Новый спецвыпуск Тайфуна. О 116-й бригаде речных кораблей
Здравствуйте!
Вышел в свет специальный выпуск альманаха "Тайфун", посвященный 116-й
Краснознаменной бригаде речных кораблей ЧФ. С данным письмом высылаю:
а) Выходные данные книги;
б) Содержание альманаха;
в) Фрагмент статьи (вехи боевого пути дивизии).
В книге помещено более 1200 фотографий. На мелованной бумаге они
смотрятся весьма хорошо. Другой "конек" изданий -- наличие множества
фактов по истории бригады, несколько тысяч фамилий офицеров и мичманов,
служивших в соединении, подробные статьи об бронекатерах пр.191М, 192,
артиллерийских катерах пр.1204, малых артиллерийских катерах пр.21630.
Публикуются подлинные чертежи БКА пр.191М, 192, 1204, 21630.
Заказ книги и дополнительная информация
navy2000@pochtamt.ru
(Осинцев Вячеслав)
Выходные данные книги:
116-я Краснознаменная бригада речных кораблей ЧФ. -- Санкт-Петербург:
Специальный выпуск альманаха "Тайфун" ("На страже Отчизны" №8), 2009.
- 216 с., ил. Мелованная бумага, мягкий переплет.
Содержание
Дорогие однополчане и читатели! 2
От составителя сборника 2
Глава 1. Дунайская флотилия
Б.З.Левчин. Дунайская флотилия 4
Глава 2. Боевой путь 116-й бригады речных кораблей Черноморского флота
Б.З.Левчин. 116-я бригада речных кораблей
Б.З.Левчин. 327-й гвардейский Белградский дивизион артиллерийских катеров 44
Б.З.Левчин. 21-й дивизион кораблей резерва 56
Глава 3. Корабли соединения
В.Б.Прасников. Послевоенные проекты речных боевых кораблей.
Часть 1. Малый речной бронекатер пр.191М 64
В.Б.Прасников. Послевоенные проекты речных боевых кораблей.
Часть 2. Малый речной бронекатер пр.192 73
В.Б.Прасников. Послевоенные проекты речных боевых кораблей.
Часть 3. Речной артиллерийский катер пр.1204 79
Я.Е.Кушнир, Г.С.Дмитриев. История создания малого артиллерийского корабля пр.21630 100
В.В.Осинцев. Малый артиллерийский корабль «Астрахань» пр.21630 104
Глава 4. В боях и походах
В.Н.Прошкин. Деятельность электромеханической службы отряда ТЩ в 1945-1947 гг.
Боевое траление на р. Дунай и её притоках в 1945-1947 гг. 124
Н.И.Полосов. Минные постановки и организация траления Дуная
в Великую Отечественную войну 126
Л.В.Карасёв. Мы начинали на Дунае 127
В.В.Бочаров. Познание премудростей командирской службы 130
А.В.Помещиков. Один день из жизни Кислицкого военного городка 132
В.А.Кочура. Бригада 135
В.В.Исаков. Воспоминания о службе на Дунае 142
В.В.Цаплин. Измаил (август 1988 г. — апрель 1992 г.) 144
А.Л.Циммерман. Записки минёра 146
Б.З.Левчин. Милитаристы 149
В.Л.Беленко. Расформирование 116-й бригады речных кораблей ЧФ 152
Глава 5. Офицеры и мичманы 116-й бригады речных кораблей
Б.З.Левчин. 116-я Краснознамённая бригада речных кораблей 156
Б.З.Левчин. 327-й дивизион артиллерийских катеров 164
Б.З.Левчин. 21-й дивизион кораблей резерва 183
Б.З.Левчин. 76-й дивизион тральщиков 194
Б.З.Левчин. 77-й дивизион тральщиков 198
Б.З.Левчин. 78-й дивизион тральщиков 201
Б.З.Левчин. 99-й дивизион бронекатеров 205
Б.З.Левчин. 105-й дивизион тральщиков 206
Б.З.Левчин. 36-е звено рейдовых тральщиков 207
Б.З.Левчин. Штабные корабли 208
Б.З.Левчин. Береговые базы соединения 210
Мичманы соединения 212
Основные вехи боевого пути 116-й Краснознаменной бригады речных
кораблей ЧФ (выдержки, полную версию читайте в книге).
