От VOICE
К All
Дата 05.10.2005 13:30:00
Рубрики Современность;

Интервью: Игорь Спасский генеральный конструктор ФГУП ЦКБ "Рубин"

Интервью: Игорь Спасский генеральный конструктор ФГУП ЦКБ "Рубин"
Интервью взяла АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА
Коммерсантъ, 05.10.2005
Игорь Спасский генеральный конструктор ФГУП ЦКБ "Рубин"
"Я ползу на коленках к заводу и прошу денег для КБ"
-- С какими проблемами вы сталкиваетесь как исполнитель экспортных контрактов?
-- На мой взгляд, неверно, что новый указ президента по вопросам военно-технического сотрудничества не дает предприятиям права экспорта готовой продукции. Потому что производители, которые непосредственно заинтересованы в том, чтобы продать, работали бы гораздо эффективнее, чем "Рособоронэкспорт". Ведь "Рособоронэкспорту", например, больше нравится торговать самолетами, чем подлодками, так как в авиации цикл строительства -- два-три года, а создание подводной лодки занимает пять-семь лет. Кроме того, лодку надо уметь показать покупателю, она ведь внешне не настолько зрелищна, как самолет в воздухе. Кто сделает это более квалифицированно, чем ЦКБ "Рубин", которое уже 25 лет работает во внешней экономике? Из суммы заказа "Рособоронэкспорт" вычитает комиссионные, которые за десять лет выросли в четыре раза, и расплачивается с заводом. После чего я ползу на коленках к заводу и прошу денег для нашего КБ за проект.
-- Но к "Адмиралтейским верфям", вам, вероятно, ползти не приходится...
-- "Ползти" -- условно, конечно. С "Адмиралтейскими верфями" у нас нормальные человеческие отношения, но все равно дают слезы. В частности, за каждую подлодку проекта 636, построенную заводом, мы получаем 1,5-2% от того, что выручают "Адмиралтейские верфи". При этом в последние годы ЦКБ "Рубин" само вкладывает из прибыли в развитие своих проектов, чтобы сделать их более конкурентоспособными. Если бы мы самостоятельно вели внешнеэкономическую деятельность, у нас была бы возможность вкладываться в большем объеме.
-- С Китаем не велись переговоры о продолжении строительства серии подлодок проекта 636?
-- Разговоры были. Наше дело -- закинуть предложение, их дело -- думать.
-- Индия остается наиболее вероятным покупателем подлодки "Амур"?
-- Мы надеемся, что, может быть, еще Китай. Хотя Китай уже сформировал свой подводный флот в основном благодаря нам. Рассчитываем сделать "Амур" несколько меньших размеров, чтобы он представлял интерес еще для некоторых стран Юго-Восточной Азии. На военно-морском салоне в Петербурге проект изучала делегация Индонезии. Сейчас с ними идет процесс консультаций.
-- Но конкретных предложений нет?
-- Пока нет. В свое время нашими подлодками интересовался Таиланд, я к ним раз пять ездил, но потом у них начались кризисы. Но рано или поздно вопрос снова возникнет.
-- По поводу ремонта подлодок ведутся переговоры с одним из государств Юго-Западной Азии. По данным Ъ, это Иран. Они заказывают установку нового вооружения?
-- Не знаю. Пока они заявляли только о ремонте. Что будет, когда дело дойдет до конкретных переговоров, сказать трудно. Вот-вот должны принять принципиальное решение, и тогда будет ясно, что именно они закажут.
-- Вы считаете модернизацию подлодок перспективным направлением для российских верфей?
-- Несомненно. Лет через пять-десять наши основные заказчики -- Индия и Китай -- сами научатся строить лодки, а вот в вопросах модернизации, в том числе установки нового оружия, наше сотрудничество может быть долгосрочным. А вообще, будущее за созданием совместных предприятий. ЦКБ "Рубин" ведет такие переговоры с Индией уже около двух лет, с Китаем -- пока нет, но предложение должно возникнуть.
-- Эксперты считают, что конкурентоспособность отечественных подлодок ослабляет отсутствие отработанной анаэробной энергетической установки...
-- ЦКБ "Рубин" определило тип установки, которую нужно создавать, вопрос упирается в финансирование: несколько десятков миллионов долларов. По нашим расчетам, установка "Рубина" будет существенно проще в производстве, чем зарубежные аналоги. Анаэробные установки разработали французы, шведы, немцы. Наш проект близок к немецкой.
-- То есть ваш проект готов?
-- На уровне идеи. Дело за деньгами -- для проверок и исследований.

От VOICE
К VOICE (05.10.2005 13:30:00)
Дата 06.10.2005 10:11:38

Re: Интервью:Николай Калистратов генеральный директор ФГУП "Звездочка"

Интервью:Николай Калистратов генеральный директор ФГУП "Звездочка"
Коммерсантъ, 05.10.2005
Интервью взяла АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА

"Пока Роспром не распределяет заказы в нашу пользу"
-- Как вы заключали контракт на модернизацию индийских подлодок?
-- Первую лодку мы получили в 1997 году, завод на тот момент был в очень тяжелом финансовом положении. Контракты с Индией обеспечивают около 20% объема работ нашего завода. Мы занимаемся ремонтом подлодок на экспорт, потому что системной загрузки по гособоронзаказу нет. В среднем в два года мы сдаем Индии одну отремонтированную лодку. В конце 2005 года от нас уйдет третья по счету -- Sindhugosh, которая была доставлена на "Звездочку" летом 2002 года. В начале июня в Северодвинск прибыла четвертая лодка -- Sindhuvijay, мы сдадим ее в 2007 году. Индия увеличивает долю собственной техники на этих лодках: на Sindhugosh индийцы поставили свой гидроакустический комплекс и по ряду узлов сотрудничают с французскими специалистами. Индия вообще мечтает проводить ремонт и модернизацию на своих верфях. Наши специалисты сейчас работают в двух городах мира – в Визакхапатнаме и Бендер-Аббасе.
-- Какова судьба последнего названного вами контракта?
-- Договоренность распространялась на две лодки: одна сейчас ремонтируется в Бендер-Аббасе, а вторая должна была прийти на "Звездочку". Но сейчас принято решение, что вторая лодка будет ремонтироваться на другом российском заводе. Так всегда: когда у тех, кто строит лодки, все хорошо, они не претендуют на ремонтные заказы, как наступают тяжелые дни, начинается деление уже поделенного пирога.
-- В Визакхапатнаме сейчас ремонтируется пятая индийская лодка. Где будет производиться модернизация оставшихся -- в Индии или в России?
-- Пока не определено, но если мы удачно проведем работы там, скорее всего, они скажут, а зачем гнать лодки к вам, если вы все можете сделать в Индии? Что означает уменьшение суммы контракта в десятки раз, потому что наши специалисты выступают в Индии в основном как консультанты.
-- На какие еще зарубежные заказы по ремонту вы рассчитываете?
-- Каждая страна стремится выполнять такие работы у себя, и круг возможных заказов невелик, особенно с учетом того, что мы ремонтируем только российские лодки. Поэтому мы готовы ремонтировать надводные корабли, поставленные в Индию, страны Африки, Юго-Восточной Азии, но пока Роспром не распределяет эти заказы в нашу пользу.