От Сергей
К 2503
Дата 01.07.2008 12:17:02
Рубрики Современность; Матчасть;

Всё уже было

Последний вертолетоносец.

В Марте 1980г. была утверждена программа военного судостроения на 1981-1999годы, одним из главных идеологов противолодочного направления флота заместитель начальника Генштаба адмирал Н.Н. Амелько, предложил концепцию относительно дешевых вертолетоносцев ПЛО для соединений флота. Предполагалось, что наибольшую военно-экономическую эффективность могла быть достигнута при их постройке в составе серии транспортных судов не мешая строительству ТАКР на ЧСЗ в Николаеве.

Разработка проекта была отдана ЦКБ «Черноморсудопроект» под руководством Ю.Т.Каменецкого, в качестве прототипа был взят Проект контейнеровоза, ролкера пр. 1609 «Капитан Смирнов» дедвейт 20000т. полное водоизмещение 35000т. два вала, длина 203м. ширина 30м. высота борта 21м. осадка 9.9м. В качестве ГЭУ на судне использовалась ГГТА М25 с утилизационным контуром и мощностью 25000л. на каждый вал, обеспечивая судну скорость хода в 26уз.
Проект получил индекс 10200 «Халзан», технический проект 1978-1980г. в процессе проектирования проект был полностью переработан и от прототипа остались только обводы подводной части корпуса.
Водоизмещение 31000т.
ГЭУ ГТУ 50000л.с.
Длина / по КВЛ 229/212 м.
Ширина 39/30 м.
Осадка 9.9 м.
Скорость хода 25-27уз.
Вооружение 8х6 – 30 АУ АК-630М
2 батареи ЗРК «Кинжал» по 6 УВП в каждой
28 вертолетов.

Или 50-60 танков, ДКАВП, Ка-29

В итоге получился дорогой и сложный вертолетоносец и в следствии резкого увеличения спусковой массы, была возможность строительства этого корабля только на ЧСЗ вместо 4-го и 5-го корпуса ТАКР, что полностью нарушало планы одновременного строительства Халзана и ТАКР. Вовремя подоспело и отрицательное заключение ЦНИИ А.Н.Крылова, Невского ПКБ и ЦНИИ ВК, в ходе которого выяснилось, что поисковая способность у Халзана в пять раз ниже чем у альтернативного пр.11780.

От info
К Сергей (01.07.2008 12:17:02)
Дата 02.07.2008 14:46:11

Всё уже было

Говоря о переоборудовании коммерческих судов во вспомогательные суда ВМС, нельзя не упомянуть бывший советский газотурбинный ролкер «Владимир Васляев» – уникальное, единственное в мире судно, ранее принадлежавшее Черноморскому морскому пароходству. В 1996 г. оно было продано компании Global Container Lines. После модернизации и переоборудования в 1997 г. во вспомогательное судно ВМС США (для Military Sealift Command) судно получило имя Roy M. Wheat. Модернизация предусматривала цилиндрическую вставку в среднюю часть судна для увеличения водоизмещения до 50 тыс. т, переоборудование судовой электростанции на частоту тока 60 Гц, установку дополнительного оборудования. Двухвальная пропульсивная установка, состоящая из двух газопаротурбинных агрегатов М25, работающих на винты фиксированного шага, осталась без изменений. Следует отметить, что ролкеры типа «Атлантика» (4 ед.) проектировались и строились в Николаеве. Головное судно «Капитан Смирнов» было построено в 1978 г. на Черноморском судостроительном заводе по проекту ЦКБ «Черноморсудопроект» (это бюро, кстати, проектировало и суда типа «Иван Папанин», к которым относится вышеупомянутый «Александр Следзюк»). Газопаротурбинный агрегат М25, состоящий из реверсивного газотурбинного двигателя и утилизационной паровой турбины, работающих через редуктор на винт, разработан СПБ «Машпроект» и изготовлен Южным турбинным заводом «Заря» (в настоящее время на базе этих двух предприятий создан научно-производственный комплекс газотурбостроения «Заря-Машпроект»). Пар для паровой турбины поступает из утилизационного котла, размещенного на выходе газов из газоотвода ГТД. Суммарная мощность агрегата составляет около 18,4 МВт. Все четыре судна серии успешно эксплуатировались Черноморским пароходством, в основном на линиях Одесса – зарубежные порты Дальнего Востока (Япония, Вьетнам). Максимальная скорость судов – 25 уз. Однако для успешной коммерческой эксплуатации скорость ролкера составляла 18–21 уз., что обеспечивалось работой агрегатов М25 в режиме перекрестной работы, когда винт одного борта приводится во вращение ГТД, а винт другого борта – утилизационной паровой турбиной, получающей пар от теплоутилизирующего контура работающего ГТД. При этом движение на ровном курсе обеспечивалось перекладкой руля приблизительно на 7. Помня, что для водоизмещающих судов скорость хода находится в зависимости от куба мощности пропульсивной установки, возникает вопрос: «Зачем коммерческому транспортному судну столь высокая скорость хода, если экономически она не оправдана?» Ответ очевиден. Максимальная скорость хода в 25 уз., наличие кормовой угловой аппарели, позволяющей осуществлять погрузку (выгрузку) колесно-гусеничной техники у обычных причалов, предназначенных для грузоообработки тарно-штучных грузов, газотурбинная установка, обеспечивающая возможность агрегатной замены главных двигателей и обладающая высокой готовностью к пуску и приему нагрузки, приводит к мысли, что вариант переоборудования при необходимости данного ролкера во вспомогательное судно ВМС приходил в голову не только нынешним его хозяевам.