В сформированной 19 апреля 1944 г. Дунайской флотилии на р. Дунай тральные силы представляли два дивизиона (18-й ДнРчТЩ
19-й ДнКТЩ) ТЩ 4-й БрРчК Одесской ВМБ.
18-й ДнРчТЩ включал два отряда. В состав каждого из них (1-го и 2-го отрядов) входило пять РчТЩ.
В состав 19-го ДнКТЩ также входили два отряда:
- 1-й отряд (командир - капитан-лейтенант Е.Б.Якубовский, затем - капитан-лейтенант Ю.Ю.Гриценко, начальник штаба -
капитан-лейтенант К.Г.Баштанник) - шесть КТЩ типа МСВ-98: РТЩ-212 (зав. №101), РТЩ-213 (зав. №102), РТЩ-214 (зав. №103),
РТЩ-215 (зав. №497), РТЩ-216 (зав. №498), РТЩ-217 (зав. №499).1
- 2-й отряд - шесть КТЩ типа МСВ-38: РТЩ-218 (зав. №500), РТЩ-219 (зав. №501), РТЩ-220 (зав. №670), РТЩ-221 (зав. №671),
РТЩ-222 (зав. №672), РТЩ-223 (зав. №673).
В сентябре 1944 г. в составе 18-го ДнРчТЩ и 19-го ДнКТЩ насчитывалось уже, в общей сложности, 38 ТЩ, включая румынские,
болгарские и восстановленные трофейные (восемь больших и 18 малых); кроме того, 10 намагниченных несамоходных барж, которые
использовались как баржевые тралы с постоянным намагничиванием.
<…>
30 октября 1944 г. приказом НК ВМФ №00245 3-й отряд 19-го ДнКТЩ переформирован в 7-й отряд ТЩ вновь сформированной
Измаильской ВМБ и передан командиру ИзмВМБ. Этим же приказом 19-й ДнКТЩ переформирован в 1-й ДнКТЩ и в формируемый 2-й ДнКТЩ
переданы РТЩ-212, РТЩ-213, РТЩ-214, РТЩ-215, РТЩ-216, РТЩ-217, РТЩ-218, РТЩ-219. Взамен переданных, в состав 19-го ДнКТЩ
включены 10 трофейных ТЩ, которые необходимо было ввести в строй и в боевой состав в течение 15 суток.
На ТЩ бывшего 19-го ДнКТЩ имелись катерные тралы и два трала ОШТ. Кроме того, восемь ТЩ имели электрооборудование для
питания катерных электромагнитных тралов.
Первый опыт работы КТЩ на Дунае показал, что сильное течение не позволяет использовать имеющийся тип тралов КЭМТ из-за
маломощности КТЩ.
Захваченные румынские ТЩ были вооружены подсекающими тралами для траления якорных мин. Большие ТЩ имели на вооружении
тральные агрегаты для траления электромагнитных мин, петлевые и плотиковые тралы. В связи с недостатком тральных средств,
было намагничено 10 барж, которые использовались как баржевые тралы с постоянным намагничиванием. Для буксировки барж
использовались отмобилизованные буксиры.
<…>
Приказом командующего ДуФ №00197 от 15 ноября 1944 г. объявлен состав 1-й БрТ:
1) штабной корабль - Т-670 (до 30 октября 1944 г. - бывший немецкий ТЩ "Графенау");
2) 1-й дивизион речных КТЩ (командир - капитан-лейтенант Ю.Ю.Гриценко, начальник штаба - капитан-лейтенант К.Г.Баштанник):
- 1-й отряд: КТ-220 (бывш. РТЩ-220), КТ-221 (бывш. РТЩ-221), КТ-222 (бывш. РТЩ-222), КТ-223 (бывш. РТЩ-223),КТ-921
(трофейный №53), КТ-922 (трофейный №57), КТ-923 (трофейный №81);1
- 2-й отряд: КТ-924 (трофейный №31), КТ-925 (трофейный №32), КТ-926 (трофейный №33), КТ-927 (трофейный №37), КТ-928
(трофейный №338), КТ-929 (трофейный №41), КТ-930.
