http://vk.com/submarineru Уникальное в своём роде событие - погружение и всплытие подводной лодки во время парада ВМФ в 1960 году с прохождением в подводном положении от Медного всадника, между опорами Дворцового моста до Дворцовой набережной. Напомню, что Нева даже для надводных кораблей очень опасна (помните навал катера на одном из последних парадов). Как это было? Воспоминание командира подводной лодки Р. Агапова: "НА ДЕНЬ ВМФ в 1960 году нашей лодке «М-301» выпала честь представлять подводные силы на морском параде на Неве в Ленинграде. Тогда такие парады были грандиозными. Основными их центрами были Владивосток, Ленинград и Севастополь. Тебя не надо убеждать в том, какая изнурительная работа предшествует празднику - одна покраска корпуса чего стоит! Не раз приходится перекрашивать. Колер, видите ли, не нравится начальству. Краски не жалеют, лодка должна выглядеть, как новогодняя игрушка! Участие в параде приравнивалось к выполнению боевой задачи.
За день до праздника мы, измученные, прибыли из Палдиски (была такая база в Эстонии близ Таллина. - В.К.) и встали в строй кораблей на Неве напротив Медного всадника. Впереди нас вверх по реке за двумя мостами выстроились корабли всех рангов и назначений. Флагманский крейсер стоял за Дворцовым мостом напротив Эрмитажа. Думали, вот и окончилась наша напряжёнка: отстоимся - и домой. Но не тут-то было.
Вечером меня вызвали к руководителю трюковой частью парада контр-адмиралу Папылеву. Какой морской парад проходит «без удивительных вещей»? Народ любит зрелища.
- Командир, - сказал он мне. - Мою голову посетила хорошая идея! Так сказать, гвоздь всего парада! И твоя лодка должна этот гвоздь забить. Она больше всего подходит для роли молотка. Всего 500 тонн, да и скорость подводная ничего....
Я с недоумением слушал его рассуждения.
- Пока идёт всякая официальная часть, ты тихо снимешься с бочки, погрузишься под перископ - глубины позволяют, мы проверяли, - проходишь под Дворцовым мостом и резко всплываешь перед крейсером. Представляешь фурор!
- Я ни разу не делал ничего подобного...
- Никто никогда не делал ничего подобного! Вот я и хочу, чтобы ты сделал это!
- Но...
- Никаких «но»!
Приказ есть приказ. Пришлось ответить «Есть!» и надеяться, что к утру Папылев остынет и приказ отменят. Но надежды - надеждами, а готовиться к трюку надо, и главный помощник в его выполнении - команда лодки, в которую я верил.
Провёл несколько тренировок, прямо на бочке удифферентовал лодку невской водой по нулям и приказал личному составу спать до распоряжения.
Наступило тихое праздничное утро. В сиянии утреннего солнца Нева блестела, как зеркало, а на душе становилось всё темнее. Надежды на отмену приказа таяли, и оставалось только одно - уповать на Бога. Где-то к полудню получил приказание:
- Приготовиться к трюку!
Все надежды окончательно рухнули.
Проверил перископ, нацелился на основной проход под мостом. Посадил боцмана Савченко на вертикальный руль - главное было не зацепить массивные быки моста. Сказал ему:
- Боцман, смотри, всё зависит от тебя! Если что - оторву то, что ниже пояса!
В центральном посту все рассмеялись, а боцман только хмыкнул. Оптимистичное настроение - хороший признак.
Поступила команда: «Начать движение!». Оставили швартовный конец на бочке, срочно погрузились под перископ. Дал полный ход моторами и прирос к окуляру перископа. На набережной обалдели - только была лодка, и нет её. Это я мельком заметил в перископ, быстро произведя круговой обзор.
Теперь всё моё внимание было приковано к проходу между центральными быками моста. Корректирую курс боцману, а в душе молюсь: «Господи, пронеси! Не выдай людей Своих!». Спиной чувствую - команда действует слаженно, чётко выполняет все мои приказания. Встречное течение Невы гасит скорость, но это не самое страшное, а вот завихрения воды водят нос из стороны в сторону - только бы не задеть быки. Киль лодки гремит по консервным банкам на дне реки...