Виктор ГОРБОВ, профеcсор, к. т. н.

Александр ЧЕРЕДНИЧЕНКО к. т. н., Национальный университет кораблестроения им. адм. Макарова

От info
К info (02.07.2008 14:46:11)
Дата 02.07.2008 15:05:04

Всё уже было

50 тыс ЛС, Вы прикиньте его расход топлива...
Эти суда были практически убыточными....ГТУ были такие же как и на крейсерах, но крейсер вышел в море,выполнил задачу и встал... а эти лошадки крутились 365 дней в году....

От kirill
К info (02.07.2008 15:05:04)
Дата 02.07.2008 17:24:15

Re: Всё уже...

>50 тыс ЛС, Вы прикиньте его расход топлива...
>Эти суда были практически убыточными....ГТУ были такие же как и на крейсерах, но крейсер вышел в море,выполнил задачу и встал... а эти лошадки крутились 365 дней в году....

А этим не дорого. Нормально.



http://www.msc.navy.mil/mediacenter/posters/smallposter2008.pdf

От info
К kirill (02.07.2008 17:24:15)
Дата 03.07.2008 13:11:30

Re: Всё уже...

(ИМХО) я не думаю,что он у них крутится 365 дней в году.Да и купили его не у ЧМП, а в Эмиратах...кажется у греков был... и они его быстро сплавили

От 2503
К Сергей (01.07.2008 12:17:02)
Дата 01.07.2008 13:54:16

Re: Всё уже...


>В итоге получился дорогой и сложный вертолетоносец и в следствии резкого увеличения спусковой массы, была возможность строительства этого корабля только на ЧСЗ вместо 4-го и 5-го корпуса ТАКР, что полностью нарушало планы одновременного строительства Халзана и ТАКР. Вовремя подоспело и отрицательное заключение ЦНИИ А.Н.Крылова, Невского ПКБ и ЦНИИ ВК, в ходе которого выяснилось, что поисковая способность у Халзана в пять раз ниже чем у альтернативного пр.11780.

У нас. У амов с "Иводзимой" получилось совсем иначе.
Про разницу в поисковой производительности в 5 раз - с КиНу - очень бы хотелось услышать за счет чего при одинаковом составе авиагрупп (если только на "Халзане" не "съэкономили" на системах запарвки вертолетов и подготовки их к вылету)
Причина озвученая Кин - разница в шумности, однако с учетом частотного диапазона РГБ-1 (даже не касаясь поиска ВГС в активе) это какая же ...ю шумность должна была быть у "Х" для разницы в поисковой произв в 5 раз

Мое мнение - господа ученые писали на заказ, и аргументы тянули и так и этак