3) 2-й дивизион речных электромагнитных КТЩ (командир - капитан 3 ранга П.И.Денисов):
- 3-й отряд: КЭМТЩ-212 (бывш. РТЩ-212), КЭМТЩ-213 (бывш. РТЩ-213), КЭМТЩ-214 (бывш. РТЩ-214), КЭМТЩ-215 (бывш. РТЩ-215),
КЭМТЩ-216 (бывш. РТЩ-216), КЭМТЩ-217 (бывш. РТЩ-217), КЭМТЩ-218 (бывш. РТЩ-218), КЭМТЩ-219 (бывш. РТЩ-219);
- 4-й отряд: КЭМТЩ-931 (трофейный "Кел"), КЭМТЩ-932 (трофейный "Кронес"), КЭМТЩ-933 (трофейный "Беролинг"), КЭМТЩ-934
(трофейный "Зеефалка"), КЭМТЩ-935 (трофейный "Гинденбург"), КЭМТЩ-936 (трофейный "Франц"), КЭМТЩ-937 (трофейный "Марс"),
КЭМТЩ-938 (трофейный "Артур").
<…>
3 ноября 1944 г., в связи с напряжённой обстановкой и запретом на движение судов по Дунаю в районе Белград - Турну-Северин,
командующий ДуФ приказал производить движение кораблей и судов только вслед за тралами.
4 ноября 1944 г., ввиду невозможности (из-за минной опасности) дальнейшего следования вверх по Дунаю, командующий 3-м
Украинским фронтом приказал разгружать караваны судов с войсками и военными грузами в портах Калафат и Турну-Северин, частям
75-го стрелкового корпуса выставить посты ПМН на всех участках реки и все обнаруженные плавучие мины расстреливать из 45-мм
орудий. На 1053-м км подорваны две мины, при ударе о фермы разрушенного белградского моста взорвались две плавучие мины,
третья проплыла вниз по течению.
<…>
17 января 1945 г. на 1154-м км буксиром с магнитной баржей подорвана магнитная мина.
19 января 1945 г. на 1225-м км тральщиками подорвана магнитная мина.
20 января 1945 г. на 1156-м км тральщиками с магнитными баржами подорвана магнитная мина.
25 января 1945 г. в районе Панчево двумя буксирами с магнитными баржами обнаружена и уничтожена якорная мина.
<…>
К концу войны весь судовой фарватер на Дунае от Джурджу до Вены, протяжённостью 1420 км и шириной 100-150 м, был надёжно
протрален электромагнитными, магнитными и акустическими тралами на 18 крат. После войны ТЩ 1-й БрТ продолжили работу по
уничтожению минных заграждений на р. Дунай. Во второй половине 1945 г. в наиболее опасных из-за мин территориальных водах
Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии, на участках общей протяжённостью 915 км судовой ход был расширен до
170-200 м. За этот период ТЩ прошли с тралами свыше 600 тыс. км, уничтожили 46 мин.
22 мая 1945 г. в состав 5-го отряда 3-го ДнКТЩ включён ЭМТЩ-660 (трофейный "Констанца"), исключены и переданы в Советское
Дунайское пароходство ЭМТЩ-660 (трофейный "Жан Вушино") и ЭМТЩ-664 (трофейный "Мотру").
8 июня 1945 г. в 5-й отряд 3-го ДнКТЩ включены трофейные ЭМТЩ-631 и КТ-680.
Циркуляром начальника ГМШ ВМФ № 0655 от 23 июня 1945 г. из состава 5-го ДнКТЩ исключён погибший при выполнении боевого
задания КТ-139.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1945 г. 1-я БрТ награждена орденом Красного Знамени.
<…>
31 марта 1948 г. приказом командующего КДуФ №0086 расформировано управление 3-го отряда ТЩ. Оставшиеся ТЩ переданы в 1-й
2-й отряды.
1 апреля 1948 г. из состава 1-й КБрТ исключён и передан в ОФИ КТ-924.
6 мая 1948 г. из состава 1-й КБрТ исключён и передан в ОФИ КТ-930.