Прошли!
Теперь к назначенной точке у крейсера, и с ходу: «Срочное Всплытие! Продуть главный балласт!»
Выскочил на мостик, на крейсере действительно фурор - приветственные крики, в воду летят цветы, вверх - бескозырки... Ну, слава Богу! Удалось! А у самого не только тельняшку выжимай, но и китель весь мокрый, как после хорошего дождя.
Получил с крейсера указание: «Занять своё место в строю согласно диспозиции!».
Обратный переход под мостом был не сложен, надводное положение и управление с мостика. Стали на свою бочку. Я поблагодарил команду за слаженную работу, сказав, что мы были первыми, осуществившими такой трюк. Получил радио от Папылева: «Молодец, командир! Не подвёл. Будешь поощрён».
Утром следующего дня мы снялись с бочки и ушли в родную базу, а поощрения жду по сей день...." ignorare legis est lata culpa
Погружение и всплытие, часть 1 "Регулярно пишу заметочки в ВК-сообщество "Подводный флот стран Оси 1939-1945". Подумалось: а пуркуа бы и не па насчёт продублировать некоторые из них в ЖЖ. Не все же пока вконтакте сидят. Итак, цикл о том, как осуществлялось погружение и всплытие немецкой подводной лодки. Поехали.
Часть 1. Введение. Постигать процессы погружения, удержания глубины и всплытия будем на лодке, в своё время ставшей классикой, – на лодке типа VIIC. Но для начала разберёмся с цистернами, для чего обратимся к схеме. На ней красным цветом обведены контуры прочного корпуса; голубым и светло-синим условно показаны балластные цистерны, золотистым – топливные и универсальные (балластные / резервные топливные). На лодке есть несколько групп цистерн: – балластные (предназначенные для приёма балласта, то бишь забортной воды); – топливные (для размещения запаса горючего); – утилитарные (цистерны пресной воды – питьевой и мытьевой). Утилитарные здесь не рассматриваем. Топливные пока тоже – ну, постольку-поскольку, хотя нам непременно придётся разбираться с ними чуть ниже. Займёмся балластными. Балластные цистерны – это: – цистерны главного балласта; – уравнительные цистерны; – цистерны быстрого погружения; – дифферентные цистерны; – торпедозаместительные цистерны; – цистерны плавучести. Их предназначение явствует из их названий. В цистерны главного балласта принимается балласт (вода) для обеспечения процесса погружения и движения на глубине; при всплытии балласт удаляется (выдавливается сжатым воздухом). Их три основных: I (кормовая), III (средняя) и V (носовая). Не забываем, что на немецкой лодке всё отсчитывается с кормы, а не от носа. Главные балластные цистерны I и V находятся в лёгком корпусе, а главная балластная цистерна III – внутри прочного корпуса под центральным постом. Со стороны носа и со стороны кормы к ней примыкают главные топливные цистерны. Бортовые блоки цистерн плавучести размещены по обоим бортам прочного корпуса. В каждом блоке по пять цистерн (считая с кормы): – главная балластная / резервная топливная цистерна II; – уравнительная / резервная топливная цистерна I; – уравнительная цистерна II; – цистерна быстрого погружения; – главная балластная / резервная топливная цистерна IV.
