду послание капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова) общественности рассказали сразу, то другая записка до сих пор остается засекреченной. Судя по неофициальным данным из штаба Северного флота, автором второй записки является командир трюмной группы дивизиона, капитан-лейтенант Рашид Аряпов. В ней он точно описал ситуацию, сложившуюся на борту подлодки после первого взрыва. По словам офицеров, видевших записку, в ней излагается последовательность событий, которые привели к гибели "Курска". Судя по содержанию записки, подлодка после взрыва буквально "закувыркалась", со своих мест сорвались приборы, многие подводники получили серьезные травмы. Далее в послании дана оценка ситуации и, что самое главное, названы вызвавшие ее причины: неполадки в торпедном отсеке, а именно - взрыв торпеды, испытание которой должен был провести "Курск" (подтверждается таким образом самая неприятная и нежелательная для военного руководства страны версия катастрофы). В записке также указывается на то, что часть экипажа подводной лодки была жива в течение длительного времени после второго взрыва - более девяти часов, о чем ранее говорили представители командования Военно-морского флота России. Вероятно, последнее можно считать подтверждением достоверности неофициального рассказа о содержании записки.
---------------------------------------------
СМИ.ru Опубликовано в СМИ.ru от 10 Ноябрь 16:37 MCK
Оригинал: http://www.smi.ru/00/11/10/202433.html
Информационная ситуация вокруг "Курска"
Сергей Митрофанов
10 Ноябрь 16:37 MCK
Некоторые читатели после прочтения статьи "Курск" решили засыпать камнями?" обвинили автора чуть ли не в провокации, правда, не уточнив, против кого. Поскольку читатели выражали свои мысли с помощью маловразумительных выражений типа "козлы вы, козлы!", можно только предположить, что они, наши добрые читатели, были не согласны с нашими сомнениями по поводу того, что "Курск" потопили американцы, а не нищета родного государства (против этого не поспоришь). А также с нашими предположениями, что вокруг "Курска" идет война между военным руководством и некими "гражданскими" (тоже из военных), которые инициализируют реформу армии, ударяющую по высшему командному составу.
Отметим прежде всего то, что все наши предположения опираются лишь на высказывания, уже прозвучавшие в СМИ и исходящие от официальных должностных лиц. А также то, что все самые "провокационные" выводы, которые мы ранее делали, в дальнейшем находили или находят свое подтверждение.
Так, ранее мы "цинично" написали, что количество предсмертных записок с "Курска" начинает зашкаливать, вызывая в прессе уже какую-то истерику. И вот сегодня "Известия" публикуют материал "Капитан-лейтенант", в котором сообщается, что лейтенант Колесников писал не одну предсмертную записку, а две, и первая - секретная, ее военные скрывают.
"Когда достали из подлодки Диму Колесникова, у него нашли завернутыми в целлофан не одну, а две записки, - рассказал "Известиям" один из офицеров расквартированной в поселке Видяево дивизии Военно-морского флота России. - Первая записка датирована еще 12 августа, написана она четким каллиграфическим почерком. Судя по всему, писал ее Дима, и происходило это не в сверхэкстремальной обстановке. Я разговаривал с людьми, которые видели обе записки, они говорят, что разница между ними огромная. На второй записке буквы и слова "пляшут". Дима, очевидно, волновался, ему не хватало света. Так вот, в первой записке он говорит, что весь высший комсостав "Курска" погиб и он, Дмитрий Колесников, берет командование подлодкой на себя. И самое главное: в записке он подробно пишет о том, что же именно произошло с подлодкой, во сколько часов и какого точно числа. Боюсь, что эта записка никогда не будет опубликована полностью".
Не трудно видеть, что "источник" в Видяево то появляется, то исчезает в информационном потоке вокруг "Курска". "Новая газета" в статье "Нас убили" еще 2 ноября уже ссылалась на некоего офицера, который рассказывал, что эксперты плакали над какой-то запиской. Остается предположить: либо журналисты разных изданий выходят на один и тот же "источник", либо под этой версией лежат веские основания. Либо началась информационная интрига вокруг "второй записки".
Между тем Илья Клебанов официально заявил о наличии двух записок, но вторая, по его словам, принадлежит не Колесникову, а другому офицеру, и в ней не содержится никакой проясняющей гибель "Курска" информации. Информационщики прекрасно понимают, что в данных обстоятельствах, оперируя формулой "две записки", можно как скрыть записку "прим" (или штрих) Колесникова, так и наоборот - создать ее виртуальный дубль.