6 сентября 1948 г. из состава 1-й КБрТ по железной дороге убыл в Мариуполь 1-й ДнКТЩ (командир - капитан-лейтенант Иван
Силыч Солянников, начальник штаба - капитан-лейтенант Василий Яковлевич Кошелев) в полном составе:
- 1-й отряд: 12 КТЩ (КТ-148, КТ-187, КТ-188, КТ-221, КТ-736, КТ-737, КТ-739, КТ-742, КТ-743, КТ-744, КТ-745, КТ-923);
- 2-й отряд: 12 КТЩ (КТ-189, КТ-190, КТ-191, КТ-697, КТ-698, КТ-699, КТ-700, КТ-731, КТ-732, КТ-733, КТ-734, КТ-735).
Приказом командующего КДуФ №00325 от 11 ноября 1948 г. закончено траление р. Дунай.1 В этом же приказе командующего КДуФ
приведен состав состав 1-й КБрТ (место базирования - п. Килия):
1) 2-й ДнКЭМТЩ (командир - капитан 3 ранга Николай Никитович Мягков, начальник штаба - капитан-лейтенант Михаил Андрианович
Соколов):
- 3-й отряд: пять КЭМТЩ;
- 4-й отряд: четыре КЭМТЩ;
2) 3-й ДнКТЩ (командир - капитан 3 ранга Николай Николаевич Криворотько, начальник штаба - капитан-лейтенант Николай
Иванович Жолобов):
- 5-й отряд: девять КТЩ (КТ-112, КТ-122, КТ-123, КТ-126, КТ-127, КТ-222, КТ-223, КТ-729, КТ-929);
- 6-й отряд: девять 9 КТЩ (КТ-128, КТ-134, КТ-135, КТ-145, КТ-146, КТ-147, КЭМТЩ-212, КЭМТЩ-217, КЭМТЩ-219);
3) штабной корабль Т-670 (командир - капитан-лейтенант В.С.Трегуба);
4) береговая база (командир - майор И.Ф.Жигачев);
5) 228-й базовый лазарет;
6) плавбаза ПБ-4.
<…>
18 апреля 1953 г. директивой ГШ ВМС №ОМУ/3/56282сс КТ-739 из 1-го звена 76-го ДнКТЩ переименован в "Лейтенант Киченко".
6 июля 1953 г. приказом ГК ВМС №00235 КТ-188 передан в ДОСААФ г. Херсона, КТ-190 - в ДОСААФ г. Запорожье; экипажи ТЩ
распределены по кораблям бригады.
20 июля 1953 г. в состав 116-й КБрТ передан Т-680 из прибывшего в Рении из Вены 1-го гв. ОБДнБКа.
23 сентября 1953 г. приказом ГК ВМС №00452 тральщик Т-938 выведен из боевого состава и передан в ОФИ на слом.
Приказом ГК ВМС №01735 от 12 декабря 1953 г. начальник штаба 116-й КБрТ капитан 2 ранга Н.И.Жолобов направлен на учёбу в
Академию им. К.Е.Ворошилова.
Приказом министра обороны №05672 от 9 октября 1953 г. выпускник Академии им. К.Е.Ворошилова капитан 3 ранга Василий
Николаевич Маркелов назначен начальником штаба 116-й КБрТ.
Циркуляром начальника ГОУ ГШ ВМФ №орг/3/22317 от 25 марта 1954 г. с учетом произведенных изменений определён состав 77-го
ДнКТЩ:
- управление тральщики Т-660, Т-670, Т-931, Т-932 и экипаж Т-934;1
- 4-е звено: управление и пять КТЩ (КТ-191, КТ-603, КТ-729, КТ-735, КТ-937).
<…>
Директивой ГШ ВМФ №ОМУ/1/27128 от 12 апреля 1958 г. тральщики РТ-33, РТ-35, РТ-38, РТ-39, РТ-41 исключены из состава 78-го
ДнТЩ и переданы в формируемый 105-й ДнРТЩ.
7 мая 1958 г. сформирована 70-я группа базовых плавучих средств.
1 июня 1958 г., в соответствии с директивой ГШ ВМФ №ОМУ /1/27125с от 12 апреля 1958 г. и директивой штаба ЧФ №ОМ-0570 от
мая 1958 г., в составе 116-й КБрТ с 1 июля 1958 г. сформирован 105-й дивизион рейдовых тральщиков (пять РТЩ пр.151 (РТ-33,
РТ-35, РТ-38, РТ-39, РТ-41), выведенных из 78-го ДнТЩ). Командиром дивизиона назначен капитан 3 ранга Сергей Матвеевич
Бояндин, начальником штаба - капитан-лейтенант Василий Яковлевич Белов. Постоянным местом дислокации определен п. Килия.
