От KM
К OldSalt
Дата 12.04.2020 19:15:57
Рубрики Прочее; Современность;

Re: Чем нынче...

Добрый день!

>А теперь отмотаем те же события в хронологическом порядке, чтобы получилась обещанная цепочка связей.
>1. Еще до войны в СССР были известны замечатечательные свойства тунгового дерева. Началось успешное разведение этого удивительного растения. Но в силу обстоятельств, выращивание пришлось свернуть. И, похоже, о тунге напрочь забыли.
>2-3. В руки военных моряков минимум дважды попадали корабли, покрашенные необрастающей краской. Но, делаю предположение, никому и в голову не пришло поинтересоваться её составом.
>4. Был целенаправленно добыт образец необрастающей краски. Дальнейшая судьба его мне неизвестна.
>5.. Как минимум, до середины 1980-х годов корабли ВМФ красились обычной краской. И требовались неимоверные затраты времени и сил, чтобы постоянно приводить днища кораблей в порядок.
>Такая вот грустная история.
>Интересно, кто-нибудь знает, чем сейчас красят корабли ВМФ РФ?
>Кстати, как оказалось, торговые суда СССР красили необрастающими красками с 60-х годов.

Необрастающими красками моеплаватели озаботились ещё в глубокой древности, когда корабли были деревянными, а люди на них - сами знаете какими. Покрасить/пропитать подводную часть было во много раз дешевле, чем обшивать её медными листами. Однако, удовлетворительных решений по необрастающей краске не нашлось, пришлось всё же обшивать медью.
С возникновением железных кораблей и сами понимаете каких моряков, эксперименты с краской-необрастайкой активизировались. До Второй мировой они шли во всех крупных странах, в т. ч. в СССР. Как внедрялись - отдельный разговор. Основу эффекта антиобрастания давали окись ртути, меди, олова или их соли, а также прочие токсичные химикаты. Медленно выделяясь из слоя краски они на какое-то время предотвращали обрастание, но потом их действие прекращалось и "борода" на подводной части начинала расти. Свидетельством того, что над необрастающей краской во время войны продолжали упорно работать, явился тот факт, что американцы доставали образцы краски с утопленных и захваченных немецких пл. Считалось, что немцы дальше продвинулись в этом отношении.
В ВМФ СССР однозначно использовали необрастающую краску. По крайней мере помню случай из 80-х, когда один мичман спёр банку такой краски и покрасил пол у себя в гараже. Когда ему объяснили химию процесса, ему пришлось, не на шутку перепугавшись и проклиная судьбу, отскабливать эту краску.
Сам я на торговом флоте постоянно в доковых ремонтах соприкасался с этой проблемой. Дейстительно, эффект сохраняется несколько месяцев, а потом корпус всё равно потихоньку начинает обрастать балянусом и разными травами. В тропических водах этот процесс идёт быстрее. К следующему доку корпус приходится чистить. Но всё равно по расчётам получается экономия на топливе, несмотря на то, что краска эта как правило дорогая.
Волшебные чистенькие днища иностранных кораблей - это, думаю, преувеличение. Никакая краска не даст абсолютного эффекта просто из принципа своего действия. Про натуральные ингридиенты из тунгового дерева не слышал.
В 2001 г. принята международная конвенция, которая регулирует использование необрастающих красок, запретив наиболее ядовитые из них. Все суда теперь должны иметь сертификат по покраске подводной части разрешёнными красками.

С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)

От OldSalt
К KM (12.04.2020 19:15:57)
Дата 13.04.2020 01:39:43

Re: Чем нынче...

Добрый день!
>пришлось всё же обшивать медью.
Сам-то я чистеньких днищ никогда не видел, рассказываю со слов очевидцев, которым доверяю и на основании прочитанного.
А что, на меди живность не приживается?

С наилучшими пожеланиями

От KM
К OldSalt (13.04.2020 01:39:43)
Дата 13.04.2020 08:55:09

Re: Чем нынче...

Добрый день!

>>пришлось всё же обшивать медью.
>Сам-то я чистеньких днищ никогда не видел, рассказываю со слов очевидцев, которым доверяю и на основании прочитанного.
>А что, на меди живность не приживается?

Да, медь не обрастает и древоточцы её не любят. Оксид меди - один из используемых ядовитых компонентов необрастающей краски.

С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)

От nick191
К KM (13.04.2020 08:55:09)
Дата 13.04.2020 11:26:30

Re: Чем нынче...

Здравствуйте.
>Добрый день!

>>>пришлось всё же обшивать медью.
>>Сам-то я чистеньких днищ никогда не видел, рассказываю со слов очевидцев, которым доверяю и на основании прочитанного.
>>А что, на меди живность не приживается?
>
>Да, медь не обрастает и древоточцы её не любят. Оксид меди - один из используемых ядовитых компонентов необрастающей краски.

Сейчас для покраски корпусов судов широко используют двухкомпонентные краски на эпоксидной основе. Есть несколько мировых производителей типа "Йотун". При правильной подготовке поверхности гарантия от производителя на сохранность ЛК-покрытия 5 лет.

С уважением, nick191.

От KM
К nick191 (13.04.2020 11:26:30)
Дата 13.04.2020 13:33:00

Re: Чем нынче...

Добрый день!