Вопрос: зачем? Виртуальная записка может дать недостающие 20 процентов доказательств (выражение главкома Куроедова), что "Курск" затопили американцы, и наоборот, что "Курск" затонул по халатности руководства. Не исключено также, что параллельно с игрой военных и "гражданских" видяевцы были бы рады расквитаться с властью за те годы экономического унижения, которые им пришлось провести на окраинах России (и в этом мы их поддерживаем), тем самым внося в игру фактор "X". Из этой волны народного возмущения тоже могли родиться миф и записка "прим" Колесникова. "Общее мнение видяевцев по поводу условий своей жизни мне выразил один местный мичман: "Эх, вот бы узнать, какая подлодка следующая потонет, да еще если б знать, что моей семье потом государство тоже даст деньги и квартиру в другом городе, то я бы на эту подлодку прямо сейчас записался!" ("Известия")
Логично предположить, что "записка" становится элементом разработки спецслужб. Смотрите, с одной стороны голоса, обвиняющие руководства ВМФ, не так уж слабы. "За гибель "Курска" в первую очередь должны нести ответственность те лица из руководства ВМФ РФ, которые разрабатывали и утверждали план учений Северного флота. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции в Москве бывший командующий диверсионными силами ВМФ СССР контр-адмирал Геннадий Захаров", - передает РБК. По его мнению, глубина моря в районе учений не позволяла безопасно использовать подводную лодку подобных размеров. "В таких условиях любая нештатная ситуация грозила гибелью субмарины", - сказал Захаров. Сам адмирал считает, что катастрофа произошла в результате попытки командира "Курска" избежать столкновения с подводным или надводным объектом. "В результате экстренного маневра лодке не хватило запаса глубины, и она ударилась о грунт", - сказал Захаров. Затем, продолжил адмирал, произошла детонация боезапаса, который был сорван со своих креплений силой инерции от удара субмарины о дно" (Deadline.ru).
Контр-адмирал в отставке Юрий Сенатский уверен в том, что подводную лодку "Курск" "поднимать не будут, потому что это кому-то не выгодно". "По словам наблюдателей, российским водолазам, вошедшим внутрь лодки, было приказано искать доказательства, которые позволили бы возложить всю вину на Запад и снять ответственность с российского ВМФ". "Они искали доказательства, которые могли бы подделать", - считает военный эксперт Павел Фельгенгауэр"", - цитирует ежедневная канадская газета Globe and Mail. "Новые документы, найденные на "Курске", не позволяют окончательно установить причины гибели атомохода. Так прокомментировал на пресс-конференции в Санкт-Петербурге гендиректор ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский факт обнаружения в четвертом отсеке субмарины второй записки и бортового журнала", - пишут "Известия". "Если водолазы не смогли проникнуть в этот отсек, то каким образом им что-то удалось оттуда поднять?" - заметил Спасский.
Однако через "Независимую газету", выпускающую, кстати, единственное в стране специфическое "Независимое военное приложение", военные регулярно дают утечки по поводу столкновения, опираясь в основном на статистику столкновений.
Почему через "Независимую"? Всякий информационщик знает, что для того, чтобы получить "независимую военную информацию", надо прикормить каких-нибудь военных информаторов. Чем? Тем, что время от времени позволять им делать свои "утечки". Вербуя военных, журналисты вербуются сами. Кроме того, "Независимая газета" позиционируется как газета, умеренно оппозиционная администрации президента (в силу того, что так себя позиционирует владелец газеты). Информационное столкновения "Курска" с американской подлодкой детонирует столкновение Путина со своими избирателями. Такая вот многоходовка.
Между нами говоря, меня статистика военных не убеждает. Статистика вообще никогда не рассматривается в качестве доказательства. Море огромно, а "Курск", хотя тоже не малых размеров, но достаточно в масштабах моря малая величина. С какой стати лодки должны были столкнуться? Кроме того, сегодня они оборудованы достаточно хорошими приборами локации. Хорошо, "наши" решили вытеснить американцев, но полезли бы американцы непосредственно в контакт с военной лодкой во время учений, когда с "Петра Великого" в разные стороны летят ракеты? Потом, море - не далекий космос, сигналы проходят хорошо. Уж наверняка бы о приближении лодки американцев десяток раз бы поставили в известность российское командование.
По-любому получается халатность: что маневр стометровой лодки проходил на глубине сто метров, что не обеспечили вовремя спасательные работы, что не имели глубоководных водолазов, что, в конце концов, в нищету ввергли офицеров, их жен и детей.
Опять же странный момент. Если в учениях не применялись боевые торпеды (как сказали, чтобы опровергнуть версию запуска экспериментальной торпеды с "Петра Великого"), так чего тогда взорвалось на "Курске", да так, что взрывная волна была сопоставима с волной ядерного взрыва?
Обращаем внимание наших читателей также и на то, что игра вокруг "Курска" проходит в условиях, когда резко (буквально в эти дни) началось реформирование Вооруженных сил.