"О том, что субмарина нуждается в реконструкции, руководство музея твердило не один год, обивая различные пороги в поисках средств. Но долгое время у подлодки просто не было балансодержателя, да и финансируются объекты культуры флота по остаточному принципу. Непросто также найти подрядчика, готового взяться за преображение музея на воде. Но сейчас все эти проблемы позади.
- Нашими стараниями информация все-таки дошла до министра обороны Сергея Шойгу. И в апреле в Североморск прилетели представители «Спецстроя России» во главе с генеральным директором подведомственной тому организации «ПМК Русская» Александром Дыдымовым. Они заявили, что готовы стать меценатами предстоящего ремонта уникального памятника. Уникального, потому что в начале войны на Север пришли шесть таких подводных лодок, пять из них пропали без вести. И сегодня корпус этой крейсерской подлодки - единственный оставшийся во всей стране, - рассказывает заведующий филиалом музея ПЛ «К-21» Юрий Волощенко.
Перед временем и стихией героическая субмарина оказалась беззащитна. Когда рабочие приступили к ремонту носовой части, стало очевидно, что еще несколько лет - и разлома было бы не избежать. Так что сейчас идет не просто реконструкция - это настоящие спасательные работы. К примеру, носовую часть укрепит конструкция, которая должна исключить даже вероятность разлома прочного корпуса.
Бока подлодки давно порыжели. Но вскоре на ржавчину не останется и намека. После зачистки легкого корпуса его покроют стеклопластиком и обработают специальным препаратом. Затем он уже не будет нуждаться в регулярной покраске.
Сейчас слева и справа по борту вырезаны технологические окна, через которые бутобетоном будет заполнено межкорпусное пространство. Это необходимо не только для укрепления, но и для предотвращения попадания воды. Также в смету заложены чистка трюмов, грунтовка, замена асфальтового покрытия рядом с подлодкой.
По контракту работы должны быть выполнены к 25 декабря, и пока все идет по графику. А вот в здании музея реконструкция, включающая обустройство фасада керамогранитом, ремонт кабинетов, замену электропроводки, началась еще в июне и сейчас находится в завершающей стадии.
Заведующий филиалом приоткрыл еще пару секретов, которые должны порадовать будущих посетителей подлодки. Помимо привычного и знакомого всем входа появится новая герметичная дверь, аналогичная самолетной. Она будет открываться прямо из легкого корпуса. Экскурсанты смогут выходить из лодки и «по-настоящему» - через люки по трапам из центрального отсека, что должно особенно понравиться детям.
Так что и без того не нуждающийся в рекламе музей боевой славы после окончания ремонта наверняка станет еще популярнее среди гостей города и самих североморцев. Начала третьей жизни К-21 все ждут с нетерпением. Красную ленточку для торжественного открытия Юрий Волощенко уже присмотрел.
Анна ВИХРОВА.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 30.08.2013"