В главных балластных / резервных топливных цистернах II и IV находится топливо (вода лишь в самом низу цистерн). По мере расходования топлива уровень воды в них повышается. Когда из заборных трубопроводов вместо топлива начинает поступать вода, это означает, что топливо в них закончилось, и производится переконфигурация цистерн. Заборные топливопроводы перекрываются, а цистерны полностью продуваются-промываются (чтобы избавиться от остатков топлива, которые будут оставлять за лодкой маслянистый след). Далее они с помощью клапанов вентиляции используются как цистерны главного балласта. Уравнительные цистерны используются для точной регулировки плавучести лодки под водой. Их четыре (по две с каждого борта, I и II). Уравнительная цистерна I (для малых глубин) также является резервной топливной, а уравнительная цистерна II (для больших глубин) используется исключительно как уравнительная. Цистерны быстрого погружения (они же – цистерны отрицательной плавучести) предназначены для ускорения самого первого этапа процесса погружения, когда лодка ещё «приклеена» к поверхности воды снизу. В надводном положении они заполнены; при погружении они продуваются, когда лодка достигает глубины 10 м. Дифферентные цистерны (на такой схеме их показать не удастся) используются для установки и удержания нужного дифферента лодки – дифферента на нос, на корму или нулевого. Это делается путём перекачки небольших объёмов воды (здесь главную роль играет плечо рычага, считая от центра тяжести лодки). Они находятся в носу и в корме, составляют замкнутый контур, и перекачивать балласт (воду) между ними можно двумя способами – сжатым воздухом или непосредственно качать воду туда-сюда, благо объём перекачки исчисляется литрами (можно было также перемещать людей между отсеками, но такой способ не приветствовался – разве что при срочном погружении). Торпедозаместительные цистерны (также не показаны) служат для быстрого приёма в них воды после выстрела для компенсации веса выпущенных торпед. Сразу после выстрела поршень торпедного аппарата находится в переднем положении, и вода в трубу аппарата не поступает; вес этой части лодки резко уменьшается, и чтобы не создался нежелательный противоположный дифферент, в торпедозаместительные цистерны быстро принимается балласт (вода), вес которого равен весу выпущенных торпед. Из этих же цистерн происходит заполнение кольцевого зазора торпедного аппарата перед выстрелом. Цистерны плавучести (носовая и кормовая) находятся выше ватерлинии в самом носу и в самой корме. Функция носовой в предотвращении «подрезания» (т.е. зарывания лодки в волну при неспокойном море), а кормовой – ослабление килевой качки, а также предупреждение попадания воды в выхлопную систему компрессора «Юнкерс». Иными словами они создают дополнительный запас плавучести путём повышения надводного борта. При погружении они заполняются сами собой (при открытых клапанах вентиляции), сами же и опорожняются при всплытии. По сути это просто воздушные карманы. Всё прочее подпалубное пространство между прочным корпусом и лёгким (в надстройке и в ограждении рубки) заполняется и опорожняется само, но функции дополнительных цистерн плавучести оно, понятно, не несёт. Две основных топливных цистерны I и II находятся там же, где и главная балластная цистерна III (средняя), – в нижней части центрального отсека под палубой центрального поста, непосредственно примыкая к «средней» со стороны носа и со стороны кормы. По мере расходования топлива из них они в разряд балластных не переводятся, хотя сожжённое топливо и компенсируется забортной водой. Топливо из топливных цистерн поступает в расходный бак дизельного отделения, и уже оттуда к дизелям и к компрессору «Юнкерс» в электромоторном. Также на лодке имелось два бака для смазочного масла, без которого немыслима эксплуатация дизелей, компрессора «Юнкерс» и всех систем, где используется гидравлика (например, управление перископами и много ещё для чего). Кроме водяного балласта, лодка имеет штатный твёрдый балласт в виде чугунных чушек, которые уложены в обе стороны (в нос и в корму) от миделя, и общий вес этих чушек подбирался ещё на верфи (или перед выходом лодки из дока по окончании межпоходового ремонта). Иногда подводники имели из-за этого твёрдого балласта определённые проблемы – инженеры промахивались в расчётах, и приходилось сбрасывать за борт даже такую ценность, как питьевая вода. Равновесие лодки – сложный процесс, требующий точности, и им приходится заниматься постоянно. Расходуется топливо, торпеды, артиллерийский боезапас, продовольствие, питьевая/мытьевая вода, изменяется плавучесть – поэтому после дифферентовочных испытаний в базе и пробной дифферентовки после выхода в море этим занимаются порой чаще, чем ежедневно. Итак, кое-какие начальные знания мы обрели; теперь можно выходить в море на пробное погружение и пробную дифферентовку.