В период с 2 июля по 15 августа 1958 г. РТ-33, РТ-35 под командованием капитан 3 ранга С.М.Бояндина своим ходом перешли по
внутренним речным путям из Балтийска в Килию и приняты в состав 105-го ДнРТЩ.
5 июля 1958 г. открыты штаты на тральщики РТ-146 (зав. №27), РТ-147 (зав. №28), РТ-151 (зав. №29), РТ-155 (зав. №30).
13 ноября 1958 г. приказом ГК ВМФ №0450 в 105-й ДнРТЩ приняты прибывшие с БФ два РТЩ пр.151 (РТ-146, РТ-147).
10 декабря 1958 г., в соответствии с приказом командующего КДуФ №0185 от 3 ноября 1958 г., тральщики РТ-33, РТ-35, РТ-146,
РТ-147 выведены из состава 105-го ДнРТЩ и переданы в 327-й ДнБкР.
16 декабря 1958 г. приказом ГК ВМФ №0523 в 105-й ДнРТЩ приняты прибывшие с БФ два РТЩ пр.151 (РТ-154, РТ-155).
<…>
1 июня 1971 г., в соответствии с директивой НШ КЧФ от 16 января 1970 г., АК-583 из состава 327-го БДнАКа передан в состав
356-го экипажа консервации АКА 21-го ДнКР и законсервирован.
2 июля 1971 г. приказом ГК ВМФ выведены из состава ВМФ и переданы из состава 327-го гв. БДнАКа два РБК пр.192: РБК-472
-морскому клубу в г. Кимры, и РБК-473 - пионерскому лагерю "Артек".
18 июля 1971 г. три СПК пр.368 (СПК-2, СПК-27, СПК-28) из состава 217-го экипажа 21-го ДнКР убыли в Феодосию, списаны три
РТЩ (РТ-10, РТ-12, РТ-15) из состава 177-го экипажа консервации РТЩ.
5 августа 1971 г., в соответствии с директивой НШ КЧФ от 23 июля 1971 г., исключены из состава ВМФ и переданы: ПКЗ-128 -
колхоз "Придунайский рыбак", ПКЗ-103 - в Киевский ДОСААФ, ПКЗ-91, ПКЗ-15 и УТС-47 - в ОФИ.
1 ноября 1971 г., в соответствии с директивой НШ КЧФ от 17 апреля 1971 г., 48-й военно-морской госпиталь 116-й КБрРчК
переформирован в 1452-й 25-коечный базовый лазарет.
20 ноября 1971 г., в соответствии с директивой НШ КЧФ от 13 сентября 1971 г., 102-й экипаж консервации МДК, в составе трёх
МДК (МДК-10, МДК-33, МДК-34) с экипажами, передан из состава 21-го ДнКР в 184-ю БрОВР (г. Поти).
На основании директивы НШ КЧФ от 1 июня 1972 г., 78-й ДнТЩ (командир - капитан 3 ранга В.И.Новиков) переформирован в 36-е
звено рейдовых ТЩ (командир - капитан-лейтенант К.Ф.Козыренко) в составе:
- пять РТЩ пр.151: РТ-29, РТ-32, РТ-38, РТ-39, РТ-41;
- 144-я команда шнуроукладчиков: ШУ-310, ШУ-323, ШУ-341;
- минный плотик МП-2, плаввьюшка ПВ-1.
На 1 августа 1972 г. в составе 116-й КБрРчК два дивизиона - 21-й ДнКР и 327-й гв. БДнАКа:
21-й дивизион кораблей резерва (командир - капитан 2 ранга Ю.Д.Сердюков):
- 356-й экипаж консервации АКА (АК-224, АК-397, АК-583);
- 388-й экипаж консервации ДКА (ДК-170, ДК-171, ДК-516, ДК-517, ДК-525, ДК-600, ДК-601);
- 304-й экипаж консервации ДКА (ДК-160, ДК-314, ДК-577, ДК-579, ДК-580);
- 177-й экипаж консервации РТЩ (РТ-21, РТ-155, РТ-172);
<…>
В июле 1988 г. в Будапеште, с участием командования 116-й КБрРчК и офицеров штаба КЧФ, проведено совместное с 46-й БрКОВР
ВНР командно-штабное учение с обозначенными силами на картах.