>>Да, медь не обрастает и древоточцы её не любят. Оксид меди - один из используемых ядовитых компонентов необрастающей краски.
>
>Сейчас для покраски корпусов судов широко используют двухкомпонентные краски на эпоксидной основе. Есть несколько мировых производителей типа "Йотун". При правильной подготовке поверхности гарантия от производителя на сохранность ЛК-покрытия 5 лет.

Да, эпоксидная база очень прочная. Но дорогая. 5-летняя сохранность подводного покрытия не всегда рациональна, т. к. докование надо проходить через 1.5-2 года и всё равно перекрашивать. Необрастающие краски обчно делают на акриловой основе, их кладут финишным слоем на борта до определённой глубины, куда свет проникает. Вообще, составление плана окраски корабля - это отдельная интересная тема.


С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)

От nick191
К KM (13.04.2020 13:33:00)
Дата 13.04.2020 15:44:22

Re: Чем нынче...

Здравствуйте.

>>Сейчас для покраски корпусов судов широко используют двухкомпонентные краски на эпоксидной основе. Есть несколько мировых производителей типа "Йотун". При правильной подготовке поверхности гарантия от производителя на сохранность ЛК-покрытия 5 лет.
>
>Да, эпоксидная база очень прочная. Но дорогая. 5-летняя сохранность подводного покрытия не всегда рациональна, т. к. докование надо проходить через 1.5-2 года и всё равно перекрашивать. Необрастающие краски обчно делают на акриловой основе, их кладут финишным слоем на борта до определённой глубины, куда свет проникает. Вообще, составление плана окраски корабля - это отдельная интересная тема.

5 лет гарантии даются только на корпуса, подготовленные под покраску до чистоты, мягко выражаясь, "состояния куриного яйца", а это серьезные деньги. Но если это сделано, то при очередном доковании нет нужды красить заново весь корпус. Только места с повреждениями слоя. Остальную часть успешно обрабатывают просто водой под давлением. Нам такую гарантию не дали. Но мы и не ходим никуда.

С уважением, nick191.

От KM
К nick191 (13.04.2020 15:44:22)
Дата 13.04.2020 16:01:54

Re: Чем нынче...

Добрый день!

>5 лет гарантии даются только на корпуса, подготовленные под покраску до чистоты, мягко выражаясь, "состояния куриного яйца", а это серьезные деньги. Но если это сделано, то при очередном доковании нет нужды красить заново весь корпус. Только места с повреждениями слоя. Остальную часть успешно обрабатывают просто водой под давлением. Нам такую гарантию не дали. Но мы и не ходим никуда.

Да, на моих пароходах использовали эпоксидную краску на подводную часть. Пескоструй до стандарта SA2, а потом два слоя плюс необрастайка по бортам. Но всё равно к следующему докованию механические повреждения, потёртости о причал, то-сё, перечищать и перекрашивать приходится. Правда, чистить уже 100%, а где-то 40...60% поверхности.

С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)

От georg
К KM (12.04.2020 19:15:57)
Дата 12.04.2020 23:48:41

Re: Чем нынче...


>Необрастающими красками моеплаватели озаботились ещё в глубокой древности, когда корабли были деревянными, а люди на них - сами знаете какими. Покрасить/пропитать подводную часть было во много раз дешевле, чем обшивать её медными листами. Однако, удовлетворительных решений по необрастающей краске не нашлось, пришлось всё же обшивать медью.
>С возникновением железных кораблей и сами понимаете каких моряков, эксперименты с краской-необрастайкой активизировались. До Второй мировой они шли во всех крупных странах, в т. ч. в СССР. Как внедрялись - отдельный разговор. Основу эффекта антиобрастания давали окись ртути, меди, олова или их соли, а также прочие токсичные химикаты. Медленно выделяясь из слоя краски они на какое-то время предотвращали обрастание, но потом их действие прекращалось и "борода" на подводной части начинала расти. Свидетельством того, что над необрастающей краской во время войны продолжали упорно работать, явился тот факт, что американцы доставали образцы краски с утопленных и захваченных немецких пл. Считалось, что немцы дальше продвинулись в этом отношении.
>В ВМФ СССР однозначно использовали необрастающую краску. По крайней мере помню случай из 80-х, когда один мичман спёр банку такой краски и покрасил пол у себя в гараже. Когда ему объяснили химию процесса, ему пришлось, не на шутку перепугавшись и проклиная судьбу, отскабливать эту краску.
>Сам я на торговом флоте постоянно в доковых ремонтах соприкасался с этой проблемой. Дейстительно, эффект сохраняется несколько месяцев, а потом корпус всё равно потихоньку начинает обрастать балянусом и разными травами. В тропических водах этот процесс идёт быстрее. К следующему доку корпус приходится чистить. Но всё равно по расчётам получается экономия на топливе, несмотря на то, что краска эта как правило дорогая.
>Волшебные чистенькие днища иностранных кораблей - это, думаю, преувеличение. Никакая краска не даст абсолютного эффекта просто из принципа своего действия. Про натуральные ингридиенты из тунгового дерева не слышал.
>В 2001 г. принята международная конвенция, которая регулирует использование необрастающих красок, запретив наиболее ядовитые из них. Все суда теперь должны иметь сертификат по покраске подводной части разрешёнными красками.
Слов много, но по сути вопроса так ничего и не сказано, а именно, краска на основе тунгового дерева у нас делается или нет? И если нет, то почему? Из-за неэффективности, или просто потому, что не знают технологии? И что по этому вопросу думают за рубежом?

>С уважением, КМ


Взаимно.