В сентябре 1988 г. проведено зачётное командно-штабное учение 116-й КБрРчК с привлечением частей сухопутных войск от 54-й и
120-й мотострелковых дивизий, 23-го понтонно-мостового полка, 98-й воздушно-десантной дивизии 14-й гвардейской армии и звена
вертолётов Ми-24 и Ми-8 огневой поддержки 6-й воздушной армии ОдВО.
15 июня 1989 г. АКА-209 из состава 405-го экипажа консервации АКА 21-го ДнАКаРез передан в 327-й гв. БДнАКа, АКА-564 из
327-го гв. БДнАКа - в 405-й экипаж консервации АКА 21-го ДнАКаРез.
В 1989 г. силами Измаильской базы технического обслуживания Советского дунайского пароходства и личного состава катера
произведена модернизация АКА-527: установлены более мощные дизель-генераторы, электроэнергетическая система переведена на
переменный ток, демонтирован водогрейный котёл, удлинена надстройка, в ней размещены более мощные средства связи.
8 июля 1989 г. приказом министра обороны выпускник ВМА им. А.А.Гречко капитан 2 ранга Виталий Васильевич Цаплин назначен
начальником штаба 116-й КБрРчК.
В августе 1989 г. проведено зачётное командно-штабное учение 116-й КБрРчК с привлечением частей сухопутных войск:
мотострелковых рот 54-й и 120-й мотострелковых дивизий, 23-го понтонно-мостового полка, батальона 98-й воздушно-десантной
дивизии 14-й гвардейской армии, звена вертолётов Ми-24 и Ми-8 огневой поддержки 6-й воздушной армии ОдВО и пограничных
катеров 18-й ОБрПСКР.
В августе 1989 г. группа офицеров штаба под руководством командира 116-й КБрРчК капитана 1 ранга В.В.Исакова находилась
частях 49-й ДиРчК ТОФ (г. Хабаровск) для обмена опытом.
В сентябре 1989 г. 116-я КБрРчК силами четырёх АКА пр.1204, совместно с кораблями 197-й БрДК, 68-й БрКОВР, 92-й БрТЩ и
дивизионом ДКА 184-й БрКОВР Потийской ВМБ, участвовала в оперативно-тактическом учении "Юг-89" КЧФ.
1989 г. силами Измаильского СРМЗ им. XXV съезда КПСС и личного состава начата поэтапная перекраска АКА пр.1204 в
камуфляжный цвет.
В мае 1990 г. начато списание АКА пр.1204 (до мая 1995 г. были списаны АКА-564, АКА-602).
В июне 1990 г. тремя АКА (АКА-527, АКА-224, АКА-248) совершён штурманский поход по маршруту Измаил-Тирасполь-Измаил.
Старший на переходе - командир 116-й КБрРчК капитан 1 ранга В.В.Исаков.
<…>
8 апреля 1995 г. 327-й гв. БДнАКа в составе восьми АКА пр.1204 (АКА-209, АКА-223, АКА-224, АКА-248, АКА-582, АКА-583,
АКА-599), одного АКА пр.368РС (АКА-527) и одного РТЩ пр.12592 (РТ-278) вышел в Севастополь. Четыре АКА пр.1204 (АКА-211
"Лубни", АКА-246 "Канів", АКА-397 ""Ізмаїл", АКА-563 "Ніжин") и штабной корабль ССВ-10 ("Дунай") остались в Измаиле и
перешли под юрисдикцию Украины.
30 апреля 1995 г. в соответствии с Директивой ГШ ВМФ от 6 января 1995
г. расформированы 116-я Краснознамённая бригада речных кораблей
(командир - капитан 2 ранга В.Л.Беленко, начальник штаба - капитан 3
ранга А.В.Строганов), 21-й дивизион катеров резерва (командир -
капитан-лейтенант В.Т.Ушаков), 36-е звено рейдовых тральщиков
(командир - ст. лейтенант А.И.Фальченко), 1200-я береговая база 116-й
КБрРчК (командир - капитан 3 ранга Н.А.Анощенков) и 1152-я береговая
база 21-го ДнАКаРез (командир - капитан В.К.Калачык).